Бухгалтерская отчетность (на примере предприятия)
Дебиторская
задолженность списывается по ведомости №7 и журналу-ордеру №8 по
кредиту счетов дебиторов, на которых числилась задолженность в
корреспонденции с дебетом счета 80, 82. Списание долга в убыток
вследствие неплатежеспособности должника не считается аннулированием
задолженности. Она подлежит учету за балансом на протяжении пяти лет.
Списываемая
невостребованная кредиторская задолженность зачисляется в состав прибыли
предприятия.
Результаты
инвентаризации рассматривает инвентаризационная комиссия с принятием
решения, за счет кого должны быть погашены недостачи, выявленные при
инвентаризации, или как оприходованы излишки. Решения комиссии
протоколируются. Протоколы в зависимости от размера и характера
недостач утверждаются руководителем предприятия или вышестоящей
организацией по ходатайству руководителя предприятия. На основании
утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам,
приводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего
учета.
При инвентаризации
производится пересчет наличных денег у кассира, результаты оформляются
актом о проверке наличия денежных средств кассы (ф.№ инв-15). Акт
является первичным документом для совершения дальнейших бухгалтерских
проводок. Если выявлены излишки денежных средств, то они отражаются
проводкой: дебет счета 50, кредит счета 80 (журнал-ордер №1); если
установлена недостача денежных средств, то дебетуется счет 84,
кредитуется счет 50 (журнал - ордер №1); дебетуются счета 73, 88, 80,
кредитуется счет 84 (журнал-ордер №№ 10/1, 12, 15).
В ходе инвентаризации
незавершенного производства производится снятие остатков материалов и
полуфабрикатов по операциям обработки на дату в натуральном выражении,
результаты оформляются актами по каждому цеху и участку отдельно, а
затем оформляется сводная инвентаризационная опись незавершенного
производства. При выявлении излишков производятся следующая
бухгалтерская проводка: дебет счета 20, кредит счета 25 (ведомость №
12 и журнал-ордер №10) - красным сторно. При недостаче:
1. Дебет счета 84, кредит счета
20 (журнал-ордер №10/1);
2. Дебет счета 25, кредит счета 84
(ведомость № 12 и журнал-ордер №10);
3. Дебет счета 73, 88, 80,
кредит счета 84 (журнал-ордер №№ 10/1, 12, 15, ведомость №7).
При инвентаризации
основных средств производится снятие остатков в натуре по их месту
нахождения и в разрезе материально-ответственных лиц. По тем объектам,
где данные инвентаризации не соответствуют учетным данным,
составляются сличительные ведомости.
Излишки основных средств
приходуются: дебет счета 01, кредит счета 80 (журнал-ордер №13);
Недостачи списываются:
1. Дебет счета 47, кредит счета
01 (первоначальная стоимость);
2.Дебет счета 02, кредит счета
47 (на сумму износа);
3. Дебет счета 84, кредит счета
47 (журнал-ордер №№ 10, 11) (остаточная стоимость);
4. Дебет счета 73 или счета 80,
кредит счета 84 (ведомость №7 и журнал-ордер № 10/1 и 15).
При инвентаризации
товарно-материальных ценностей на складах при расхождении данных также
составляются сличительные ведомости. Излишки приходуются: дебет
материальных счетов, кредит счета 80 (журнал-ордер №15); недостачи
списываются:
1. Дебет счета 84, кредит
материальных счетов (журнал-ордер № 10/1);
2. В пределах норм естественной
убыли: дебет счета 26, кредит счета 84 (ведомость №15 и
журнал-ордер №10);
3. Дебет счетов 73, 25, 26,
88, 80, кредит счета 84 (журнал-ордер №№10/1, 12, 15, ведомость №7).
Результаты
инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца,
в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации
- в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в
отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных
инвентаризацией, и подлежат своевременной регистрации на счетах
бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
1.3. Структура и
содержание типовых форм бухгалтерской отчетности.
1.3.1. Форма №1 “Бухгалтерский
баланс”.
Бухгалтерский баланс -
это документ, в котором отражаются основные и оборотные средства
предприятия, собственные и заемные источники их формирования, структура
которых представлена на определенные отчетные даты в денежной оценке.
Баланс является главной частью отчетности, его анализ позволяет
контролировать состояние дел, совершенствовать управление предприятием.
В бухгалтерском учете баланс рассматривается как способ обобщения и
группировки хозяйственных средств предприятия по их составу,
размещению, источникам формирования, необходимым для обеспечения
непрерывной работы организации.
Балансы строятся по
унифицированным формам, единым для предприятий и организаций всех
отраслей народного хозяйства и всех форм собственности.
Основой построения
баланса является классификация хозяйственных средств предприятия,
которые представлены по двум направлениям:
- по составу и размещению
средств - актив баланса;
- по источникам их формирования
и целевому назначению - пассив баланса.
В балансе используется
принцип группировки операций по экономически однородным признакам.
Активы представлены в балансе как стоимость имущества и долговых прав
в распоряжении предприятия на отчетную дату. Погашение пассивов,
принимаемых как обязательства предприятия по займам и кредиторской
задолженности, приводит к уменьшению стоимости имущества или
поступающих доходов. Превышение активов над пассивами равняется
наличию источников собственных средств предприятия /включая его
прибыль/, которые отражаются в пассиве отчетного баланса.
“Баланс” в переводе с
латинского языка означает “двухчашечные весы” и употребляется как
символ равенства, поэтому в нем должно присутствовать обязательное
равенство итогов: сумма всех статей актива должна быть равна сумме
всех статей пассива.
По своему строению
баланс представляет собой двустороннюю таблицу.
Актив баланса 2000
года состоит из двух разделов:
I. Внеоборотные активы
II. Оборотные активы.
К внеоборотным активам
относятся следующие статьи: “Основные средства”; “Незавершенное
строительство”, “Нематериальные активы”, “Долгосрочные финансовые
вложения”, “Доходные вложения в материальные ценности”, “Прочие
внеоборотные активы”. К оборотным (краткосрочным) активам относятся:
“Запасы”, “Дебиторская задолженность”, “Краткосрочные финансовые
вложения”, “Денежные средства”, прочие оборотные активы.
Основные средства
(внеоборотные активы) участвуют в производственном процессе многократно,
перенося свою стоимость на готовую продукцию по частям. Оборотные
средства потребляются полностью в течение одного производственного
цикла, и их стоимость переносится на готовую продукцию целиком.
Пассив баланса 2000
года включает в себя три раздела:
III. Капитал и резервы.
IV. Долгосрочные обязательства.
V. Краткосрочные обязательства.
В пассиве баланса
отражается структура ресурсов по источникам их образования. Пассив
включает в себя:
- собственные средства
предприятия: “Уставный капитал”, “Добавочный капитал”, “Резервный капитал
” и проч.:
- заемные средства: краткосрочные
и долгосрочные кредиты и займы, кредиторскую задолженность (работникам
по заработной плате; бюджету и внебюджетным фондам - по обязательным
платежам; поставщикам за отгруженную продукцию и т.п.)
Пассивы показывают,
сколько денег было получено предприятием, активы - как предприятие
использовало полученные средства, во что оно их вложило.
По каждому разделу
актива и пассива баланса подсчитываются итоги. Сумма итогов разделов
записывается в последней строке “Баланс” и называется валютой
баланса. В графе 3 баланса показывают данные на начало года
(вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы 4 бухгалтерского
баланса за предыдущий период, с учетом произведенной реорганизации,
или изменений в учетной политике предприятия.
Бухгалтерские балансы классифицируются:
- по срокам составления;
- по времени составления;
- по объему информации и др.
По срокам составления
различают месячный, квартальный и годовой балансы.
По времени составления
различают вступительный, текущий, ликвидационный, разделительный,
объединительный балансы.
По объему информации различают
единичные и сводные балансы.
Данные баланса
необходимы:
- для контроля за наличием и
структурой средств и источников;
- для контроля за размещением
средств;
- для контроля за степенью
изношенности основных фондов предприятия;
- для анализа финансового
состояния и платежеспособности предприятия.
Изучение бухгалтерского
баланса позволяет выявить обеспеченность организации собственными
оборотными средствами, состояние расчетных и кредитных отношений, финансовое
состояние организации в целом.
Многообразие
хозяйственных операций, совершаемых на предприятии, оказывает влияние
на величину имущества и источники его образования. Одни операции
изменяют состав средств, другие - источники этих средств, третьи
увеличивают одновременно как состав средств, так и их источники,
четвертые одновременно уменьшают и то, и другое. Это находит
отражение в изменении статей баланса. Но, как бы ни были
разнообразны эти изменения, в конечном итоге, все они сводятся к
четырем видам.
Первый вид
хозяйственных операций вызывает изменение только в активе баланса:
одна статья его увеличивается, другая уменьшается на сумму
хозяйственной операции, то есть, видоизменяется состав хозяйственных
средств, их размещение. Итог баланса не изменяется. К операциям
первого вида относятся все операции по использованию материальных
ценностей в процессе производства, по выпуску готовой продукции из
производства, ее отгрузке, погашению дебиторской задолженности,
получению денежных средств в кассу предприятия наличными с расчетного
счета и т.д.
Второй вид
хозяйственных операций вызывает изменение только в пассиве баланса:
одна его сторона увеличивается, другая уменьшается, то есть,
видоизменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не
изменяется. К операциям второго вида можно отнести начисление
подоходного налога с сумм начисленной заработной платы.
Третий вид
хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса
одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также
увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву. К
этому виду операций относятся начисления учредительных взносов, износа
(амортизации) по основным средствам; износа по малоценным и
быстроизнашивающимся предметам, нематериальным активам, отчислений на
социальное страхование, начисление заработной платы и премий за счет
себестоимости продукции, получение кредитов, авансовые поступления от
заказчиков и проч.
Четвертый вид
хозяйственных операций вызывает изменение в активе и пассиве баланса
одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса также
уменьшается на сумму хозяйственной операции. К этому виду относятся
операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету,
соцстраху, арендодателям. поставщикам, рабочим и служащим), зачету
ранее полученных авансов, реформации баланса по списанию использованной
в течение года прибыли и проч.
Для отражения
конкретного вида средств или источников в балансе каждому виду ресурсов
отводится отдельная строка, которую принято называть статьей баланса.
Каждая статья баланса выражена отдельной суммой.
В подразделе
“Нематериальные активы” показывается наличие нематериальных активов по
остаточной стоимости (за исключением объектов жилого фонда и
нематериальных активов, по которым погашение стоимости не
производится). Нематериальные активы могут быть внесены учредителями в
счет вкладов в уставный капитал, получены безвозмездно, приобретены
организацией в процессе деятельности.
В подразделе “Основные
средства” показываются данные по основным средствам, как действующим,
так и находящимся на консервации, или в запасе, по остаточной
стоимости (кроме основных средств, по которым погашение стоимости не
производится). К основным средствам относится часть имущества,
используемая в качестве средств труда при производстве продукции в
течение периода, превышающего 12 календарных месяцев, стоимостью свыше
100 минимальных размеров оплаты труда. В этом подразделе баланса также
в размере фактических затрат на приобретение показываются земельные
участки, объекты природопользования, приобретенные организацией в собственность
в соответствии с законодательством. Арендные предприятия, заключившие с
арендодателем договор аренды, по которому предусматривается переход
имущества, относящегося к основным средствам, в собственность
арендатора по истечении срока аренды или до его истечения, при
условии внесения последним выкупной цены, отражают здесь долгосрочно
арендуемые основные средства.
В подразделе
“Незавершенные капитальные вложения” показывается стоимость
незаконченного строительства, затраты по формированию основного стада,
на геологоразведочные работы, суммы авансов на эти цели. При
осуществлении капитальных вложений и вложений в нематериальные активы
сюда могут относиться расходы по уплате процентов за полученный на
эти цели кредит, которые, после ввода в действие основных средств и
постановки на учет нематериальных активов, относятся в дебет счета 81
“Использование прибыли”. На счета учета капитальных вложений
относится сумма налога на приобретение автотранспортных средств.
Новым подразделом
баланса является “Доходные вложения в материальные ценности”. Здесь
выделено имущество для передачи в лизинг и имущество, предоставленное
по договору проката, учет которого осуществляется на балансовом счете
03.
В подразделе
“Долгосрочные финансовые вложения” показываются долгосрочные (на срок
более одного гола) инвестиции в доходные активы других организаций,
уставные капиталы других организаций, дочерние общества, зависимые
общества, предоставленные другим организациям займов.
По строке “Прочие
внеоборотные активы” отражаются средства и вложения, не нашедшие
отражения в разделе 1.
В подразделе “Запасы”
показываются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных
материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий,
запасных частей, тары и других материальных ценностей. Материальные
ценности, учитываемые на счетах 10 “Материалы”, отражаются по фактической
себестоимости их приобретения (заготовления), или учетным ценам.
Фактическая себестоимость определяется исходя из затрат на их
приобретение, включая оплату процентов за кредит, наценки (надбавки),
комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины, расходы на
транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних
организаций. Ценности, учитываемые на счете 12 “Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы” отражаются в балансе по остаточной
стоимости.
По строке
“Незавершенное производство” показывают затраты по незавершенному
производству и незавершенным работам (услугам) в оценке, принятой
организацией при формировании учетной политики. Организации
(строительные, научные, занятые в геологии), которые осуществляют в
текущем году расчеты с заказчиками в соответствии с заключенными
договорами за законченные этапы работ, имеющих самостоятельное значение,
и использующие счет 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам”,
отражают по данной строке принятые заказчиком этапы по договорной
стоимости. По данной строке показываются также затраты по сплаву
лесопродукции, незавершенному производству сельского хозяйства, сумма
издержек обращения, приходящихся на остаток нереализованных товаров в
торговых и снабженческих организациях.
По строке “Готовая
продукция и товары для перепродажи” показывается фактическая
производственная себестоимость остатка законченных изделий, прошедших
испытание и приемку, соответствующих техническим условиям и стандартам.
Продукция, не отвечающая этим требованиям, показывается в составе
незавершенного производства. Организации, осуществляющие свою деятельность
в промышленности и других производственных сферах, по этой строке
показывают изделия, материалы, продукты, приобретаемые специально для
перепродажи, остаток товаров отражается в бухгалтерском балансе по
покупной стоимости.
По строке “Товары
отгруженные” отражаются данные о фактической себестоимости отгруженной
продукции в случае, если договором обусловлен отличный от общего
порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения ею
и риска случайной гибели от организации к заказчику. Здесь обобщается
информация и о готовых изделиях, переданных другим предприятиям для
реализации на комиссионных началах.
По строке “Расходы
будущих периодов” показывается сумма расходов, произведенных в отчетном
году, но подлежащая погашению в следующих отчетных периодах путем
отнесения на издержки производства (обращения) или другие источники,
в течение срока, к которому они относятся. К таким расходам, в
частности, принадлежат суммы арендной платы, расходы на рекламу,
подготовку кадров, уплаченные вперед и т.д.
По строке “Прочие
запасы и затраты” показываются запасы и затраты, не нашедшие
отражения в предыдущих строках подраздела.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|