Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению
p> 1 - "Расчеты по социальному страхованию"; 2 — "Расчеты по пенсионному обеспечению"; 3 — "Расчеты по медицинскому страхованию"; 4 — "Расчеты по фонду занятости". По кредиту счета 69 по соответствующим субсчетам отражаются суммы,
начисленные по установленным тарифам в соответствующие социальные фонды,
куда в корреспонденции с дебетом счетов отнесены суммы оплаты труда, от
которых производились отчисления: 08, 10, 11 "Животные на выращивании и
откорме", 12, 15 "Заготовление и приобретение материалов", 20—31 — счета
производственных затрат; 43—48 — счета по учету реализации; 88 (субсчет 5);
89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"; 96 "Целевые финансирование и
поступления". По кредиту счета 69 отражаются также суммы штрафных санкций за
несвоевременный взнос страховых сумм, неправильное начисление сумм платежей
и другие нарушения, выявленные при проверках расчетов с соответствующими
фондами, в корреспонденции с дебетом счета 81. По кредиту счета 69, субсчет 2 отражаются суммы удержаний из оплаты труда
(1 %) в Пенсионный фонд в корреспонденции с дебетом счета 70. По дебету счета 69 отражаются суммы перечисления задолженности в фонды
социального назначения в корреспонденции с кредитом счетов по учету
денежных средств или кредитов банка (при перечислении задолженности за счет
кредита банка), а также использование средств фонда социального страхования
непосредственно в хозяйстве в корреспонденции с кредитом различных счетов в
зависимости от характера произведенных расходов. Так, при начислении сумм
по больничным листам делается запись: Дебет 69, субсчет 1 Кредит 70 При выплате больничных делается запись: Дебет 70 Кредит 50 "Касса". По нескольким вариантам возможно отражение операций по поступлению и
использованию путевок за счет Фонда социального страхования. 1 вариант — приобретение (покупка) путевок в учреждениях Фонда:
оплачен счет за путевку: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит 51;
получена путевка в организации: Дебет 56 «Денежные документы», Кредит 76;
списана путевка, выданная бесплатно: Дебет 69 Кредит 56. При частичной оплате путевки сотрудником первые две записи будут
совпадать, а далее записи примут следующий вид: начислена частичная оплата за путевку: Дебет 73 Кредит 56; внесена в кассу частичная оплата: Дебет 50 Кредит 73; остальная сумма путевки списана за счет ФСС: Дебет 69 Кредит 56. Рассмотренный вариант применяется в том случае, когда организация
самостоятельно приобретает путевки в территориальных отделениях Фонда
социального страхования. Такой порядок предусмотрен инструкцией о
приобретении путевок для организаций с числом свыше 300 застрахованных
работников. Путевки же для организаций с числом до 300 застрахованных
организации непосредственно получают в органах ФСС в счет начисленных
страховых платежей. В этом случае записи на счетах примут следующий вид: II вариант — непосредственное получение путевок в органах ФСС:
оприходована путевка от органов ФСС: Дебет 56 Кредит 69;
начислена сумма частичной оплаты за путевку: Дебет 73 Кредит 56;
внесена в кассу частичная оплата за путевку: Дебет 50 Кредит 73;
списана стоимость путевки, выданная за счет Фонда: Дебет 69 Кредит 56;
погашена задолженность ФСС за частичную оплату путевки: Дебет 69 Кредит 51. Разница между этими двумя вариантами сводится к различному порядку
списания путевок по счету 69: в первом случае они списываются с последующим
отражением источника по счету 69 (при большом количестве путевок этих сумм
за счет собственных начислений по счету 69 может не быть в достаточном
размере, поэтому в последующем они могут возмещаться ФСС: д-т сч. 51, к-т
сч. 69); во втором случае они сразу приходуются в счет производимых
отчислений в ФСС. /// вариант — получение путевок от ФСС в подотчет. Если путевки получены от исполнительного органа Фонда в подотчет, они
учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". При их
выдаче (продаже) они списываются со счета 006 и отражаются в балансовом
учете как при втором варианте через счет 56, если путевка будет выдаваться
бесплатно за счет ФСС; либо (при продаже) через счет 50; в том и другом
случае в корреспонденции со счетом 69. Неиспользованные суммы перечисляются в централизованный фонд: Дебет 69, субсчет 1 Кредит 51. Расходы по государственному социальному страхованию,
произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные
документами, к зачету за счет средств ФСС не принимаются и подлежат
возмещению в установленном порядке. За несвоевременную уплату взносов в ФСС РФ, ПФ РФ, фонды ОМС и ГФЗН
РФ начисляются пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального
Банка РФ, действующей на момент возникновения недоимки. В 1999 году органы ФСС РФ и ГФЗН РФ обязаны списывать (амнистировать)
пени организаций, осуществляющих текущие платежи в полном объеме и
погасивших просроченную задолженность, сложившуюся на 1 января 1999. В
случае частичного погашения недоимки списание пеней производят
пропорционально сумме погашенной задолженности. Задолженность
сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по пеням и штрафам
перед ФСС РФ по состоянию на 1 апреля 1999 списывается в полном объеме. Согласно письму Фонда ОМС от 10.01.97, если страхователь за один и тот
же период времени произвел отчисления на выплаты, которые не должны
начисляться, но не начислил куда положено, то взаимозачет не прощается, и
взыскивается пеня 1% за каждый день просрочки. 2.3. Составление расчетных ведомостей по взносам в социальные фонды В соответствии с действующим порядком все организации обязаны
периодически представлять в соответствующие социальные фонды расчетные
ведомости по начисленным страховым платежам и произведенным расходам. Все
страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах "Расчетную
ведомость по средствам Фонда государственного социального страхования"
(утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 15 ноября
1999г. № 71, форма № 4 — ФСС РФ) и представляют ее не позднее 15 числа
следующего за отчетным кварталом месяца в исполнительный орган фонда, в
котором они застрахованы. Расчетная ведомость предусматривает отражение начисленных сумм в Фонд
социального страхования по всем основаниям; расходы по социальному
страхованию, производимые непосредственно в организациях: пособия по
временной нетрудоспособности, по уходу за больными, по беременности и
родам, при рождении ребенка по уходу за ним, пособия на погребение, расходы
на оплату путевок, оплату проезда в санатории, содержание санаториев и
профилакториев и т. п. Сразу же под названием расчетной ведомости
указываются тарифы страховых взносов на социальное страхование (5,4%) и
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. В ведомости выводится итог расходов,
произведенных в организации за счет средств социального страхования, и
отражается состояние расчетов с органами социального страхования, в том
числе выводится сумма задолженности предприятия (при превышении начисленных
страховых платежей над суммой произведенных расходов) либо, наоборот, за
Фондом социального страхования — при превышении произведенных организацией
расходов и выплат по социальному страхованию над суммой начисленных
страховых платежей. Бланк расчетной ведомости приведен в Приложении 8. По средствам Пенсионного фонда все страхователи ежеквартально составляют
в двух экземплярах "Расчетную ведомость по страховым взносам в Пенсионный
фонд РФ" и в течение 30 дней после окончания квартала предоставляется в
территориальное отделение ПФ РФ по месту регистрации организации. Расчетная
ведомость состоит из трех таблиц: - «Расчеты по средствам ПФР»; - «Суммы оплат труда, на которые начисляются страховые взносы в ПФР»; - Расходы средств ПФР». В ведомости указывается остаток задолженности на начало года (за
плательщиком или ПФР), суммы взносов, начисленные по состоянию на начало
квартала и за отчетный квартал (всего и помесячно), перечисление сумм в ПФР
(по каждому платежному документу), всего начислено сумм с начала года,
всего уплачено, остаток задолженности на конец отчетного периода (за
плательщиком или за ПФР), в том числе просроченная задолженность. На
обороте расчетной ведомости указаны суммы оплаты труда (за квартал и
помесячно), на которые начислены страховые взносы в ПФР. В конце ведомости
приводятся сведения о фактических сроках получения оплаты труда (для
контроля за сроками перечисления). Бланк расчетной ведомости приведен в
Приложении 9. Все плательщики в фонды обязательного медицинского страхования
ежеквартально представляют "Расчетную ведомость по страховым взносам в
Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования"
(утверждена Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 21
января 1994). Расчетная ведомость состоит из пяти таблиц: - таблица 1 «Суммы всех выплат, начисленных в пользу работников, включая
выплаты по договорам гражданско-правового характера»; - таблица 2 «Сумма выплат, на которые начислены страховые взносы в фонды
обязательного медицинского страхования»; - таблица 3 «Расчет по средствам фондов обязательного медицинского
страхования»; - таблица 4 «Расшифровка перечисленных платежей в отчетном периоде (в I
квартале; в I полугодии; в течение 9 месяцев; в отчетном году)»; - таблица 5 «Сведения о полученных средствах на оплату труда из бюджетов
всех уровней». В расчетной ведомости показываются месячные суммы оплаты труда, с
которых производятся отчисления в фонды, и раздельно отражаются суммы,
начисленные в Федеральный фонд — 0,2 %, и суммы в территориальный фонд —
3,4 % от оплаты труда. Внизу ведомости указываются суммы фактических
перечислений в тот и другой фонд и отражается сумма задолженности на конец
отчетного периода, в том числе — просроченная. Бланк расчетной ведомости
приведен в Приложении 10. По средствам Фонда занятости населения РФ ежемесячно в службу
занятости представляется "Расчетная ведомость по взносам в Фонд занятости
населения". В верхней части ведомости поквартально указываются суммы фонда
оплаты труда, с которого должны быть начислены взносы. Затем указываются
суммы задолженности на начало года (за плательщиком или за фондом), после
чего указываются начисленные суммы в Фонд занятости с начала года, всего,
за отчетный квартал, в том числе помесячно, начисленные суммы пени,
начислено по актам (недоимок и пени), всего подлежит к уплате, перечислено
в Фонд занятости на начало квартала, за отчетный квартал, в том числе
помесячно (с указанием конкретных платежных документов), всего уплачено,
остаток задолженности на конец отчетного периода (за плательщиком, в том
числе просроченная, задолженность за фондом). Если расчетная ведомость по средствам ГФЗН РФ не представлена в срок,
с плательщика будет взыскан штраф, размер которого устанавливается из
расчета 5% от суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе
расчетной ведомости, за каждый полный или неполный месяц просрочки. В целом
штраф не может быть меньше 100 руб. и не должен превышать 30% от суммы
взносов. Бланк расчетной ведомости приведен в Приложении 11. Расчетные ведомости являются весьма важными документами, поскольку по
ним определяются суммы задолженности и платежей по каждому фонду. Для
правильного их составления рекомендуется аналитический учет по счету 69
строить с таким расчетом, чтобы он обеспечивал все необходимые данные для
составления расчетных ведомостей непосредственно на основе соответствующих
данных системного бухгалтерского учета. Выводы и предложения. Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и
обеспечению ведется на счетах 65 «Расчеты по имущественному и личному
страхованию» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за
происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой
остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных
актах. Необходимо отметить, что на данном этапе существует много проблем: во-
первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным
ситуациям как, например, в случае описанном в статье Земляченко С. В.
когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует
производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным
внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу,
выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ,
так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И
это не единичный случай. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная
проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых,
как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во
внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых
руководителями организаций. Хотя действующее законодательство
предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную
ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ. По мнению
бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок
отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты
страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной
ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на
время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие
компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не
только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур
расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны
внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд
или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети. К
сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для
осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.)
необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном
виде она подходит только на 10-15%. Недостатком данных программ является и
то, что в них нет расчетных ведомостей фондов. Обобщая все выше изложенное необходимо сказать, что учет расчетов по
имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению является
неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации. Существует
множество проблем, которые надо поэтапно решать как на уровне предприятий,
так и на законодательном уровне. Список литературы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год". Система Консультант Плюс.
2. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07 (в ред. Постановлений ФСС РФ от 30.12.1997 № 126, Минтруда РФ от 31.12.1997 № 71, Минфина РФ от 26.02.1998 № 1-13/2, Госналогслужбы РФ от 02.03.1998 № АП-6- 07/158; ФСС РФ от 04.11.1999 № 70, Минтруда РФ, Минфина РФ от 02.12.1999 № 02-12-33, МНС РФ от 07.12.1999 № ДЧ-6-07/980). Система Консультант Плюс.
3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета. Система Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1471 «О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации». // Бухгалтерский учет. 1998. - №2. – С. 107-109.
5. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Безруких П.С. - М.: Бухгалтерский учет, 1998. – 528с.
6. Врублевский Н. Д., Рендухов И. М., Учет расчетов по оплате труда: Практическое руководство. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. – 128с.
7. Камышанов П. И. Практическое пособие по бухучету. 2-ое издание переработанное и дополненное. – М.: ТОО «Техлит», 1997. – 544с.
8. Козлов Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н., Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 720с.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 560с.
10. Гончаров Д. В., Макалкин И. А., Новое в уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.// Главбух. – 1999. - №12. – С. 56-60.
11. Земляченко С.В., Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.// Бухгалтерский учет. 1999. – №6. – С. 51-62.
12. Калинина Л. А., Новое в уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.// Главбух. – 1999. - №11. – С. 54-57.
13. Пизенгольц М. З. Учет расчетов с государственными внебюджетными фондами.// Бухгалтерский учет. – 1999. - №8. – С. 10 –15.
14. Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.// Главбух. 2000. - №7. – С. 63-67.
15. Расчетная ведомость по страховым взносам в фонды обязательного медицинского страхования. // Главбух. 2000. - №6. С. 79-84.
16. Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (форма №4 – ФСС РФ). // Главбух. 2000. - №5. – С.88-94.
17. Сергеев А. И., Новые страховые взносы в Фонд социального страхования.// Главбух. 2000. - №3. – С.68-72.
18. Соловьев А.К., Изменение тарифной политики Пенсионного фонда РФ. // Бухгалтерский учет. – 1998. - №9. – С.14-19.
19. Соловьев И. Н., Ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. // Главбух. 2000. - №4. С.68-72.
20. Сотникова Л.В., Расходы на страхование: включение в себестоимость продукции и в себестоимость имущества. // Бухгалтерский учет. 1999. – №2, №3. – С. 12-20, С.23-32.
21. Сухов М.В., Комментарий к Перечню выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд занятости.// Главбух. 1999. - №22. – С.78-81.
22. Сухов М. В., Комментарий к изменениям в Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. // Главбух. 2000. - №3. – С.77-80. Приложение №1 ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ, СТРАХОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ПО КОТОРЫМ ВКЛЮЧАЮТСЯ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
|Виды страхования |Признак включения в |
| |себестоимость продукции |
|ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ |
|Страхование жизни | |
|Страхование от несчастных случаев и болезней |+ |
|Медицинское страхование |+ |
|ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ |
|Страхование средств наземного транспорта |+ |
|Страхование средств воздушного транспорта |+ |
|Страхование средств водного транспорта |+ |
|Страхование грузов | |
|Страхование других видов имущества, кроме | |
|перечисленных в данном виде страхования |+ |
|Страхование финансовых рисков | |
|СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
|Страхование гражданской ответственности | |
|владельцев автотранспортных средств | |
|Страхование гражданской ответственности | |
|предприятий – источников повышенной | |
|опасности* |+ |
|Страхование профессиональной | |
|ответственности** |+ |
|Страхование ответственности за неисполнение | |
|обязательства | |
|Страхование иных видов гражданской | |
|ответственности, кроме перечисленных в данном| |
|виде страхования | |
* Ст. 1079 ГК РФ определены виды деятельности, связанные с повышенной
опасностью - это деятельность, связанная с использованием транспортных
средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной
энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление
строительной и иной, связанной с нею, деятельности и др.
Конкретные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью, определены
несколькими нормативными документами. В частности, виды деятельности,
связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, определены
Указом Президента РФ Не 234 от 18.02.93, объекты, зоны и виды работ на
железнодорожном транспорте, связанные с повышенной опасностью, определены
ст. 13 Федерального закона № 153-ФЗ от 25.08.95.
** В соответствии с разъяснениями Департамента страхового надзора Минфина
РФ 'Об упорядочении проведения страхования профессиональной ответственности
отдельных категорий работников' Ne 24-11105 от 23 октября 1997 г.
В соответствии с п. 13 Классификации по видам страховой деятельности
(приложение № 2 Условии лицензирования страховой деятельности на территории
Российской Федерации, утвержденных приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 №
02-02/06) объектом страхования профессиональной ответственности являются
имущественные интересы застрахованного лица, связанные с обязанностью
последнего в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб,
причиненный третьим лицам в связи с осуществлением застрахованным
профессиональной деятельности.
На основании правил страхования профессиональной ответственности может быть
застрахована только ответственность физического лица, занимающегося
нотариальной, врачебной или иной деятельностью на профессиональной основе в
качестве индивидуального частного предпринимателя.
Юридическое лицо страховать свою профессиональную ответственность не может,
так как не обладает профессией. Вместе с тем в соответствии со ст. 1068
Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный работником
юридического лица при исполнении трудовых (служебных, должностных)
обязанностей, возмещает юридическое лицо. Исходя из этого, юридическое лицо
вправе застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами
за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных,
должностных) обязанностей. Данный вид страхования в соответствии с
Классификацией относится к страхованию иных видов ответственности (п. 15).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|