Падение Византийской империи
Взяв и разрушив христианский Константинополь,
католики-«франки» сравнительно легко добились того, чего не смогли достичь
германские захватчики в IV-V вв., и что оказалось не под силу агрессорам
последующих столетий – персам, арабам и болгарам. Иннокентий III
слишком поздно стал сожалеть о своеволии и непокорности крестоносцев, об их
ужасной, но вполне предсказуемой жестокости и алчности при захвате имперской
столицы. Теперь он совершенно точно знал, что безвозвратно упущены все шансы на
подлинное объединение Латинской и Византийской церквей, по крайней мере в
обозримом будущем. Современные историки способны проследить и более
долговременные последствия этих событий. Самый могущественный папа в истории
Римской церкви инициировал хорошо испытанную и традиционную к тому времени
операцию ради чисто религиозной цели – освобождения Иерусалима и Гроба
Господня. Но почти сразу же это движение вышло из-под его контроля и попало в
руки людей, которые руководствовались причудливой смесью мотивов, замешанных в
той или иной мере на жажде обогащения и стремлении к захватам, приправленных
толикой уверенности в своей правоте, свойственной тем, кто убежден, что Бог на
их стороне. А поскольку все эти мотивы подкреплялись непревзойденными
организаторскими способностями венецианцев и совершенством военного искусства
французов, крестоносцы оказались неодолимыми. Именно эти способности и умения
обеспечили успех Четвертого крестового похода, и они же в будущем – с конца XV
до середины XX века – успех европейцев в подчинении или
контроле большей части мира. Но осуществляли эту экспансию и пожинали ее плоды
уже не папы и церковь, а государство Новой Европы.(Васильев А.А. «История
Византии. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской
империй»)
ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИЗАНТИИ
В XIII веке трудно было предугадать будущее развитие
событий. Политическая и хозяйственная активность далеко не всегда сочеталась с
военной квалифицированностью. Новые правители феодальных государств в Греции и
Фракии воевали друг с другом и не могли защитить своих подданных от
возобновившихся нападений болгар. С другой стороны, в Эпире «Западная Греция» и
в Анатолии сохранились части Византийской империи, существовавшие теперь как
самостоятельные государства. В 1261 году одна из армий внезапно захватила
Константинополь, и Византийская империя была восстановлена под властью династии
Палеологов.
Самую большую опасность для византийцев
представляла экспедиция Карла Анжуйского, брата Людовика IX,
который победил в Южной Италии наследников императора Фридриха II
и получил из рук папы корону Неаполя и Сицилии. Приготовления Карла шли уже
полным ходом, когда сицилийцы восстали против французской оккупации. В
пасхальный понедельник 1282 года по сигналу вечерних колоколов они перебили
2000 французских солдат в Палермо, а затем предложили корону Сицилии
арагонскому королю Педро III. Хотя участие в этом Византии так и не было
достоверно установлено, оно по крайней мере столь же вероятно, как и
первоначальный венецианский замысел изменить направление Четвертого крестового
похода. Однако вне зависимости от того, планировалась «Сицилийская вечерня» или
нет, она оказалась самым действенным ответом Византии французам, которые
втянулись в почти трехсотлетние войны с испанцами за Южную Италию. С надеждами
организовать поход на Константинополь пришлось распрощаться.
Тем не менее Византия перестала быть великой
средиземноморской державой и, как часто бывает в подобных случаях, оказалась
неспособной контролировать те силы, которые сама же и вывела на сцену. В 1311
году несколько тысяч каталонских и арагонских наемников, нанятых византийцами,
захватили герцогство Афинское. Древние классические здания Акрополя – Пропилеи
и Парфенон – превратились, соответственно, во дворец испанского герцога и в
церковь Св. Марии. Из всех «латинских» правителей позднесредневековой Греции
испанцы были, вероятно, самыми алчными и, вне сомнения, самыми организованными.
Испанские рыцари стали крупными землевладельцами и открыли новые торговые
возможности для купцов из Генуи и Барселоны. Словно стремясь подчеркнуть свою
отстраненность от прежнего духа крестовых походов, герцогство Афинское в 1388
году заключило союз с флорентийским банкирским домом Аччаюоли. Союз баронов,
захвативших землю, и купцов-капиталистов, впервые доказавший свою силу в 1204
году, вновь продемонстрировал высочайшую эффективность.
ВИЗАНТИЯ И ТУРКИ-ОСМАНЫ
В целом мирные отношения между
христианами и мусульманами в рассматриваемую эпоху имели единственное
исключение: турки-османы одну за другой занимали провинции Византийской
империи, столицей которой после освобождения от латинян в 1261 году вновь стал
Константинополь. Свое название турки получили по правителю Осману (1288-1326);
в целом они мало отличались от других турецких племен, которые к концу XIII века завоевали практически всю Малую Азию: все они были мусульманами и
«гази», воинами Аллаха. Правда, османов возглавляли самые способные вожди,
которые весьма умело создавали на захваченных территориях постоянные городские
администрации по образу Византии и центрально-азиатских тюркских государств.
К середине XIV века турки закрепились на европейском берегу Дарданелл и развернули
последовательное наступление на Грецию и Балканы. Они разбили болгар и сербов,
а затем уничтожили войско западно-европейских добровольцев при Никополе (1396).
Это была самая серьезная попытка католического христианство прийти на помощь
восточным христианам; но ее жалкий конец не смог убедить Запад в необходимости
более существенных усилий.
С завоеванием христианских
территорий стала постепенно меняться политическая организация Османского
государства. Турки-османы довольно терпимо относились к вероисповеданию своих
подданных, и, когда бедствие захвата и грабежа оставались позади, их управление
нередко было даже более терпимым, чем все проникающая налоговая система
Византии. Как и в первые века арабо-мусульманских завоеваний, так и теперь, в XIV и XV вв., многие христиане предпочитали не
сопротивляться туркам и даже воевали на их стороне. Османские султаны (это
титул они получили от халифа Багдадского после победы при Никополе) всемерно
поощряли такое отношение; вскоре они стали систематически набирать
христианских мальчиков для административной деятельности или профессиональной
военной службы в качестве янычар[3].
Эта практика, называемая «девширме», обеспечивала султанам верные войска,
которые создавали политический противовес силам турецких вельмож. Кроме того,
«девширме» требовала завоевания все новых христианских земель и тем самым
поощряла агрессивную политику османов.
В конечном счете Византия
оказалась не в силах противостоять грозным захватчикам. Имперская политика
по-прежнему определялась придворными интригами и борьбой различных претендентов
на престол, а члены императорского дома практически самостоятельно правили
разными частями Греции. Генуэзцы и венецианцы усиливали контроль над торговлей
и свое присутствие в созданных ими опорных пунктах на территории империи; но
еще хуже было то, что они использовали императоров в своей борьбе и отвлекали
ресурсы Византии от обороны против турок. Четырежды в XIV
и XV вв. византийские правители отправлялись на Запад с
просьбой выступить в помощь христианству; Мануил II
(1391-1425) побывал даже в Париже и Лондоне. К сожалению, императоры мало, что
могли предложить взамен; обещания заключить союз Восточной церкви с Римом
неизменно и немедленно отвергались греческим духовенством. После катастрофы у
Никополя предчувствие неизбежности падения Константинополя окрепло.
Но и турок были проблемы. Султан
Баязид расширял свои владения не только в Европе, но и в Восточной Анатолии.
Турецкие вельможи, которых он лишил земель, бежали ко двору Тимура. Великий
монголо-тюркский завоеватель решил покончить с новой и опасной силой на своих
западных границах. В 1402 году у Анкары в Центральной Анатолии (ныне столица
Турции) Тимур разгромил армию Баязида; мусульманские вельможи покинули султана,
и, по иронии судьбы, ему осталось полагаться только на свои христианские
войска.
Хотя Тимур практически не
воспользовался свое победой и предпочел вернуться к завоеванию Северной Индии,
но фактически еще на 50 лет отдалил завоевание Византии турками. Но настоящее
возрождение прежней Римской империи на Востоке было уже невозможно.
Политические интересы и религиозные настроения стали слишком узкими и
эгоистическими. Когда группа представителей греческой интеллектуальной элиты
договорилась с папством на Соборах в Ферраре и Флоренции (1439) о воссоединении
церквей, их усилия вновь не нашли поддержки в Константинополе. (Литаврин Г.Г.
«Как жили византийцы»)
ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ
Тем временем турки захватили
большую часть Балканского полуострова, вплоть до самого Дуная. Если раньше их
вполне устраивало то, что христианские правители сербов и болгар выступали в
качестве вассалов султана, то теперь они оккупировали и Сербию, и Болгарию.
Последний западный крестовый поход достиг Варны, лежащей на черноморском
побережье, в 1444 году сербы, однако, отказались сражаться против своих
турецких господ, а венецианцы, на помощь которых на море рассчитывали участники
похода, предпочли мир с турками, чтобы не повредить своей торговли.
В 1453 году молодой и энергичный султан
Мехмед II выступил против Константинополя. Мощные
укрепления, выдержавшие в течение веков множество осад, были разрушены
стенобитными орудиями султана. 29 мая 1453 года Константинополь был взят
турками. Последний император, Константин IX, погиб в
сражении[4];
история великой Римской империи закончилась – через тысячу лет после падения
самого Рима.
В отличие от падения Римской империи на
Западе в V веке гибель Восточной империи в XV
веке объяснить гораздо легче. Четвертый крестовый поход и непрестанное западное
вмешательство в дела Византийской империи фатальным образом подорвали ее
политическую мощь. Исконная враждебность и агрессивность славянских государств
Балканского полуострова не позволяли императорам, за исключением кратких
периодов, собрать силы для отражения мусульманской экспансии. Наконец,
нестабильность византийской политической системы, неумеренные церковные
привилегии и растущая концентрация земель, а вместе с ними богатства и
политическое влияние, в руках немногочисленных знатных родов – все это низвело
некогда могущественную и хорошо управлявшуюся Византийскую империю на уровень
заурядного средиземноморского города – государства, не обладавшего торговой
энергией Венеции или Флоренции. Подобные города-государства, даже итальянские
республики или автономные фламандские коммуны, были очень уязвимы перед
целенаправленными атаками крупных государств с профессиональными армиями. Все
они потерпели поражение и в большинстве своем капитулировали в XV
или в начале XVI вв. (Koenigsberger H.G. Early Modern Europe, 1500-1789 / /Yistory of
Europe. London, 1987. Ch.2.)
Но падение Константинополя означало нечто большее, чем падение
города-государства и последнего оплота великой империи. Оно означало, что в то
самое время, когда католическая Европа начинала свою великую заморскую
экспансию, она вынуждена была занять пассивную и чреватую опасностями оборону в
самом центре своих земель.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ
Падение Византии было обусловлено комплексом
как внешних, так и внутренних причин. Империя была надорвана латинским
завоеванием начала XIII в. С конца XIII
в. Византия вела почти непрерывные войны на западе и востоке империи. Они, а
также кровавые междоусобицы XIV в. изматывали государство, уничтожали его
ресурсы. Силы слабеющей Византии и набиравшей мощь Османской державы были уже в
XIV в. несопоставимы. Но главнейшими причинами гибели
Византии были все-таки упадок городов, ремесленного производства и торговли,
оскудение крестьянства. Страна переживала политическую раздробленность, которая
пришлась на самый критический период в ее истории. Помощь Византии со стороны
других государств, нередко преследовавших своекорыстные цели, была недостаточна
для отражения натиска османов. Рост самосознания греческого народа сдерживался
господством устаревшей доктрины oqrevtybpvf? Провозглашавшей универсальность и
исключительность богохранимой «империи ромеев» в ее древних границах.
Османское завоевание тяжело отразилось на
экономике и социальном развитии Юго-Восточной Европы, привело к длительному
регрессу в развитии производительных сил. Хотя османское господство укрепило
хозяйственное положение части феодалов, которые пошли на сотрудничество с
завоевателями, расширило внутренний рынок, обеспечило большую
централизованность, оно ухудшило положение народов Балкан, испытавших жестокий
национальный и религиозный гнет. (Рансимен С. «Падение Константинополя»)
Утверждение османов на византийской
территории сделало ее плацдармом турецкой агрессии против стран Центральной и
Восточной Европы, Ближнего Востока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Черная смерть положила конец более
чем трехсотлетнему периоду роста населения, экономической экспансии, основания
городов и освоения новых пахотных земель; ничего подобного Европа не испытывала
со времен варварских нашествий, погубивших Западную Римскую империю. И все же
чума не уменьшила ни плодородия земель, ни таланта работников. Для тех, кто
выжил, жизнь во многих случаях стала легче, а еда и одежда – доступнее и
разнообразнее. В Западной и Южной Европе крестьянская зависимость постепенно
исчезала. Однако этот процесс шел неравномерно, а жизненные условия во многом
зависели от случайностей, поскольку эпидемии чумы повторялись; если люди не
становились жертвами гнева Божьего, то они почти всегда страдали от честолюбия
властителей, от притеснений налоговых сборщиков, от грабежей и убийств, чинимых
солдатами. Эти и другие несправедливости стали приводить к народным восстаниям,
оправдание которым часто искали в новых учениях и ереси.
По мере того как разрушение феодальных
отношений на уровне земельной сеньории привело к постепенному исчезновению
крестьянской зависимости, их разрушение на уровне вассально-ленных связей
означало постепенное исчезновение военных обязанностей вассалитета. На обоих
уровнях негибкая феодальная система отношений сменилась отношениями более
свободными и подвижными, в которых все большее значение приобретала оплата
деньгами. В то же самое время рост благосостояния, распространение образования
и укрепление власти местных владетельных особ существенно ослабили
необходимость в церкви как унифицированной международной организации, а сама
церковь застыла в тех старых формах, которые когда-то способствовали ее величайшему
триумфу, но теперь мешали приспособиться к новым условиям. Это было время
насилия и внезапной смерти; время, когда жизнь становилась богаче и насыщенней
и вместе с тем таила в себе больше риска и больше неопределенностей; время,
когда Европа в промежутке между концом крестовых походов и началом заморской
экспансии могла обратить силы на себя самое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1)
Васильев А.А.
История Византии. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской
империй. Пг., 1923.
2)
Васильев А.А.
История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов. (1261-1453). Л., 1925.
3)
Кенигсбергер Г.
Средневековая Европа 400-1500 гг., Весь мир, М., 2001.
4)
Литаврин Г.Г. Как
жили византийцы. М., 1974.
5)
Макиавелли Н.
Государь, гл. 15.
6)
Рансимен С. Падение
Константинополя в 1453 г. М., 1983.
7)
Успенский Ф.И.
История Византийской империи. М., Л., 1948. Т. III.
[1] Ссоры между крестоносцами и греками, вызванные необходимостью
выплатить огромную сумму за возвращение Исаака II на
престол (эти деньги можно было собрать только путем увеличения налогов),
начались еще в конце 1203 года. Жители Константинополя выступали против
правительства Исаака II и Алексей IV,
поднимали мятежи. Оппозиционная аристократия выставила претендентом Алексея V Дуку, который в конце января-начале февраля 1204 года совершил
переворот, сверг отца и сына, приказал их убить и наотрез отказался платить
обещанные ими суммы крестоносцам. Тогда последние в марте приняли решение о
создании собственной империи в Константинополе и в апреле пошли на приступ
византийской столицы.
[2] Имеется ввиду, что крестоносное войско состояло в большинстве из
франкоязычных воинов, хотя далеко не все из них были этническими французами или
подданными французского короля; так, императором стал граф Фландрийский Бодуэн,
королем Фессалоники – маркиз Монферратский Бонифаций. Кроме того, следует
отметить, что термин «Латинская империя» был изобретен историками в конце XVIII века, дабы отличать это государство от греческой православной
Византийской империи (кстати, название тоже конца XVIII
века). На деле, империя всегда называлась Римской – Ромейской в греческом
произношении, Романией – в латинском.
[3] Янычар (турец. Yeni Ceri – букв. «новое войско») – созданная в 1330 году в Османской (Оттоманской)
империи пехота, состоявшая из собранных по «налогу крови» рабов: христианских
мальчиков 8-12 лет – подданных турецкого государства. Они обращались в ислам,
жили и воспитывались при дворе, не могли иметь ни собственности, ни семьи (до XVII в.). Следует отметить, что, хотя в областях турецкой державы,
населенных христианами, среди гражданской (не военной) администрации было не
мало христиан (не обязательно местных уроженцев; так, в населенных болгарами
землях чиновниками в большинстве были греки), они не обращались в мусульманство
и не набирались по «налогу крови».
[4] В разных исторических традициях счет византийских монархов разнится
ввиду соправительства и вопроса о том, признавать или не признавать законными
некоторых узурпаторов. В отечественной историографии последним владыкой Восточного
Рима считается Константин XI.
Страницы: 1, 2
|