Бухгалтерский учет 2003 лекции
Бухгалтерский учет 2003 лекции
Лекция 1 Методы бухгалтерского учёта. Методы ведения бухгалтерского учёта на предприятии регламентируются
положениями по ведению бухгалтерского учёта, утвержденными Федеральным
законом № 129 от 21.11.96 г. и № 123 от 23.07.98 г. 1. Строгое документирование хозяйственных операций. Основаниями для записи в регистрах бух учета являются первичные документы, фиксирующие факт свершения хозяйственной операции. 2. Стоимостная оценка хозяйственных средств. Оценка имущества, источников его формирования и обязательств предприятия в бух учете осуществляется в денежном выражении в валюте РФ (руб., коп) Методы оценки устанавливаются законодательством РФ. 3. Инвентаризация, которая заключается в сверке фактического наличия к оприходованному количеству имущества и денежных обязательств в целях обеспечения достоверности данных бух учета. Количества инвентаризации и сроки их проведения устанавливаются самим предприятием, кроме тех случаев, когда оно устанавливается законодательством. Перед составлением в договоре отчетности, при смене материально- ответственных лиц, при установлении факторов хищения или недостатке материальных ценностей, в случае стихийного бедствия, в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия с данными бух учета регулируются следующим образом: Материальные ценности, оказавшиеся в излишке подлежат оприходованию, их стоимость относится на финансовые результаты предприятия, т.е. в данном случае на увеличение прибыли. Убыль ценностей в пределах установленных норм убыли списывается по письменному распоряжению руководителей предприятия на издержки производства и обращения. Недостача ценностей сверх установленных норм убыли или если нормы убыли отсутствуют – относятся на возмещение виновными лицами. В тех случаях, когда виновные лица не установлены – убытки от недостачи или порчи имущества относятся на финансовые результаты предприятия, но уже на увеличение убытка. 4. Калькуляция себестоимости выпускаемой продукции, т.е. за счёт затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Себестоимость калькулирует как по всему предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, в том числе на единицу продукции. Калькуляция себестоимости составляется по отдельным статьям затрат. 5. Составление баланса, который заключается в учете имущества и источников его формирования на определенную дату. Баланс представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей. В левой части, которая называется активной (А), учитывается имущество, находящееся в собственности предприятия по его видам. В правой части, которая называется пассивной (П), отражаются источники формирования имущества. Итог (валюта) актива и пассива баланса равна между собой. Баланс является методом контроля правильности ведения бух учета на предприятии. 6. Метод двойной записи по счетам бух учета. С помощью него отражается движение имущества и источников его формирования одновременно на 2-х счетах. Счет бух учета – это элемент данного метода, представляющий собой способ текущего отражения экономической группировки и оперативного контроля за имуществом., источниками его формирования и хозяйственными операциями. На каждый вид имущества и источниками открывается отдельный счет. Открыть счет – это, значит, дать ему наименование по виду объекта учёта и записать (если оно есть) сальдо (остаток) на начало отчетного периода. Перечень счетов, используемых в бух учете предприятий всех видов деятельности не зависимо от организационно-правовой формы и формы собственности за исключением бюджетных и кредитных учреждений приводятся в плане счетов бух учета, утвержденным приказом Минфин РФ от 21 октября 2000 г. за № 94 Н. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов 1-го порядка и субсчетов или счетов 2-го порядка. Графически счет представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей: левой, которая называется дебет и правой – кредит. Д – т К – т Сальдо н. 50 Оборот Сальдо к.
Все счета, указанные в плане м/о подразделить на 2-е основные группы:
1. Активные счета, предназначенные для учета имущества, находящиеся в собственности предприятия по его составу и размещению (счет 01 – осн средства, 04 - нематериальные активы) 2. Пассивные счета, предназначенные для учета источников формирования имущества и обязательств предприятия по их целевому назначению ( 68 – расчеты по налогам и сборам, 70 – расчеты с персоналом по оплате труда, 80 – уставной капитал, 83 – добавочный капитал)
Кроме этих 2-х групп в бух учете выделяются: 1. Активно – пассивные счета, которые в зависимости от учитываемого объекта и записи остатка по дебету и кредиту м/т принимать как активный так и пассивный характер 2. Результатные счета – отражают фин результат производственно- хозяйственной деятельности. Эти счета Никогда не имеют остатка. 90 – продажа К активно – пассивным счетам относятся: 60 – расчеты с поставщиками и подрядчиками 62 – расчет с покупателями и заказчиками 71 – расчет с подотчетными лицами 3. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении имущества не принадлежащего предприятию, но временно находящемуся в его распоряжении. Отражение в балансе остатка по этим счетам не производится. Учет на них ведется не двойной, а простой записью. Хотя все счета имеют одинаковое графическое строение, назнач-е дебитовой и кредитовой сторон в А (активной) и П (пассивной) различны. А |Д-т |К-т |
|Сальдо начальное показывает остаток | |
|имущества на начало отчетного | |
|периода. | |
|По дебету отражаются хозяйственные |По кредиту отражаются операции, |
|операции вызывающие увеличение |вызывающие уменьшение имущества в |
|данного вида имущества в отчетном |отчетном периоде |
|периоде. (операции связанные с | |
|поступлением) | |
|Дебитовый оборот – это сумма всех |Кредитовый оборот – это сумма всех |
|хозяйственных операций за отчетный |операций по кредиту за отчетный |
|период |период. |
|Сальдо конечное показывает наличие | |
|имущества на конец отчетного периода| |
| | |
| | |
|Сд к = Сд н + об Д-ту – об К-ту | | П |Д-т |К-т |
| |Сальдо начальное показывает остаток |
| |соответсвующего источника на начало |
| |отчетного периода. |
|По дебету отражаются операции |По кредиту отражаются операции, |
|связанные с уменьшением в отчетном |связанные с их увеличением в |
|периоде. |отчетном периоде. |
|Дебитовый оборот |Кредитовый оборот |
| |Сальдо конечное показывает остаток |
| |имущества на конец отчетного периода|
| | |
| | |
| |Сд к = Сд н + об К-ту - об Д-ту | Сальдо всегда записывается по основной стороне счета. У А – по дебиту, у П
– по кредиту. У А счетов не м/т получится остатка со знаком «-». Минимальная величина
остатка – 0.
У П счетов м/т получится «-» остаток который пишут по кредитовой стороне
счета, но красным цветом. Схема результатного счета. 90 |Д-т |К-т |
|Суммарное НДС, себестоимость |Суммарная выручка от реализации |
|производства и реализации продукции.|продукции вместе с НДС |
|Т.о. это затраты. | |
| | |
|Прибыль (если К>Д) |Убыток (если Д>К) |
|об Д-ту |об К-ту | Схема активно-пассивного счета. А-П |Д-т |К-т |
|Сд н – суммарное дебит задолженность|Сд н – суммарная кредитовая |
|на начало отчетного периода |задолженность на начало отчетного |
| |периода |
|По дебету отражается хоз операции |По кредиту отражается хоз операции |
|связанные с увеличением дебит |связанные с увеличением кредит |
|задолженности и уменьшением |задолженности и уменьшением |
|кредитовой в отчетном периоде |дебитовой в отчетном периоде |
|Об-т Д-ту |Об-т К-ту |
| | |
|Дебит – это когда п/п-тию должны |Кредит – это когда п/п-тие должно. |
|Сд к – суммарная дебит задолженность|Сд к – суммарная кредит |
|на конец отчетного периода |задолженность на конец отчетного |
| |периода | Проверка правильности записи для А-П. Сд к (к-ту) = Сд н (к-ту) + об (к-ту) – об (Д-ту) + Сд к (Д-ту) – Сд н (Д-
ту) Сд к (д-ту) = Сд н (д-ту)+ об (д-ту) – об (к-ту) + Сд к (к-ту) – Сд н (к-
ту) Лекция 2 Метод двойной записи. При использовании этого метода сумма любой хозяйственной операции
отражается в учете на 2-х взаимосвязанных экономическим содержании счетах,
а именно по дебиту одного счета и к-ту другого. Счета на котором отражается одна хозяйственная операция называется
корреспондирующими (корреспондентскими). Для составления бухгалтерской
проводки необходимо следующие рассуждения: 1. Какие явления вызывает данная хоз операция, т е определить объекты в которых произойдут изменения величины имущества или источников его формирования и характер этих изменений. 2. Определить какие счета участвуют в данной хоз операции 3. К какой группе относятся корреспондентские счета. 4. На какой стороне счета отражаются увеличение или уменьшение объекта учета. 5. Составить бухгалтерскуб проводку. Пример: С р/сч в кассу поступило наличными 5000 руб. Д-т 50 К-т 51 – 5000 руб Из кассы выплачено зар плата в сумме 15 000 руб Д-т 70 К-т 50 – 15 000 руб Значение двойной записи. 1. С её помощью осуществляется экономический контроль за учетными записями, т е по корреспонденции счетов м/о определить характер и наименование операции без пояснительного текста. 2. Осуществляется арифметическая проверка данных бух учета, в виду суммы каждой хоз операции записывается одновременно по дебету одного счета и кредиту другого, то итоги оборотов по дебиту и кредиту всех счетов за отчетный период должны быть равны м/у собой. Виды бухгалтерских проводок. 1. Простые проводки. В этом случае Д-т одного счета корреспондируется с кредитом другого, т е в корреспонденции участвуют только 2-а счета. 2. Сложные проводки. При их написании Д-т одного счета м/т корреспондируется с кредитом нескольких счетов и наоборот. Д-т 68 К-т 51 (перечисление налога в бюджет каких нибудь) Д-т 69 К-т 51 (перечисление единого соц налога) Д-т 60 К-т 51 (оплата поставщику) Д-т 50 К-т 51 (поступление в кассу наличных денег) 3. Отрицательные бух проводки (сторнированные). В ряде случаев для исправления допущенной в учетной записи ошибки, а также, когда обычная запись уменьшения величины объекта учета искажает экономическое содержание операции хотя при этом не изменяется арифметический результат применяется отрицательная бух проводка, сделанная методом «красного сторно». Сущность метода в том, что сумма уменьшения записывается на той стороне счета на которой как правило фиксируется увеличение объекта учета, но красным цветом как бы «-» числом. И при подсчете оборота такая запись вычитается из общей суммы. Схема учетного процесса на предприятии. Весь учетный процесс м/о разбить на 3 составляющие: 1. Первичный учет 2. Текущий 3. Обобщение учетных данных 1. Первичный. Все хоз операции проводимые предприятием должны быть подкреплены оправдательными учетными документами, которые и являются основой первичного учета. Первичные бух документы должны содержать все необходимые реквизиты. Только в этом случае они являются действительными. Для большей части первичных документов такими реквизитами являются: - наименование документа - дата составления документа - наименование организации от имени которой составляется документ - содержание хоз операции - измерители в натуральном и денежном выражении - наименование должностей лиц, подписывающих документ - личная подпись указанных лиц и их расшифровка (ФИО) - печать организации, если этого требует закон Первичный документ должен составляться в момент свершения хоз
операции или сразу же после этого. Первичные документы м/т иметь
унифицированную или произвольную форму. Унифицированные первичные документы разрабатываются Минфин РФ и
используются организациями и п/п-тиями без изменения. Произвольная форма первичных документов предприятия м/т видоизменятся
и разрабатываться произвольно. Внесение изменений (исправлений) в кассовые и банковские первичные
документы не допускаются. В остальных документах исправления сделанные
корректорным способом заверяются личными подписями лиц ранее его
подписывавшими, дата внесения исправления и если это необходимо то печать
п/п – тия. В бухгалтерии первичные документы:
1. проверяют по форме и содержанию
2. расценивают или таксируют их т е производят денежную оценку товарно- материальных ценностей указанных в документе.
3. группируют т е осуществляют подбор однородных документов в пачке и подводят по ним общие итоги за весь период. На основе пачки перв документов составляется сводная ведомость.
4. различают или контируют т е определяют корреспонденцию счетов по каждой хоз операции отраженной в документе. Затем данные заносятся в счета аналитического и синтетического учета, а использованные документы сдаются в архив. Путь перв док-та от момента их выписки и до сдачи в архив на хранение наз-ся документооборотом. Лекция 3 Текущий учёт. Он осуществляется с помощью счетов бух учета в целях повседневного
контроля за производственно хозяйственной деятельностью предприятия. Он
представляет информацию характеризующую состояние не только отдельных
объектов учета, но и их элементов и поэтому ведется в 2-х направлениях. 1. Синтетический учет который осуществляется на синтетических счетах 1-го порядка и дает сводные обобщающие данные о состоянии каждого объекта бух учета. Синтетические счета имеют единую табличную форму, их количество определяется кол-вом объектов учета на предприятии, а код наименования и основные корреспонденции планов счетов бух учета. 2. Аналитический учет который ведется на аналитических счетах 3- го порядка и дает подробную информацию о состоянии каждого элемента объекта учета. Аналитические счета имеют многообразную форму которая определяется содержанием объекта (ведомости, журналы, карточки и т.д.)
Между счетами синт и анал учета существует тесная связь: 1) и те и др выполняются на основании первичных документов 2) сальдо одного синт счета = сумме остатков по всем анал счетам к ниму относящимся 3) оборот по кредиту или дебиту одного синт счета д/б равен сумме оборотов по дебиту или кредиту всех анал счетов к ниму относящихся. 4) если синт счет А, то и анал – ие счета относящиеся к нему тоже и наоборот. Хоз операции на основе первичных документов фиксируются сначала в регистрах синт учета, а затем в регистрах анал учета. Закрываются в конце отчетного периода учетные регистры в обратном порядке. М/у 1 и 2 существует учет с помощью суб счетов или счетов 2-го порядка, находящихся между синт и анал учетом. С его помощью осуществляется доп учет по укрупненным однородным группам отдельных объектов учета. Формы суб счетов также табличны, перечень их и наименование определены планом счетов бух учета в отдельных случаях такое право предоставляется самим предприятиям. 3. Обобщение данных текущего учета представляет собой совокупность способов контроля за правильностью данных по счетам бух учета. К основным регистрам этого направления учета относятся оборотные ведомости по счетам синт или анал учета, шахматная оборотная ведомость по счетам синт учета, сальдовая оборотная ведомость синт учета и наконец баланс. |№ счета |Сд н |Оборот за отчетный |Сд к |
| | |период | |
| |По Д-ту |По К-ту |По Д-ту |По К-ту |По Д-ту |По К-ту |
| | | | | | | |
|01 | | | | | | |
|… | | | | | | |
| | | | | | | |
|99 | | | | | | |
|Итого |SСд н |SСд н |Sоб по |Sоб по |SСд к |SСд к |
| |по Д-ту |по К-ту |Д-ту |К-ту |по Д-ту |по К-ту | В приведенной оборотной ведомости д/б 3 пары = м/ собой итог: 1. SСд н (Д-ту) = S Сд н (К-ту) 2. Sоб по (Д-ту) = S об по (К-ту) 3. SСд к (Д-ту) = S Сд к (К-ту) Неравенство хотя бы в одной паре свидетельствует об ошибке при
составление ведомости или при подсчете остатков на синт счетах или же при
записи хоз операций на них. Оборотн ведомости составляются и по анал счетам, но их форма носит
произвольный характер, зависящий от конкретного объекта учета. По данным баланса осуществляется контроль за наличием и структурой
имущества и источников его формирования, а также для фин состояния и
платежеспособности предприятия. Все хоз операции предприятия по своему влиянию на стороны делятся на 4-
ре: 1. вызывают изменение только в А баланса. Одна статья его увеличивается, а другая уменьшается, т.е. видоизменяется состав имущества без изменения общей его стоимости. Итог баланса при этом не меняется. К этому типу относятся все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства, выпуска готовой продукции, её отгрузки, оплате приобретаемых мат ценностей, получении различных денег с расчетного счета в кассу и наоборот сдача их в расчет счет из кассы. 2. вызывает изменение только в П баланса. Одна его статья увелич, а другая уменьшается, т.е. видоизменяется соотношение источников формирования имущества предприятия. Итог баланса при этом const. К этому типу относятся операции связанные с начислением различных выплат за счет чистой прибыли предприятия, удержанными из зарплаты предприятия и др. 3. вызывает изменение в А и П баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хоз операций по А и П. К этому типу относятся операции по начислению амортизации, зарплаты и ЕСН, включаемых в состав себестоимости продукции, поступление авансовых платежей от заказчиков и некоторые другие. 4. вызывает изменение одновременно в А и П баланса в сторону уменьшения его статей. Итог баланса уменьшается на сумму хоз операций этого типа. Сюда относятся операции связанные с оплатой всех видов кредиторских задолженностей, например перечисление налогов в бюджет, выплата зарплаты, перечисление поставщику за уже полученную продукцию и т.д. Исправление ошибок в учетных регистрах. 1. Корректурный. Используется в случаях если ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или когда она быстро обнаружена и не отражена в итоговых учетных записях. Ошибка зачеркивается тонкой линией так чтобы м/о было прочесть ошибочный текст. Над ошибкой надписывается правильный текст или сумма. Исправление подтверждается подписями и оговоркой «исправленному верить». 2. Способ дополнительной проводки. Применяется в случаях когда корреспонденция счетов определена верно, но занижена сумма хоз операции. Пр-р: С р/с в кассу получено наличными 15000 руб. Д-т 50 К-т 51 - 15000 = Сделана ошибка: Д-т 50 К–т 51 - 10000 = Исправление: Д-т 50 К–т 51 - 5000 = 3. Способ красного сторно Применяется тогда, когда: а) неверно определена корреспонденция счетов, ошибочная запись повторяется, но красным цветом и затем записывается верная корреспонденция обычным цветом. При подсчете итогов сумма записанная красным цветом вычитается из общего итога Пр-р: Надо: Д-т 50 К-т 51 – 15000 = Неверно: Д-т 51 К-т 50 – 15000 = Исправлено: Д-т 51 К-т 50 – 15000 = Д-т 50 К-т 51 – 15000 =
Страницы: 1, 2, 3, 4
|