Налоговая полиция: задачи и функции
p> К тому же, работа различных подразделений налоговой полиции не
разделена ведомственными барьерами: оперативные мероприятия могут
сочетаться с проверочными и завершаться легализацией материалов в уголовное
дело. Так, собственно, происходит и в милиции, однако сильным связующим эту
цепь звеном в полиции служит проводимая собственными силами налоговая
проверка, в общем-то особое производство, завершающееся принятием строгих
мер "налоговой ответственности". Налогоплательщику также нужно знать, что в соответствии со ст. 20
Закона за противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут
установленную Закона ответственность. Вред, причиненный гражданам,
предприятиям, учреждениям, учреждениям и организациям противоправными
действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке,
предусмотренном уголовным и гражданским законодательством. Действия
сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и
юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или
суд. Закон предусматривает порядок разрешения споров, связанных с
решениями, принимаемыми органами налоговой полиции при проведении проверок
исполнения налогового законодательства, если выводы полицейских
противоречат заключениям, сделанным сотрудниками налоговой службы (и такое
бывает!). В соответствии со ст. 9 Закона в целях защиты интересов
налогоплательщиков споры, возникающие между федеральными органами налоговой
полиции и налоговыми органами по результатам контрольных проверок
юридических и физических лиц, проведенных федеральными органами полиции,
разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими
налоговыми органами. В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету
спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при
несогласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение
принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации, который принимает
материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном
порядке. Для осуществления надзора за деятельностью ФСНП в Генеральной
прокуратуре созданы специальные подразделения. Так, в частности, за
расследованием уголовных дел надзирают сотрудники одного из отделов
управления по надзору за расследованием преступлений Генпрокуратуры. Жалобу на действия следователей органов налоговой полиции городского,
областного уровня следует подавать соответствующему прокурору. 2. Анализ нормативных актов. В предыдущем разделе достаточно подробно был освещен закон РФ "О
федеральных органах налоговой полиции", являющийся основой
жизнедеятельности этой организации. Здесь же мы рассмотрим ряд нормативных
актов, которые сотрудники налоговой полиции постоянно используют в своей
работе. Безусловно, первым из этого ряда будет уголовный кодекс РФ: Новый УК РФ введен в действие с 01 января 1997 года. В этом документе
в отношении налоговых преступлений предусмотрены две статьи: 198 "Уклонение
гражданина от уплаты налогов", 199 " Уклонение от уплаты налогов с
организаций". Этот вид преступлений относился к категории средней тяжести. 25.06.98 Государственной думой РФ был принят закон "О внесении
изменений в УК РФ" №92-ФЗ. Данным нормативным актом состав преступления
предусмотренный ст. 199 УК РФ был отнесен к категории тяжких преступлений.
Это, несомненно, является положительным фактом, в том плане, что российские
законодатели наконец осознали, что без стабильных денежных налоговых
поступлений государство не может нормально функционировать, и
соответственно нарушителей надо боле жестко наказывать. Здесь необходимо отметить, что наша судебная система после ужесточения
наказаний за налоговые правонарушения стала приговаривать нарушителей все
чаще к лишению свободы, хотя это им и не всегда удается по различным
причинам. Далее необходимо обратить внимание на закон РСФСР "О милиции", а
конкретнее на раздел 4 "Применение милицией физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия". Налоговой полиции предписано
руководствоваться статьями данного раздела, что является вполне
обоснованным, так как она является таким же правоохранительным органом и ее
сотрудники реально могут столкнуться с противодействием, в том числе и с
вооруженным. И последний документ, который необходимо рассмотреть в этой части -
это новый Налоговый Кодекс РФ (часть 1), который вступил в действие 01
января 1999 года. Согласно ст. 9 указанного документа налоговая полиция не
является участником налоговых отношений, таким образом законодатель еще раз
подчеркнул правоохранительный характер деятельности этой организации.
Однако с другой стороны п. 2 ст. 11 закона о полиции дает ей все права
налоговых органов, то есть и те, которые предусмотрены указанным Кодексом.
В то же время в этом нормативном акте в ст. 36 описываются полномочия
органов налоговой полиции. Данная статья описывает все те права, которые
даны этой организации рядом иных законов, и ничего нового не добавляет, за
исключением того, что при выявлении обстоятельств, которые касаются
исключительно налоговых органов материалы должны быть направлены в
соответствующий налоговый орган в трехдневный органов. Наверное, впервые законодательным актом предусмотрена ответственность
налоговой полиции и ее должностных лиц – ст. 37 Кодекса. В ней
оговаривается ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам
вследствие неправомерных действий (бездействия). На наш взгляд эта мера
необходима, а на сколько она будет действенной покажет время. В заключении необходимо отметить, что органы налоговой полиции в своей
деятельности руководствуются значительным числом нормативных актов. Ряд из
них приведен в приложении №1. 3. Взаимодействие налоговой полиции с налоговой службой, правоохранительными и другими государственными органами. Успешное решение задач, возложенных законом на федеральные органы
налоговой полиции, невозможно без их делового сотрудничества с
Государственной налоговой службой, Министерством внутренних дел,
Федеральной службой безопасности, Генеральной Прокуратурой РФ, их
подразделениями на местах и другими государственными органами.
Необходимость координации деятельности данных ведомств обусловлена наличием
у них ряда общих задач по защите экономических интересов государства.
Каждый из них в пределах своей компетенции соответствующими средствами и
методами осуществляет сбор необходимой информации о криминогенной ситуации
в экономике, проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные
правонарушения. Налоговые преступления, причиняющие значительный ущерб государству,
нередко связаны с совершением других посягательств на его экономические
интересы. Выявление и документирование уклонения юридических и физических
лиц от уплаты налогов, сборов и иных платежей, фактов коррупции требуют не
только активности и профессионализма работников налоговой полиции, но и
содействия других государственных органов. Объединение усилий упомянутых
служб в борьбе с налоговыми правонарушениями позволяет сконцентрировать их
силы, средства и технические возможности, охватить поисковой работой
большее число объектов, лучше использовать возможности, каждого из этих
органов для вы явления и разоблачения преступников. [pic] Рис. 1 Взаимодействие Госналогслужбы с министерствами и ведомствами по
формированию налоговой политики Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле -
это деловое сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении
экономической безопасности в пределах конкретной территории. Такое
взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных
документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ,
договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетные
направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения
межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по
повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом
работы; проведения совместных рейдов, проверок и т.д. Под взаимодействием в узком смысле понимается координация действий
налоговой полиции с налоговыми инспекциями, подразделениями органов
внутренних дел, Федеральной службы безопасности, следователем, прокурором в
конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями, раскрытии
налоговых правонарушений и коррупции. Основными задачами взаимодействия
являются: - обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей; - выявление, раскрытие и расследование налоговых преступлений; - привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших налоговые преступления и обеспечение полного возмещения материального ущерба, причиненного ими государству; - розыск лиц, совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия и суда; - профилактика налоговых правонарушений; - выявление и пресечение фактов коррупции в налоговых органах и подразделениях налоговой полиции, обеспечение безопасности деятельности сотрудников этих служб; - повышение деловой квалификации кадров. Правовую основу взаимодействия составляют: Закон "О федеральных
органах налоговой полиции", уголовно-процессуальный кодекс России, другие
законы. Указы Президента РФ, ведомственные (межведомственные) приказы и
инструкции, а также межведомственные договоры и соглашения. Так, в ст. 9
Закона прямо указано, что федеральные органы налоговой полиции решают
поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми и иными
государственными органами. Ст. 10 (п.п. 5, 6) обязывают их оказывать
содействие налоговым органам, органам внутренних дел, прокуратуры,
предварительного следствия. Федеральной службе безопасности и другим
государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении
преступлений и нарушений в области налогового законодательства; исполнять в
пре делах своем компетенции определения, постановления суден, письменные
поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных
предусмотренных законом мероприятий, оказывать им содействие в производстве
отдельных процессуальных действий. В процессе взаимодействия стороны должны исходить из ряда общих
положений (принципов). Важнейшими из них являются: - соответствие совместной деятельности требованиям закона и подзаконных актов. Стороны не могут решать задачи, запрещенные соответствующими нормативными актами, вы ходить за пределы своей компетенции, использовать формы, средства и методы, не предусмотренные законом; - самостоятельность каждой из сторон в выборе дозволенных законом средств и методов деятельности, в частности оперативно-розыскных, и полная ответственность за их результаты. Взаимодействие не должно приводить к командованию, а тем более подмене одного органа другим; - взаимное доверие сторон при строгом соблюдении каждой из них государственной и служебной тайн, неразглашении иных сведений, охраняемых законом. Стороны должны обеспечивал, необходимую конфиденциальность, не допускать разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых силах и средствах, сохранять и, в установленном порядке, использовать полученную информацию и материалы. Любую информацию, затрагивающую интересы другой стороны, передавать иным организациям только по согласованию с нею; - плановость и непрерывность взаимодействия. Сторонам целесообразно согласовывать перспективное и текущее планирование по конкретным направлениям совместной деятельности, объектам налогообложения, уголовным и оперативно- розыскным делам; - возмездность – при оказании помощи в выполнении некоторых видов работ (услуг) учитываются определенные материальные затраты, которые необходимо возместить сторонам, компенсировать понесенные ими издержки. Условия, формы и порядок взаимодействия органов налоговой полиции с
Государственной налоговой службой регулируются Законом РФ "О федеральных
органах налоговой полиции", совместным приказом ДНП и ГНС от 14 марта 1994
г. № 67-3-14/18/77 "Об организации взаимодействия органов Государственной
налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации", а также приложением к этому приказу,
определяющим порядок проведения налоговыми органами и органами налоговой
полиции мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства. В соответствии с указанными правовыми актами руководители органов ФСНП
и ГНС Российской Федерации обязаны постоянно координировать действия
соответствующих служб и подразделений по своевременному выявлению и
пресечению нарушений налогового законодательства, а также решению других
вопросов, представляющих взаимный интерес. В этих целях должны создаваться
рабочие группы, проводиться регулярные встречи представителей
заинтересованных подразделений для согласования действий, а наиболее важные
проблемы выноситься на рассмотрение совместных заседаний коллегий. Одной из форм такого взаимодействия является проведение плановых
совместных проверок юридических и физических лиц на предмет соблюдения ими
налогового законодательства. Такие проверки осуществляются на основе
согласованных квартальных планов контрольной работы. Однако органы
налоговой полиции могут в любое время обратиться в налоговые инспекции на
местах с мотивированным письменным запросом о выделении необходимых
специалистов для проведения совместных проверок. В те же сроки, в случае необходимости, органы налоговой полиции по
мотивированному запросу Государственной налоговой службы и ее инспекций
должны выделять своих сотрудников для проверки фактов налоговых
правонарушений. Это может иметь место, в частности, котла налоговые органы
обнаруживают в действиях должностных лиц предприятий, учреждений,
организаций и граждан признаки преступления, требующего дознания, а также
при наличии обстоятельств, угрожающих безопасности сотрудников налоговых
органов. Полные или тематические совместные проверки могут проводиться и по
указаниям вышестоящих инстанций. По итогам совместной проверки юридических и физических лиц
составляется единый акт, который подписывается, с одной стороны,
работниками налоговой инспекции и, органа налоговой полиции, а с другой –
руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, учреждения,
организации либо гражданином, занимающимся предпринимательской
деятельностью. Решение по результатам совместной проверки принимается руководителем
налогового органа по согласованию с руководством органа налоговой полиции. Если налогоплательщики, не согласные с результатами совместных
проверок, подали исковые заявления в суд, то при их рассмотрении органы
налоговой полиции и налоговой службы обеспечивают участие своих
представителей в судебных заседаниях. Налоговые инспекции при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли)
или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах
обязаны в трехдневный срок направить необходимые материалы в
территориальные органы налоговой полиции для проведения дознания и принятия
решения по ним в соответствии с действующим законодательством. В свою очередь органы налоговой полиции обеспечивают налоговые
инспекции информацией о вскрытых фактах уклонения от уплаты налогов и
других обязательных платежей. В ходе взаимодействия руководители обеих служб должны обмениваться
информацией по вопросам, касающимся форм и методов уклонения
налогоплательщиков от налогообложения, фактов коррупции и других
правонарушений, а также аналитической информацией по результатам проверок и
методическими рекомендациями по общим проблемам деятельности. В случае
необходимости они проводят совместные служебные расследования по фактам
чрезвычайных происшествий, конфликтных и экстремальных ситуаций в сфере
налогообложения. Большие возможности заложены во взаимодействии информационных
компьютерных систем налоговой полиции и налоговой службы. К. настоящему
времени проведен ряд экспериментов и теоретических проработок, позволивших,
в частности, подтвердить возможность автоматизированного выявления
признаков уклонения от уплаты налогов (имеются в виду условия России – на
Западе подобные системы давно используются). С другой стороны, накопление
информации в компьютерных системах налоговых служб расширяет возможности ее
конспиративного получения и специфической обработки, к примеру, службами
собственной безопасности. Вместе с тем, компьютеризация налоговых инспекций
ставит перед подразделениями налоговой полиции ряд новых проблем, связанных
с необходимостью обеспечения безопасности этих компьютерных систем. Как
известно, внедрение компьютерных технологий сопровождается появлением
дополнительных каналов утечки информации, а также ряда способов умышленного
или неумышленного ее искажения. Наибольший практический эффект от взаимодействия ин формационных
систем до настоящего времени достигается как правило за счет
централизованной обработки по специальным алгоритмам в компьютерных
системах налоговой полиции информации госналогинспекций. Комплексный анализ налоговых правонарушений в масштабах России
позволил создать классификатор способов, форм и методов их совершения,
который вооружает сотрудников налоговых органов единым методологическим
подходом в выявлении фактов налоговых преступлений. Налоговая полиция оказывает содействие налоговым органам во взыскании
в бюджет сумм налогов и штрафных санкций, доначисленных в результате
проведения проверок. В соответствии с законом налоговая полиция
обеспечивает охрану объектов налоговых органов, личную безопасность
сотрудников при исполнении служебных обязанностей и членов их семей, защиту
при исполнении служебных обязанностей при наличии информации об угрозе их
жизни и здоровью. Используются возможности полиции и для изучения
кандидатов на работу в налоговые органы. [pic]
Рис. 2 Схема потоков информации Госналогслужбы России Как уже отмечено, налоговая полиция имеет право самостоятельно
проводить контрольные проверки отдельных юридических и физических лиц по
соблюдению ими налогового законодательства, однако о результатах и своих
решениях должна извещать налоговые органы. Споры, возникающие между
отдельными подразделениями полиции и итоговыми инспекциями по результатам
таких проверок, и в других случаях должны разрешаться их вышестоящими
органами. В случае разногласий между ними спор рассматривается
Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из
сторон с его решением вердикт выносит Высший арбитражный суд Российской
Федерации. Взаимодействие налоговой полиции с органами внутренних дел
осуществляется в соответствии с совместным приказом МВД РФ и ГНС РФ от 4
сентября 1992 г. № 308/ИЛ-3-90 "О мерах по организации взаимодействия
органов внутренних дел и налоговой службы в предупреждении, пресечении и
раскрытии преступлений в сфере экономики" с Федеральной службой
безопасности – на основе специального соглашения, заключенного между ними.
В этих документах предусмотрены следующие основные направления
взаимодействия:
1. Создание координационных рабочих групп из представителей заинтересованных подразделений МВД и ФСНП РФ. В их задачу входят: определение наиболее перспективных направлений совместной работы; планирование отдельных крупных мероприятий, в том числе рейдов, проверок; организация обучения личного состава подразделений БЭП и налоговой полиции приемам и методам выявления и документирования преступлений в сфере налогового законодательства, проведение совместных совещаний и семинаров; обобщение опыта работы взаимодействующих подразделений и разработка рекомендаций по ее совершенствованию; подготовка и рассылка в соответствующие подразделения аналитических обзоров, справок.
2. Проведение регулярных рабочих встреч оперативных работников, специализирующихся на раскрытии экономических преступлений в отраслях и на объектах народного хозяйства, для координации усилий по предупреждению, пресечению противоправной деятельности и раскрытию преступлений. В ходе таких встреч устанавливаются личные контакты между оперативными работниками рассматриваемых ведомств, осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в компетенцию каждого из них; анализируется криминогенная обстановка на обслуживаемой территории, конкретном объекте; уточняются права, обязанности и оперативные возможности сторон, обсуждаются и другие вопросы в пределах компетенции.
3. Обмен информацией, представляющей интерес для взаимодействующих сторон, организуется на плановой основе либо по мере необходимости. В зависимости от характера и содержания информации он осуществляется в письменной или устной форме, по запросу компетентного органа или по инициативе одной из сторон на уровне руководства органа или непосредственно между сотрудниками. Взаимодействие информационных систем ФСНП, с одной стороны, и МВД и ФСБ – с другой, имеет целью обмен оперативной информацией о фактах уклонения от налогов юридических и физических лиц, в том числе путем бартерных и иных сделок по приобретению и сбыту сырья, материалов и готовой продукции. Важен также обмен информацией о новых способах совершения преступлений, нетрадиционных формах и методах работы отечественных и зарубежных правоохранительных органов, сведениями о лицах, представляющих оперативный интерес. Федеральная служба налоговой полиции и ее подразделения информируют органы внутренних дел и ФСБ. о состоянии криминогенной обстановки по линии своей деятельности. Органы внутренних дел и безопасности тоже информируют налоговую полицию о ставших известными им фактах нарушений налогового законодательства конкретными юридическими и физическими лицами, о преступных намерениях отдельных лиц в отношении объектов и сотрудников Госналогслужбы и налоговой полиции, и т.п.
4. Проведение, налоговой полицией и аппаратами БЭП органов внутренних дел совместных оперативных проверок и рейдов имеет целью выявление незаконных операций, осуществляемых в кредитно-финансовых и иных учреждениях, предприятиях и организациях. Как показывает практика, такие совместные проверки и рейды органов внутренних дел и налоговой полиции дают ощутимые результаты, если они заранее тщательно подготовлены: четко определены цели и задачи, разработаны соответствующие методические рекомендации; распределены роли взаимодействующих сторон, проинструктированы участники проверки, рейда; соблюдены меры, обеспечивающие сохранение тайны относительно самой операции, времени и месте ее проведения.
5. Необходимость взаимной помощи в осуществлении оперативно-розыскных мер и следственных действии, органов налоговой полиции, внутренних дел и безопасности возникает в ходе: изучения лиц, представляющих оперативный интерес, поисковой работы по выявлению экономических преступлений, документирования преступных действий разрабатываемых, реализации дел оперативного учета, перепроверки оперативной информации, оперативного сопровождения возбужденного уголовного дела, осуществления конкретной оперативной комбинации и в некоторых других случаях. Органы налоговой полиции оказывают содействие в обнаружении и изъятии финансовых или иных документов при наличии пост1щоьлсния о производстве обыска или выемки, в проведении финансово-бухгалтерских исследований по материалам, полученным органами внутренних дел в процессе оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений, в порядке выполнения в соответствии с ч.4 ст.127 УПК. РСФСР поручения следователя о производстве розыскных и следственных действии. Органы внутренних дел и безопасности проводят криминалистические исследования и экспертизы по материалам и уголовным делам об экономических преступлениях.
6. Осуществление совместных мер, по устранению обстоятельств, способствующих совершению налоговых преступлений. Установление таких обстоятельств возможно в ходе рас следования конкретных уголовных дел; проведения совместных или раздельных рейдов и проверок; из обобщения и анализа практики борьбы с преступлениями и правонарушениями в области налогового законодательства; из информации взаимодействующих органов.
7. Содействие органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции может выражаться в подборе и изучении кандидатов для службы в подразделениях налоговой полиции на основе имеющихся у них оперативных учетов. ФСБ оказывает методическую и консультационную помощь в разработке мероприятии по защите объектов ФСНП. В необходимых случаях аппараты ФСБ предоставляют реальную помощь при создании и использовании криминалистических учетов, решении вопросов социально-бытового и материально-технического обеспечения и обслуживания органов налоговой полиции и т.д. В своей деятельности органы налоговой полиции взаимодействуют также со
Службой внешней разведки, комитетами по управлению государственным
имуществом, таможенными и другими государственными органами. Порядок, формы и условия взаимодействия Департамента налоговой полиции
с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом
определяется Соглашением, заключенным 26 января 1994 г. между данными
ведомствами. В процессе взаимодействия с таможенными органами налоговая полиция
может получить информацию: - о фактах занижения или сокрытия юридическими и физическими лицами таможенной стоимости товаров, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами; - о юридических и физических лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с нарушением таможенных правил и правил регистрации в Государственной налоговой службе; - о подозрительных фактах направления материальных и других ценностей в адрес конкретных юридических и физических лиц, а также о случаях нарушения законодательства при переадресовании материальных и других ценностей; - о ввозе (вывозе) ценных бумаг, крупных наличных сумм (в том числе и в валюте), а также о сокрытии финансовых документов, характеризующих деятельность юридических и физических лиц; - о неоднократном ввозе физическими лицами автомобилей и других предметов повышенного спроса. Заключение Законность – атрибут существования и развития демократически
организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и
реализации прав граждан, осуществления прав граждан, осуществления
демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно
обоснованного построения и рациональной деятельности государственного
аппарата. Проблема законности вечна, она будет существовать до тех пор, пока
есть право, при этом в нашей стране она приобрела за последнее время не
только юридическое, но и большое политическое значение. Принимаемые законы
не всегда совершенны, социально обоснованны, снабжены необходимым
механизмом действия. Именно исполнительная власть в правовом государстве
призвана обеспечить соблюдение законности и дисциплины в интересах общества
и отдельной личности. Обеспечением законности и дисциплины в государственной и общественной
жизни, в т.ч. и в сфере управления специально занимается определенный круг
органов. Те из них, которые существуют только или главным образом для
выполнения такой роли – это правоохранительные органы. Правоохранительные органы обязаны делать все необходимое для
обеспечения сохранности собственности, личного имущества, чести и
достоинства граждан, вести борьбу с преступностью, предупреждать любые
правонарушения и устранять порождающие их причины. Именно эти органы могут
реально обеспечить правовую охрану складывающихся общественных отношений в
соответствии с Конституцией РФ. Выше нами было рассмотрено деятельность одного из таких органов –
Федеральной службы налоговой полиции РФ. Список литературы. 1. Конституция Российской Федерации – М: Юридическая литература, 1993 – 64с.
2. Налоговый кодекс РФ (часть 1). Принят Государственной думой РФ 16.07.1998.
3. Уголовный кодекс РФ – М: изд. Кросна-Лекс, 1997 – 848с.
4. Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" – М: УКЦ Юр Инфо Р, 1997 – 224с.
5. Закон РСФСР о милиции – М: Проспект, 1996 – 32с.
6. Налоговая полиция / учебное пособие – Н. Новгород, Нижполиграф, 1994 – 368с.
7. Правоохранительные органы РФ/ учебник. – М: изд. "Спарк", 1996 – 286с.
8. Лончаков А.П. "Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в РФ" – Хабаровск, 1997 – 43с.
9. Яни П.С. "Правоохранительные органы и предприниматель" – М: АО "Бизнес- школа Интел-Синтез", 1997 – 96с.
Страницы: 1, 2
|