Учет материалов и пути совершенствования
Учет материалов и пути совершенствования
Содержание Введение. 3 Глава 1.Технико-экономическая характеристика предприятия. 1.1.Технико-экономические показатели предприятия. 4 1.2.Понятие материальных затрат, их состав. 5 1.3.Учетная политика предприятия. 6 Глава 2.Организация учета материалов. 2.1.Порядок учета поступления материалов. 8 2.2.Порядок учета расхода материалов. 13 2.2.1. Списание бракованных материалов. 17 2.2.2. Продажа материалов. 18 2.2.3. Безвозмездная передача материалов. 18
Глава 3.Пути совершенствования учета движения материалов. 20
Заключение. 22
Список использованной литературы.
24 ВВЕДЕНИЕ. Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со
средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в
котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается
на вновь созданный продукт. В целом по стране удельный вес материалов в
себестоимости изготовляемой продукции составляет свыше 70%, а в текстильной
и химической промышленности - до 85%. Основные задачи бухгалтерского учета материалов: 1. контроль, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки; 2. правильное и своевременное документирование всех операций но движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса; 3. систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализация; 4. своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками. В процессе производства материалы используются различно. Одни из них
полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы),
другие изменяют только свою форму и размер (смазочные материалы, краски),
третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные
части). В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-
материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением
производства, значительным удельным весом материальных затрат в
себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. В результате вышесказанного в условиях рыночной экономики актуальной
становится тема учета и контроля расхода материальных запасов на
производство продукции (работ, услуг). На изучаемом предприятии удельный вес материальных затрат в
себестоимости составляет примерно 10%. Несмотря на небольшую величину
данного показателя рассматриваемая тема не может являться второстепенной
для предприятия. В настоящее время в условиях рыночной экономики
определяющее значение приобретает качественные показатели, такие как
снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Поэтому необходимо максимально устранять потери и нерациональные
расходы материальных ценностей, которые, в частности, могут возникнуть при
неэффективной организации учета и контроля использования материалов. Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных
ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные
и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета
расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в
производстве на изучаемом предприятии. Подробное изучение этой темы позволит выявить конкретные методы оценки,
учета и контроля материальных ресурсов, используемых организацией, а также
предложить пути улучшения использования материалов в рамках возможных
способов ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов,
зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету. Глава 1.Технико-экономическая характеристика предприятия. 1. . Технико-экономические показатели предприятия. Организации бухгалтерского учета материальных ценностей будет
рассматриваться на примере Общество с ограниченной ответственностью “Агат”. Общество осуществляет свою деятельность на основании устава и
учредительного договора. Согласно этим учредительным документам, основной
деятельностью Общества являются услуги автосервиса. Кроме того, предприятие может осуществлять: - транспортные услуги, - торгово-закупочную деятельность сопутствующими товарами. В настоящее время среднесписочная численность работающих составляет 9
человек. Все они являются учредителями Общества и имеют в уставном капитале
равные доли. Таким образом, при уставном капитале 8370 рублей (приложение 1
бухгалтерский баланс предприятия), вклад каждого участника составляет 930
рублей. Руководство предприятия для обеспечения нормальной работы широко
использует современные методы управления. Работа бухгалтерии, учет
клиентов, кадров полностью автоматизирована. По итогам работы 2000 года показатели по основному виду услуг,
оказываемых организацией, составили: - доходы, тыс. руб. 180,5 - расходы, тыс. руб. 154,1 - прибыль 26,4 Эти данные говорят о рентабельности предприятия и о возможных
дальнейших перспективах развития. В основу модели материальных потоков на предприятии заложено
перемещение материалов относительно структурной единицы: поставщик -
склад-производство. Модель движения материалов в ООО ”Агат” 1 - поступление материалов от поставщиков; 2 - хранение материалов на складе; 3 - отпуск материалов из одного склада в другие (внутренние
перемещения); 4 - выдача материалов непосредственно в производство; 5 - реализация излишних материалов на сторону; 6 - возврат материалов на склад подразделений. Таким образом, материальные ценности, поступившие на предприятие,
приходуются непосредственно на склады, которые закреплены за каждым цехом
предприятия, и расположены на территории соответствующего подразделения. По мере необходимости материальные ценности отпускаются на
производственные и хозяйственные нужды подразделений или на склады других
подразделений (внутреннее перемещение). Заготовкой и приобретением
необходимых материальных ресурсов на изучаемом предприятии занимается
снабженец. Не менее важным и значимым этапом движения материальных ценностей на
предприятии является их отпуск в производство и последующее использование.
Здесь устанавливается контроль за соблюдением лимита расходования сырья
и материалов, одним из источников экономии является сокращение потерь и
отходов при их обработке. Таким образом, правильно организованный учет и контроль за
использованием материальных ресурсов позволяет выявить внутренние резервы
предприятия, способствует внедрению в производство всего нового и
прогрессивного и, следовательно, является важной предпосылкой повышения
эффективности производства. Решению задач учета и контроля на предприятии способствует четкая
организация оперативного и бухгалтерского учета материальных ценностей,
своевременное и полное документирование операций по их движению. На предприятии работают три цеха: - цех диагностики, - рихтовочный цех, - малярный цех. В каждом цеху работают по два человека, один из которых (приказом
директора) назначен ответственным за материалы на складе. Склад существует
при каждом подразделении. На каждом из них ведутся карточки складского
учета и ведомости учета остатков материалов на складе. Группировка
материалов по роли в процессе производства лежит в основе организации
синтетического учета материалов. Однако, она недостаточна для всестороннего
контроля за состоянием и движении материалов, поэтому внутри групп и
подгрупп материалы показываются в разрезе отдельных видов, марок, сортов и
типоразмеров. Предприятие работает по “Упрощенной системе налогообложения”. Имеет
рабочий план счетов, который несколько сокращен (в соответствии с
Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению
регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Приложение к приказу Минфина РФ от 22 декабря 1995 г. №131.). Материалы
учитываются на счете 10 “Материалы”, а субсчета разбиты по складам. Это
сделано для удобства во время ревизии, а также для учета затрат по каждому
виду работ отдельно. На 1 октября 2000 г. общая стоимость материалов составила 8564 рубля.
По складам: цех диагностики – 1387 рублей, рихтовочный цех - 2624 рубля, малярный цех - 4553 рубля. Учет ведется по себестоимости первых по времени приобретений по
фактической себестоимости. 2. . Понятие материальных затрат, их состав. Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со
средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в
котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается
на вновь созданный продукт. Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их
научно обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета. Классификация материалов. В зависимости от той роли, которую играют
разнообразные производственные запасы в процессе производства, их
подразделяют на следующие группы: сырье и материалы, вспомогательные
материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, запасные
части. Сырье и основные материалы- предметы труда, из которых изготовляют
продукт и которые образуют материальную основу продукта. Сырье и основные
материалы образуют вещественную основу созданного продукта: они полностью
потребляются, изменяя свою первоначальную форму. Основные материалы - это
продукция обрабатывающей промышленности, черные и цветные металлы, продукты
промышленности и сельского хозяйства (сырье), ткани и т.д. Вспомогательные материалы в отличие от основных не образуют
вещественной основы продукта: они могут присоединиться к основным
материалам для придания ему определенного качества, они могут потреблять
орудия труда для поддержания их в рабочем состоянии; могут использоваться
для обеспечения нормального хода процесса производства: для ремонта и т.д. Подразделение материалов на основные и вспомогательные носит условный
характер, не определенный физико-химическими свойствами. Одни и те же
материалы в разных производствах могут быть основными или вспомогательными
материалами. В ряде отраслей промышленности в силу специальных свойств вообще трудно
определить основные и вспомогательные материалы. Ни один из вспом.
материалов не выступает в качестве основы продукта. Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные
стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении
продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют ее материальную основу. Отходы производства - остатки сырья и материалов, образующиеся в
результате раскроя материалов и их обработки. Одни отходы полностью
утрачивают свои потребительские свойства, другие могут вновь пройти
обработку. В отдельные группы выделены: топливо, запасные части, которые по своей
роли являются вспомогательными материалами, но, учитывая, что они имеют
значительный удельный вес, они выделяются в отдельную группу. Топливо в производстве подразделяется на энергетическое (горючее) и
технологическое, а также для хозяйственных нужд. Запасные части используются для ремонта основных средств и имеют, как
правило, строго целевой характер. Они нужны для поддержки оборудования в
рабочем состоянии. Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и
подразделяют на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанные классификации используют для построения синтетического и
аналитического учета, а также составления синтетического отчета об
остатках, поступлении и расходовании сырья и материалов в производственно -
эксплуатационной деятельности (ф.№ 1-сн). Для учета материалов применяют следующие синтетические счета: 10 “Материалы” 14 “Переоценка материальных ценностей” 15 “Заготовление и приобретение материалов” 16 “Отклонение в стоимости материалов” К счету 10 “Материалы” в ООО “Агат” открыты субсчета 1 “Склад цеха
диагностики”, 2 “Склад цеха рихтовки “, 3 “Склад малярного цеха”. Аналитический учет
ведется по
каждому материалу отдельно. Для правильного планирования потребности, рациональной организации
аналитического учета и контроля за использованием материальных запасов
предприятия могут применять более детальную группировку по технологическим
признакам. Все материалы подразделяются на группы (по свойствам), а внутри
групп на сорта, типы и т.д. Каждому сорту, наименованию и т.д.
приписывается номенклатурный номер, который заносят в номенклатурный
справочник, представляющий собой систематизированный перечень материалов. В
этом справочнике содержится полностью техническая характеристика каждого
поименно в соответствии с действующими стандартами. Если в номенклатурном
справочнике указана учетная цена за единицу каждого вида материалов, то его
называют номенклатурой-ценником. Аналитический учет материалов организуется
в соответствии с построением номенклатуры-ценника, а зарезервированный
номенклатурный номер обязательно проставляется во всех приходных и
расходных документах по учету материальных ценностей. Использование в учете
вычислительной техники позволяет ввести в номенклатуру-ценник
дополнительно такие показатели как норма запаса, естественная убыль,
синтетический счет и т.д. Вся информация, содержащаяся в номенклатурах -
ценниках, является условно постоянной и может храниться в памяти
компьютера. 1.3. Учетная политика предприятия. С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке
бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного
процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к
разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности
организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к
постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе
установленных государством общих правил бух. учета организации
самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных
перед учетом задач. Выбранная организацией учетная политика оказывает
существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции,
прибыли, налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость, показателей
финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика
организации является важным средством формирования величины основных
показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой
политики. Учетная политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки
объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники
ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных
допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных,
технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня
технического оснащения учетных работников). Глава 2. Организация учета материалов. 2.1. Порядок учета поступления материалов. Поступление материалов на предприятие контролирует экспедитор, который
следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им
претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они
своевременно не прибыли на предприятие. Материалы на склад доставляет также
экспедитор. Если обнаруживается недостача или порча груза, составляется акт
не право представления претензий к транспортной организации или поставщику. В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально
ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и
ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (отвесы,
накладные), другие качество (сертификаты, удостоверения и т. п.). При
полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам
поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. №
М-4). В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада
поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в
четырех экземплярах: а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера; б) поставщику - для списания ценностей; в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта; г) для предъявления в банк на оплату; Акт о приемке материалов (ф.№М-7) применяется для оформления
поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае
расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт
составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя
незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела
снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый -
передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских
записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает
в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему
о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает
выписку приходного ордера. Приходные документы составляются в день поступления материалов. Кроме перечисленных документов составляются накладные - требования на
отпуск материалов (ф. № М-11) при внутреннем перемещении материалов со
склада на склад. Материально ответственное лицо, выписывает накладные в
двух экземплярах; один цеху, другой складу - для их оприходования. Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок
предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В
договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена,
срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки,
санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия -
поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-
поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю,
последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения
договорных обязательств на предприятии осуществляет экспедитор, поэтому
платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают к
нему. Он поверяет соответствие их договорам, регистрирует в журнале учета
поступающих грузов (ф. № М-1), делает отметку в книге учета выполнения
договоров и акцептует, т.е. дает согласие на оплату. После регистрации
платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и
передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты. По мере поступления груза
на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в
бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По
мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из
расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия -
поставщика. В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные
документы поставщиков, акцептованные экспедитором, принимает приходные
ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих
счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их введу
выполнения каждой стороной своих обязательств. Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности
поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их,
выписывается приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию.
Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в
журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме
относятся на сумму материалов в акцепт. Неотфактурованные поставки
регистрируются в журнале - ордере №6 в конце месяца (в графе Б "Номер
счета" ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа
в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как
основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые
отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в
следующем месяце они акцептируются предприятием оплачиваются банком и
регистрируются бухгалтерией в журнале - ордере №6 в свободной строке по
группе материалов и в графе " акцепт" в сумме платежного требования, а по
строке сальдо ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по
группе и в графе " акцепт".
Страницы: 1, 2, 3
|