Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету на ГХЗ
p> Текущий ремонт проводят с целью устранения незначительных повреждений
путем частичной замены деталей, мелкой починки отдельных частей, побелки
стен, покраски и т.д. Как правило, он выполняется хозяйственным способом
(специалистами самого цеха или ремонтным цехом). Ремонт может
осуществляться и подрядной организацией. Капитальный ремонт характеризуется тем, что при его проведении
заменяются на новые значительное число деталей и узлов, восстанавливаются
основные средства. Для его выполнения объект зачастую почти полностью
разбирается. Он проводится с периодичностью свыше одного года, что вызывает
остановку ремонтируемого объекта на период ремонтных работ. Средним считается ремонт, по сложности и характеру проведения близкий
к капитальному. Однако в отличие от капитального он проводится с
периодичностью менее года. До начала ремонтных работ по каждому объекту, согласно сметно-
финансовому расчету, составляемому на основании дефектной ведомости,
определяется плановая (нормативная) себестоимость. Расходы на все виды
ремонта в смете рассчитываются по нормативам на единицу сложности, которая
характеризует трудоемкость ремонта конкретного вида оборудования, или на
основе норм затрат по их видам и планируемого объема работ. При хозяйственном способе затраты на ремонт складываются из стоимости
израсходованных на его проведение материалов, запасных частей, начисленной
заработной платы исполнителям, отчислений на социальное страхование и
обеспечение. Стоимость ремонта, выполненного хозяйственным способом,
уменьшается на величину полученных при разборке объекта конструкций,
деталей, узлов и материалов, пригодных для дальнейшего использования.
Фактические затраты на ремонт должны быть сгруппированы по видам
ремонтируемых основных средств – зданий, машин, оборудования, прочих
основных средств, что необходимо для составления отчетности по основным
средствам. При хозяйственном способе ведения ремонта силами цеха, где
эксплуатируются основные средства, составляются проводки: Дт Кт 23,25,26 10,70,69 Если же ремонт по всему предприятию выполняет специальный
вспомогательный цех, то проводки будут таковы: Дт Кт 23. 10,70,69 25,26,29 23 При подрядном способе ведения ремонта расходы несет выполняющая
организация (подрядчик). После приемки работ, в соответствии с заключенным
договором, подрядчик предъявляет для оплаты заказчику счет. Сумма,
указанная в нем, и будет составлять в данном случае затраты на ремонт
основных средств при данном способе его выполнения. На стоимость ремонта,
выполненного подрядным способом, на основании счетов подрядчиков
составляется проводка: Дт Кт 23,25,26,29 60,76 Перечисленные подрядчикам суммы отражаются следующей записью: Дт Кт 60,76 51 Переоценка основных фондов на РУП "Гомельский химический завод" также
полностью автоматизирована. На компьютере составляется ведомость переоценки
основных фондов (Приложение 8). В ней указывается инвентарный номер
объекта, его наименование, дата ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость,
коэффициенты пересчета, восстановительная стоимость, сумма пересчитанного
износа и остаточная стоимость. Обобщающие результаты переоценки в разрезе групп основных средств
показываются в специальной ведомости по каждому цеху. В ней указывается:
первоначальная, остаточная стоимости и износ до переоценки и
восстановительная, остаточная стоимости и износ после переоценки. Обобщающим регистром синтетического учета основных средств является
журнал-ордер № 13 (Приложение 9). В нем собираются и обобщаются данные со
всех регистров аналитического учета. В ж/о №13 показываются записи по
дебету и кредиту счетов 01, 02, 47, 88, 85, 10, 51, 79. Также здесь
собираются аналитические данные к счету 02. Данные этого журнала затем
используются в главной книге для составления бухгалтерского баланса и
приложений к нему. В условиях перехода к рыночной экономике неотъемлемым фактором
хозяйственной деятельности, приносящим доход, являются нематериальные
активы. К нематериальным активам относят приобретенные предприятием за плату
патенты, "ноу-хау", права на использование земельных участков, "цену
фирмы", организационные расходы, возникающие в период создания совместного
(акционерного) предприятия, авторские права, права на промышленные образцы,
программные продукты для ЭВМ и др. Патенты представляют собой юридически закрепленные исключительные
права пользования, производства и продажи продуктов или процессов на
период, предусмотренный законодательством. Патентные права приобретаются у
соответствующего органа за плату, включающую и побочные расходы на оплату
консультационных и юридических услуг, печатание и размножение документов и
др. "Ноу-хау" – это новые технологии, технические и иные решения,
приносящие выгоду в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
"Ноу-хау" во многом схожи с патентами, но в отличие от них "ноу-хау"
вносится участником (учредителем) предприятия в сет своего материального
вклада в фонды (капитал) предприятия. Стоимость "ноу-хау", по которой оно
принимается на баланс предприятия, определяется по соглашению учредителей
или участников. Права на использование земельных участков составляют часть стоимости
взносов участников со стороны республики, на территории которой создается
предприятие, в уставный фонд совместного предприятия с участием иностранных
фирм или граждан. Стоимость этих прав зависит от оценки земли и
определяется по соглашению участников. "Цена фирмы" возникает при покупке целых действующих предприятий. Как
правило, такие предприятия продаются-покупаются не по их балансовой
стоимости, а по рыночной (аукционной) цене, величина которой зависит от
доходности предприятия, его престижа на рынке производимой продукции и
многих других факторов. Превышение покупной стоимости предприятия (как
целого) над текущей стоимостью всех его активов и составит "цену фирмы",
которая будет учтена в бухгалтерском учете и балансе как один из
нематериальных активов. Авторские права – это полные права на издание, исполнение или иное
использование научного, литературного, музыкального или другого
произведения искусства. Права на промышленные образцы – это исключительная привилегия на
использование художественно-конструкторских решений (дизайн), определяющих
внешний вид продукции. Программные продукты для ЭВМ – набор технической и эксплуатационной
документации, а также комплекс технических и программных средств,
составляющих системы обработки информации и АСУ. Как видно из вышеизложенного, нематериальные активы – это долгосрочные
затраты, которые имеют отношение к деятельности предприятия на протяжении
длительного периода, а следовательно, и должны приносить доходы долгое
время. До тех пор, пока они выполняют эту функцию, имеет смысл их учитывать в
составе активов предприятия. Как только они прекратят создавать условия для
получения повышенного дохода, затраты на такого рода активы превращаются в
нереальную статью баланса. Эти обстоятельства вызывают необходимость в
течение расчетного срока действия нематериальных активов постепенно
включать их стоимость в издержки производства путем начисления износа. На Гомельском химическом заводе учет нематериальных активов
автоматизирован. Данные по каждому виду нематериальных активов заносятся в
компьютер, который обобщает их и выводит Ведомость нематериальных активов
(Приложение 10). В ней дается информация по каждому виду нематериальных
активов: наименование актива, номер, начальная и конечная даты действия,
первоначальная или восстановительная стоимость актива, износ, счет, на
который относят износ. 2.2 Учет материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты,
комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются
предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готового
продукта. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном
процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы
труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот
продукт и заменяются после каждого производственного цикла. В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-
материальных ценностей в производстве. Это обусловливается расширением
производства, значительным удельным весом материальных затрат в
себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. Например, удельный вес
указанных затрат в себестоимости продукции в машиностроении составляет
свыше 60 %, в легкой и химической промышленности – 70-90 %. В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретает
улучшение качественных показателей использования производственных запасов
(снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции, всемерная
экономия и т.д.). эту задачу можно решить путем применения более
прогрессивных конструкционных материалов, металлических порошков и
пластмасс, замены дорогостоящих материалов более дешевыми, синтетическими
без снижения качества продукции, сокращения отходов и потерь в
производстве, комплексного использования природных и материальных ресурсов,
максимального устранения потерь и непроизводственных расходов, широкого
вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов. Улучшению ресурсосбережения способствует упорядочение первичной
документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм, повышение
уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, обеспечение
строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов,
полуфабрикатов, ограничение числа должностных лиц, имеющих право подписи
документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для
обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки,
хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в
достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и
измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями.
Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего
контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов,
уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения
полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве. Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания
резервов снижения себестоимости продукции в части рационального
использования материалов, снижения норм их расхода, обеспечения надлежащего
хранения и сохранности. В связи с этим перед учетом материальных ресурсов стоят следующие
задачи: 1) правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов; выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений по направлениям затрат; 2) контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения; 3) постоянный контроль за соблюдением установленных норм производственных запасов; 4) систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования; 5) контроль за технологическими отходами и потерями и их использованием; 6) своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами; 7) своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ресурсов, контроль за ценностями, находящимися в пути, неотфактурованными поставками. Для выполнения этих задач необходимо обеспечить: надлежащую
организацию материально-технического снабжения на предприятии; хорошее
состояние складского и весоизмерительного хозяйства; наличие прогрессивных
норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий,
деталей, топливо и других ценностей на единицу продукции. В целях повышения
роли учета и контроля в этом деле надо на каждом предприятии иметь научно
разработанную номенклатуру-ценник, установить четкий документооборот,
своевременно проводить контрольные проверки и инвентаризацию ценностей, не
допускать значительных отклонений от норм запасов материалов,
механизировать и автоматизировать учетно-вычислительные работы,
своевременно заключать договоры о материальной ответственности с
работниками складов и кладовых. Все службы предприятия следует обеспечить
списком должностных лиц, имеющим право подписывать документы на получение и
отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на
вывоз с предприятия материальных ценностей. На предприятиях применяется большое количество разнообразных товарно-
материальных ценностей. Они используются в производстве по-разному. Одни из
них полностью потребляются в производственном процессе (сырье, материалы,
комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п.), другие – изменяют только свою
форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи – входят в изделия без
каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые – только
способствуют изготовлению изделий и не включаются в их массу или химический
состав (МБП). Важной предпосылкой правильной организации учета производственных
запасов является их классификация по назначению и роли в процессе
производства и техническим признакам. По функциональной роли и назначению в процессе производства
производственные запасы подразделяются на следующие: сырье и материалы;
покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали;
топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы;
строительные материалы; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета для каждой из
указанных групп на счете "Материалы" (кроме МБП) предназначен отдельный
субсчет. В составе оборотных средств условно числятся малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы, которые по своей роли в процессе
производства являются средствами труда. К ним относятся предметы,
стоимостью в пределах десяти минимальных заработных плат за единицу
(комплект) независимо от срока их службы (за исключением
сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного
инструмента, рабочего и продуктивного скота) или служащие менее одного года
независимо от стоимости. Они учитываются на отдельном счете "Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы ". Кроме того, материалы, не принадлежащие данному предприятию,
выделяются в отдельные группы и учитываются на забалансовых счетах: 002
"Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"; 003
"Материалы, принятые в переработку". В целях рациональной организации учета и контроля за использованием
материалов в производстве и в связи с их широким ассортиментом промышленные
предприятия помимо приведенной выше классификации материальных ценностей
используют более детальную их группировку по техническим признакам и
свойствам. Например, сырье и материалы подразделяются на черные и цветные
металлы; химикаты и т.д. Внутри групп и подгрупп ценности показываются в
разрезе отдельных видов, марок, сортов и типоразмеров. С этой целью на
предприятиях разрабатываются номенклатуры (перечни) потребляемых в
производстве материалов по их однородным признакам. На отдельных
предприятиях количество групп и подгрупп зависит от характера производства
и видов выпускаемой продукции. При этом каждому наименованию, типоразмеру и
сорту материалов присваивается условное цифровое обозначение –
номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах
по наличию и движению товарно-материальных ценностей. Номенклатура материалов, в которой указаны цены за единицу учитываемых
материалов, называется номенклатурой-ценником. Он представляет собой
систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии, и
используется в качестве справочника почти всеми отделами предприятия
(отдел материально-технического снабжения, бухгалтерия, плановый,
финансовый и т.д.). В соответствии с производственной программой и нормами расхода
предприятия определяют потребность в материальных ресурсах. Они
приобретаются за счет централизованного обеспечения (при наличии
госзаказа), в порядке оптовой и биржевой торговли, путем поставок
непосредственно предприятиями-производителями и др. предприятия-получатели
заключают прямые договора с предприятиями-поставщиками на поставку
ценностей. Договоры обеспечивают взаимную ответственность поставщиков и
покупателей за выполнение обязательств. В договорах обусловливаются
наименование материалов, количество, цены, сроки поставки, порядок
расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий
договора, порядок приемки и т.п. В отделе материально-технического снабжения предприятия ведется
оперативный учет и контроль реализации фондов и выполнения договоров
поставок материалов по ассортименту, количеству, качеству и срокам. Отгрузив материальные ценности покупателям, предприятия-поставщики
одновременно высылают им платежные требования-поручения вместе с
отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации,
сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-
транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.). Счет-фактура (Приложение 11) представляет собой дополнение к
платежному требованию-поручению. В нем указываются: поставщик,
грузоотправитель, грузополучатель, плательщик, станции назначения и
отправления, дата отгрузки, способ отправления, наименование ТМЦ,
количество, цена, сумма. Полученные материалы предприятием своевременно приходуются.
Оприходование материалов оформляется приходным ордером (Приложение 12) на
фактически принятое количество материальных ценностей. В ордере отмечается
наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, цена, количество -
фактическое и плановое, сумма, роспись материально ответственного лица.
Также движение и внутреннее перемещение оформляются накладной (Приложение
13). При получении материалов на склад составляется акт приёмки материалов. На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка -
карточка складского учёта материалов (Приложение 14). В ней отображается
приход и расход по отдельным видам материалам. На отдельных складах учёт
ведётся в специальной книге, которая представляет собой сброшюрованные
карточки. Записи в карточки производятся на основании оформленных в
установленном порядке документов по расходу и приходу материальных
ценностей в день совершения операций. После каждой записи выводится новый
остаток. Отпуск материалов со склада оформляется требованием, накладной и
лимитно-заборной картой. По первичному документу требование (Приложение 15) запрашивается
количество определённого вида наименования материалов, которое надо
отпустить со склада. Также здесь указывается их цена и сумма. Накладная на
внутреннее перемещение материалов указывает какое количество и какие
материалы отпущены - по какой цене и на какую сумму. Независимо от способа
документального оформления материалы отпускаются по лимиту. Для этого
существует лимитно-заборная карта (Приложение 16). Она предназначена для
последовательного оформления отпуска материалов, потребляемых
систематически при производстве продукции в данном цехе. В верхней части
карты указывается лимит расхода материала на месяц, поэтому она служит
средством контроля за лимитом отпуска материалов на производственные нужды.
Существуют индивидуальные лимитные карты и групповые. Для списания материальных ценностей может составляться акт-расчет
расхода материалов (Приложение 17) и акт на списание материальных ценностей
(Приложение 18). Также информацию о расходе ценностей можно получить в
заказе-калькуляции (Приложение 19).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|