МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль финансово-промышленных групп в инвестиционном процессе

    Роль финансово-промышленных групп в инвестиционном процессе

    СОДЕРЖАНИЕ:


    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

    1.                 ФПГ – их роль в инвестиционном процессе…………………………….5

    2.                 Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности…...12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29

    ВВЕДЕНИЕ


    Создание финансово-промышленных групп - один из самых наиболее перспективных способов преодоления инвестиционного кризиса в стране. ФПГ как структура, объединяющая в единое целое финансовый и промышленный капитал, создается в целях обеспечения эффективного (за счет более рационального распоряжения финансовыми ресурсами) и ускоренного развития науки и промышленного производства. Это достигается путем диверсификации в направлении освоения новых видов промышленной продукции и услуг, гарантирующих наивысшую и устойчивую прибыль.

    ФПГ выступает как средство комплексной и экономически эффективной загрузки мощностей предприятий, не получивших достаточных заказов для государственных нужд, и адресной финансовой поддержки.

    В современной России актуальность приобретает проблема создания в экономике конкурентоспособных организационных структур. Финансово-промышленные группы призваны стать ключевым звеном в институциональной основе реформируемой экономики, повысить ее конкурентоспособность как на мировых, так и на внутренних рынках, стать проводниками структурной перестройки хозяйства. Процесс создания ФПГ требует значительного содействия со стороны государства. Это ставит следующие задачи перед органами государственной власти: снять все искусственные препятствия на пути к объединению капиталов, разработать меры по оперативной поддержке данного процесса, обеспечить его равномерное распространение в различных сферах деятельности.

    В широком смысле слова, инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

    В узком (экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

    Содержанием инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества.

    Цель данной работы: выявление основных направлений государственной инновационной политики в развитых странах Запада и выявить роль ФПГ в российском инвестиционном процессе

    1. ФПГ – их роль в инвестиционном процессе


    C экономической точки зрения понятие «финансово-промышленная группа» можетпотребляться в двух взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. В широком смысле им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновения промышленного и финансового капитала [5, с.10]. В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах, и сопровождается официальным признанием и включением в Реестр ФПГ Российской Федерации [5, с.10].

    Таким образом, ФПГ выступает наиболее организованным объединением разнородных предприятий и организаций, удачно сочетающим их интересы, позволяющим полнокровнее использовать возможности каждого участника в достижении общественных целей, наиболее соответствующих условиям современной рыночной экономики.

    В финансово-промышленных группах происходит объединение этих двух форм капитала в финансово-промышленный капитал, для которого присущ специфический характер движения и особая форма кругооборота. Его применение позволяет значительно повысить отдачу и получить приращенный доход в результате их объединенного функционирования. Временно высвободившиеся денежные средства на одном предприятии – участнике финансово-промышленной группы – могут направляться на покрытие потребности в денежных средствах других предприятий – членов группы, так как движение их капиталов и скорость оборотов различны. Это дает экономию денежных средств, поскольку не привлекается извне заемный капитал. Кроме того, временно свободные денежные средства предприятий уже в качестве банковского капитала могут использоваться для эмиссии ценных бумаг, спекулятивных сделок, валютных операций, сложных и нетрадиционных коммерческих схем и комбинаций, размещения ссуд и других активов в любом месте и т.д. Следовательно, в процессе кругооборота промышленного капитала в ФПГ создаются условия для высвобождения денежных средств, которые могут оборачиваться как банковский капитал вследствие отсутствия четких границ между ними. В тоже время банковский капитал получает возможность более рационально, с меньшим риском осуществлять свой кругооборот. Эффект от объединенного использования капиталов (банковского и промышленного) значительно выше суммы результатов их отдельного функционирования. И это только один аспект возникновения и функционирования финансово- промышленного капитала, появления новых организационно-хозяйственных структур, которые обеспечивают сочетание интересов, и стремление к максимизации прибыли всех участников финансово-промышленной группы.

    Отличительными признаками финансово-промышленной группы являются:

    ·                   обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций;

    ·                   наличие главной, центральной кампании;

    ·                   государственная (федеральная или региональная) экспертиза организационного проекта;

    ·                   государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы;

    Принадлежность участников финансово-промышленной группы к тем сферам деятельности, которые определяют научный, производственный и экспортный потенциал Российской Федерации.

    Специфика российской действительности определяет типы финансово-промышленных групп, которые, несмотря на общие закономерности и принципы организационного построения, чрез­вычайно разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам.


    Классификационный признак

    Вид ФПГ



    По происхождению капитала

    Бывшие отрас­левые министерства (ведомства) или крупные гособъеди­нения

    Промышлен­ные предприятия, стремящиеся восстановить или сохранить старые хозяйственные связи, обеспечить нормальное снаб­жение

    Крупные банки, выступающие инициаторами создания групп, объединяя бывшие госструктуры и частные компании

    По технологическому признаку и ха­рактеру производственных связей

    Горизонтально интегрированные

    Вертикально интегрированные

    Диверсифицирован­ные образования (конгломераты)

    По территориальному признаку

    Региональные

    Межрегиональные

    Транснациональные или международные

    По признаку легитимности функционирования

    Формальные (официально зарегистрированные)

    Неформальные

    По способу создания


    Сформированные по решению органов власти

    Сформированные в инициативном порядке

    По инициатору формирования

    Банковские

    Промышленные

    Торговые

    По организационному строению

    «Мягкие»

    «Жесткие»


    По организационно-правовой структуре

    ФПГ, где координирующим центром является финансово-кредитный институт

    ФПГ, где центральным звеном является головная компания

    ФПГ, где объединение капитала идет путем сознания единой акционерной компании




    По отраслевому признаку

    ФПГ в химической, нефтехимической промышленности, в строительстве, в производстве сельскохозяйственной продукции, в черной и цветной металлургии, в автомобилестроении (включая выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования), в общем машиностроении, в пищевой промышленности, в легкой промышленности, в приборостроении и радиоэлектронике, добыче и переработке нефти и т.д.

    В зависимости от величины группового оборота

    Крупные

    Средние

    Мелкие

    По экспортной направленности

    ФПГ с участием иностранных партнеров

    ФПГ без участия иностранных партнеров


    Формирование финансово-промышленных групп оказывает разностороннее положительное воздействие на развитие отечественной экономики, укрепление российского государства.

    Можно, в частности, отметить следующие моменты.

    Стабилизация производства. ФПГ создают благоприятные условия для объединения технологически и кооперационно-связанных предприятий.

    Улучшение инвестиционного климата. ФПГ усиливают интеграцию банковского и промышленного капитала.

    Финансовая стабилизация предприятий. Сосредоточение в банке ФПГ взаиморасчетов взаимодействующих предприятий – участников группы стабилизирует платежи между ними, снижает нагрузку на межбанковскую инфраструктуру.

    Структурная трансформация. ФПГ содействует развитию механизма межотраслевого и внутриотраслевого перераспределения ресурсов на приоритетных направлениях развития нашей экономики.

    Ускорение научно-технического прогресса. ФПГ способствует более точной стратегической ориентации развития участников финансово-промышленных групп.

    Вхождение в состав финансово-промышленных групп кредитно-финансовых учреждений облегчает приобщение производства к рыночной конъюнктуре и ее изменениям. Налаживая конкурентоспособное производство, ФПГ помогает устранить монополизм, связанный с концентрацией выпуска конкретной продукции на одном предприятии. В ФПГ обретают надежных партнеров предприятия среднего и малого бизнеса. Становление мощных отечественных ФПГ уменьшает зависимость страны от импорта, способствует либерализации внешнеэкономических связей.

    ФПГ помогают ставить экономические преграды против засилья поставщиков над потребителями, причем более результативно, чем при административных барьерах.

    Для повышения эффективности ФПГ целесообразно решить следующие задачи [2, C.22]:

    ·                   активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных сателлитов и увязывая тесными кооперированными связями;

    ·                   расширить механизм создания в рамках ФПГ дочерних, зависимых компаний и совместных предприятий, в том числе и с привлечением зарубежного капитала;

    ·                   разнообразить виды и формы деятельности финансовых организаций в рамках групп, включая в их состав не только универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие более гибко привлекать и использовать временно свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска их потерь;

    Создание законодательных основ предполагает обеспечение условий для организации и развития ФПГ, а также разработку методов государственного стимулирования, приводящих к образованию механизма договорных отношений между правительством и финансово-промышленными группами. Полномасштабное регулирование ФПГ со стороны государства включает в себя регулирование следующих параметров деятельности ФПГ: цена, качество, количество оказываемых услуг, условия обслуживания, наличие товара.

    Функционирование механизма государственного регулирования происходит следующим образом: субъект регулирования (государство) оценив специфику ФПГ, ее роль в национальной экономической системе определяет цели регулирования, выбирает способы, средства достижения цели, формы использования этих средств, применение которых приводит к определенному результату воздействия на объект регулирования (ФПГ), после чего контролируется и оценивается полученное состояние объекта регулирования.

    На основе изучения природы ФПГ можно предложить следующие направления корректировки российской системы государственного регулирования. Прежде всего, необходима четкая постановка государством долгосрочных и краткосрочных целей и задач ФПГ применительно к каждой отрасли.

    Контролирование ФПГ включает в себя контроль за соблюдением правил регистрации и контроля за деятельностью образованных групп. Следующий вид контроля осуществляется путем обследования официальной отчетности, путем аудиторских проверок, через введение в состав советов управляющих представителей исполнительной власти и т.д.

    Фактором повышения интеграционной активности была предусмотренная Указом Президента РФ от 05.12.1993 года № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» возможность оказания ФПГ трех видов государственной поддержки [2, C.24]:

    ·                    передача группе (участнику) в доверительное управление временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий-участников ФПГ;

    ·                    зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга) для ФПГ-покупателя;

    ·                   предоставление государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога.

    Закон «О финансово-промышленных группах» расширил перечень возможных форм государственной поддержки ФПГ. Это:

    1) зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объеме предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов инвестиций для покупателя в лице центральной компании той же ФПГ;

    2) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

    3) передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;

    4) предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

    5) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ;

    6) возможность предоставления банкам-участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льгот, предусматривающих снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности;

    7) возможность ведения консолидированного [1, c.38]:

    Из всех перечисленных форм поддержки можно признать «работающим» пока лишь пункт третий.

    Таким образом, объем государственной поддержки ФПГ пока минимален. Очевидно, что он не может служить главным стимулом, подталкивающим к обретению статуса ФПГ.

    Вместе с тем, до сих пор не было прецедентов официальной ликвидации финансово-промышленной группы.

    Главное при создании ФПГ – это способствование росту эффективности производства и развитию конкуренции, но именно достижение этих целей весьма затруднено из-за несоответствия продукции ряда отраслей рыночной конъюнктуре. Одним из путей решения данной проблемы является согласование межгосударственной промышленной политики, использующей цивилизованные формы промышленной интеграции и построенной на новой системе интеграционных связей. Важным элементом такой системы могли бы стать межгосударственные финансово-промышленные группы (МФПГ).


    2. Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности


    Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

    К особенностям реализации научной и инновационной политики в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

    По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять [8, c. 54]:

    1.                 Государственные стратегии активного вмешательства;

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.