Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками
Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками
Центросоюз Российской Федерации Белгородский университет потребительской кооперации Кафедра экономического анализа и аудита Кафедра бухгалтерского учёта Допускается к защите Заведующий кафедрой ____________________ « » 1999г Дипломная работа на тему «Бухгалтерский учёт и анализ расчётов с поставщиками и подрядчиками» Выполнила студентка ____________ А.В. Лунёва Научный консультант К.Э.Н., ассистент ____________ М.В. Мощёнская Рецензент гл. бухгалтер АОЗТ «Крокорс» ____________ Л.Б. Шумилова Белгород 1999г Содержание
Введение
Глава 1. Основы построения бухгалтерского учёта
и экономического анализа расчётов с поставщиками
и подрядчиками 1. Организационно - экономическая характеристика АОЗТ «Крокорс». 2. Формы безналичных расчётов. Значение и задачи
бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками
и подрядчиками. 3. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.
Значение и задачи экономического анализа расчётов
с поставщиками и подрядчиками.
Глава 2. Бухгалтерский учёт расчётов с
поставщиками и подрядчиками 1. Особенности документального оформления расчётов
с поставщиками и подрядчиками. 2. Синтетический и аналитический учёт расчётов
с поставщиками и подрядчиками. 3. Автоматизация бухгалтерского учёта
расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Глава 3. Экономический анализ расчётов с
поставщиками и подрядчиками
3.1 Анализ состава и структуры кредиторской задолженности. 2. Анализ состава и структуры дебиторской задолженности. 3. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской
задолженности. 4. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской
задолженности.
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения Введение В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и
подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот
хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных
расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и
являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары
и прочие материальные ценности. Всё выше сказанное обусловило выбор темы дипломной работы:
«Бухгалтерский учёт и анализ расчётов с поставщиками и подрядчиками»,
построенной по материалам АОЗТ «Крокорс» г. Старый Оскол. С учётом поставленной цели в дипломной работе необходимо решить
следующие задачи: - раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками; - исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов; - отразить особенности синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками; - выявить преимущества автоматизации бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками; - раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности, а также значение и задачи экономического анализа; - проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности; - произвести анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе факторный анализ времени обращения; - осуществить сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Деятельность акционерного общества с ограниченной ответственностью
«Крокорс» производится с помощью таких приёмов исследования как наблюдение
и сравнение. В ходе анализа состояния расчётов с поставщиками и
подрядчиками применяются следующие методы экономического анализа: - метод абсолютных, относительных, средних величин; - метод цепных подстановок; - балансовый метод и другие.
При исследовании постановки учёта на предприятии использованы данные
текущего бухгалтерского учёта и отчётности АОЗТ «Крокорс», инструктивные
материалы, положения по учёту. Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой главе излагаются теоретические основы построения
бухгалтерского учёта и экономического анализа расчётов с поставщиками и
подрядчиками. Даётся краткая организационно – экономическая характеристика
предприятия, раскрывается экономическая сущность расчётов
с поставщиками и подрядчиками, отражаются задачи бухгалтерского учёта и
экономического анализа расчётов с поставщиками и подрядчиками. Вторая глава отражает порядок ведения бухгалтерского учёта расчётов с
поставщиками и подрядчиками. Даётся характеристика счёта № 60 «Расчёты с
поставщиками и подрядчиками», раскрывается методика построения и техника
ведения аналитического учёта. Излагается назначение, содержание и порядок
ведения записей в учётных регистрах аналитического и систематического
учёта. Раскрывается вопрос автоматизации учёта расчётов с поставщиками и
подрядчиками. В третьей главе отражены результаты экономического анализа расчётов с
поставщиками и подрядчиками. Рассмотрен анализ состава и структуры
дебиторской и кредиторской задолженности, анализ оборачиваемости
дебиторской и кредиторской задолженности, а также произведён сравнительный
анализ. В заключении дипломной работы сделаны выводы и рекомендованы
конкретные предложения по совершенствованию бухгалтерского учёта и анализа
расчётов с поставщиками и подрядчиками. Глава 1. Основы построения бухгалтерского учёта и экономического анализа расчётов с поставщиками и подрядчиками 1. Организационно – экономическая характеристика АОЗТ «Крокорс». АОЗТ «Крокорс» утверждено в соответствии с Постановлением
правительства «О приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного
комплекса» от 4 сентября 1994 года № 708 решением Собраний уполномоченных
представителей хозяйств- учредителей от 15.01.95 № 1, трудового коллектива
от 15.01.95, а также Учредительного договора от 15.01.95. Общество создалось в целях: - получения прибыли; - удовлетворения спроса на выполнение работ и услуг в сфере агропромышленного комплекса; - реализации на основе полученной прибыли социально – экономических интересов учредителей, акционеров и членов трудового коллектива. Местонахождение общества = Белгородская область, г. Старый Оскол,
Котёл – 10. Общество самостоятельно и за свой счёт, по поручению и за счёт
акционеров, согласно заключённым договорам осуществляет на территории РФ
следующие виды деятельности: - осуществление строительства объектов производственного и гражданского назначения; - разработка проектов на строительство новых объектов, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий; - оказание коммерческо-посреднических услуг населению, предприятиям, организациям.
Кроме того, общество вправе осуществлять другие виды деятельности,
соответствующие его специализации и не противоречащие законодательству РФ.
Для достижения поставленных задач и целей общество осуществляет все не
запрещённые законодательством гражданско-правовые сделки, производит
операции с имуществом и ценными бумагами. Уставный капитал общества составляет 1754000 руб., на эту сумму
общество выпускает 3508 акций, стоимостью 500 рублей каждая акция. Высшим органом управления обществом является общее собрание
акционеров. В промежутках между общим собранием акционеров высшим органом
управления деятельности общества является Совет директоров. Количественный
состав директоров – 9 человек. Руководство деятельностью общества
осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором
Щетишеным Б.В.. Срок полномочий генерального директора устанавливается – 5
лет. АОЗТ «Крокорс» имеет достаточную производственную базу. В неё входят:
здания администрации, производственные склады для хранения стройматериалов,
пилорамный и столярный цеха, здания и гаражи отдела главного механика.
Имеется один автобус, пять легковых автомобилей, четыре грузовые машины и
одна «Газель». В АОЗТ «Крокорс» работают 147 человек. Из них 122 – рабочих.
Административно-управленческий аппарат состоит из 25 человек. В него входит
руководящий состав, состоящий из 5 человек, 7 человек мастеров и
производителей работ, 3 инженера, диспетчер. В бухгалтерии работают 6
человек, остальные служащие. Главный бухгалтер Шумилова Л.Б. имеет высшее
образование. Из бухгалтеров имеют высшее образование 2 человека, остальные
– среднее специальное. Основные показатели, характеризующие работу АОЗТ «Крокорс», показаны
в таблице 1. На основании таблицы можно сделать вывод, что выручка от
реализации в 1996г. по сравнению с 1995г. снизилась на 186,957 млн. рублей,
также и в 1997г. по сравнению с 1996г. уменьшилась на 149,146 млн. рублей.
Прибыль от реализации в 1996г. по сравнению с 1995г. снизилась на 50,913
млн. рублей, а в 1997г. по сравнению с 1996г. увеличилась на 49,713 млн.
рублей. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 1996г.
по сравнению с 1995г. уменьшилась на 654 млн. рублей, также уменьшилась в
1997г. по сравнению с 1996г. на 894 млн. рублей. Среднесписочная
численность работников также уменьшается: в 1996г. по сравнению 1995г. на
13 человек, в 1997г. по сравнению с 1996г. на 15 человек.
Фонд заработной платы из года в год увеличивается. Так в 1996г. по
сравнению с 1995г. на 17,102 млн. рублей, а в 1997г. по сравнению с 1996г.
на 15,797 млн. рублей. Производительность труда работников в 1996г. по
сравнению с 1995г. уменьшилась на 0,519 млн. рублей, однако в 1997г. по
сравнению с 1996г. увеличилась на 2,106 млн. рублей. Средняя заработная
плата периодически возрастает. Так в 1996г. по сравнению с 1995г.
увеличилась на 0,135 млн. рублей, а в 1997г. по сравнению с 1996г. на 0,157
млн. рублей. Таблица 1. Основные показатели деятельности АОЗТ «Крокорс» за 1995 – 1997г.г.
|Показатели | | | |отклонения |
| | | | |(+ ; -) |
| | | | |1996г |1997г |
| | | | |от |от |
| | | | |1995г |1996г |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |
|Показатели от реализации, | | | | | |
|млн. рублей. | | | | | |
|в действующих ценах |1385,948|1546,698|1579,234|160,75 |32,536|
|в сопоставимых ценах | | | |-186,957| |
| |1385,948|1198,991|1397,552| | |
|Прибыль от реализации, | | | | | |
|млн. рублей |37,150 |-13,763 |35,950 |-50,913 |49,713|
| | | | | | |
|Среднегодовая стоимость | | | | | |
|основных производственных | | | | | |
|фондов, млн. рублей |8392 |7738 |6844 |-654 |-894 |
|Среднесписочная численность | | | | | |
|работников, чел. |175 |162 |147 |-13 |-15 |
|Фонд заработной платы, млн. | | | | | |
|рублей |62,712 |79,814 |95,611 |17,102 |15,797|
| | | | | | |
|Производительность труда | | | | | |
|работников, млн. рублей | | | | | |
|в действующих ценах |7,920 |9,548 |10,743 |1,628 |1,195 |
|в сопоставимых ценах |7,920 |7,401 |9,507 |-0,519 |2,106 |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|Средняя заработная плата за | | | | | |
|год |0,358 |0,493 |0,650 |0,135 |0,157 |
|Фондоотдача основных средств| | | | | |
| |0,165 |0,200 |0,231 |0,035 |0,031 |
|Рентабельность в % |2,68 |-0,89 |2,276 |-3,57 |3,166 |
1.2 Формы безналичных расчётов. Значение и задачи бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками. Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по
расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы
корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов
взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и
чеков, заменяющих наличные деньги. Для хранения денежных средств и операций по расчётам строительные
предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные
средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета. Для открытия расчётного счёта строительное предприятие должно в
учреждение выбранного им банка следующие документы: - заявление на открытие счёта установленного образца; - нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства; - справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика; - копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования; - копию письма о присвоении статистических кодов; - карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.
Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами.
Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате
указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен
содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта,
сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и
главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают
деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы. Объявление на взнос денег наличными – письменное распоряжение
владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из
кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата.
После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию,
подтверждающую данную операцию. Платёжное поручение – письменное распоряжение владельца счёта банку
на перечисление средств с его счёта на счет получателя. Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным
и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами». В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные
расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют
расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися
в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты
платёжными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов,
денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями,
обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном
населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых
платежей, платёжными поручениями – требованиями, платёжными поручениями и
расчётными чеками. Расчёты платёжными поручениями – требованиями. При данной форме
расчётов, получатель средств представляет в обслуживающий его банк
расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате
получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности,
выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений –
требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в
расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право
отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком
незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный
отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок,
поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции. При расчётах платёжными поручениями – требованиями расчёты у
поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 46
«Реализация продукции (работ, услуг)», 62 «Расчёты с покупателями и
заказчиками». Покупатель использует счета 60 «Расчёт с поставщиками и
подрядчиками», 51 «Расчётный счёт», 63 «Расчёты по претензиям». Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена
договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в
соответствие с положением о поставках продукции производственно –
технического назначения и товаров народного потребления. Особенности
аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов
производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им
продукции. Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению
банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для
немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном
заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву
производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной
аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов
и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку
товара.
Аккредитив выставлен за счёт собственных средств и за счёт банковского
кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей
бухгалтерской проводкой: Дт 55/1 «Прочие счета в банках» Кт 51 «Расчётный
счёт». Во втором: Дт 55/1 Кт 90 «Краткосрочные ссуды банка». Оплату счетов
поставщиков с аккредитивного счёта оформляют следующей записью: Дт 60
«Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кт 55/1. Наиболее распространенной формой безналичных расчётов в строительстве
являются платёжные поручения. Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта
банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт
получателя денег. В нём обязательно указывают назначение подлежащих
перечислению сумм. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка
плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем
товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными
поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным
платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные
платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь
место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения
сторон. Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же образом,
как и при расчётах, платёжными поручениями – требованиями. Расчёты чеками. Расчётный чек содержит письменное поручение владельца
счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в
чеке суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя).
Данная форма расчётов всё шире используется при одногородних расчётах.
Расчёты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между
подрядчиком и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные
отношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы
заключается в том, что заказчик оплачивает будущую строительную продукцию
равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке
плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и
подрядчиками», подрядчики – на счёте 62 «Расчёт с покупателями и
заказчиками». На стоимость выполненных строительных работ подрядчик делает
следующую бухгалтерскую запись: Дт 36 «Выполненные этапы по незавершённым
работам» Кт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Фактическую
себестоимость строительных работ подрядчики списывают следующей проводкой:
Дт 46 Кт 20 «Основное производство». Расчёт, основанный на зачёте взаимных требований. При данной форме
расчётов взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к
другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится
платёж в установленном порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|