Отчет о движении денежных средств, его значение в рыночной экономике, техника составления в России и международной практике
p> Формула расчета денежных поступлений от покупателей и заказчиков
выглядит следующим образом:
|Выручка от реализации |+ Уменьшение дебиторской задолженности |
| |или |
| |- Увеличение дебиторской задолженности | Формула расчета денежных выплат по расчетам с поставщиками выглядит
следующим образом:
|Выручка от |+ Уменьшение дебиторской |+ Уменьшение кредиторской |
|реализации |задолженности |задолженности |
| |Или |или |
| |- Увеличение дебиторской |- Увеличение кредиторской |
| |задолженности |задолженности |
Формула расчета денежных выплат по операционным расходам выглядит
следующим образом:
|Операционные |+ Увеличение расходов |+ Уменьшение задолженности по |
|расходы (без |будущих периодов |начисленным расходам |
|амортизации) | | |
| |или |или |
| |- Уменьшение расходов |- Увеличение задолженности по |
| |будущих периодов |начисленным расходам |
Третий этап. На третьем этапе определяются чистые денежные средства от
инвестиционной и финансовой деятельности, главным образом, на основании
изменений статей сравнительного бухгалтерского баланса, относящихся к
долгосрочным активам и обязательствам, а также исходя из другой информации. Отчет о движении денежных средств (прямой метод)
|Показатель |Сумма, тыс. |
| |руб. (+),(-)|
|1 . Текущая деятельность | |
|Приток денежных средств (поступления) - всего, | |
|в том числе: | |
|выручка от реализации продукции (работ, услуг) | |
|авансы, полученные от покупателей и прочих контрагентов | |
|прочие поступления (от прочих дебиторов, полученные штрафы и | |
|др.) | |
|Отток денежных средств - всего, | |
|в том числе: | |
|платежи по счетам поставщиков и подрядчиков | |
|выплаты заработной платы (основной и дополнительной) | |
|отчисления в фонды социального страхования и обеспечения | |
|расчеты с бюджетом | |
|авансы выданные | |
|уплата процентов по кредиту | |
|на выдачу подотчетной суммы | |
|прочие выплаты (штрафы и др.) | |
|Итого денежных средств от текущей деятельности | |
|2. Инвестиционная деятельность | |
| 2.1. Приток денежных средств - всего, | |
| в том числе: | |
|выручка от реализации основных средств | |
|проценты полученные | |
| 2.2. Отток денежных средств - всего, | |
|в том числе: | |
|приобретение средств долгосрочного использования (машин, | |
|оборудования), нематериальных активов | |
|долгосрочные финансовые вложения | |
| 2.3. Итого денежных средств от инвестиционной | |
|деятельности | |
|3. Финансовая деятельность | |
| 3.1. Приток денежных средств - всего, | |
|в том числе: | |
|полученные кредиты | |
|выручка от реализации краткосрочных ценных бумаг | |
| 3.2. Отток денежных средств - всего, | |
| в том числе: | |
|возврат полученных ранее кредитов | |
|краткосрочные финансовые вложения | |
| 3.3. Итого денежных средств от финансовой деятельности | |
|Общее изменение состояния денежных средств | |
|Денежные средства на начало года | |
|Денежные средства на конец года | | ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ |Наименование показателя |Код |Сумма |Из нее |
| |строк| | |
| |и | | |
| | | |по |по |по |
| | | |текущей |инвестиционн|финансовой|
| | | |деятельн|ой |деятельнос|
| | | |ости |деятельности|ти |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|1. Остаток денежных |010 | |Х |Х |Х |
|средств на начало года | | | | | |
|2. Поступило денежных |020 | | | | |
|средств - всего | | | | | |
|в том числе: | | | | | |
|выручка от продажи |030 | | |Х |Х |
|товаров, продукции, работ | | | | | |
|и услуг | | | | | |
|выручка от продажи |040 | | | | |
|основных средств и иного | | | | | |
|имущества | | | | | |
|авансы, полученные от |050 | | |Х |Х |
|покупателей (заказчиков) | | | | | |
|бюджетные ассигнования и |060 | | | | |
|иное целевое | | | | | |
|финансирование | | | | | |
|Безвозмездно |070 | | | | |
|кредиты полученные |080 | | | | |
|займы полученные |085 | | | | |
|дивиденды, проценты по |090 | |Х | | |
|финансовым вложениям | | | | | |
|прочие поступления |110 | | | | |
|3. Направлено денежных |120 | | | | |
|средств – всего | | | | | |
|в том числе: | | | | | |
|на оплату приобретенных |130 | | | | |
|товаров, работ, услуг | | | | | |
|на оплату труда |140 | |Х |Х |Х |
|отчисления в |150 | |Х |Х |Х |
|государственные | | | | | |
|внебюджетные фонды | | | | | |
|на выдачу подотчетных сумм|160 | | | | |
|на выдачу авансов |170 | | | | |
|на оплату долевого участия|180 | |Х | |Х |
|в строительстве | | | | | |
|на оплату машин, |190 | |Х | |Х |
|оборудования и | | | | | |
|транспортных средств | | | | | |
|на финансовые вложения |200 | | | | |
|на выплату дивидендов, |210 | |Х | | |
|процентов по ценным | | | | | |
|бумагам | | | | | |
|на расчеты с бюджетом |220 | | |Х | |
|на оплату процентов и |230 | | | | |
|основной суммы по | | | | | |
|полученным кредитам, | | | | | |
|займам | | | | | |
|прочие выплаты, |250 | | | | |
|перечисления и т.п. | | | | | |
|4. Остаток денежных |260 | |Х |Х |Х |
|средств на конец отчетного| | | | | |
|периода | | | | | | Сравнение прямого и косвенного методов Достоинство использования прямого метода состоит в том, что он
позволяет оценить общие суммы поступлений и платежей и обращает внимание
пользователя на те статьи, которые формируют наибольший приток и отток
денежных средств. Знание конкретных источников поступлений и направлений расходования
средств является полезным при оценке структуры денежных потоков с позиции
их стабильности, т.е. возможности повторения в будущем. Поэтому информация,
полученная при использовании данного метода, может быть полезна при
прогнозировании денежных потоков. Данные о величине поступлений и платежей от текущей деятельности
являются более информативными, чем данные только о нетто-результате текущей
деятельности (как при косвенном методе) при оценке способности организации
обеспечить такой приток денежных средств, который позволяет погасить
обязательства перед кредиторами, осуществлять инвестиционную деятельность и
выплачивать дивиденды, В качестве основного недостатка прямого метода обычно называют его
трудоемкость. Кроме того, отражая информацию о суммах поступлений и платежей за
период, прямой метод не раскрывает взаимосвязи полученного финансового
результата и изменения денежных средств на счетах организации. Косвенный метод фокусирует внимание на различиях между финансовым
результатом и чистым денежным потоком организации. При этом косвенный метод
выполняет контрольную функцию, поскольку позволяет оценить
сбалансированность показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и
убытках и отчета о движении денежных средств. Косвенный метод прост
технически и его достоинством является также возможность построения отчета
без привлечения внутренних данных об оборотах по счетам денежных средств
организации. Вместе с тем важно учитывать, что надежность информации отчета
непосредственно зависит от достоверности отраженного в отчете о прибылях и
убытках финансового результата. Таким образом, и прямой, и косвенный метод обеспечивают пользователя
отчета важной информацией. С одной стороны, отчет концентрирует в себе
значительную часть данных из других бухгалтерских отчетов: бухгалтерского
баланса и отчета о прибылях и убытках (косвенный метод), с другой стороны,
он содержит детальное раскрытие информации о суммах поступлений и платежей,
что позволяет создать целостную картину финансовых потоков организации. В качестве предпочтительного варианта можно рекомендовать применение
прямого метода с последующей сверкой финансового результата и чистого
денежного потока, что позволяет воспользоваться преимуществами обоих
методов, делая при этом упор на раскрытие информации о поступлениях и
платежах организации. Другой вариант представления денежных потоков организации, который даст
пользователю отчета равноценную информацию, состоит в использовании в
качестве основного косвенного метода, но при этом в примечаниях к отчету
должны быть раскрыты денежные потоки от текущей деятельности, определенные
прямым методом. Результаты чрезвычайных обстоятельств. С целью повышения достоверности
отчета и возможности его использования для прогнозирования будущих потоков
денежных средств информация о денежных потоках, связанных с действием
чрезвычайных Событий, должна раскрываться отдельно либо в виде
самостоятельной строки в отчете, либо в примечаниях к отчету. В качестве рекомендуемого может быть назван подход, предполагающий
выделение денежных потоков, возникающих в результате чрезвычайных событий,
в виде отдельной строки отчета, составленного прямым методом, и текстовое
раскрытие информации о чрезвычайных обстоятельствах и последствиях их
влияния на конечный финансовый результат организации при составлении отчета
косвенным методом. Потоки денежных средств, связанные с действием чрезвычайных событий,
должны рассматриваться в зависимости от природы совершения операции
соответственно в составе текущей, инвестиционной или финансовой
деятельности. Отражение курсовых разниц. Курсовые разницы, возникающие в результате
отражения операций в иностранной валюте, а также в результате пересчета
балансовых статей, не являются денежными потоками, но должны быть отражены
в отчете, с тем, чтобы обеспечить соответствие показателей, характеризующих
величину денежных средств и их эквивалентов в начале и конце периода. Курсовые разницы отражаются в отчете о движении денежных отдельно от
потоков денежных средств от текущей, инвестиционной и финансовой
деятельности. Реформа системы бухгалтерского учета В течение последних лет в России проводится реформа системы
бухгалтерского учета. Две главные задачи реформы: создание отчетности,
отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и
финансовом и экономическом анализе); создание отчетности, понятной
зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению). Необходимость проведения реформы, вызвана значительным отличием
российских принципов бухучета от стандартов западных стран. Российские
стандарты формировались, в основном, во времена командной экономики, и
многие принципы, актуальные при старой системе, используются до сих пор. Большое значение имеет тот факт, что бухгалтерский учет в нашей стране
долгое время имел, в основном, налоговую направленность. Сейчас, в
переходный период, его нельзя назвать ни налоговым, ни финансовым, так как
из современной отчетности трудно получить налоговую или финансовую
информацию в чистом виде. Кратко ситуацию с бухгалтерским учетом можно описать следующим образом.
В России: жесткое государственное регулирование - с одной стороны и
попытки минимизировать показываемую прибыль для уменьшения налогового
бремени – с другой. На Западе - многовариантность правил ведения
бухгалтерского учета и оптимизация прибыли. Последнее в большинстве случаев
означает решение вопроса, что лучше: показать большую прибыль и
компенсировать налоги увеличением рыночной стоимости акций (и повышением
привлекательности для инвесторов) или «уменьшить» прибыль, а вместе с ней и
сумму налогов, но ухудшить свои показатели в глазах инвесторов и
кредиторов. Проблема, связанная с различием требований государства (точное
определение налогооблагаемой базы и суммы налогов) и инвесторов
(предоставление справедливой и реальной информации) чаще всего решается с
помощью двух систем учета: финансовой и налоговой. Эти системы в основном
совпадают. Исключение составляют отдельные моменты, связанные с величиной
налогооблагаемой прибыли (различные сроки износа основных средств, затраты,
не уменьшающие базу для налога на прибыль и др.). В марте 1998 года Правительство Российской Федерации приняло Программу
реформирования бухгалтерского учета. В Программе намечен большой комплекс
мероприятий, цель которых – приведение российской системы бухучета в
соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами
финансовой отчетности (МСФО). Задачи реформы: . создать систему стандартов учета и отчетности, которые гарантировали бы предоставление полезной информации пользователям, в первую очередь – инвесторам; . обеспечить согласованность реформ с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; . оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. При подготовке Программы возник вопрос, что взять за основу: правила
бухгалтерского учета конкретной страны или международные стандарты
финансовой отчетности, разработанные Комитетом по международным стандартам
финансовой отчетности. Использование МСФО предполагает: . превращение экономики России в органическую составляющую мировой хозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес); . возможность использовать мировой опыт формулирования правил, принимаемых большинством государств, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики. МСФО изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в
отдельных странах, как и для непосредственного использования на практике.
Цель их разработки – гармонизация национальных систем учета и отчетности
для повышения потребительских качеств финансовой отчетности хозяйствующих
субъектов, в первую очередь – транснациональных корпораций. В России МСФО целесообразно использовать: . при создании Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями; . в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия принятой в мире практике. Данный подход используется большинством экономически развитых стран
мира. Неслучайно структура построения положений по бухгалтерскому учету во
многом аналогична схеме построения международных стандартов. Переход к использованию МСФО должен быть постепенным и
целенаправленным. Осуществить его «за один день» (или даже за один год)
невозможно, так как необходимо провести большое количество специальных
мероприятий. В частности, требуются коррективы в законодательстве, прежде
всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей
нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет, должны
издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений
(стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к
использованию данных бухгалтерского учета и отчетности. Применение в нашей стране любого признанного в мире решения возможно,
если это решение соответствует реальной российской модели рыночной
экономики. Иными словами, при использовании международных стандартов
финансовой отчетности для создания национальной системы регулирования учета
международный опыт должен быть адаптирован к конкретной социально-
экономической среде. Эффективность международных стандартов МСФО не объект для слепого поклонения и принятия. Это эффективный
инструментарий, который следует использовать российским предприятиям. Он
позволит определить их реальное положение и сообщить эту информацию
иностранным инвесторам. Первым шагом к применению международных стандартов
в России был официально утвержденный МЦРСБУ (вместе с российскими и
иностранными партнерами) перевод МСФО на русский язык (ноябрь 1998 г.). С точки зрения бизнесмена, который пытается наладить в России
производство, реализовать проект или установить партнерские отношения с
российским предприятием, МСФО выполняют две важные функции: они позволяют
оценить и передать информацию. Прежде чем вложить капитал, инвестор должен
оценить степень риска и уметь управлять им. Немаловажный момент –
возможность информировать инвесторов и/или высшее руководство о меняющемся
финансовом положении предприятия. В России существуют риски, которые выходят за рамки обычных параметров
коммерческого анализа рентабельности. Налоговые обязательства выражены
недостаточно четко, и контроль за их исполнением осуществляется
нерегулярно. В ходе борьбы за власть в корпорациях могут нарушаться права
акционеров. Не выполняются решения международного арбитражного суда,
следование которым является главной гарантией для любой иностранной
компании, осуществляющей капиталовложения. Другими словами, наблюдается
отсутствие качественной отчетности, информационной прозрачности и, в
конечном итоге, ответственности. Это лишь немногие из системных препятствий, с которыми сталкивается
инвестор в России. Проекты могут осуществляться и осуществляются успешно,
но этот успех во многом связан со специфическими российскими методами
ведения бизнеса: использование личных связей, неформальное общение,
«стимулирование» участников законными и незаконными способами. Результат
применения таких методов не поддается оценке и не отличается стабильностью.
В связи с этим большинство успешных проектов носят исключительный характер,
а особенности их реализации отражают непредсказуемость российских условий
хозяйственной деятельности. В таких условиях невозможно осуществить накопление значительного
капитала. Принятие МФСО этих проблем не снимет, но будет способствовать
повышению прозрачности и понятности информации, которую предоставляют
предприятия о своей деятельности. Компании, использующие МСФО, смогут найти
новые источники капитала и привлечь новых партнеров для повышения своей
эффективности. Эти предприятия получат доступ к информации о финансовом
состоянии потенциальных иностранных партнеров и дополнительный
инструментарий, позволяющий усовершенствовать выбор таких партнеров. Среди причин, по которым для российских компаний важно использовать
МСФО, можно отметить следующие: . любым предприятиям, стремящимся в среднесрочной перспективе привлечь финансовые ресурсы путем продажи акций или получения кредитов, отчетность в соответствии с МСФО предоставит понятную информацию о финансовых показателях за предыдущие периоды, а также значительные преимущества. Возобновление крупного кредитования возможно при использовании высококачественных стандартов. Предприятия, составляющие отчетность согласно МСФО в течение двух и более лет, окажутся первыми претендентами на получение кредитов; . всем российским предприятиям необходимо провести анализ своей коммерческой деятельности с целью повышения ее эффективности в условиях экономического спада. При анализе финансовых результатов именно МСФО (а не российские положения по бухгалтерскому учету) обеспечивают достоверную базу для признания доходов и затрат, оценки активов. Переход на МСФО существенно расширит возможности руководства компаний в области управления и предоставит значительное преимущество перед конкурентами. Заключение Традиционно публикуемые отчеты компаний состоят из счета прибылей и
убытков, показывающего, между прочим, величину прибыли, произведенной в
компании в течение года, и баланса, показывающего размеры и классификацию
активов и то, как они финансировались. Кроме того, требуются сравнительные
показатели по всем статьям счета прибылей и убытков и баланса. Однако для
более полного понимания состояния дел компании, также необходимо определить
изменения, произошедшие в активах, обязательствах и капитале в течение
года, и их общее воздействие на чистые ликвидные средства. Другими словами, компания может получать большую прибыль, но не
производить значительных денежных средств. Это явное несоответствие
объясняется отчетом о движении денежных средств, который показывает
динамику денежных средств (или денежного эквивалента) между
последовательными балансами. Отчет о движении денежных средств объясняет
изменение в чистых ликвидных средствах, состоящих в основном из денежных
средств фирмы в банке и в кассе за вычетом прочих заемных средств,
подлежащих возврату в течение одного года с отчетной даты. Из-за важности движения средств для компаний в целом и для
пользователей финансовых отчетов в июле 1975 года ASC выпустил стандартное
положение бухгалтерского учета. Это стандартное положение (SSAP 10)
требовало от всех отчитывающихся лиц с годовым объемом продаж $25,000 и
более представлять отчет о движении денежных средств как часть своих
проверенных финансовых отчетов. Это было первое стандартное положение,
требовавшее дополнения к основным финансовым документам, балансу и счету
прибылей и убытков. Однако этот стандарт бухгалтерского учета не определял
обязательную форму представления. Напротив, он подтверждал, что разные
методы представления могут в равной степени соответствовать условиям,
определенным в SSAP 10. Дополнительная сложность состояла в том, что в SSAP
10 не определялось, что понимается под словом "средства". В свою очередь SSAP 10 был заменен стандартом финансовой отчетности FRS
1, выпущенным ASB (Управлением по бухгалтерским стандартам) в сентябре 1991
года. FRS 1 распространяется на всех отчитывающихся субъектов или учетные
периоды, заканчивающиеся 23 марта 1992 года или после. От составления этих
отчетов освобождаются мелкие/средние компании, согласно определениям Закона
о компаниях. Эти критерии основываются на обороте, валовых активах и
среднем количестве служащих. Цель отчетов о движении денежных средств состоит в том, чтобы
одновременно показать способ финансирования деятельности компании и как
используются финансовые ресурсы. Выбранная форма должна обеспечивать
достижение этой цели. Она должна четко показывать средства, сформированные
или израсходованные в результате деятельности компании, и то, как
использовано любое превышение ликвидных активов или как финансировался
любой дефицит таких активов. Список литературы Новодворский В.Д. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», М.: ЗАО
«Финстатинформ», 2002 г.
Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации.
М.: Бухгалтерский учет, 2003
Палий В.Ф. «Международные стандарты финансовой отчетности», М.: Инфра-М,
2002
Применение международных стандартов финансовой отчетности под ред. А.М.
Гершуна. М.: Фонд развития бухгалтерского учета, 2000
Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний.
М.: Ось-89, 2001
Международные стандарты финансовой отчетности: практическое пособие. Хенни
ван Грюнинг, Мариус Коэн. М.: МЦРСБУ, 2000
Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности: Учебное пособие.
М.: Аналитика-Пресс, 2001
Журнал «Главбух», 2002-2003
Еженедельная газета «Экономика и жизнь», 2003
«Аудиторские ведомости», N 3, 2000 «Методика проверки учета денежных
средств»
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете».
Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н «Методические рекомендации о порядке
формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»
Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н «О формах бухгалтерской
отчетности организации»
Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н Положения по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)
Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»
Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 «Программа
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности»
Страницы: 1, 2
|