Бухгалтерский учет денежных средств в с/х предприятиях
p> В следующей таблице рассмотрим интенсивность и эффективность ведения
производства за последние годы, поскольку их уровень во многом
обуславливают результативность хозяйствования вообще. Таблица 2.3 Уровень и динамика интенсивности и эффективности ведения хозяйства КСП « Страна советов» Первомайского района АР Крым. | |ГОДЫ |
|ПОКАЗАТЕЛИ |1995 |1996 |1997 |1998 |1998 к |
| | | | | |1995 ,% |
|На 100 га с.х. угодий: | | | | | |
|Пашни |86,5 |86,6 |86,8 |88,6 |102,4 |
|Основных и оборотных |1138,9 |961,3 |883,8 |911.8 |80,1 |
|средств, тыс грн | | | | | |
|Многолетних насаждений, га |10,8 |12,7 |8,5 |8.8 |81,5 |
|Поголовье скота, усл. гол. |29,7 |34,2 |12,3 |12.1 |40,7 |
|Затраты труда, тыс чел-ч |11,3 |15,6 |18,7 |8.8 |77,9 |
|Валовой продукции (в соп. | | | | | |
|ценах), тыс. ден. ед. |39,8 |19,1 |57,5 |37.7 |84,7 |
|Валового дохода, тыс. грн |– |– |– |– |– |
|Прибыли, тыс. грн |– |– |– |– |– |
|На одного среднегодового | | | | | |
|работника: | | | | | |
|Основных средств, тыс грн |100,3 |96,6 |98,8 |83.3 |83,1 |
|Энергоресурсов, л.с. |51,6 |47,4 |53,2 |48.6 |94,2 |
|Произведено ВП (в соп. | | | | | |
|ценах), тыс. грн. |3,6 |2,0 |6,7 |3.57 |99,2 |
| Произведено ВП на 1 | | | | | |
|чел-час, (в соп. Ценах), |3,5 |2,0 |3,1 |4.3 |122,9 |
|грн. | | | | | |
|Урожайность озимых | | | | | |
|зерновых, ц/га |21,4 |10,5 |31,2 |27.2 |127,1 |
|Урожайность: | | | | | |
|косточковых, ц/га |– |3,3 |3,3 |0.7 |– |
|семечковых, ц/га |– |3,7 |242 |28.8 |– |
|Удой молока на 1 корову, л |1642 |889 |912 |1398 |85,1 |
|Среднесуточный прирост КРС |327 |370 |165 |132 |40,4 |
|,г | | | | | |
|Среднесуточный прирост |127 |120 |120 |276 |217,3 |
|свиней, г | | | | | |
|Затраты кормов: | | | | | |
|на 1ц молока, к.е. |4,1 |3,0 |3,4 |3.1 |75,6 |
|на 1 ц привеса КРС, к.е. |18,9 |33,7 |36,4 |63.6 |336,5 |
|на 1 ц привеса свиней, к.е.|25,7 |26,2 |27,4 |15.4 |59,9 |
|Уровень совокупной | | | | | |
|рентабельности, % |УБЫТОК |УБЫТОК |УБЫТОК |УБЫТОК | |
|Норма прибыли, % | | | | | | Как видно из таблицы интенсивность производства, равно как и его
эффективность падают, увеличение ряда показателей эффективности связано с
сокращением количества работников, занятых в производстве, и увеличением
производства некоторых видов продукции, в силу природных факторов. Легче всего ориентироваться в натуральных показателях, характеризующих
хозяйственный процесс, а они свидетельствуют о положительных тенденциях в
растениеводстве( урожайность зерновых увеличилась на 27,1%, увеличилась
также урожайность плодовых) и отрицательной в животноводстве(удои молока за
рассмотренный период упали вдвое, значительно сократились среднесуточные
приросты КРС и свиней, увеличился расход кормов на производство единицы
продукции). В целом можно сказать, что уровень интенсивности и эффективности
производства крайне низкий, а для его увеличения предприятию необходимы
значительные денежные «вливания», источником которых мог бы стать
краткосрочный кредит. Кризис не мог не сказаться на финансовом состоянии предприятия, ведь
ежегодно хозяйство теряло около миллиона гривен убытков, кроме того
огромные суммы проедала инфляция, динамика изменения финансового состояния
приведена в таблице 2.4. Анализ показателей таблицы позволяет сделать вывод о том, что
предприятие пока ещё является финансово независимым субъектом, поскольку
доля заёмных источников средств незначительна, но увеличивается. Показатели платёжеспособности также имеют негативную тенденцию, и в
большей своей части ниже нормы, это связано с недостатком оборотных
средств, которые являются гарантом платёжеспособности предприятия. По этой
же причине низким является коэффициент маневренности, что ограничивает
мобильность хозяйства в принятии решений в области управления
производством. Можно сделать вывод, что при сохранении такой тенденции изменения
финансового состояния предприятие неизбежно станет банкротом. Таблица 2.4 Финансовое состояние КСП « Страна советов» Первомайского района АР Крым и его динамика. | |Оптималь|ГОДЫ |
| |ный | |
|ПОКАЗАТЕЛИ |уровень |1995 |1996 |1997 |1998 |
| |показате| | | | |
| |ля | | | | |
|Валюта баланса, тыс грн |x |4272 |22402 |20897 |20507,2 |
| | | | | | |
|Собственные источники |x |4133 |21783 |19801,6 |19013,7 |
|средств, тыс грн | | | | | |
| |x |139,3 |619,1 |1096,2 |1020,5 |
|Расчёты и прочие |x | | | | |
|краткосрочные пассивы, тыс |x |– |– |92,2 |473 |
|грн |x |602 |1213,6 |1475,3 |1561,4 |
|Долгосрочные пассивы, тыс грн|x |463 |594,5 |645,2 |67,9 |
| |x |14 |67,1 |135,7 |159 |
|Оборотные средства, тыс. грн,| |37 |348,5 |1096,2 |1020,5 |
| | | | | | |
|из них собственные | | | | | |
|Дебиторская задолженность, | | | | | |
|тыс. грн | | | | | |
|Кредиторская задолженность, | | | | | |
|тыс. грн | | | | | |
|Денежные наличные средства, |x |11 |2,0 |– |– |
|тыс. грн | | | | | |
|Коэффициент соотношения |до 0,5 |0,03 |0,03 |0,06 |0,08 |
|заёмных и собственных средств| | | | | |
|Коэффициент маневренности |0,4-0,6 |0,11 |0,03 |0,03 |0,003 |
|Общий коэффициент покрытия |>2.0 |4,32 |1,96 |1,35 |1,05 |
|Промежуточный коэффициент | | | | | |
|покрытия |0,5 |0,18 |0,11 |0,12 |0,11 |
| | | | | | |
|Коэффициент абсолютной |0.25 |0,08 |0,03 |– |– |
|ликвидности | | | | | |
|Коэффициент соотношения | | | | | |
|дебиторской и кредиторской |1,0 |0,37 |0,19 |0,12 |0,16 |
|задолженности | | | | | |
|Коэффициент оборачиваемости |– | | | | |
|оборотных средств | |1,67 |1,28 |0,97 |102,7 | В целом , рассматривая природно-экономическое и финансовое состояние
предприятия, можно сделать вывод, что хозяйство располагает большим
потенциалом, реализовать который мешает недостаток средств. Изыскание
которых должно быть одной из основных задач руководства хозяйства на данном
этапе, в противном случае ему грозит банкротство. 2.2 Структура бухгалтерии КСП «Страна Советов». Бухгалтерия КСП «Страна Советов» является централизованной, т.е. все
учётные записи производятся в бухгалтерии центральной усадьбы колхоза. В
производственных подразделениях есть учётчики. Учёт ведётся используя
регистры журнально-ордерной формы. Учётный аппарат бухгалтерии насчитывает
14 человек.
[pic] Рис.2.1 Структура бухгалтерии КСП «Страна Советов». Во главе бухгалтерии стоит главный бухгалтер. В его подчинении
заместитель главного бухгалтера и бухгалтера отделов. Всего в бухгалтерии
четыре отдела :
производственный отдел
материальный отдел
расчётный отдел
касса В производственном отделе ведут учёт шесть человек: бухгалтер по
растениеводству, бухгалтер по животноводству, бухгалтер по промышленному
производству, бухгалтер по механизации, бухгалтер обслуживающего
производства , бухгалтер по реализации. В сферу их деятельности входит учёт
затрат произведённых предприятием на ведение основного, вспомогательного и
обслуживающего производства, а также выход продукции этих производств и
калькуляция её себестоимости. Материальный отдел составляют три человека : бухгалтер по продуктам,
бухгалтер по товарам, бухгалтер по материальным счетам, эти работники
отвечают за ведение учёта по счетам производственных запасов и готовой
продукции, полученной от растениеводства, животноводства и промышленного
производства. В расчётном отделе два человека : бухгалтер по расчётам и бухгалтер по
оплате труда– в их обязанности входит ведение учёта операций по
возникновению и погашению различных задолженностей перед предприятием со
стороны покупателей и заказчиков, подотчётных лиц, прочих дебиторов, а
также задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками,
бюджетом, органами социального страхования, персоналом по оплате труда и
прочими кредиторами. В кассе один человек – кассир, на него возложены обязанности по ведению
и учёту кассовых операций. В целом анализируя структуру, состав и работу бухгалтерской службы КСП
«Страна Советов» можно сделать вывод, что при нынешнем положении хозяйство
не нуждается в столь расширенном штате учётных работников, количественные
показатели не перерастают в качественные, среди работников только 1 имеет
высшее специальное образование, при заполнении большинства бухгалтерских
документов не соблюдается существующие требования. Даже при условии покупки
одного компьютера предприятие могло бы значительно повысить качество учёта
и сократить количество используемых работников до 8-10, что даже при
сегодняшнем тяжёлом финансовом положении вполне реально.
2.3 Учёт кассовых операций в бухгалтерии КСП «Страна Советов». Согласно законодательству Украины предприятия должны производить
расчёты по своим обязательствам перед другими предприятиями, организациями
и учреждениями в безналичном порядке– через учреждения банков либо
векселями. Оборот наличных денег предприятий связан в основном с оплатой
труда, выплатой пособий по социальному страхованию, оплатой расходов на
служебные командировки операционных, хозяйственных расходов. Для приёма ,хранения и расходования наличных денежных средств КСП
«Страна Советов» имеет кассу, оборудованную в соответствии с действующим
законодательством. За сохранность денежных средств в кассе отвечает кассир, который несёт
полную материальную ответственность. Сдача денег в банк оформляется Объявлением на взнос наличными, в
котором указывается наименование предприятия, за что сдаются деньги,
подпись вносителя. Таблица 2.5 Порядок внесения наличных денег в банк
|№ п/п|Перечень работ |Кассир |Банк |
| | |предприятия | |
|1 |Заполнение бланка объявления на |х | |
| |взнос | | |
|2 |Внесение денег |х |х |
|3 |Оформление квитанций и ордера в | |х |
| |кассу | | |
|4 |Получение квитанции |х | |
|5 |Приложение ордера в кассу к |х |х |
| |выписке банка | | | На принятую от предприятия сумму банк выдаёт квитанцию, в которой
указывается ,от кого приняты деньги, зачислены на счёт№..., за что, сумма,
подпись бухгалтера банка, указанную сумму в квитанции принял кассир.
Квитанция обязательно заверяется печатью банка. На основании квитанции
кассир списывает деньги по кассе. Таблица 2.6 Порядок получения наличных денег в банке
|№ |Перечень работ |Предприятие |Банк |
|п/п | |бухгал|руков-л|кассир| |
| | |тер |ь гл | | |
| | | |бух-р | | |
|1 |Заполнение всех реквизитов чека и |х | | | |
| |корешка | | | | |
|2 |Подпись чека | |х | | |
|3 |расписка получателя чека в корешке | | |х | |
| |чека | | | | |
|4 |Проверка правильности заполнения | | | |х |
| |чека и его оплата | | | | |
|5 |Получение денег | | |х | | Инструкцией №4 предусмотрено, что коллективные сельхозпредприятия,
имеющие денежную выручку от реализации сельхозпродукции собственного
производства и продукции её переработки, включая изготовление на
давальческих условиях и получения в порядке встречной продажи, могут
использовать наличность из выручки на оплату труда, стипендий, пособий по
социальному страхованию своим работникам. Основная сумма денег поступает из учреждений банка. Получение денег
кассир осуществляет по чеку, предварительно заказав их в банке по заявлению
о бронировании средств. В чеке указывают его номер, сумму получаемых
средств, город, где производится выплата ,число, наименование отделения
банка, кому выдать деньги, подписи руководителя и главного бухгалтера
предприятия. Оприходование наличных денег в кассу производится кассиром по приходным
кассовым ордерам (ПКО), подписанным главным бухгалтером или уполномоченными
на это лицами. При этом выдаётся квитанция подписанная главным бухгалтером
и кассиром. При составлении ПКО должно быть юридическое обоснование для
принятия денежных средств в кассу. Одновременно с заполнением приходного
кассового ордера оформляется квитанция к нему, которая выдаётся лицу
,сдавшему деньги, только после получения их кассиром. В приходном кассовом ордере указывают ,от кого приняты деньги ,за что и
сумма, подпись главного бухгалтера и кассира. Наличность, полученная в
учреждениях банков, должна расходоваться на те цели, на которые она была
получена. Выдачу наличных денег кассир оформляет расходным кассовым ордером (РКО)
,платёжными ведомостями на выдачу аванса, заработной платы работникам. РКО
составляется при наличии основания, т.е. указывается, кому выданы деньги и
на какие цели. Документы на выдачу денег подписываются руководителем и
главным бухгалтером или лицами ими уполномоченными. Подпись руководителя не
обязательна ,если имеется его разрешающая подпись на прилагаемых к
расходным ордерам документах. ПКО и квитанция к ним, а также РКО должны быть заполнены чётко ,без
исправлений, даже оговоренных. Выдача ПКО и РКО лицам ,вносящим или
получающим деньги, запрещается. Приём и выдача денег может осуществляться
только в день составления кассовых ордеров. ПКО и РКО ,а также заменяющие их документы до передачи их в кассу
регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации ПКО и РКО, и документу
присваивается порядковый номер. Нумерация ПКО и РКО выполняется нарастающим
итогом с начала до конца года. Журнал регистрации ПКО и РКО построен таким образом ,что по его данным
контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных
денежных средств предприятием, проверяется полнота произведенных кассиром
операций. Все факты поступления и выдачи наличных денег должны учитываться в
Кассовой книге, которая должна быть пронумерована ,прошнурована и опечатана
сургучной или мастичной печатью. На последней странице делается запись «В
настоящей книге пронумеровано ... страниц», которая заверяется подписями
руководителя и главного бухгалтера предприятия. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, имеющих одинаковые
номера страниц ,через копировальную бумагу. Второй экземпляр листа является
отрывным и служит отчётом кассира.. Подчистки и недоговоренные исправления
в кассовой книге запрещаются. Исправления, сделанные корректурным способом
, заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или
выдачи денег. Кассир обязан подсчитать итоги операций за день ,вывести
остаток денег в кассе и передать в бухгалтерию отчёт вместе с приходными и
расходными документами под расписку в кассовой книге. Для учёта наличия и движения денежных средств в кассе предприятия
используется активный счёт 50 «КАССА». Сальдо счёта указывает на наличие
суммы денежных средств в кассе предприятия на начало месяца или на конец
месяца. Оборот по дебету – это суммы ,поступившие наличными в кассу ,оборот
по кредиту – суммы, выданные наличными из кассы. Отчёт кассира, в котором бухгалтер проставляет корреспонденцию счетов
,служит основанием для заполнения учётных регистров. Так как на предприятии
применяется журнально-ордерная форма учёта, то производится заполнение
Журнала-ордера №1-АПК с отражением в нём операций по выдаче наличных денег
по счёту 50 «КАССА» с ведомостью к нему №1а, с отражением в ней операций по
поступлению наличных денег в кассу. Записи в Журнал-ордер и ведомость производятся итогами за день. Итоги
за день в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путём подсчёта
сумм однородных операций, отражённых в кассовом отчёте или приложенных к
нему документах. Каждому отчёту кассира в учётных регистрах отводится одна
строка независимо от периода, за который составлен отчёт. По окончании месяца бухгалтер переносит данные из Журнала-ордера №1-АПК
и ведомости №1а в Главную книгу. Для оперативного и повседневного контроля за сохранностью наличных
денежных средств и ценных бумаг в кассе проводятся плановые и внеплановые
проверки кассы. Расхождение фактического наличия денежных средств с данными
бухгалтерского учёта ,выявленное в результате ревизии, оформляется в акте
следующим порядком : установленные излишки денежных средств в кассе
приходуются в доход предприятия, а выявленные недостачи относятся на
материально-ответственных лиц. Поступление денег в кассу оформляется Приходными кассовыми ордерами и
соответственно увеличивают дебетовый оборот по счёту 50 "Касса". Таблица 2.7 Кассовые операции оформляемые ПКО |Хозяйственная операция |Основание |Дт |Кт |
|1 |2 |3 |4 |
|Наличная выручка |Справка-заявление о принятии|50 |46 |
| |выручки или авансовый отчёт | | |
|Получено из банка в кассу |Чек из чековой книжки |50 |51 |
|Возврат неиспользованных |Авансовый отчёт |50 |71 |
|подотчётных сумм | | | |
|Внесение средств в погашение|Акт результатов |50 |72 |
|недостач по результатам |инвентаризации и выписка из | | |
|инвентаризации |протокола собрания комиссии | | |
|Возврат ссуды ,полученной |Договор с работником на |50 |73 |
|работником на строительство |ссуду | | |
|Взнос наличными в погаш ение|Кредитный договор с |50 |73 |
|задолженности за товары, |работником | | |
|проданные в кредит | | | |
|Взнос в уставной фонд |Выписка из Устава или |50 |75 |
| |протокола собрания | | |
|Плата родителей за |Договор с работником на |50 |76 |
|содержание детей в детских |содержание детей | | |
|учреждениях | | | |
|Отнесение излишка денег по |Акт результатов |50 |80 |
|результатам инвентаризации |инвентаризации и выписка из | | |
|кассы |протокола комиссии | | | Расходными кассовыми ордерами оформляется выдача денег из кассы и на
соответствующую сумму увеличивается кредитовый оборот по счёту 50 "Касса" Таблица 2.8 Кассовые операции оформляемые РКО
|Хозяйственная операция |Основание |Дт |Кт |
|Наличная выручка в банк |Квитанция банка |51 |50 |
|В подотчёт на хознужды и |Заявление с визой |71 |50 |
|командировки |руководителя или приказ | | |
|Выплата зарплаты, пособий из |Расчётно-платёжная или |70 |50 |
|фонда оплаты труда |платёжная ведомость | | |
|Выплата пособий за счёт |Расчётно-платёжная или |69 |50 |
|отчислений на соцстрах |платёжная ведомость | | |
|Выдана ссуда работникам |Двусторонний договор |73 |50 |
|Внесение средств в погашение |Акт результатов |51 |50 |
|недостач по результатам |инвентаризации и выписка из| | |
|инвентаризации |протокола собрания комиссии| | |
|Возврат суды полученной |Договор с работником на |51 |50 |
|работником на строительство |ссуду | | |
|Внесение на р/с взноса |Кредитный договор с |51 |50 |
|работников в погашение |работником | | |
|задолженности за товары | | | |
|,проданные в кредит | | | |
|Внесение на р/с взноса в |Выписка из устава или |51 |50 |
|уставный фонд |протокола собрания | | |
|Внесение на р/с платы |Договор с работником на |51 |50 |
|родителей за содержание детей|содержание детей в детских | | |
|в детских учреждениях |учреждениях | | |
|Отнесение излишка денег по |Акт рез-тов инвентаризации |51 |50 |
|результатам инвент-ции кассы |и выписка из протокола | | |
|на р/с |собрания | | | Таблица 2.9 Корреспонденция счетов по результатам акта инвентаризации в кассе
|Содержание хозяйственной операции |Дт |Кт |
|Оприходование излишков денег |50 |80 |
|Отражение факта недостачи денежных средств и |84 |50,56 |
|денежных документов в кассе предприятия | | |
|Отнесение недостачи за счёт |72 |84 |
|материально-ответственного лица | | |
Страницы: 1, 2, 3
|