МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • А.С. Макаренко

    А.С. Макаренко

    На службе отечеству

    1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии (Сумская

    область) в семье старшего маляра железнодорожных мастерских Смена

    Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители.

    Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами.

    Отец трудился в мастерских от рассвета до заката, но заработки были

    скудными. Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек должен

    трудиться. Ему было достаточно примера отца, который рано осиротев, уже

    мальчиком вынужден был пойти работать, поэтому он и не получил никакого

    образования.

    Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда Семена

    Григорьевича уже не было в живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты

    характера и даже внешнего облика дорогого для него человека в одном из

    героев повести « Честь »: та же честность, та же прямолинейность, та же

    принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочему

    классу.

    А мать, Татьяна Михайловна… Сколько тепла вмещало сердце этой

    женщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в

    борьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная

    дружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходить

    друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали,

    чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой.

    Антон рос активным, любознательным мальчиком. Научившись читать в

    пятилетнем возрасте, до конца своих дней не расставался с книгой.

    Семён Григорьевич и Татьяна Михайловна твёрдо решили дать своему сыну

    образование. И Антон в 1895 году поступил учиться сперва в Белопольскую

    школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырёх классное училище. И в

    Белопольской школе, и в Кременчугском училище Антон учился отлично, сильно

    выделялся среди соучеников своими знаниями, своим кругозором.

    Антон Семенович Макаренко с большой теплотой вспоминал свои

    ученические годы и своих учителей, таких как Григорий Петрович Каминский и

    Константин Максимович Сальник. Г.П. Каминский был у Макаренко учителем

    словесности. Может быть благодаря ему, слово “учитель” приобрело в душе у

    Макаренко особый смысл. И после того как родители решили, что Макаренко

    пойдёт учиться дальше на учителя, он воспринял это с восторгом. С помощью

    этих педагогов Антон смог понять и осмыслить слова отца “настоящий человек

    достоин уважения, и надо стремиться стать настоящим человеком”.

    Макаренко закончил училище на пятёрки. В 1905 году он закончил

    специальные педагогические курсы, которые давали ему право преподавать в

    сельских двухклассных училищах.

    В сентябре 1905 года, юный Антон Семенович Макаренко занял должность

    учителя в двухклассном железнодорожном училище небольшого посёлка Крюков.

    Он преподавал русский язык, черчение и рисование.

    Молодой учитель не оставался в стороне от событий. В эти годы Антон

    Семенович начел изучать Марксистскую литературу, изучал работу Ленина. А

    так же Макаренко не забывал про своих учеников, знакомился с их родителями

    (железнодорожными рабочими).

    В 1905 году Антон Семенович Макаренко принимает активное участие в

    организации съезда учителей Южных железных дорог. И в речи, с которой он

    выступает на съезде, и в резолюции, которую составляют делегаты при

    непосредственном его участии, чувствуется твердость убеждений,

    определенность требований, живая заинтересованность в том деле, которому

    взялся служить Макаренко.

    Не сразу ученики восприняли Антона Семеновича как учителя. Но очень

    скоро привыкли к нему, слушали его рассказы, советы, даже иногда играли с

    ним.

    Антон Семенович был очень энергичен, он неутомимо носился из класса в

    класс с журналом под мышкой, а на переменах был слышен его смех среди

    голосов ребят.

    На уроках Антон Семенович словно порхал в воздухе, ему очень нравилось

    преподавать, говорить что-то новое для своих учеников. А каждому сидящему

    ученику казалось, что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним.

    Антон Семенович искренне любил детей. Он всегда помогал в беде,

    выслушивал, давал советы.

    Он находил и уделял время родителям своих учеников. Он делился с ними

    своими взглядами по воспитанию, давал советы. Хоть его собеседник чаще

    всего оказывался старше, к его словам прислушивались, старались их

    запомнить.

    С помощью Долинской школы Макаренко определил для себя педагогические

    принципы, которым следовал в практике последующих лет.

    В 1914 году в Полтаве открывается педагогический институт. И хоть

    Антон Семенович был учителем со стажем работы с детьми, поступить в

    институт становится следующей целью.

    Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко стал

    студентом Полтавского педагогического института.

    Макаренко сильно выделялся и среди студентов, он много читал, помнил

    все даты, факты, всё было у него в голове.

    В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Через полгода

    его сняли с учета. Макаренко был близорук.

    Антон Семенович вернулся в Полтавский педагогический институт, и

    закончил его с золотой медалью.

    Сразу после окончания учебы Макаренко едет к матери в Крюков.

    Октябрьскую революцию Макаренко принял восторженно. По его признанию,

    она открыла перед ним невиданные перспективы.

    Вскоре Антон Семенович получает новое назначение, он становится

    директором 10-й Полтавской трудовой школы. Из этой школы вышло много

    большевиков.

    В 1920 году Советское правительство поручило отделам народного

    образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей.

    Заведующий Полтавским районом предложил Антону Семёновичу взять на себя

    это сложное дело.

    Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужные

    нашей стране, нашему народу, и «делать» таких людей надо по новому, но как

    – никто не знал. Не знал и Макаренко. И хоть Макаренко понимал, что надо

    искать новые методы образования, он не испугался, и пошел по этому трудному

    пути.

    Его первые воспитанники прибыли 4 декабря, их было шестеро.

    Они не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить

    воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателей

    просто не замечали. Когда им хотелось есть, они воровали еду. Когда они

    мёрзли, они жгли мебель или забор. Макаренко с каждым днем терял все

    больший и больший контроля над ними. Но Макаренко не сдавался и добился

    своей цели. Как-то раз в гневе своего воспитателя, воспитанники увидели

    обиду за общее дело колонии. Воспитанники поверили в своего педагога. После

    этого, требования Макаренко начали безоговорочно выполняться.

    Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания коллектива

    он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела

    важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные,

    даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива

    советских людей.

    Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила его в том,

    что огромное значение для создания коллектива имеет труд, объединяющий

    людей. После этого Макаренко стал понимать правдивость своих выводов.

    Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип,

    которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно

    больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».

    Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы В. И.

    Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли

    его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды

    прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.

    В это время на окраине Харькова чекисты строили здание для новой

    детской коммуны. Они попросили Макаренко посмотреть здание с педагогической

    точки зрения. Макаренко посмотрел, внёс кое-какие изменения.

    Антон Семенович Макаренко предложил свою педагогическую систему.

    Нашлись и противники этой системы. Сначала они были против, но в конце

    концов они признали предложенную систему воспитания несоветской молодёжи.

    Чекисты открывали перед Макаренко огромные возможности. И Антон

    Семенович Макаренко 3-го сентября 1928 года ушел с поста заведующего

    колонией имени М. Горького (где он проработал 8 лет), и возглавил трудовую

    коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Возглавив

    коммуну, Макаренко используя опыт полученный им в период работы в колонии,

    продолжал интенсивную работу.

    Коммуна существовала на средства которые добровольно отчисляли из

    своей зарплаты чекисты.

    Макаренко требовал от своих воспитанников, чтобы у них было уважение к

    человеку, к товарищу. Антон Семёнович очень хотел, чтобы его ребята,

    лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла,

    всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Макаренко был строг со

    своими воспитанниками, но они ощущали необыкновенную силу настоящей дружбы.

    Антон Семенович с детства любил природу, любил походы, разговоры у

    костра. Он хотел, чтобы эти радости жизни не обошли его воспитанников, вить

    в этих походах расширяется кругозор, определяются интересы.

    4-го июня 1934 года Антон Семёнович Макаренко был принят в члены Союза

    советских писателей СССР.

    В июле 1935-го года Макаренко был назначен на должность помощника

    Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Он

    распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.

    В жизни Макаренко особую роль сыграл А.М. Горький. Он был его

    советчиком, его руководителем, его большим другом. Горький был для

    Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел, кто поддерживал его

    в трудную минуту.

    Художественная деятельность

    Макаренко собирался написать несколько работ, в которых хотел обобщить

    некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической

    поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930 года

    написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива

    “Дзержинцев” в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года

    – опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».

    В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение

    «Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я

    часть «Педагогической поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этого

    замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко

    примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».

    В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и пьесу

    «Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах

    говорилось о “Дзержинцах”, об их труде, учении, характерах, их праздниках и

    буднях.

    Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это время он много

    пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённые

    вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций о

    воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения.

    Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской

    организации, членом которой он стаёт.

    Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моя

    тема образцовая, воспитательный советский коллектив, давно сложившийся,

    растущий материально и духовно».

    В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для родителей».

    Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода

    повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты

    своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым.

    Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали

    проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как

    относились к этой моральной категории различные классы.

    Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой для

    родителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной Стахиевной

    Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала

    внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей.

    Государственные награды

    29-го декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны, Макаренко был

    торжественно премирован коллегией Государственного политического управления

    УССР грамотой и золотыми именными часами. Правление трудовой коммуны

    премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а народный

    комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.

    1-го февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён

    Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы».

    Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.

    В УССР в 1958 году учреждена медаль “Макаренко”, которой награждаются

    особо отличившиеся учителя и др. работники народного образования.

    Личный вклад

    Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического

    воспитания показал огромные возможности целенаправленного воспитательского

    воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется

    закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского

    народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского

    государства в области политического воспитания.

    Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового

    общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено

    постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая

    система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.

    Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив,

    методику целесообразного в зависимости от конкретных условий

    организационного строя коллектива, самоуправления, дисциплинирования,

    формирования общества мнения как регулятора отношений в коллективе,

    непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития

    традиций и др. В методике Макаренко четко определена решающая роль

    руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство

    педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на

    задачах формирования “воспитательного коллектива”, Макаренко подчеркивал

    необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в

    отдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив (“педагогика

    параллельного действия”) и непосредственно педагогом. Сущность своего

    педагогического опыта Макаренко определял принципом «Как можно больше

    уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Макаренко

    старался “проектировать лучшее в человеке”, стремился видеть в личности

    воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный

    гуманист Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и

    профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и

    политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь

    марксистко-ленинской идеи соединения обучения воспитания с производительным

    трудом учащегося. Макаренко многое сделал для развития советской теории

    развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой

    пропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье. Макаренко

    утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем

    перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым

    своим шагом – вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный,

    простой, искренний тон в отношениях с детьми.

    “Я писатель Макаренко”

    1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко на 51 году жизни

    скончался в поезде направляясь на кинофабрику. Умер он со словами: “Я

    писатель Макаренко”. Врачи констатировали смерть от разрыва сердечной

    мышцы.

    Елабужский государственный педагогический университет

    Кафедра педагогики

    Контрольная работа на тему:

    А.С. Макаренко

    Работу выполнил

    студент 1 курса

    факультета иностранных языков 335 группы

    Нечепурнов Егор

    Александрович

    Научный руководитель:

    Старший преподаватель кафедры педагогики:

    Немтылев Анатолий

    Анатольевич

    Елабуга 2003


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.