Учет и контроль денежных средств на расчетном счете
В бухгалтерии предприятия расчетному счету
присваивается код 51. По усмотрению бухгалтера в современном учете, особенно
при использовании компьютера, рационально иметь 2 субсчета:
-
51-1 «Поступило» (и несколько аналитических счетов
к нему по видам поступлений);
-
51-2 «Израсходовано» (и несколько десятков
аналитических счетов к нему по расходу).
Счет 51 «Расчетные счета» является активным, и
его сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия находится на
хранении в банках на определенное число. По мере совершения операций на
расчетном счете (зачисления или списания средств) банк выдает предприятию
выписку из его лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на
дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, списанные со счета,
и остаток на дату выписки.
Выписка из расчетного счета - это второй
экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Все данные в
выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской)
информацией. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя
должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств
и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а
уменьшение своего долга предприятию (списания, выдача наличными) - по дебету.
Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и
записывать суммы в учетные регистры наоборот.
Выписка банка заменяет собой регистр
аналитического учета по расчетному счету за определенное число и одновременно
служит основанием для бухгалтерских записей. Получив выписку, бухгалтеру
следует проверить, все ли приложены к ней оправдательные документы на каждую
записанную сумму. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом
«погашено». На полях проверенной выписки слева против каждой суммы следует
проставить порядковый номер приложенного документа, а справа -
корреспондирующий счет. Порядковые номера (с начала года) и корреспондирующий
счет одновременно проставляются в правой стороне на самих документах. Выписка
банка является первым уровнем учета (первым накопительным документом), первая
группировка однородных проводок за одну дату.
Если в обслуживающем банке применяется
правило, что в выписку заносятся сводные суммы, представляющие собой сразу
несколько поручений, следует к каждой выписке (при обработке вручную)
прикладывать «Листок-расшифровку», в которую заносится каждый первичный
документ, с детализированной корреспонденцией счетов по аналитическим счетам, а
не сводная запись, что упрощает сторонним пользователям выборку необходимой
информации.
Разработку выписок банка в больших
предприятиях следует поручать наиболее подготовленным бухгалтерам, знающим
хорошо специфику своего предприятия, систему финансовых расчетов и план счетов.
Это логическая квалифицированная работа и она выполняется только вручную.
Обработка банковских документов может выполняться любым рядовым бухгалтером
либо вручную, либо на компьютере.
Если оператор банка ошибся в расчетах и
списал, либо зачислил большую или меньшую сумму, чем требовалось, следует
срочно сообщить об этом в банк. У себя на предприятии бухгалтер должен сделать
запись в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» до полного исправления ошибки.
Способ дальнейшей обработки банковских документов прямо зависит от количества
операций в день и от частоты выписок в течение месяца. Если операций в день
выполняется не более двух-трех и количество выписок ограничено за месяц, все
операции можно записывать непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если
операций в день выполняется больше трех и выписки поступают почти за каждый
день, то по счету 51 открывают сальдо - оборотную ведомость (третий уровень
учета).
Каждая выписка банка, либо итог из «Листка -
расшифровки», заносится в сальдо - оборотную ведомость только строго по одной
строке. При этом все однородные проводки (идущие на один корреспондирующий
счет) записываются одной суммой. Происходит группировка проводок по
корреспондирующим счетам только за одну дату.
Не позже 3-го числа месяца, следующего за
отчетным, подводятся месячные итоги. Ежемесячные данныеиз сальдо - оборотной
ведомости переносятся в регистр счета 51. Одновременно суммы заносятся в
регистры корреспондирующих счетов по правилу «двойной записи», или в сальдо - оборотные
ведомости по этим счетам. А при наличии карточек аналитического учета записи
выполняются и в них. При этом в регистре счета 51 записывается порядковый номер
очередной записи и номер строки этой же записи в регистре корреспондирующего
счета. Этот способ помогает организовать быстрый поиск (при необходимости)
первичного документа по проводке и помогает контролировать обязательное
выполнение двойной записи.
При численности штата бухгалтеров на
предприятии более 5 человек и наличии нескольких функциональных групп,
информация из сальдо - оборотной ведомости счета 51 по окончании месяца по
корреспондирующим счетам передается в виде специальных «Листков-расшифровок»,
которые заменяют первичные документы при выполнении бухгалтерских записей в
других сальдо - оборотных ведомостях или непосредственно в регистрах.
После этого подводят итоги в регистре счета
51. Входное дебетовое сальдо на начало отчетного периода плюс дебетовый оборот
минус кредитовый оборот - так получают дебетовое выходное сальдо и записывают в
регистре. Это четвертый уровень учета, когда проводки записаны общими суммами:
сразу за месяц и по нескольким документам. После этого обороты и сальдо за
отчетный месяц по счету 51 переносят из регистра в «Сводную сальдо - оборотную
ведомость» (пятый уровень учета).
Поступление и списание денежных средств с
расчетных счетов могут производиться двумя способами:
-
наличным;
-
безналичным.
Одним из видов наличных расчетов является
объявление на взнос наличными.
Прием и выдача денег с расчетного счета
производятся банком на основании документов, утвержденных им же.
Предприятие имеет право реализовывать свою
продукцию, работы, услуги, ненужные основные средства и другие ценности за
наличный расчет, а также выполнять другие хозяйственные операции, в результате
чего в кассе накапливаются излишние наличные деньги сверх норм оптимальной
потребности. Для сдачи излишних наличных денег из кассы предприятия на хранение
в банк на имя представителя предприятия выписывается расходный кассовый ордер,
по которому деньги изымаются из кассы. В банке представитель предприятия
получает у оператора банка и заполняет специальный бланк «Объявление на взнос
наличными» в одном экземпляре, состоящем из трех частей, и представляет в банк.
Этот документ состоит из трех частей:
-
объявления на взнос наличными, составляемого
клиентом и остающегося в банке для бухгалтерского оформления поступивших
денежных средств;
-
квитанции, выписываемой банком для выдачи клиенту;
-
ордера, прилагаемого к выписке банка, выдаваемой
клиенту.
После проверки правильности заполнения
объявления работником банка, наличные деньги сдаются непосредственно в
приходную кассу банка. Верхняя часть объявления остается в банке, а
представителю предприятия выдается квитанция с печатью банка, которая
прикладывается потом к расходному кассовому ордеру вместо отчета о направлении
расхода. Третья часть возвращается на предприятие вместе с выпиской банка за
тот день, когда будет зачислена на расчетный счет поступившая сумма.
Образец объявления на взнос наличными можно
увидеть в приложении А.
При этом бухгалтерией предприятия
осуществляется проводка:
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 50 «Касса».
Следующим видом наличных расчетов является
денежный чек.
Для получения денег из банка предприятие
должно иметь чековую книжку, которую оно получает в банке по заявлению
специальной формы. В заявлении указывается полностью фамилия, имя и отчество
кассира и дается образец его подписи. Заявление подписывается руководителем и
главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. После проверки
правильности составления заявления в бухгалтерии банка оно передается в
расходную кассу банка, где кассир под расписку на заявлении получает чековую
книжку на 25 или 50 чеков. Если чековая книжка не получена в течение 30 дней,
то она аннулируется.
Предприятие получает наличные деньги из банка
через кассира, либо другое уполномоченное лицо по денежному чеку, выписанному
на его имя. При планировании получения большой суммы кассир должен подать
накануне в банк заявку на требуемую сумму. В день получения бухгалтер заполняет
все реквизиты одного чека и корешок к нему и под роспись в корешке выдает чек
кассиру. Чеки действительны в течение 10 дней со дня их выписки, не считая день
выписки, без исправления даты. Чек представляется в банк. Работник банка
проверяет правильность заполнения чека, отрывает от чека и передает
представителю предприятия контрольную марку, по которой выдают деньги из кассы
банка. На каждую полученную в банке сумму в бухгалтерии выписывается приходный
кассовый ордер на имя получателя денег с указанием номера чека. Квитанция
приходного ордера прикладывается к выписке банка, а сам приходный ордер - к
кассовому отчету.
При этом осуществляется следующая проводка:
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетные счета».
Чеки бывают именные и предъявительские.
В именном чеке после слова «Заплатите»
указываются фамилия, имя, отчество получателя, и для получения денег необходимо
предъявление паспорта.
В предъявительском чеке фамилия, имя, отчество
получателя не указываются (в настоящее время они почти не применяются).
На лицевой стороне чека, кроме даты его
выписки, указывается сумма цифрами и прописью, ставится оттиск печати
чекодателя и подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
На обратной стороне чека указывается, на какие
цели чекодатель получает деньги, что также подтверждается подписями
руководителя и главного бухгалтера организации.
Порядок заполнения и пользования денежными
чеками следующий:
а)
чек и корешок чека заполняются только чернилами от
руки или шариковой ручкой;
б)
в реквизите «Сумма цифрами» свободные места впереди
и после суммы рублей должны быть обязательно прочеркнуты двумя линиями;
в)
после слова «Заплатите» вписываются чернилами:
1)
на предъявительском чеке: слово «предъявителю»;
2)
на именном чеке: фамилия, имя, отчество лица, на
имя которого выписан чек.
г)
сумма прописью должна начинаться обязательно с
заглавной буквы в самом начале строки. Слово «рублей» должно указываться вслед
за суммой прописью без оставления свободного места;
д)
чек подписывается чекодателем обязательно
чернилами;
е)
подписание чека до заполнения всех его реквизитов
категорически запрещается;
ж)
никакие поправки в тексте
чека не допускаются;
и)
при представлении владельцем счета специальной
справки о том, что организации не разрешено иметь печать, чек принимается без
скрепления его оттиском печати;
к)
подпись на обратной стороне чека в получении денег
отбирается банком только на именном чеке;
л)
корешки оплаченных и испорченных чеков, а также
испорченные чеки чекодатель обязан хранить не менее трех лет;
м)
одновременно с составлением чека должны быть заполнены
все реквизиты корешка чека;
н)
при закрытии счета его владелец обязан представить
в банк заявление и приложить к нему чековые книжки с оставшимися
неиспользованными чеками и корешками, в которых указываются номера чеков.
Деньги, полученные по чеку с расчетного счета,
должны быть оприходованы в кассе путем выписки приходного кассового ордера.
Образец денежного чека представлен в
приложении Б.
Основной частью денежного оборота является
безналичный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечисления
денег по счетам в кредитных учреждениях. Безналичным путем осуществляется
оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и
возврат банковских кредитов, выплата денежных доходов населения. Участниками
безналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные общества,
банки и финансовые органы, некоммерческие организации).
Организация денежных расчетов с использованием
безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами,
поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках
обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная
сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по
вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования
макроэкономических процессов.
Безналичные расчеты - это расчеты,
осуществляемые путем перечисления сумм со счета плательщика на счет получателя.
Безналичные расчеты являются формой денежного обращения, в которой движение
наличных денег заменено банковскими операциями путем отнесения сумм со счета
покупателя и зачисления их насчет
поставщика.
Безналичные расчеты подразделяются на
одногородние (местные) и иногородние.
Одногородние (местные) расчеты — это расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или разными
учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.
Иногородние расчеты — это
расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, расположенными
в разных населенных пунктах.
Однако не следует
увязывать безналичные расчеты только с банковскими операциями. В денежном
обороте могут иметь место взаимные расчеты (по сальдо встречных требований
между предприятиями или вексельный оборот). Такие расчеты обычно осуществляются
вне банков.
Развитие рыночных
отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов
в том числе принципов их организации. Рассмотрим основные из них.
Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях
хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые
открываются клиентам для хранения и перевода средств.
Данный принцип
безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и
физическим лицам.
Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что
платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в
порядке, установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на
счете.
В этом принципе
закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их
счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной
экономической самостоятельности хозяйственников.
Далее в формулировке
данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник
платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности
владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и
ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном
случае банком к субъекту рынка участнику расчетов, — это осуществление
последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.
Третий принцип — принцип свободы выбора субъектами рынка
форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при
невмешательстве банков в договорные отношения.
Этот принцип также
нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка
(независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных
отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность
этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.
К данным принципам
следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность
платежа и обеспеченность платежа.
Принцип срочности
платежа означает осуществление
расчетов строго исходя из сроков. Экономический смысл установления этого
принципа обусловлен тем, что получатель заинтересован не в зачислении на свой
счет денежных средств в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.
Срочный платеж может
совершаться:
-
до начала торговой
операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый
платеж),
-
немедленно после
завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;
-
через определенный срок
после завершения торговой операции на условиях коммерческого кредита без
оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.
На практике могут
встречаться досрочные, отсроченные и просроченные платежи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|