Бухгалтерский учет расчетов по налогам в розничной торговле
Бухгалтерский учет расчетов по налогам в розничной торговле
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Бухгалтерский учет
расчетов по налогам в организациях розничной торговли
1.1 Нормативное
регулирование бухгалтерского учета расчетов по налогам
в розничной торговле
1.2 Понятия, функции
и виды налогов, уплачиваемые организациями розничной торговли, налоговые режимы
1.3 Синтетический и
аналитический учет расчетов по налогам
2.Анализ отчетности
по налогам в организациях розничной торговли
2.1 Значение, задачи
и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота
2.2 Анализ
налогообложения, распределения и использования доходов и прибыли в торговле
Заключение
Список используемой
литературы
Введение.
Бухгалтерский учет является системой, которая измеряет параметры деловой
активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия
решений руководством компаний.
Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют
информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне
предприятия.
Руководители, принимающие решения используют бухгалтерскую информацию для
составления практичных бизнес планов. В течение определенного временного цикла
бухгалтерия измеряет, результаты деятельности и докладывает эти результаты
руководству.
И именно поэтому бухгалтерский учет актуален во все времена, а,
следовательно, углубляясь в бухучет, в налоги и налогообложение, в анализ
финансовой отчетности предприятия актуальна и тема моей курсовой работы: «Бухгалтерский
учет расчетов по налогам и анализ отчетности по налогам в организациях
розничной торговли».
Чтобы разобраться в вопросах организации бухгалтерского учета на
предприятиях розничной торговли, необходимо обратиться к нормативным документам
и четко представлять, что подразумевается под такими понятиями, как: розничная
торговля, налоги, налоговая система, бухгалтерская отчетность.
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной
деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является
розничный товарооборот. В сфере розничной торговли заканчивается процесс
обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная
торговля- реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговля подразделяется по формам собственности на государственную,
коллективную, совместную, частную, смешанную.
Налоги – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в
определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных
видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются
определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Одна из функций
налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей
и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима
налогообложения и существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время в Налоговом кодексе
Российской Федерации установлены четыре специальных налоговых режима, к ним
относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей,
упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о
разделе продукции.
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном
и финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной
деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по
установленным формам.
Анализ налогообложения обычно начинают с изучения
правильности расчета налогов и других обязательных платежей, своевременности их
уплаты и выявления возможностей
оптимизации. Далее переходят к анализу и
оценке, выполнения плана и динамики
налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными
показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов
налогов и других обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или
снижения по сравнению с планом и прошлыми годами. Необходимо изучить темпы изменения
сумм налогов и других обязательных платежей в увязке с анализом темпов роста(снижения) основных показателей
хозяйственной, финансовой и другой деятельности предприятия (товарооборота,
производительности труда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных
активов, доходов, прибыли, рентабельности и др.). Опережающие темпы роста налогов
по сравнению с темпами развития показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия свидетельствуют о
неоптимальности налогообложения и хозяйствования, а иногда и о фискальной
политике государства.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение
особенностей бухгалтерского учета расчетов по налогам, а также анализа
отчетности по налогам в организациях розничной торговли.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.
В первой главе рассмотреть
нормативное регулирование бухгалтерского учета; налоги и налоговые режимы
организаций розничной торговли, а также синтетический и аналитический учет
налогообложения.
2.
Во второй главе значении,
задачи и методику анализа отчетности по налогам в организациях розничной
торговли.
1. Бухгалтерский учет расчетов по налогам в
организациях розничной торговли.
1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского
учета расчетов по налогам.
Общее правовое и методологическое
руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и
Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение Программы
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства
РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998
г. № 382-Р. С нормативной базой тесно связана Концепция бухгалтерского учета в
период перехода к рыночной экономике России, одобренная Методологическим
советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом
Института профессиональных бухгалтеров в декабре 1997 г., в которой были
сформулированы принципы построения российской системы бухгалтерского учета в
ближайшие десять-пятнадцать лет.
В России ведется постоянная работа по
совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского
учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень — законы, указы
Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации,
устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения
бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах
и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,
должны соответствовать Федеральному закону “О бухгалтерском учете”. Второй
уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты),
утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемые
Правительством России.
В настоящее время издано девятнадцать
Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень — методические указания,
инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы; подготавливаются и
утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами
исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в
развитие документов первого и второго уровня. Сюда относятся Планы счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
инструкции по их применению.
Четвертый уровень — документы по
организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества,
обязательств и хозяйственных операций, которые носят обязательный характер.
Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего
пользования, утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной
политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и
взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет
руководитель организации.
В последние годы в системе ведения бухгалтерского учета в России
произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при
разработке учетной политики предприятие должно обязательно исходить из
Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов
Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, инструкций
и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов, особенно
нового Плана счетов.
Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31.07.1998 N
146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)(ред. от 17.05.2007) - устанавливает общие
правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное
применение или неприменение.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от
21.11.1996 N 129-ФЗ
(ред. от 26.03.2007) (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) определяет, что объектами
бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства,
хозяйственные операции и расчеты с бюджетом, осуществляемые организациями в
процессе их деятельности.
ПБУ 18/02 «Учет расчетов налога на прибыль»,
утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н устанавливает правила
формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской
отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций,
признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке
налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и
бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего
прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми
актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации), и налоговой базы по
налогу на прибыль за отчетный период), рассчитанной в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ от
31.10.2000 № 94 (в ред. от 18.09.2006) для учета расчетов по налогам
предусматривает следующие счета:
Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
предназначен для обобщения информации об уплаченных организацией суммах налога
ни добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и
услугам.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения
информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым
организацией.
Счет 69 «Расчеты о социальному страхованию и обеспечению»- предназначен
для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному
обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от
13.06.1995 N 49
устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых
обязательств организации и оформления ее результатов. Также указано, что инвентаризация
расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом,
покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами,
другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм,
числящихся на счетах бухгалтерского учета. Для обеспечения достоверности данных
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить
инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и
документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, а также общая
сверка расчетов с бюджетом.
1.2. Понятие, функции и виды налогов,
уплачиваемые организациями розничной торговли.
Налог - это
обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом
размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении
и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют
налоговую систему страны.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Экономическая
сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у
государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения
объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение -
мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог
может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей
функциями:
- Фискальной - изъятие
части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующей - при
помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса,
капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение
вторичных.
- Регулирующей -
регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
- Распределительной и перераспределительной - при помощи налога распределяет и
перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и
формирует вторичные.
- Социальной - за счет
налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:
освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
- Контрольной - при помощи
налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат
и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией.
Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все
функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами
проявления категории налога являются виды налоговых платежей,
устанавливаемыми законодательными органами власти.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных
начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно
служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев
населения.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на
прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного
хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим
объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не
только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности
предприятий в повышении эффективности производства улучшении его
материально - технической оснащенности. К сожалению, система исчисления налога
ориентирована в основном на фискальный эффект.
Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога
не только с получаемых доходов, но и со стоимости
имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода
предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть
налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов
хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства.
При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди
которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную
стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой
на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между
стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного
налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные
налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены
товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как
правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного
бюджета получаемой производителями сверхприбыли.
Среди мер,
направленных на увеличение поступления налоговых платежей в бюджеты субъектов
Российской Федерации, особое место принадлежит введению единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата ЕНВД заменяет уплату НДС (за исключением налога на добавленную
стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ),
налога на имущество, ЕСН, налога на прибыль (для организаций) или налога на
доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в общеустановленном
порядке. Они являются вычетом по этому налогу. Однако этот вычет не может
снизить ЕНВД более чем на 50%.
Другие налоги исчисляются и уплачиваются в соответствии с общим режимом
налогообложения (ст. 346.26 НК РФ). Если раньше
предприятия розничной торговли попадали под действие закона о ЕНВД только при
численности работников не более 30 чел., а предприятия общественного питания —
50 чел., то теперь численность не ограничивается, но торговый зал не должен
превышать 150 м2, автотранспортные услуги могут оказываться при
любой численности сотрудников, но не более, чем двадцатью автомобилями.
Плательщиками
единого налога с вмененного дохода согласно ст.3 Федерального закона являются
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
предпринимательскую деятельность.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида
предпринимательской деятельности используются физические показатели,
характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая
доходность в месяц согласно п.3 ст.346.29 НК РФ.
Применение
упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2 «Упрощенная система
налогообложения» НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход на УСН
осуществляется добровольно. УСН, в отличие от системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход, распространяется на организацию в целом, а
не на какой-либо отдельный вид деятельности. Применение УСН предусматривает замену
уплаты ряда налогов уплатой единого или минимального налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Не уплачивают налоги организации:
- налог на прибыль организаций;
- налог на имущество организаций;
- единый социальный налог.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную
систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную
стоимость за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации.
Перечень налогов является закрытым, а иные налоги уплачиваются ими в
соответствии с общим режимом налогообложения.
Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные
предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие её в порядке, установленном
гл.26.2 НК РФ.
Страницы: 1, 2
|