МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бухгалтерский учет 2003 лекции

    Бухгалтерский учет 2003 лекции

    Лекция 1

    Методы бухгалтерского учёта.

    Методы ведения бухгалтерского учёта на предприятии регламентируются положениями по ведению бухгалтерского учёта, утвержденными Федеральным законом № 129 от 21.11.96 г. и № 123 от 23.07.98 г.

    1. Строгое документирование хозяйственных операций.

    Основаниями для записи в регистрах бух учета являются первичные документы, фиксирующие факт свершения хозяйственной операции.

    2. Стоимостная оценка хозяйственных средств.

    Оценка имущества, источников его формирования и обязательств предприятия в бух учете осуществляется в денежном выражении в валюте

    РФ (руб., коп)

    Методы оценки устанавливаются законодательством РФ.

    3. Инвентаризация, которая заключается в сверке фактического наличия к оприходованному количеству имущества и денежных обязательств в целях обеспечения достоверности данных бух учета.

    Количества инвентаризации и сроки их проведения устанавливаются самим предприятием, кроме тех случаев, когда оно устанавливается законодательством.

    Перед составлением в договоре отчетности, при смене материально- ответственных лиц, при установлении факторов хищения или недостатке материальных ценностей, в случае стихийного бедствия, в случае ликвидации или реорганизации предприятия.

    Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия с данными бух учета регулируются следующим образом:

    Материальные ценности, оказавшиеся в излишке подлежат оприходованию, их стоимость относится на финансовые результаты предприятия, т.е. в данном случае на увеличение прибыли.

    Убыль ценностей в пределах установленных норм убыли списывается по письменному распоряжению руководителей предприятия на издержки производства и обращения. Недостача ценностей сверх установленных норм убыли или если нормы убыли отсутствуют – относятся на возмещение виновными лицами. В тех случаях, когда виновные лица не установлены – убытки от недостачи или порчи имущества относятся на финансовые результаты предприятия, но уже на увеличение убытка.

    4. Калькуляция себестоимости выпускаемой продукции, т.е. за счёт затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Себестоимость калькулирует как по всему предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, в том числе на единицу продукции. Калькуляция себестоимости составляется по отдельным статьям затрат.

    5. Составление баланса, который заключается в учете имущества и источников его формирования на определенную дату.

    Баланс представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей. В левой части, которая называется активной (А), учитывается имущество, находящееся в собственности предприятия по его видам. В правой части, которая называется пассивной (П), отражаются источники формирования имущества. Итог (валюта) актива и пассива баланса равна между собой.

    Баланс является методом контроля правильности ведения бух учета на предприятии.

    6. Метод двойной записи по счетам бух учета.

    С помощью него отражается движение имущества и источников его формирования одновременно на 2-х счетах. Счет бух учета – это элемент данного метода, представляющий собой способ текущего отражения экономической группировки и оперативного контроля за имуществом., источниками его формирования и хозяйственными операциями. На каждый вид имущества и источниками открывается отдельный счет. Открыть счет – это, значит, дать ему наименование по виду объекта учёта и записать

    (если оно есть) сальдо (остаток) на начало отчетного периода. Перечень счетов, используемых в бух учете предприятий всех видов деятельности не зависимо от организационно-правовой формы и формы собственности за исключением бюджетных и кредитных учреждений приводятся в плане счетов бух учета, утвержденным приказом Минфин РФ от 21 октября 2000 г. за №

    94 Н. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов 1-го порядка и субсчетов или счетов 2-го порядка.

    Графически счет представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей: левой, которая называется дебет и правой – кредит.

    Д – т К – т

    Сальдо н. 50

    Оборот

    Сальдо к.


    Все счета, указанные в плане м/о подразделить на 2-е основные группы:

    1. Активные счета, предназначенные для учета имущества, находящиеся в собственности предприятия по его составу и размещению (счет 01 – осн средства, 04 - нематериальные активы)

    2. Пассивные счета, предназначенные для учета источников формирования имущества и обязательств предприятия по их целевому назначению ( 68 – расчеты по налогам и сборам, 70 – расчеты с персоналом по оплате труда, 80 – уставной капитал, 83 – добавочный капитал)
    Кроме этих 2-х групп в бух учете выделяются:

    1. Активно – пассивные счета, которые в зависимости от учитываемого объекта и записи остатка по дебету и кредиту м/т принимать как активный так и пассивный характер

    2. Результатные счета – отражают фин результат производственно- хозяйственной деятельности. Эти счета Никогда не имеют остатка.

    90 – продажа

    К активно – пассивным счетам относятся:

    60 – расчеты с поставщиками и подрядчиками

    62 – расчет с покупателями и заказчиками

    71 – расчет с подотчетными лицами

    3. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении имущества не принадлежащего предприятию, но временно находящемуся в его распоряжении. Отражение в балансе остатка по этим счетам не производится. Учет на них ведется не двойной, а простой записью. Хотя все счета имеют одинаковое графическое строение, назнач-е дебитовой и кредитовой сторон в А

    (активной) и П (пассивной) различны.

    А

    |Д-т |К-т |
    |Сальдо начальное показывает остаток | |
    |имущества на начало отчетного | |
    |периода. | |
    |По дебету отражаются хозяйственные |По кредиту отражаются операции, |
    |операции вызывающие увеличение |вызывающие уменьшение имущества в |
    |данного вида имущества в отчетном |отчетном периоде |
    |периоде. (операции связанные с | |
    |поступлением) | |
    |Дебитовый оборот – это сумма всех |Кредитовый оборот – это сумма всех |
    |хозяйственных операций за отчетный |операций по кредиту за отчетный |
    |период |период. |
    |Сальдо конечное показывает наличие | |
    |имущества на конец отчетного периода| |
    | | |
    | | |
    |Сд к = Сд н + об Д-ту – об К-ту | |

    П

    |Д-т |К-т |
    | |Сальдо начальное показывает остаток |
    | |соответсвующего источника на начало |
    | |отчетного периода. |
    |По дебету отражаются операции |По кредиту отражаются операции, |
    |связанные с уменьшением в отчетном |связанные с их увеличением в |
    |периоде. |отчетном периоде. |
    |Дебитовый оборот |Кредитовый оборот |
    | |Сальдо конечное показывает остаток |
    | |имущества на конец отчетного периода|
    | | |
    | | |
    | |Сд к = Сд н + об К-ту - об Д-ту |

    Сальдо всегда записывается по основной стороне счета. У А – по дебиту, у П
    – по кредиту.

    У А счетов не м/т получится остатка со знаком «-». Минимальная величина остатка – 0.
    У П счетов м/т получится «-» остаток который пишут по кредитовой стороне счета, но красным цветом.

    Схема результатного счета.

    90

    |Д-т |К-т |
    |Суммарное НДС, себестоимость |Суммарная выручка от реализации |
    |производства и реализации продукции.|продукции вместе с НДС |
    |Т.о. это затраты. | |
    | | |
    |Прибыль (если К>Д) |Убыток (если Д>К) |
    |об Д-ту |об К-ту |

    Схема активно-пассивного счета.

    А-П

    |Д-т |К-т |
    |Сд н – суммарное дебит задолженность|Сд н – суммарная кредитовая |
    |на начало отчетного периода |задолженность на начало отчетного |
    | |периода |
    |По дебету отражается хоз операции |По кредиту отражается хоз операции |
    |связанные с увеличением дебит |связанные с увеличением кредит |
    |задолженности и уменьшением |задолженности и уменьшением |
    |кредитовой в отчетном периоде |дебитовой в отчетном периоде |
    |Об-т Д-ту |Об-т К-ту |
    | | |
    |Дебит – это когда п/п-тию должны |Кредит – это когда п/п-тие должно. |
    |Сд к – суммарная дебит задолженность|Сд к – суммарная кредит |
    |на конец отчетного периода |задолженность на конец отчетного |
    | |периода |

    Проверка правильности записи для А-П.

    Сд к (к-ту) = Сд н (к-ту) + об (к-ту) – об (Д-ту) + Сд к (Д-ту) – Сд н (Д- ту)

    Сд к (д-ту) = Сд н (д-ту)+ об (д-ту) – об (к-ту) + Сд к (к-ту) – Сд н (к- ту)

    Лекция 2

    Метод двойной записи.

    При использовании этого метода сумма любой хозяйственной операции отражается в учете на 2-х взаимосвязанных экономическим содержании счетах, а именно по дебиту одного счета и к-ту другого.

    Счета на котором отражается одна хозяйственная операция называется корреспондирующими (корреспондентскими). Для составления бухгалтерской проводки необходимо следующие рассуждения:

    1. Какие явления вызывает данная хоз операция, т е определить объекты в которых произойдут изменения величины имущества или источников его формирования и характер этих изменений.

    2. Определить какие счета участвуют в данной хоз операции

    3. К какой группе относятся корреспондентские счета.

    4. На какой стороне счета отражаются увеличение или уменьшение объекта учета.

    5. Составить бухгалтерскуб проводку.

    Пример: С р/сч в кассу поступило наличными 5000 руб.

    Д-т 50 К-т 51 – 5000 руб

    Из кассы выплачено зар плата в сумме 15 000 руб

    Д-т 70 К-т 50 – 15 000 руб

    Значение двойной записи.

    1. С её помощью осуществляется экономический контроль за учетными записями, т е по корреспонденции счетов м/о определить характер и наименование операции без пояснительного текста.

    2. Осуществляется арифметическая проверка данных бух учета, в виду суммы каждой хоз операции записывается одновременно по дебету одного счета и кредиту другого, то итоги оборотов по дебиту и кредиту всех счетов за отчетный период должны быть равны м/у собой.

    Виды бухгалтерских проводок.

    1. Простые проводки. В этом случае Д-т одного счета корреспондируется с кредитом другого, т е в корреспонденции участвуют только 2-а счета.

    2. Сложные проводки. При их написании Д-т одного счета м/т корреспондируется с кредитом нескольких счетов и наоборот.

    Д-т 68 К-т 51 (перечисление налога в бюджет каких нибудь)

    Д-т 69 К-т 51 (перечисление единого соц налога)

    Д-т 60 К-т 51 (оплата поставщику)

    Д-т 50 К-т 51 (поступление в кассу наличных денег)

    3. Отрицательные бух проводки (сторнированные).

    В ряде случаев для исправления допущенной в учетной записи ошибки, а также, когда обычная запись уменьшения величины объекта учета искажает экономическое содержание операции хотя при этом не изменяется арифметический результат применяется отрицательная бух проводка, сделанная методом «красного сторно».

    Сущность метода в том, что сумма уменьшения записывается на той стороне счета на которой как правило фиксируется увеличение объекта учета, но красным цветом как бы «-» числом. И при подсчете оборота такая запись вычитается из общей суммы.

    Схема учетного процесса на предприятии.

    Весь учетный процесс м/о разбить на 3 составляющие:

    1. Первичный учет

    2. Текущий

    3. Обобщение учетных данных

    1. Первичный.

    Все хоз операции проводимые предприятием должны быть подкреплены оправдательными учетными документами, которые и являются основой первичного учета.

    Первичные бух документы должны содержать все необходимые реквизиты.

    Только в этом случае они являются действительными. Для большей части первичных документов такими реквизитами являются:

    - наименование документа

    - дата составления документа

    - наименование организации от имени которой составляется документ

    - содержание хоз операции

    - измерители в натуральном и денежном выражении

    - наименование должностей лиц, подписывающих документ

    - личная подпись указанных лиц и их расшифровка (ФИО)

    - печать организации, если этого требует закон

    Первичный документ должен составляться в момент свершения хоз операции или сразу же после этого. Первичные документы м/т иметь унифицированную или произвольную форму.

    Унифицированные первичные документы разрабатываются Минфин РФ и используются организациями и п/п-тиями без изменения.

    Произвольная форма первичных документов предприятия м/т видоизменятся и разрабатываться произвольно.

    Внесение изменений (исправлений) в кассовые и банковские первичные документы не допускаются. В остальных документах исправления сделанные корректорным способом заверяются личными подписями лиц ранее его подписывавшими, дата внесения исправления и если это необходимо то печать п/п – тия.

    В бухгалтерии первичные документы:
    1. проверяют по форме и содержанию
    2. расценивают или таксируют их т е производят денежную оценку товарно- материальных ценностей указанных в документе.
    3. группируют т е осуществляют подбор однородных документов в пачке и подводят по ним общие итоги за весь период. На основе пачки перв документов составляется сводная ведомость.
    4. различают или контируют т е определяют корреспонденцию счетов по каждой хоз операции отраженной в документе. Затем данные заносятся в счета аналитического и синтетического учета, а использованные документы сдаются в архив. Путь перв док-та от момента их выписки и до сдачи в архив на хранение наз-ся документооборотом.

    Лекция 3

    Текущий учёт.

    Он осуществляется с помощью счетов бух учета в целях повседневного контроля за производственно хозяйственной деятельностью предприятия. Он представляет информацию характеризующую состояние не только отдельных объектов учета, но и их элементов и поэтому ведется в 2-х направлениях.

    1. Синтетический учет который осуществляется на синтетических счетах 1-го порядка и дает сводные обобщающие данные о состоянии каждого объекта бух учета. Синтетические счета имеют единую табличную форму, их количество определяется кол-вом объектов учета на предприятии, а код наименования и основные корреспонденции планов счетов бух учета.

    2. Аналитический учет который ведется на аналитических счетах 3- го порядка и дает подробную информацию о состоянии каждого элемента объекта учета. Аналитические счета имеют многообразную форму которая определяется содержанием объекта

    (ведомости, журналы, карточки и т.д.)
    Между счетами синт и анал учета существует тесная связь:

    1) и те и др выполняются на основании первичных документов

    2) сальдо одного синт счета = сумме остатков по всем анал счетам к ниму относящимся

    3) оборот по кредиту или дебиту одного синт счета д/б равен сумме оборотов по дебиту или кредиту всех анал счетов к ниму относящихся.

    4) если синт счет А, то и анал – ие счета относящиеся к нему тоже и наоборот.

    Хоз операции на основе первичных документов фиксируются сначала в регистрах синт учета, а затем в регистрах анал учета.

    Закрываются в конце отчетного периода учетные регистры в обратном порядке.

    М/у 1 и 2 существует учет с помощью суб счетов или счетов 2-го порядка, находящихся между синт и анал учетом. С его помощью осуществляется доп учет по укрупненным однородным группам отдельных объектов учета. Формы суб счетов также табличны, перечень их и наименование определены планом счетов бух учета в отдельных случаях такое право предоставляется самим предприятиям.

    3. Обобщение данных текущего учета представляет собой совокупность способов контроля за правильностью данных по счетам бух учета. К основным регистрам этого направления учета относятся оборотные ведомости по счетам синт или анал учета, шахматная оборотная ведомость по счетам синт учета, сальдовая оборотная ведомость синт учета и наконец баланс.

    |№ счета |Сд н |Оборот за отчетный |Сд к |
    | | |период | |
    | |По Д-ту |По К-ту |По Д-ту |По К-ту |По Д-ту |По К-ту |
    | | | | | | | |
    |01 | | | | | | |
    |… | | | | | | |
    | | | | | | | |
    |99 | | | | | | |
    |Итого |SСд н |SСд н |Sоб по |Sоб по |SСд к |SСд к |
    | |по Д-ту |по К-ту |Д-ту |К-ту |по Д-ту |по К-ту |

    В приведенной оборотной ведомости д/б 3 пары = м/ собой итог:

    1. SСд н (Д-ту) = S Сд н (К-ту)

    2. Sоб по (Д-ту) = S об по (К-ту)

    3. SСд к (Д-ту) = S Сд к (К-ту)

    Неравенство хотя бы в одной паре свидетельствует об ошибке при составление ведомости или при подсчете остатков на синт счетах или же при записи хоз операций на них.

    Оборотн ведомости составляются и по анал счетам, но их форма носит произвольный характер, зависящий от конкретного объекта учета.

    По данным баланса осуществляется контроль за наличием и структурой имущества и источников его формирования, а также для фин состояния и платежеспособности предприятия.

    Все хоз операции предприятия по своему влиянию на стороны делятся на 4- ре:

    1. вызывают изменение только в А баланса. Одна статья его увеличивается, а другая уменьшается, т.е. видоизменяется состав имущества без изменения общей его стоимости. Итог баланса при этом не меняется. К этому типу относятся все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства, выпуска готовой продукции, её отгрузки, оплате приобретаемых мат ценностей, получении различных денег с расчетного счета в кассу и наоборот сдача их в расчет счет из кассы.

    2. вызывает изменение только в П баланса. Одна его статья увелич, а другая уменьшается, т.е. видоизменяется соотношение источников формирования имущества предприятия. Итог баланса при этом const. К этому типу относятся операции связанные с начислением различных выплат за счет чистой прибыли предприятия, удержанными из зарплаты предприятия и др.

    3. вызывает изменение в А и П баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хоз операций по А и П. К этому типу относятся операции по начислению амортизации, зарплаты и ЕСН, включаемых в состав себестоимости продукции, поступление авансовых платежей от заказчиков и некоторые другие.

    4. вызывает изменение одновременно в А и П баланса в сторону уменьшения его статей. Итог баланса уменьшается на сумму хоз операций этого типа. Сюда относятся операции связанные с оплатой всех видов кредиторских задолженностей, например перечисление налогов в бюджет, выплата зарплаты, перечисление поставщику за уже полученную продукцию и т.д.

    Исправление ошибок в учетных регистрах.

    1. Корректурный.

    Используется в случаях если ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или когда она быстро обнаружена и не отражена в итоговых учетных записях. Ошибка зачеркивается тонкой линией так чтобы м/о было прочесть ошибочный текст. Над ошибкой надписывается правильный текст или сумма. Исправление подтверждается подписями и оговоркой «исправленному верить».

    2. Способ дополнительной проводки.

    Применяется в случаях когда корреспонденция счетов определена верно, но занижена сумма хоз операции.

    Пр-р:

    С р/с в кассу получено наличными 15000 руб.

    Д-т 50 К-т 51 - 15000 =

    Сделана ошибка: Д-т 50 К–т 51 - 10000 =

    Исправление: Д-т 50 К–т 51 - 5000 =

    3. Способ красного сторно

    Применяется тогда, когда: а) неверно определена корреспонденция счетов, ошибочная запись повторяется, но красным цветом и затем записывается верная корреспонденция обычным цветом. При подсчете итогов сумма записанная красным цветом вычитается из общего итога

    Пр-р:

    Надо:

    Д-т 50 К-т 51 – 15000 =

    Неверно:

    Д-т 51 К-т 50 – 15000 =

    Исправлено:

    Д-т 51 К-т 50 – 15000 =

    Д-т 50 К-т 51 – 15000 =

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.