МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета

    Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета

    Введение.

    Главными задачами бухгалтерского учета являются:

    - обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами;

    - формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимый для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;

    - выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно–финансовой деятельности.

    Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета с помощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция.

    В данной работе рассматривается один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация.

    Задачи инвентаризации.

    Инвентаризация— способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах.
    Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

    Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Согласно этим документам предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.
    Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо причинам не учтенные ценности.
    Основными задачами инвентаризации являются:

    - выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре;

    - контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

    - выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;

    - выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

    - проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

    - проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.

    Сроки и периодичность проведения инвентаризации.

    Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:

    - при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;

    - при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;

    - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

    В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период наименьших остатков;

    - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

    - при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

    - при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении таких фактов;

    - после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;

    - при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные соответствующими документами.
    Все эти случаи обязательного проведения инвентаризации предусмотрены
    Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 10 с последующими изменениями и дополнениями.
    Принятый Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий также предполагает необходимость проведения инвентаризации имущества предприятия- должника при проведении конкурсного производства. В практике имеют место случаи, когда происходит ликвидация предприятий без проведения соответствующей работы по выявлению фактического наличия имущества и обязательств. В такой ситуации проведение инвентаризации строго обязательно.
    Инвентаризация должна проводиться в конкретные сроки, установленные в зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки (периодичность) предусмотрены Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской
    Федерации:

    - основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет;

    - капитальных вложений -не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;

    - незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими организациями;

    - незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;

    - готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

    - малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год;

    - нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;

    - сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

    - денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;

    - расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;

    - расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;

    - расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;

    - остальных статей баланса - на первое число месяца, следующего за отчетным годом.
    Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной. .
    При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчета (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше).
    При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определенных местах хранения.
    В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.
    Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов.
    Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном внезапно.

    Порядок проведения инвентаризаций.

    Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей общественности. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.
    В межинвентаризационный период на предприятиях (организациях) должны проводиться систематически проверки и выборочные инвентаризации товарно- материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.
    Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия
    (организации).
    Рабочие инвентаризационные комиссии:

    - осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;

    - совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;

    - вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей;

    - несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах; в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т. п.); г) за правильность и своевременность-оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.
    Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с цепью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

    Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета.
    Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценностей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризаций.
    Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.
    Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
    Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно- материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
    При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно.
    Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.
    Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).
    Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера.
    Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
    Приведем пример инвентаризационной описи: фирма «Лада»

    Инвентаризационная опись № 4 товарно-материальных ценностей

    30 октября 2000г.

    Материалы товарно-материальные ценности

    РАСПИСКА

    К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно- материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
    Материально ответственные лица:
    Кладовщик подпись
    Зав.складом подпись

    На основании приказа (распоряжения) № 129 от 26 октября 2000 г. произведено снятие остатков ценностей, числящихся на балансовом счете 05 по состоянию на 1 ноября 2000 г.
    Инвентаризация начата 30 октября 2000 г., окончена 1 ноября 2000 г.
    При инвентаризации установлено следующее:

    [pic]
    Итого фактически по описи Семнадцать тысяч сто руб._____

    Председатель комиссии Начальник отдела подпись

    Члены комиссии: Товаровед подпись

    Бухгалтер подпись

    Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с №
    10010 по № 10101, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.
    Материально ответственностью) лицо (лица) подпись дата
    Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил.
    Бухгалтер подпись дата

    Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

    Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных запасов на____________2000г.
    На основании приказа (распоряжения) № ____ от "_" ______
    2000 г. проведена инвентаризация фактического наличия товарно-материальных запасов, находящихся на ответственном хранении.
    Должность фамилия, и., о.
    Инвентаризация начата "_"______2000г. окончена "_" ______ 2000г.
    При инвентаризации установлено следующее:
    |Поря|Товарно-материальные |Един|Результаты инвентаризации |
    |дков|ценности |ица | |
    |ый | |изме| |
    |номе| |рени| |
    |р | |я | |
    | |Наименовани|Номенклатурны| |излишки |недостача |
    | |е, |й | | | |
    | |Вид, сорт, |номер | | | |
    | |группа | | | | |
    | | | | |Количе|стоимост|Количе|стоимост|
    | | | | |- |ь, |- |ь, |
    | | | | |ство, |Руб. |ство, |Руб. |
    | | | | |шт. | |шт. | |


    Бухгалтер
    С результатом сличения ознакомлен Подпись материально ответственного лица

    Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете.

    Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

    Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически:
    |ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ |

    |Подготовительные работы |

    |Приказ | |Проверка | |Письменное | |Завершение |
    |руководителя | |технических | |подтверждение | |разноски |
    |о составе | |паспортов, | |материально | |документов по |
    |комиссии, | |инвентарных | |ответственных | |счетам, |
    |сроках, | |карточек и | |лиц о передаче | |выведение в них|
    |объектах | |т.д. по всем | |всех документов | |остатка |
    | | |объектам | |в бухгалтерию | | |

    |Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов |

    |Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально |
    |ответственных лиц) |

    |Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по |
    |объектам |

    |Акт выявления результатов |

    |Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – |
    |заключение о результатах, которые отражаются в учете |

    |Пересортица – | |Недостачи – отнесение| |Излишки – |
    |взаимозачет недостач | |в начет виновным или | |приходуются в доход|
    |ценностей излишками | |списание на затраты и| |предприятия или |
    | | |убытки | |госбюджета |

    Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

    Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с
    Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

    - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

    - все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (10, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

    Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84
    "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм.

    Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:

    Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
    "Расчеты по возмещению материального ущерба";

    Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

    В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства и обращения у организации или уменьшения финансирования у бюджетной организации.

    Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки:

    Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",

    Кредит счета 50 "Касса";

    Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3

    "Расчеты по возмещению материального ущерба";

    Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

    Недостача основных средств оформляется как ликвидация, но с отнесением остаточной стоимости основных средств в зачет материально ответственному лицу: по первоначальной стоимости недостающего объекта –
    Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" –
    Кредит счета 01 "Основные средства"; в сумме износа недостающего объекта –
    Дебет счета 02 "Износ основных средств" –
    Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"; в сумме остаточной стоимости недостающего объекта –
    Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" –
    Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"; в сумме остаточной стоимости недостающего объекта –
    Дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" , счета 80 «Прибыли и убытки» -
    Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

    Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

    Значение инвентаризации.

    Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п.
    Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

    Список литературы.

    1. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета», М., ФС, 1999;
    2. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учет в организациях», М.,ФС, 2000;
    3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены Приказом МинФина РФ №49 от 13.06.95



    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.