Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Министерство Образования Российской Федерации.
Кемеровский Технологический Институт Пищевой
Промышленности.
Курсовая работа
по бухгалтерскому учету:
“Нормативное регулирование бухгалтерского учета”.
Выполнил: ст. гр. ЭУ-72 .
Ямушев Артем.
Проверила: Васильева М.А.
Кемерово 2000 год.
Содержание.
Введение. . . . . . . . . . . 3
Глава 1
Положительные и отрицательные моменты Закона о бухгалтерском
учете. . . . . . . . . . . 5
1.1 Построение системы нормативных актов и их содержание. . 5
1.2 Статья 3 Закона “О бухгалтерском учете”. . . . . 8
1.3 Требования предъявляемые к закону о бухгалтерском учете. . 10
Глава 2
Влияние Закона “О бухгалтерском учете на руководство
бухгалтерским учетом в масштабах страны. . . . . 12
2.1 Руководство бухгалтерским учетом в СССР. . . . 12
2.2 Руководство бухгалтерским учетом в современной России. . 12
Глава 3
Общие принципы организации бухгалтерского учета. . . . 14
3.1 Основные
документы, регламентирующие бухгалтерский учет. 14
3.2 Оценка активов и обязательств. . . . . . . 15
Глава 4
Обзор новых нормативных документов. . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . 23
Список использованной литературы. . . . . . 24
Приложение 1. . . . . . . . . . 25
Введение.
Реформа
системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и
обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны.
Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования
бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень
государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции
обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.
Одна из основных задач процесса реформирования – создание системы
нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей
требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и
представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по
разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности.
Кроме того,
система нормативного регулирования переходной экономики должна представлять
собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже
сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий
уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к
принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных
условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных
законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и
системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной
регламентации и наличии подробного инструктивного материала.
Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского
учета – это самонастраивающаяся система, принципы построения которой позволяли
бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических
отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в
достоверной финансовой информации различных групп пользователей.
Вопросы методологии и организации бухгалтерского учета в Российской
Федерации, как известно, регламентируются Министерством Финансов Российской
Федерации.
В настоящее время в России формируется четырех уровневая
система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
I.
Уровень – Закон о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. До принятия этого
закона действовало Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской
Федерации.
II.
Уровень – система
национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету. В
настоящее время утверждены и действуют положения:
“Учетная политика
предприятия”; “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство”; “Учет
имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной
валюте”.
III.
Уровень – различного рода
методические указания, например, учитывающие отраслевую специфику.
IV.
Уровень – внутренние
рабочие документы предприятия.
Разработка нормативных актов четвертого уровня входит
в компетенцию руководства организации. Основное условие – содержание рабочих
документов не должно противоречить нормативным актам более высокого уровня.
Кроме того в п.3 раздела 1 “Общие положения”
Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации говорится:
“Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:
ü Самостоятельно устанавливает организационную
форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий
хозяйствования;
ü Определяет в установленном порядке форму и
методы бухгалтерского учета, а так же технологию обработки учетной информации;
ü Разрабатывает систему внутрипроизводственного
учета, отчетности и контроля;
ü Формирует в установленном порядке свою учетную
политику по другим вопросам”.
Глава 1.
Положительные и отрицательные моменты
Закона о бухгалтерском учете.
В течение 1998 г. говорилось в основном о принятой
Правительством Российской Федерации Программе реформирования бухгалтерского
учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности, ее содержании, причинах вызывающих необходимость разработки
программы, мерах направленных на ее выполнение. В 1999 г. первые документы ,
разработанные во исполнение программы, вступили в действие; русский перевод
Международных стандартов финансовой отчетности нашел заинтересованного
читателя; продолжается работа над проектами новых положений и нормативных
документов. Сегодня уже можно говорить и о достижениях и о недостатках, и о
трудностях реформирования российского бухгалтерского учета.2
С момента введения в действие Федерального закона от
26.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” можно по сути дела говорить о
начале формирования под отрасли права – системы законодательных и нормативных
актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие закона
“уравнивает в правах” нормы бухгалтерского учета с нормами других отраслей
права, повышает статус норм бухгалтерского учета, ставит бухгалтерский учет на
одну ступень с налоговым законодательством, которое изначально формировалось на
основе федеральных законов. Это обстоятельство имеет важное значение при
рассмотрении споров, разрешающих противоречия действующего законодательства.
При формировании нормативной базы под отрасли права следует
решить несколько важных задач, таких как:
·
предмет, отношения
регулирования, цели и задачи законодательства;
·
основные начала или
принципы данной отрасли права;
·
взаимодействие с другими
отраслями права;
·
терминология и понятийный
аппарат;
·
органы законодательного
регулирования, их права и обязанности;
·
построение системы
нормативных актов и их содержание.
Вне
системы законодательных и нормативных актов отрасли (под отрасли) права должны
находиться наука, формирующая концепции построения системы регулирования.7
1.1
Построение системы
нормативных актов и их содержание.
Рассмотрим
более подробно задачу “построения системы нормативных актов и их содержание”.
Положительным
моментом в создании новых документов нормативной базы бухгалтерского учета является
участие в разработке проектов не только сотрудников Департамента методологии
бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, но и специалистов в области
бухгалтерского учета, принявших участие в соответствующем конкурсе,
организованным Институтом профессиональных бухгалтеров России.1
Однако
и у Закона о бухгалтерском учете оказались свои недостатки. Генральный директор
аудиторской фирмы “ЦБА”, доктор экономических наук С.А. Николаева указывает на
следующие: предусмотренная в статье 5 действующего Закона “О бухгалтерском
учете” система нормативных актов по бухгалтерскому учету недостаточно
совершенна. Она так аргументирует это:
Первое.
Все документы обязательны для применения организациями, о чем прямо
говорится в тексте закона. В этом случае возникает резонный вопрос: как
пользоваться этими нормативными актами, если в них имеются противоречия по
одним и тем же вопросам?
Например, пользоваться Положением по бухгалтерскому учету
“Учет основных средств” (ПБУ 6/97), утвержденным приказом Минфина России от
03.09.97 №65н, или Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных
средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.98 №33н. Ведь иерархии
нормативных документов закон не устанавливает.
Так, согласно п.3.1 ПБУ 6/97 основные средства принимаются к
бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Далее, в п.п. 3.3, 3.4, 3.5
оговаривается понятие первоначальной стоимости в случаях вклада в уставный
капитал основными средствами, получению их по договору дарения или иных
безвозмездных случаях и в обмен на другое имущество. Первоначальной стоимостью
получаемых организацией основных средств, согласно тексту ПБУ, будет
соответственно согласованная стоимость, рыночная стоимость и стоимость
обмениваемого на основные средства имущества, по которой оно числилось на
балансе организации. Причем определение первоначальной стоимости не
предполагает расширенного толкования. В данном ПБУ не оговаривается, за счет
какого источника финансировать затраты, которые могут возникнуть при всех этих
способах получения основных средств, например, на транспортировку или оценку.
Величина этих затрат, как показывает практика, может быть достаточно
существенной и значительно превосходить собственно первоначальную стоимость основных
средств в трактовке ПБУ.
Согласно п.25 Методических указаний по бухгалтерскому учету
основных средств затраты по доставке основных средств по договору дарения или
полученных в обмен, организация-получатель учитывает как капитальные вложения с
последующим включением в первоначальную стоимость получаемого объекта.
Но, во-первых, эта норма противоречит положениям ПБУ.
Согласно ПБУ 6/97 первоначальная стоимость состоит лишь из одного элемента.
Во-вторых, в указаниях ничего не говориться о финансировании возможных
дополнительных затрат в случаях поступления основных средств в уставный капитал
организации. В-третьих, проблемой остается источник финансирования затрат,
связанных с оценкой основных средств (могут появиться в случае необходимости
оценки по рыночной стоимости или в определенных случаях при вкладах в уставный
капитал).
Кроме того, текст методических указаний по данному вопросу
противоречит ст.11 “Оценка имущества и обязательств” Федерального закона “О
бухгалтерском учете”.
Согласно экономическому содержанию все затраты,
обусловленные возникновением на балансе организации конкретного актива, должны
формировать его первоначальную стоимость. Однако такой вывод не вытекает из
текста действующих нормативных документов. И, как следствие, организации не
только не имеют возможности формировать достоверную информацию об объектах
бухгалтерского учета, но и подвергаются санкциям за нарушение налогового
законодательства.
Второе. Нормативные документы порой полностью
дублируют друг друга, так как нет четкой концепции и правил построения системы
нормативного регулирования: неясно, какие вопросы рассматривает тот или
иной уровень нормативного регулирования и как он взаимодействует с другими
уровнями.
Например,
текст касающийся перечня вопросов, которые утверждаются при принятии учетной
политики организации, практически без каких-либо изменений содержится:
-
в п.3 ст.6 “Организация
бухгалтерского учета в организациях” Федерального закона “О бухгалтерском
учете”;
-
в п.8 раздела 1 “Общие
положения” Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 №34н;
-
в п.5 раздела 2
“Формирование учетной политики” Положения по бухгалтерскому учету “Учетная
политика организации” (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от
09.12.98 № 60н.
Аналогичное замечание можно сделать и в отношении
правил, касающихся бухгалтерской отчетности.
Это было бы нерационально и только, если бы текст
разных документов точно повторял друг друга. Хуже для практического применения
нормативных актов, когда тексты, касающиеся одного и того же вопроса,
противоречат друг другу.
В п.2.1 ПБУ 6/97 установлено, что не относятся к основным средствам и
учитываются организацией в составе средств в обороте:
1.
предмет, используемый в
течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
2.
предмет стоимостью на дату
приобретения не более стократного, установленного законом, размера минимальной
месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного
использования;
3.
иные предметы,
устанавливаемые организацией исходя из правил положения по бухгалтерскому
учету.
Очевидно (хотя это явно и не указано), что в состав
предметов в обороте должны включаться предметы, используемые в течение периода,
превышающего 12 месяцев, но меньшего, чем обычный операционный цикл.
В частности, в ПБУ 6/97 под стоимостью приобретенных
основных средств понимается сумма всех фактических затрат организации на
приобретение, сооружение и изготовление (за исключением НДС и других
возмещаемых налогов). В п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ специально уточнено, что стоимость предметов
определяется исхода из стоимости, предусмотренной в договоре. Например, расходы
по доставке сверх цены, определенной договором, не должна учитываться при
решении вопроса об отнесении приобретенного предмета к основным средствам.
Поэтому вполне возможна ситуация, когда договором с поставщиком определена
стоимость предмета, не превышающая стократный размер минимальной месячной
оплаты труда, и в тоже время сумма всех фактических затрат, связанных с
приобретением данного предмета, будет превышать стократный минимальный размер
месячной оплаты труда. Тогда, несмотря на существующие фактические затраты,
согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
РФ данный предмет должен быть включен в состав средств в обороте.
В рассматриваемом случае налицо несоответствие используемой
в различных нормативных документах терминологии. Если обратится к документу
более высокого уровня – Федеральному закону “О бухгалтерском учете”, то
согласно ст.11 оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется
суммированием фактически произведенных расходов на его покупку. Поэтому при
решении вопроса об отнесении приобретаемых предметов к основным средствам
следует учитывать всю сумму фактических затрат, связанных с приобретением.
С другой стороны, возможны ситуации, когда в соответствии с ПБУ
6/97 предметы должны учитываться в составе средств в обороте, а в соответствии
с Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ – в
составе основных средств. В этом случае можно констатировать, что нормативные
документы противоречат друг другу.
Например, в п.50“б” Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ записано, что руководитель организации имеет
право установить меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому
учету в составе средств в обороте. Если руководителем в действительности будет
установлен лимит, меньший 100-кратного минимального размера месячной оплаты
труда, то предметы стоимостью выше лимита, установленного руководителем, но
менее 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда не могут быть
включены в состав предметов в обороте. В то же время эти предметы не могут
учитываться и как основные средства (п.2.1 ПБУ 6/97). Возможность снижения
лимита стоимости средств в обороте следовало также предусмотреть в ПБУ 5/98 и
ПБУ 6/97.2
Страницы: 1, 2, 3, 4
|