МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Томас Гоббс

               Итак, в  самой  природе  людей  заложены  причины  для  соперничества, недоверия  и  страха, которые  приводят  к  враждебным  столкновениям  и  насильственным  действиям, направленным  на  то, чтобы  погубить  или  покорить  других. К  этому  присоединяется  жажда  славы  и  разногласия  во  мнениях, которые  также  заставляют  людей  прибегать  к  насилию. Словом  возникает  “война  всех  против  всех”. В  ходе  такой  войны  люди  употребляют  насилие, чтобы  подчинить  себе  других  или  же  в  целях  самозащиты. Но,  так  или  иначе, каждый  является  врагом  каждого, полагаясь  только  на  собственную  силу  и  ловкость, находчивость  и  изобретательность.

              О  подобном  состоянии  всеобщей  войны  и  противоборства  Гоббс  пишет  как  о  “естественном  состоянии  человеческого  рода”  и  трактует  его  как  отсутствие  гражданского  общества, то  есть  государственной  организации, государственно-правового  регулирования  жизни  людей. В  естественном  состоянии, отмечал  философ, действует  лишь  естественное  право, позволяющее  человеку  “делать  все, что  ему  угодно  и  против  кого  угодно”. Мерилом  права  в  естественном  состоянии  является  польза, ибо  каждый  человек, действуя  на  свой  страх  и  риск, добивается  того, что  ему  выгодно, что  служит  его  интересам.

              Гоббс  не  только  не  идеализировал  естественное  состояние  человечества, а, напротив, подчеркивал, что  оно  мешает  нормальному  развитию  общественной  жизни, отвлекает  силы  и  способности  людей  от  созидательной  деятельности. В  естественном  состоянии, писал  Гоббс, нет  места  трудолюбию, так  как  никому  не  гарантированы  плоды  его  труда  и  даже  собственная  безопасность. Понятно, что  у  людей  в  таком  состоянии  отсутствуют  всякие  стимулы  для  занятия  земледелием  и  скотоводством, для  развития  ремесла  и  торговли. Не  могут  при  таких  условиях  появиться, естественно, науки  и  искусства. Словом, в  обществе, где  нет  государственной  организации  и  управления, царят  произвол  и  бесправие, «и  жизнь  человека  одинока, бедна, беспросветна, тупа  и  кратковременна».

              Не  удивительно, что  люди  жаждут  выйти  из  этого  жалкого  состояния, стремятся  создать  гарантии  мира  и  безопасности. Чувства  и  разум  диктуют  им  необходимость  отказа  от  естественного  состояния  и  перехода  к  государственному  устройству. В  итоге  подобных  устремлений  естественное  право  уступает  место  естественному  закону, согласно  которому  «человеку  запрещается  делать  то, что  пагубно  для  его  жизни  или  что  лишает  его  средств  к  ее  сохранению».        

              Согласно  Гоббсу, следует  различать  право  и  закон, ибо  право  состоит  в  свободе  делать  или  не  делать  что-либо, между  тем  как  закон  определяет  и  обязывает  к  тому  или  другому  члену  этой  альтернативы. Важно  также  подчеркнуть, что  естественный  закон, по  Гоббсу, не  есть  результат  соглашения  людей, а  представляет  собой  предписание  человеческого  разума. Страх  смерти, желание  не  только  сохранить  свою  жизнь, но  и  сделать  ее  приятной  -  таковы, по  Гоббсу, чувства, склоняющие  людей  к  миру. Разум  же  подсказывает  людям  тот  путь, который  может  обеспечить  им  мирную  жизнь  и  процветание. Таким  велением  «правого  разума»  и  выступает  естественный  закон, предписывающий  людям  добиваться  мира  и  согласия.

              Первый  и  основной  естественный  закон  гласит: нужно  искать  мир  всюду, где  можно  его  достичь; там  же, где  мира  достичь  невозможно, нужно  искать  помощи  для  ведения  войны. Из  основного  закона  Гоббс  выводит, остальные  естественные  законы.  При  этом  особое  значение  он  придает  второму  естественному  закону, гласящему: «...право  всех  на  все  невозможно  сохранить, необходимо  или  перенести  на  других  некоторые  права, или  отказаться  от  них».

              Комментируя  этот  закон, Гоббс  указывает, что  в  том  случае, если  бы  каждый  человек  стремился  удержать  свое  право  на  все, люди  находились  бы  в  состоянии  войны. Но  так  как, согласно  первому  естественному  закону, люди  стремятся  к  миру, то  они  должны  согласиться  отказаться  от  права  на  все  вещи  и  довольствоваться  такой  степенью  свободы  по  отношению  к  другим, какую  они  допустили  бы  по  отношению  к  себе. Но  что  значит  отказ  от  права? Отказаться  от  права  на  что-нибудь, поясняет  Гоббс  в  «Левиафане», это  значит  лишиться  свободы  препятствовать  другому  человеку  пользоваться  правом  на  то  же  самое. Тот, кто  отказывается  от  своего  права, не  дает  этим  ни  одному  человеку  права, которым  последний  не  обладал  бы  ранее, ибо  от  природы  все  люди  имеют  право  на  все. “Отказаться  от  своего  права  означает  лишь  устраниться  с  пути  другого, означает  лишь  устраниться  с  пути  другого, с  тем, чтобы  не  препятствовать  ему  в  использовании  его  первоначального  права”. Отрекаясь  или  отступаясь  от  своего  права, человек  берет  тем  самым  на  себя  определенное  обязательство, или  долг. Причем  сила  подобных  обязательств  лежит  не  в  их  собственной  природе, подчеркивает  автор  “Левиафана”, ибо  человек  весьма  легко  нарушает  данное  им  слово, а  в  боязни  того  зла, которое  неминуемо  влечет  за  собой  их  нарушение. Важно  также  отметить, что, согласно  Гоббсу, не  все  права  человека  могут  быть  отчуждаемы. Прежде  всего  человек  не  может  отказаться  от  права  защищать  свою  жизнь  и  оказывать  сопротивление  тем, кто  нападает  на  него. Нельзя  требовать  и  отказа  от  права  сопротивления  насилию, попыткам  лишения  свободы, заключения  в  тюрьму  и  т.п. Отчуждение  прав  может  происходить  посредством  или  простого  отречения  от  них, или  же  перенесением  на  другое  лицо. Взаимное  перенесение  прав  осуществляется  людьми  в  форме  договора. Соглашения  могут  заключаться  людьми  как  под  влиянием  страха, так  и  добровольно.

              Всего  в  “Левиафане”  Гоббс  упоминает  девятнадцать  естественных  законов. Достаточно  сказать, что  большинство  из  них  носит  характер  требований  и  запретов: быть  справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным  и  в  то  же  время  не  быть  жестоким, мстительным, надменным, вероломным  и  т.д. Резюмируя  все  естественные  законы, Гоббс  сводит  их  к  одному  общему  правилу: ”не  делай  другим  того, чего  ты  не  желал  бы, чтобы  было  сделано  по  отношению  к  тебе".

              Именно  государство, подчеркивал  мыслитель, созданное  в  целях  обеспечения  мира  и  безопасности, в  состоянии  гарантировать  соблюдение  естественных  законов, придавая  им  характер  законов  гражданских. Гражданские  законы, по  своему  содержанию  совпадают  с  естественными  законами  и  отличаются  от  них  только  тем, что  опираются  на  силу  государственной  власти. Поэтому  всякие  произвольные  выдумки  законодателей  не  могут  быть  гражданскими  законами, так  как  последние  по  сути  являются  теми  же  естественными  законами. Их  нельзя  ни  отменять, ни  изменять  простым  волеизъявлением  государства.       

     

    УЧЕНИЕ  О  ГОСУДАРСТВЕ.


              В  своей  книге  “О  гражданине”, Гоббс  в  систематической  форме  трактовал  вопросы  о  происхождении  и  сущности  государства. Ошибочное, по  мнению  Гоббса, положение  о  том, что  человек  есть  общественное  животное  имеет  своим  источником  поверхностное  рассмотрение  человеческой  природы. Когда  гражданское  общество  уже  установлено, когда  государство  давно  существует, может  показаться, замечает  Гоббс, что  люди  не  в  состоянии  жить  вне  общества, что  ими  движет  прирожденная  склонность  к  общественной  жизни. Однако  первоначальное  состояние  людей, которое  существовало  до  возникновения  государства, было  состоянием  ожесточенной  и  всеобщей  войны, постоянного  соперничества, жестокой  конкуренции. Это  состояние  войны  всех  против  всех  Гоббс  отнюдь  не  случайно  называл  естественным  состоянием  человеческого  рода. Оно  является  таковым, потому  что  соответствует  эгоистической  природе  человека, его  животному  естеству. Но  люди  обладают  не  только  “животными  страстями”, у  них  есть  также  страсти, склоняющие  их  к  миру: страх  смерти, чувство  самосохранения. Главное  же  состоит  в  том, что  у  людей  есть  “естественный  разум”, велением  которого  и  выступает  требование  мира. Это  требование - первый  и  основной  естественный  закон, который  предписывает  людям  вступить  в  соглашение  друг  с  другом  с  целью  обеспечения  безопасности. Гарантией  же  безопасности  может  быть  только  такая  общая  власть, которая  объединяет  и  сплачивает  множество  людей, которая  обладает  реальной  силой, чтобы  защищать  людей  от  внешних  врагов  и  от  несправедливостей, чинимых  друг  другу. Короче  говоря, чтобы  люди  жили  в  мире, чтобы  они  могли  заниматься  мирным  трудом, необходима  абсолютная  власть  государства – того  великого  Левиафана, которому  мы  обязаны  своим  миром  и  своей  защитой.

              Это  власть  земного, а  не  небесного  происхождения. Она  возникла  не  по  божественному  установлению, а  в  результате  общественного  договора, добровольного  соглашения  людей. Правда  существует  и  другой  путь  образования  государства. Это  путь, основанный  на  силе и  завоевании. Гоббс  называет  его  “естественным  способом  происхождения  государства”. Но  философ  отдает  предпочтение  политическому  государству, установленному  самими  людьми  в  своих  общих  интересах. В  этом  случае  “граждане  по  собственному  решению  подчиняют  себя  господству  одного  человека  или  собранию  людей, наделяемых  верховной  властью”. В  сосредоточении  власти  в  руках  одного  человека  или  же  собрания  людей  Гоббс  и  усматривал  сущность  государства. Развернутое  же  определение  последнего, содержащееся  в  “Левиафане”, гласит: “государство  есть  единое  лицо, ответственным  за  действия  которого  сделало  себя, путем  взаимного  договора  между  собой, огромное  множество  людей, с  тем, чтобы  это  лицо  могло  испытать  силу  и  средства  их  так, как  сочтет  необходимым  для  их  мира  и  общей  защиты”. В  этом  определении  следует  обратить  внимание  на  три  момента: 1) Государство  есть  единое  лицо. Это  не  означает, что  во  главе  государства  должен  обязательно  стоять  один  человек. Суверенная  власть  может  принадлежать  и  “собранию  людей”. Но  в  обоих  случаях  власть  государства  едина  и  нераздельна, она  сводит  волю  всех  граждан  “в  единую  волю”. 2) Люди, создавшие  государство  путем  взаимного  договора, не  только  санкционируют  все  его  действия, но  и  признают  себя  ответственным  за  эти  действия.  3) Верховная  власть  может  использовать  силы  и  средства  подданных  так, как  сочтет  это  необходимым  для  их  мира  и  защиты. При  этом  верховная  власть  не  несет  какой-либо  ответственности  за  свои  действия  перед  подданными, и  не  обязана  отчитываться  за  эти  действия  перед  ними.

              Государство  по  Гоббсу, это - великая  и  могучая  сила, своего  рода  “смертный  Бог”, безраздельно  властвующий  над  людьми  и  возвышающийся   над  ними. И  хотя  люди  создали  эту  силу  для  защиты  своей  жизни  и  обеспечения  безопасности, то  есть  в  своих  собственных  интересах, она  действует  так, как  считает  нужным, и, ни  в  чем  сама  не  зависит  от  своих  подданных, требует  от  них  беспрекословного  подчинения  и  полного  послушания. И  Гоббс  делает  вывод: “Верховная  власть  не   может  быть  по  праву  уничтожена  решением  тех  людей, соглашением  которых  она  была  установлена”.  

              Для  оправдания  верховной  власти  государства  Гоббс  выдвигает  тезис: “Верховная  власть  не  столь  пагубна, как  отсутствие  ее”. Развивая  его, философ  утверждал, что  неудобства  и  стеснения, проистекающие  из-за  неограниченной  власти  суверена  над  подданными, не  идут  ни  в  какое  сравнение  с  бедствиями  и  несчастьями, сопутствующими  гражданской  войне, или состоянием  безвластья, когда  люди  не  подчиняются  законам  и  не  признают  над  собой  никакой  власти, удерживающей  их  от  грабежа  и  насилия. Словом, единственной  альтернативой  состоянию  войны  всех  против  всех  служит, по  Гоббсу, ничем  не  ограниченная  государственная  власть. Интересно, что  прерогативы  верховной  власти  распространялись  Гоббсом  и  на  имущественные  отношения  граждан  и  на  их  духовную  жизнь. Государство  и  только  государство  может  предписывать  те  правила, которые  указывают  каждому  человеку, какими  благами  он  может  пользоваться  и  какие  действия  он  может  предпринимать  с  целью  преумножения  этих  благ. Государство  стоит  на  страже  частной  собственности  граждан, да  и  само  существование  собственности  целиком  зависит, по  Гоббсу, от  установления  верховной  власти, ибо  до  этого, в  естественном  состоянии, когда  все  люди  имели  право  на  все, ни  о  каком  владении  собственностью  не  могло  быть  и  речи. Государство  призвано  осуществлять  контроль  и  за  умами  своих  подданных, следить  за  тем, чтобы  не  получали  распространения  мнения  и  учения, противодействующие  миру  и  согласию. С  этой  целью  Гоббс  считает  не  только  возможным, но  и  необходимым  введение  цензуры. По  мнению  Гоббса, свобода  подданных  вполне  совместима  с  неограниченной  властью  суверена, если  под  свободой  понимается  не  свобода  от  законов, а  свобода  делать  то, что  не  указано  в  соглашениях  с  властью. Гоббс  выступал  против  мелочной  регламентации  личной  жизни  граждан  со  стороны  верховной   власти, которая  предоставляла  известные  права  и  свободы  в  этой  области. “Законы  не  должны  регулировать  дела  людей  более  детально, чем  того  требует  благо  граждан  и  государства”,-отмечал  философ.

              Гоббс  выступает  как  противник  теории  разделения  властей, согласно  которой  законодательная, исполнительная  и  судебная  власти  не  должны  совпадать. Такое  разделение  властей  было  для  него  единственной  причиной  гражданской  войны  в  Англии. Государственная  власть, как  считает  Гоббс, чтобы  выполнить  свое  главное  назначение (обеспечение  мира  и  безопасности  граждан), должна  быть  нераздельной  и  суверенной. Она  должна  стоять  выше  всех  и  не  должна  подлежать  чьему-либо  суду  и  контролю. Она  должна  быть  выше  всех  законов, ибо  все  законы  устанавливаются  ею, и  только  от  нее  получают  свою  силу. Верховная  власть, выражающая, по  его  мнению, общие  интересы  подданных, изображается  как  надклассовая  сила. За  ней  он  не  видит  ни  экономических, ни  политических  интересов  каких-либо  социальных  групп.

              Целиком  подчиняя  индивида  абсолютной  власти  государства, Гоббс, тем  не  менее, оставляет  ему  возможность  воспротивиться  воле  суверена.  Эта  возможность  -  право  на  восстание. Она  открывается  лишь  тогда, когда  суверен, вопреки  естественным  законам, обязывает  индивида  убивать  или  калечить  самого  себя, либо  запрещает  защищаться  от  нападения  врагов. Защита  своей собственной  жизни  опирается на  высший  закон  своей  природы  -  закон  самосохранения. Закон  этот  не  вправе  преступать  и  суверен. Иначе  он  рискует  потерять  власть.

              Уподобляя  государство  Левиафану (который  является  лишь  искусственным  человеком, хотя  и  более  крупным  по  размерам  и  более  сильным, чем  естественный  человек,  для  охраны  которого  он  создан), Гоббс  подчеркивает, что  всякий  государственный  организм  может  существовать  только  в  условиях  гражданского  мира. Смута  есть  болезнь  государства, а  гражданская  война – его  смерть. Таким  образом, Гоббс  выявляет  причины, ведущие  его  к  распаду  и  гибели. На  первое  место  он  ставит  недостаточность  абсолютной  власти, считая  это  главным  источником  внутренних  междоусобиц. Затем  идут  различные  “ложные  учения”, противоречащие  природе  государства  и  способствующие  его  ослаблению. К  ним  Гоббс  относит,  прежде  всего,  мнение, согласно  которому  каждый  отдельный  человек  вправе  решать, какие  действия  хороши  и  какие  дурны. Отвергая  это  мнение, Гоббс  вновь  подчеркивает, что  мерилом  добра  и  зла  является  гражданский  закон, а  судьей – законодатель, который  всегда  представляет  государство. К  ложным  учениям, направленным  против  сущности  государства, Гоббс  относит  также  упоминавшееся  мною  раньше  учение  о  делимости  верховной  власти. Делить  власть, – значит  разрушать  ее, доказывает  философ.

              Особый  взгляд  был  у  Гоббса  и  на  межгосударственные  отношения. Эти  отношения  могут  быть, по  Гоббсу, только  отношениями  соперничества  и  вражды. Государства  представляют  собой  военные  лагеря, защищающиеся  друг  от  друга  с  помощью  солдат  и  оружия; они  находятся  в  положении  гладиаторов, направляющих  оружие  друг  на  друга  и  зорко  следящих  друг  за  другом. Государства  как  бы  пребывают  в  состоянии  войны  всех  против  всех, в  котором  были  люди  до  установления  государственной  власти. И  такое  состояние  государств, подчеркивает  Гоббс, следует  считать  естественным, так  как  они  не  подчиняются  никакой  общей  власти,  и  неустойчивый  мир  между  ними  вскоре  нарушается.


              Ни  один  политический  мыслитель, начиная  с  Платона  и  Аристотеля, не  обходил  своим  вниманием  вопрос  о  формах  государственного  правления. Не  мог  пройти  мимо  этого  вопроса  и  Гоббс. Он  различает  три  вида  государства: монархию, демократию  и  аристократию. К  первому  виду  относятся  государства, в  которых  верховная  власть  принадлежит  одному  человеку. Ко  второму -  государства, в  которых  верховная  власть  принадлежит  собранию, где  любой  из  граждан  имеет  право  голоса. Этот  вид  государства  Гоббс  называет  также  народоправством. К  третьему  виду  относятся  государства, в  которых  верховная  власть  принадлежит  собранию, где  правом  голоса  обладают  не  все  граждане, а  лишь  известная  часть  их. Что  касается  других  форм  правления (таких  как  тирания  и  олигархия), то  Гоббс  не  считает  их  самостоятельными  видами  государства. Тирания  это  та  же  монархия, а  олигархия  ничем  не  отличается  от  аристократии. Смысл  этих  терминов  состоит  по  Гоббсу  в  том, что  в  них  вкладывается  порицание  соответствующих  форм  государственного  устройства. Те, кто  осуждает  монархию, именуют  ее  тиранией. Те  же, кто  не  доволен  аристократией, называют  ее  олигархией. На  том  же  основании  люди, несогласные  с  демократией  характеризуют  ее  как  анархию, что  обозначает  отсутствие  всякого  правления. Надо  отметить, что  Гоббс  не  уделял  особого  внимания  проблеме  государственных  форм. По  его  мнению, “власть, если  только  она  достаточно  совершенна, чтобы  быть  в  состоянии  оказывать  защиту  подданным, одинакова  во  всех  формах”. И  все  же  симпатии  Гоббса  на  стороне  монархии. Он  убежден, что  она  лучше  других  форм  выражает  и  реализует  абсолютный  характер  власти  государства   и  более  других  пригодна  к  осуществлению  той  цели, во  имя   которой  и  создано  государство, “а  именно  к  водворению  мира  и  обеспечению  безопасности  народа”.



    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ВОЗЗРЕНИЯ.


             По  Гоббсу, абсолютная  власть  государства  распространяется  и  на  экономическую  жизнь  общества. А  так  как  одной  из  главных  функций  государства  является  забота  о  благосостоянии  граждан, то  этим  и  объясняется  внимательное  исследование  Гоббсом  экономической  политики  и  вопросов, связанных  с  производством  и  распределением  материальных  благ. Все  эти  вопросы  получили  отражение  в  различных  сочинениях  философа, и, прежде  всего, в  “Левиафане”.

            Производство  и  распределение  целиком  зависят  от  государства,  и  регулируется  им. Государство  устанавливает  и  формы  собственности: от  него  и  только  от  него, по  Гоббсу, исходит  решение  вопроса  о  том, что  есть  мое, твое  и  его. В  первую  очередь  государство  распределяет  среди  подданных  земли. Причем  право  собственности  подданного  на  свои  земли  исключает  право  пользования  ими  всех  других  поданных, но  не  суверена. Как  и  распределение  земель  в  стране, точно  также  делом  суверена  является  определение  мест  и  объектов  внешней  торговли. Эта  монополия  внешней  торговли  мотивировалась  Гоббсом  тем, что  предоставление  права  торговать  с  другими  странами  частным  лицам  может  быть  использовано  во  вред  государству. Государству  принадлежит, наконец, право  регулировать  имущественные  отношения  между  подданными, определять, в  какой  форме  должны  заключаться  различные  договоры  и  сделки.

              “Деньги – кровь  государства” – утверждает  Гоббс. Он  обращает  внимание  на  такие  функции  денег, как  мерило  ценности  всех  вещей, средство  обращения  и  накопления. Недостаток  денежных  средств, необходимых  для  потребностей  государства, Гоббс  рассматривает  как  одну  из  причин  его  ослабления  и  даже  возможной  гибели. Ответственность  за  образование  дефецита  в  государственном  бюджете  мыслитель  возлагает  на  подданных. Он  вменяет  им  в  вину  то, что  они  забывают  о  правах  суверена  на  их  землю  и  движимое  имущество, полагая, что  могут  полностью  распоряжаться  своею  собственностью. Отсюда  и  возникают  трудности  при  взимании  денег, особенно  когда  надвигается  война  и  государству  требуется  увеличить  поступления  в  казну. Поэтому  в  этих  условиях, считает  Гоббс, верховная  власть  вправе  прибегнуть  к  насильственным  мерам.

              От  государственной  власти  требуется  справедливо  взимать  налоги  с  подданных, осуществляя  при  этом  равномерное  налогообложение. Последнее  может  быть  достигнуто, по  мнению  Гоббса, лишь  тогда, когда  сумма  налога  будет  определяться  не  размером  богатства, а  размером  потребления.

              Гоббс  вменяет  в  обязанность  государства  и  заботу  о  нетрудоспособных  членах  общества. Что  касается  здоровых  и  физически  сильных  людей, то  они  обязаны  трудиться  и  если  они  отлынивают  от  работы, то  государство  должно  заставить  их  работать. Если  же  масса  трудоспособных, но  не  обеспеченных  работой  людей  продолжает  расти, то  они  должны  быть  переселены  в  недостаточно  заселенные  страны. Когда  же  весь  мир  окажется  перенаселенным, тогда  останется  как  самое  последнее  средство – война.

              Потомство  и  дети  государства, - это  колонии. Их  основывает  группы  людей, чтобы  заселит  чужую  страну. Когда  колония  устроилась, то  переселенцы  или  образуют  самостоятельное  государство, или  же  остаются  провинциями  того  государства, из   которого  они  вышли.

              Характеризуя  высший  закон  государства – заботиться  о  благе  народа, Гоббс  подчеркивал, что  его  выполнение  требует  от  верховной  власти  не  только  охранять  мир  и  безопасность  граждан, но  и  содействовать  их  обогащению. Последнее  же  достигается  с  помощью  законов, поощряющих  развитие  искусств  и  ремесел, приносящих  выгоду  и  предписывающих  вместе  с  тем  бережливость. Частное  богатство  не  должно  быть  поэтому  чрезмерным, “ибо  деньгам  повинуются  все”, и  они  могут  использоваться  во  вред  общему  благу.. Что  же  касается  тех  законных  средств, которые  ведут  к  обогащению, то  их  три, а  именно: «доход  с  земли  и  воды, труд  и  бережливость...». Использование  этих  средств  предполагает, по  мнению  Гоббса, всемерное  развитие  земледелия  и  рыболовства, поощарение  мереплавания, а  также  механики  и  математики. Одновременно  должны  быть  приняты  законы, запрещающие  безделье  и  осуждающие  расточительство.

              Следует  добавить, что  социально-политическая  программа  Гоббса  содержит  ряд  замечательных  догадок  и  предвосхищений, которые  были  развиты  впоследствии  классиками  английской  политической  экономии: Смитом, Петти, Рикардо.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


              Есть  много  спорных, неоднозначных  моментов  в  мировоззрении  Гоббса, однако  вряд  ли  можно  найти  другого  такого  теоретика  государства, права, морали, который  пользовался  на  протяжении  XVII – XVIII вв. (да  и  более  позднего  периода) таким  же  вниманием  как  Томас  Гоббс. Можно  почти  с  уверенностью  сказать, что  практически  все  концепции  государства  и  права    Европы  того  времени  складывались  в  значительной  степени  под  знаком  проблем, которые  поднял  этот  великий  английский  мыслитель.

              Гоббса, рассматривающего  в  своих  трудах  человека  не  столько  как  особое  физическое  тело, сколько  как  гражданина, частицу  общественного  организма - также  можно  по  праву  считать  одним  из  основоположников  социологии.

              И  не  случайно имя  Томаса  Гоббса  навсегда  вошло  в  историю  философии, историю  социальной, правовой  и  политической  мысли. 



     


     

                   

     

    ЛИТЕРАТУРА:

    1.   “История  правовых  и  политических  учений” под  ред. Нерсесянца В.С.  Изд-во “Норма-Инфра”. 1997г.

    2.   “Томас  Гоббс”.  Мееровский Б.В.  Изд-во “Мысль”.1975г.

    3.   “Философский  энциклопедический  словарь”.  Изд-во “Советская  энциклопедия”. 1989г.

    4.   “Мир  философии”.  Изд-во “Издательство  политической  литературы”. 1991г.



    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.