Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету
Выделяют
повременную и сдельную формы оплаты труда.
Повременная - форма оплаты труда, при
которой заработная плата работника рассчитывается исходя из установленной
тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время. Различают простую
повременную и повременно-премиальную оплату. В первом случае размер оплаты
труда зависит от часовой тарифной ставки и количества отработанного времени;
во втором - устанавливается процентная надбавка к заработной плате.
Сдельная - форма оплаты труда, при
которой заработная плата определяется исходя из установленного размера оплаты
за каждую единицу продуктов труда (сдельных расценок) и количества
произведенной продукции, объемов выполненных работ и оказанных услуг. Различают
несколько видов сдельной оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная,
сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, оплата труда по конечному
результату.
При прямой
сдельной форме заработная плата определяется расценками и объемами
продуктов труда.
При простой
повременной форме оплаты труда оплачивается фактически проработанное
время на основе тарифной ставки (оклада). В зависимости от способа учета
рабочего времени используются месячные, дневные и часовые тарифные ставки.
Сумма начисленной
заработной платы на базе месячных тарифных ставок или окладов определяется
путем деления тарифной ставки (оклада) на календарное количество рабочих дней и
умножения полученной величины на количество отработанных дней.
Размер оплаты труда при использовании дневной или часовой тарифной ставки
зависит от фактически проработанных в течение расчетного периода количества
дней или часов и определяется путем умножения тарифной ставки за час или за
день на фактически отработанное количество часов или дней.
При прямой сдельной форме оплаты труда заработок рассчитывается
путем умножения сдельной расценки на количество изготовленных деталей,
полуфабрикатов, изделий, выполненных операций, работ. В зависимости от
характера производства для учета выработки применяются различные первичные
документы - наряд на сдельную работу (в индивидуальном или мелкосерийном
производстве), маршрутный лист (в серийном производстве), рапорт о выработке
(в массовом производстве) и др.
7. Порядок открытия р/с. Документальное
оформление операций по р/с.
Для открытия
расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного
банка следующие документы:
• заявление с
просьбой об открытии расчетного счета установленного образца;
• карточку с
образцами подписей распорядителей средств и оттиском печати, заверенную
нотариально;
• нотариально
заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного
свидетельства юр. лица;
• копию
свидетельства о постановке на налоговый учет орг-ции в качестве
налогоплательщика;
• справки из
внебюджетных фондов о регистрации в качестве налогоплательщика страховых
взносов.
Иностранные
фирмы и совместные организации представляют дополнительно свидетельство о
внесении их в реестр орг-ций с иностр. инвестициями.
После проверки
документов в оригинале устава делается отметка с указанием номера счета,
которая заверяется печатью банка. Экземпляр карточки хранится у контролера. В
случае реорганизации, изменения названия организации, других изменений в банк
передается новое заявление об открытии счета.
Обособленным
подразделениям по ходатайству головной организации могут быть открыты в их
регионе расчетные субсчета или текущие счета. На расчетном субсчете
подразделения осуществляют операции, разрешаемые головной организацией (в
частности, зачисление выручки, перечисление средств в головную организацию).
Текущие счета предназначены только для операций, связанных с выдачей наличных
денег обособленным подразделениям.
Налогоплательщики
обязаны в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии
расчетного счета в банке. Нарушение установленного срока влечет за собой
взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Расчетные документы на списание
(перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не принимаются к
исполнению кредитными организациями до получения от налогового органа
информационного письма.
Порядок
совершения и оформления операций по расчетным счетам регулируется действующим
законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального
банка РФ. Расчеты в безналичном порядке могут производиться по товарным
(оплата за продукцию, товары, работы или услуги) и нетоварным (коммунальные
платежи, расчеты с бюджетом, фондами) операциям.
На расчетных счетах накапливаются свободные денежные средства,
поступления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные
услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого
финансирования и другие поступления. С расчетных счетов производятся
практически все платежи, включая платежи поставщикам за поставляемые материальные
ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом и с
внебюджетными фондами, погашение задолженности по полученным кредитам и
ссудам, другие перечисления.
Взаимоотношения
между организацией и банком оформляютcя договором на расчетно-кассовое
обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных
вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения
средств, права, обязанности и ответственность сторон. 3а несвоевременное или
неправильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от
банка уплату штрафа в размере 0,5 % суммы за каждый день задержки, если иное не
установлено договором. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и
получателем рассматриваются сторонами без участия банка.
Платежи с
расчетных счетов организаций осуществляются в последовательности, определенной
п. 2 ст. 855 ГК РФ:
• списание денежных средств по исполнительным
документам о возмещении вреда здоровью и о взыскании алиментов;
• списание по
исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплате труда лиц,
работающих по трудовому договору (контракту);
• оплата труда
работников и отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд
обязательного медицинского страхования;
• платежи в
бюджет и другие внебюджетные фонды;
• списание по
исполнительным документам по другим денежным требованиям;
• списание по
другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Операции по
расчетным счетам банки производят с согласия и по поручению владельцев счетов.
Без согласия организации в бесспорном порядке списываются денежные средства по
инкассо в соответствии с решением Государственного арбитража, народного суда,
налоговых или финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание
таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных случаях, предусмотренных
договором между банком и клиентом. В безакцептном порядке оплачиваются счета
энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
Гражданским
кодексом предусмотрено, что клиент может дать распоряжение банку о списании денежных
средств со счета по требованию третьих лиц (например, расчеты по инкассо -
банк производит операцию на основании инкассового поручения, выставленного
поставщиком клиента). Банк принимает эти распоряжения, если указанные в них
данные позволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать списания
средств со счета. Порядок списания средств по требованию третьих лиц
оговаривается в договоре банковского счета.
Не допускается
ограничение прав клиента на распоряжение денежными ресурсами, находящимися на
счете, за исключением наложения ареста на денежные средства либо
приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Наложение ареста
представляет собой временное прекращение операций по списанию средств с
банковского счета. При этом договор на расчетно-кассовое обслуживание не
расторгается. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»
предусмотрено, что решение о наложении ареста принимается судом, арбитражным
судом, а также органами предварительного следствия с санкции прокурора.
К основным
документам, используемым в безналичных расчетах, относятся:
• договор
(поставки, купли-продажи и др.);
• заявление на
открытие счета (форма № 0401025);
• карточка с
образцами подписей и оттиска печати (форма № 0401026);
• платежное
поручение (форма № 0401060);
• сводное
платежное поручение;
• платежное
требование-поручение (форма №0401064);
• платежное
требование (форма № 0401061);
• заявление на
аккредитив (форма № 0401063);
• заявление на
выдачу чековой книжки;
• чековая книжка;
• реестр чеков
(форма № 0401007);
• выписка из
расчетного счета.
Документы по
безналичным расчетам плательщика, получателя и обслуживающих их банков должны
быть тщательно заполнены с указанием обязательных реквизитов:
•
идентификационные номера организаций;
• название и
местонахождение;
• коды расчетных
и корреспондентских счетов.
В
соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и Инструкцией по его применению для обобщения
информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации
используется балансовый счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 указывает
на наличие, свободных денег на расчетных счетах организации на начало и конец
месяц; оборот по дебету характеризует суммы, поступившие на расчетные счета, а
по кредиту - суммы, перечисленные со счетов. Учет движения денежных средств на
счете 51 может быть организован с использованием субсчетов.
Операции,
записываемые по кредиту счета 51, отражаются в журнале-ордере № 2. Обороты по
дебету записываются в разных журналах-ордерах и в ведомости № 2. Основанием для
заполнения журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 служат банковские выписки,
и которых указываются: остаток средств на счете на дату, предшествующую
выписке; суммы, зачисленные на счет; суммы, списанные со счета; остаток на дату
выписки (в выписке остатки и поступления денежных средств указываются по
правилам учета банка по кредиту расчетного счёта, а выбытие их - по дебету).
9. Проведение
и документал. оформление внезапной инвентаризации кассы.
Проводится в
сроки, определенные руководством организации, но не реже установленного
нормативными документами (не реже одного раза в месяц). Результаты такой
инвентаризации оформляют актом, который составляется в двух экземплярах: один
остается в бухгалтерии, другой - у кассира.
Излишки денег,
выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации:
Дебет сч. 50 «Касса»
Кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостача денег в
кассе взыскивается с материально ответственного лица (кассира) и отражается
записями:
Дебет сч. 94 «Недостачи и потери от
порчи ценностей»
Кредит сч. 50 «Касса» (50-1, 50-2, 50-3) -
в сумме недостачи согласно акту инвентаризации;
Дебет сч. 73 «Расчеты с персоналом по
прочим операциям»
Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от
порчи ценностей» - в сумме, предъявленной к возмещению кассиру, согласно
приказу руководителя организации.
Если во взыскании
с виновных лиц отказано судом или они не найдены, убытки списываются в прочие
расходы:
Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от
порчи ценностей».
12. Порядок
выдачи денеж. ср-в под отчет.
Подотчетными
лицами называются работники организации, получающие авансом денежные суммы на
предстоящие командировочные и административно-хозяйственные расходы. Список
подотчетных лиц утверждается руководителем организации.
На расчеты с
подотчетными лицами распространяется порядок ведения кассовых операций.
Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с
подотчетными лицами». Выдача денежных авансов подотчетным лицам отражается так:
Дебет сч. 71 Кредит сч. 50 «Касса».
Подотчетное лицо,
которому выданы суммы на командировочные расходы, обязано в трехдневный срок
после возвращения из командировки представить в бухгалтерию авансовый отчет
(форма № АО-1) об израсходованных суммах. Если деньги выданы на
административно-хозяйственные расходы, то отчет составляется также в
трехдневный срок после истечения времени, на которое эти суммы выданы. В
случаях когда эти сроки прошли, бухгалтер обязан присоединить выданные суммы к
доходу данного лица и удержать с него налог с доходов физического лица.
При приобретении
материальных ценностей для производственных нужд за наличный расчет у
организаций оптовой торговли или организаций - изготовителей продукции
подотчетное лицо должно быть проинструктировано бухгалтером о необходимости
получения соответствующих документов. К таким документам относятся накладная
на отпуск товаров и квитанция к приходному кассовому ордеру. Если в накладной
сумма НДС выделена отдельной строкой, она отражается на счете 19 по мере
представления подотчетным лицом авансового отчета и оприходования
товарно-материальных ценностей.
Расчеты с
подотчетными лицами отражаются следующими записями:
Дебет сч.
71 «Расчеты с подотчетными
лицами»
Кредит сч.
50 «Касса» - выданы денежные
средства подотчетному лицу;
Дебет сч.
10 «Материалы»
Кредит сч.
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» - оприходованы материальные ценности по учетной стоимости;
Дебет сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
субсчет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит сч.
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» - отражен НДС по приобретенным материальным ценностям;
Дебет сч.
68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит
сч.19
«НДС по
приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ» - сумма НДС
принята к зачету.
При покупке
подотчетным лицом материальных ценностей в магазинах розничной торговли НДС
расчетным путем не выделяется и соответственно налоговому вычету не подлежит.
Суммы на
командировочные расходы выдаются подотчетному лицу только после приказа
директора. Суммы командировочных расходов сверх установленных
законодательством норм в бухгалтерском учете наряду с расходами в пределах
норм и ненормируемыми относятся к затратам, связанным с производством и
продажей продукции, работ, услуг, но не учитываются при налогообложении
прибыли.
В составе прочих
расходов, связанных с производством и реализацией, на сумму которых уменьшается
полученный налогоплательщиком доход, относятся расходы на: проезд работника к
месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого
помещения, включая оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за
исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, в номере, за пользование
реабилитационно-оздоровительными объектами);
суточные и
полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
оформление и
выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
сборы
консульские, аэродромные, за право въезда, прохода, транзита автомобильного и
иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными
сооружениями, иные аналогичные платежи и сборы.
Командировочные
расходы при выдаче средств подотчетному лицу после его возвращения из командировки
и оформления авансового отчета оформляются следующими учетными записями: Дебет
сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Кредит сч.
50 «Касса» - выданы денежные
средства на командировочные расходы;
Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы», 44
«Расходы на продажу» и др.
Кредит сч.
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» - отражена стоимость проездных билетов (без НДС) с отнесением на
соответствующие расходы;
Дебет сч.
19 «НДС по приобретенным
ценностям», субсчет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит сч.
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» - отражен НДС по проездным билетам;
Дебет сч.
26 «Общехозяйственные расходы», 44
«Расходы на продажу» и др.
Кредит сч.
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» - отражена стоимость проживания в гостинице (без НДС) с отнесением на
соответствующие расходы;
Дебет сч.
19 «НДС по приобретенным
ценностям», субсчет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит сч.
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» - отражен НДС по оплате за проживание в гостинице;
Дебет сч.
26 «Общехозяйственные расходы», 44
«Расходы на продажу» и др.
Кредит сч.
71 «Расчеты
с подотчетными лицами» - отражены суточные с отнесением на соответствующие
расходы (НДС не выделяется).
В
случае перерасхода подотчетным лицом сумм, выданных на хозяйственные нужды или
командировочные расходы, руководитель предприятия может принять решение о
выплате работнику дополнительных денег на покрытие этих расходов, о чем
делается запись в авансовом отчете. Если подотчетное лицо истратило меньшую
сумму, чем получило в подотчет, оно обязано вернуть остаток средств в кассу.
Эта сумма может быть удержана из зарплаты подотчетного лица. Если авансовый
отчет не представлен, имеются иные финансовые претензии к подотчетному лицу, в
бухгалтерском учете производятся записи:
Дебет сч. 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей»
Кредит сч.
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» - отражен факт отсутствия авансового отчета;
Дебет сч.
73 «Расчеты с персоналом по
прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей» - предъявлены финансовые претензии подотчетному лицу;
Дебет сч.
70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда»
Кредит сч.
73 «Расчеты с персоналом по
прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» -
удержано из заработной платы подотчетного лица.
К основным
документам, которые используются при учете расчетов с подотчетными лицами,
относятся:
• расходный
кассовый ордер (форма № КО-2);
• приходный
кассовый ордер (форма № КО-1);
• командировочное
удостоверение;
• платежная
ведомость;
• авансовый
отчет;
• прочие (счет,
квитанция, проездные билеты, акт закупки товарно-материальных ценностей и
т.п.).
Выдача
подотчетному лицу наличных денег возможна только при условии, что оно
представило исчерпывающий отчет о средствах, выданных ему ранее, и
рассчиталось.
13. Порядок
расчетов по начислению амортизации ОС.
Амортизация - есть постепенное перенесение
стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой
продукции, работ и услуг.
Амортизационные
отчисления - денежное
выражение амортизации основных средств, включаемой в себестоимость продукции,
работ и услуг, Таким путем организация возмещает затраты по использованию
объектов основных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|