p> Версии программ, предназначенные для Windows всегда несколько дороже, чем для DOS, но их преимущества сторицей покрывают наценку. Кроме того для работы под Windows необходимы более мощные компьютеры (об этом речь ниже) и если Windows у Вас не установлен, его придется.
3. Сетевая будет программа или нет? Это тоже простое решение. Если работать в автоматизированной бухгалтерии будут несколько работников на нескольких компьютерах, то компьютеры обязательно должны быть объединены в сеть чтобы проводки, вводимые всеми бухгалтерами попадали в один общий журнал хозопераций, и программа должна быть тоже сетевой, т.е. иметь возможность работать одновременно на нескольких компьютерах. Все распространенные сейчас программы имеют сетевые версии, которые стоят немного дороже несетевых, работа программы по автоматизации крупной бухгалтерии вообще немыслима в несетевом режиме.
После того, как приняты эти три решения, круг программ, из которых
надо выбирать, значительно сужается и поступать можно двумя способами:
1. Выбирать программу самим, для этого необходимо посетить региональных дилеров различных программных продуктов, они есть по каждому продукту и практически везде, и, имея на руках постановку задачи и остальные требования к автоматизации, заранее выработанные Вами, попросить продемонстрировать Вам может ли та или иная программа делать именно то, что Вам требуется. Совершив несколько визитов, (или приглашений дилеров к себе на предприятие) Вы определитесь с оптимальной программой.
2. Обратиться к специалистам по внедрению программ, которые помогут выбрать лучший вариант.
2.2.5. Этап V. Вопросы техники.
Технические вопросы, связанные с компьютерами не входят в
бухгалтерские функции, но, тем не менее, очень важны. Само по себе слово
"компьютер" ничего о компьютере не говорит. Важна мощность
(производительность) компьютера, которая зависит от нескольких его
переменных параметров, называемых вместе "конфигурация компьютера". То,
какой компьютер Вам необходим, зависит от двух факторов:
1. Программы, которые у Вас установлены. Одни программы требуют от компьютера меньше ресурсов, другие больше, если Вы работаете под Windows, компьютер должен быть еще мощнее, если программа сетевая, то она потребует больше ресурсов, чем несетевая.
2. Количества операций, введенных в программу. Чем больше проводок введено, тем больше ресурсов требуется для их обработки. На крупном предприятии для работы какой-либо программы нужен более мощный компьютер, чем для работы той же программы на маленьком предприятии. На практике можно столкнуться с тем, что на этапе настройки программы, когда проводок не вводится вообще, она работает быстро, но через 2-3 месяца работы бухгалтерии, когда введено уже много проводок, скорость работы того же компьютера становится неудовлетворительной.
При автоматизации бухучета важно, чтобы компьютеры, на которых
установлены программы, были достаточно мощны, чтобы программа работала
быстро, в противном случае бухгалтер будет периодически ожидать пока
компьютер "переварит" введенную в него информацию, а то и просто
сталкиваться с ошибками и неполадками, происходящими от того, что компьютер
слишком маломощен для той программы, которая на нем установлена и того
количества операций, которые в него введены. В условиях каждодневной
напряженной бухгалтерской работы это может свести на нет эффект от
автоматизации. Для того, чтобы определить какой компьютер необходим,
следует обратиться к тем, у кого программа куплена и они, с учетом версии
программы и предполагаемого объема хозопераций дадут рекомендацию.
Когда покупается новый компьютер, то его просто покупают в нужной
конфигурации и все, а вот что делать, если компьютер-то есть, но только но
недостаточно мощен для устанавливаемой программы. Такое положение вещей
встречается часто, поскольку компьютеры покупают практически везде и
покупают уже давно, а современные программные средства требуют современных
производительных компьютеров. Легко столкнуться с ситуацией, когда в этом
случае бухгалтерия страдает, продолжая работать на медленном компьютере из-
за того, что на покупку нового компьютера не было денег. Дело в том, что
медленный компьютер очень легко улучшить до требуемого уровня, заменив его
комплектующие, для чего можно обратиться в фирму, выполняющую такие услуги,
называемые "апгрэйд". Если хороший компьютер стоит порядка 500-1000
долларов, то "апгрэйд" обходится на порядок дешевле.
Еще один технический вопрос - это вопрос установки компьютерных сетей,
который встает, если внедряется сетевая программа. Существует большое
количество различных типов сетей, сильно отличающихся по стоимости
дополнительных аппаратных и программных средств для функционирования сети.
Однако следует отметить, что если в сеть объединено немного (до 4-5
компьютеров), то сеть, требуемая для них будет стоить недорого и
устанавливается достаточно легко, более же крупные сети требуют серьезных
дополнительных затрат. Установкой сетей занимаются те же самые фирмы,
которые продают компьютеры и делают "апгрэйд".
2.3. Процесс автоматизации.
Только тогда, когда определены цели автоматизации, ее масштаб и
порядок, сделана постановка задачи, выбрана и куплена оптимальная для
предприятия программа и решены технические вопросы можно приступать к
собственно работе с программой. Качественное внедрение программы (не
"псевдоавтоматизация") - процесс очень трудоемкий и сложный, затраты на
него, как правило, значительно превышают затраты на приобретение программы
и компьютеров, причем доля затрат на внедрение тем больше, чем больше
предприятие, поскольку при большем количестве нюансов и особенностей
необходимо больше работы по настройке на все эти нюансы и особенности.
Внедрение можно производить своими силами, можно заказать сторонней
организации. Если пытаться внедрять самим, то приходится сталкиваться с
трудностями:
7. отсутствие опыта автоматизации;
8. отсутствие времени на внедрение, поскольку бухгалтерия должна выполнять свою текущую работу, которая, как правило, и съедает весь рабочий день.
Причем, чем крупнее организация, и, соответственно сложнее процесс
внедрения, тем более актуальны эти трудности. На практике попытки внедрить
программу своими силами на предприятиях, где число бухгалтеров превышает 4
практически всегда приводят к "псевдоавтоматизации". Если принято решение
заказывать автоматизацию у специализированной организации, то необходимо
приготовиться к дополнительным денежным затратам, поскольку качественная
автоматизация не может обойтись дешево так как она занимает достаточно
много времени и требует квалифицированных и опытных специалистов.
Собственно процесс внедрения программы можно разбить на два этапа:
этап настройки и этап обучения.
2.4. Этап настройки.
Все широко распространенные программы автоматизации бухучета (и
большие и малые) имеют аналогичные набор изменяющихся составных частей,
поэтому, в целом, правильный процесс настройки любой программы можно, в
хронологическом порядке выполнения, расписать на следующие этапы:
1. Настройка (доработка стандартного поставляемого с программой) плана счетов в соответствии с особенностями предприятия, проведенной оптимизацией бухучета и постановкой задачи.
2. Настройка (доработка стандартных поставляемых с программой) типовых проводок в соответствии с особенностями предприятия, проведенной оптимизацией бухучета и постановкой задачи. В случае внедрения больших комплексных программ настройку каждого раздела бухучета в своем отдельном модуле необходимо производить отдельно с учетом специфических особенностей. Например, в блоке по учету зарплаты придется настраивать алгоритмы расчета различных начислений и удержаний.
3. Настройка (доработка стандартных поставляемых с программой) форм первичных документов в соответствии с особенностями предприятия, проведенной оптимизацией бухучета и постановкой задачи. Примером может являться настройка формы акта на списание МБП, который должен автоматически печататься при списании МБП в эксплуатацию, в акте должна автоматически проставляться количество, стоимость и НДС по МБП, после этого должны автоматически проводиться проводки по списанию МБП в эксплуатацию, списанию НДС по МБП на расчеты с бюджетом и начислению аммортизации на МБП. В больших программах такую настройку необходимо делать также по каждому разделу бухучета.
4. Настройка (доработка стандартных поставляемых с программой) форм бухгалтерской отчетности и расчетов по налогам в соответствии с особенностями предприятия, проведенной оптимизацией бухучета и постановкой задачи. При качественной автоматизации бухучета вся ежеквартальная отчетность должна обязательно составляться автоматически, то, что бухгалтер, ведя учет на компьютере, ежеквартально по-старинке составляет отчет на бумаге и тратит на это дополнительно большое количество времени, является верным признаком "псевдоавтоматизации".
Настройка форм отчетности и налоговых расчетов на реально используемый план счетов и типовые хозоперации - процесс весьма сложней и трудоемкий, при его проведении следует ввести некоторое количество стандартных на предприятии хозопераций в программу для того, чтоб потом проверять правильность настройки, сверяя составленные автоматические расчеты с ручными на таком условном примере.
2.5. Этап обучения.
По окончании настройки программы начинается этап обучения персонала
работе с ней (в случае, если программа внедрялась собственным силами,
обучения, разумеется, не требуется). Изначально необходимо, чтобы бухгалтер
умел просто работать на компьютере, то есть выполнять элементарные операции
по запуску программ, копированию файлов и проч., психологический барьер
"боязни компьютера" должен быть преодолен. Если бухгалтер не умеет работать
на компьютере вообще, то его можно либо послать на курсы компьютерной
грамотности, которых сейчас очень много, они недорогие и за неделю-другую
дают результат, либо пригласить в бухгалтерию знакомого, владеющего
компьютером, который в порядке частного общения поможет бухгалтеру
освоиться за несколько дней. Дальнейшее обучение делится на две ступени:
1. Обучение первого уровня. Это обучение персонала бухгалтерии текущей работе с программой: ведению хозопераций, распечатке первичных документов, составлению учетных регистров и отчетности - словом всей ежедневной роботе. Работать на программе должен уметь каждый бухгалтер, рабочее место которого автоматизировано и работать на программе должен именно он сам, а не некий оператор-программист, бесполезный и, мало того, даже вредный посредник между бухгалтером и компьютером. Эффективной является только та автоматизация, при которой бухгалтера работают на компьютерах "в режиме реального времени", то есть если, например, требуется оформить расходный кассовый ордер, то бухгалтер-кассир вводит в программу его номер и сумму, а также код типовой хозоперации (пусть это будет выдача денег в подотчет) и программа тут же автоматически распечатывает нужный расходный ордер и вводит в журнал хозопераций проводку дебет 71 - кредит 50, получатель денег расписывается в ордере и бухгалтер-кассир сразу выдает ему деньги; все это происходит на рабочем месте кассира, на котором и установлен его компьютер с блоком кассовых операций. Именно автоматизированная работа бухгалтерии "в режиме реального времени" и является конечной целью обучения первого уровня.
Зачастую этой цели добиться нелегко из-за двух обстоятельств:
9. Плохая обучаемость бухгалтерии. Разные люди воспринимают новые знания по- разному: одни легко и быстро, другие "со скрипом", третьи вообще практически не воспринимают. Для бухгалтера переход на автоматизированный бухучет - это масса новой информации, с которой раньше не приходилось иметь дело, значит скорость и эффективность этапа обучения сильно зависит от возраста, образования, опыта работы, прогрессивности мышления и других характеристик работников бухгалтерии.
10. Загруженность бухгалтерии текущей работой. На период автоматизации и, конкретно, этапа обучения жизнь на предприятии не замирает, хозоперации продолжаются и, соответственно объем текущей бухгалтерской работы остается прежним. В этих условиях времени на обучение у бухгалтера может просто не остаться. Если с предыдущим фактором, замедляющим процесс обучения, как говорится, ничего не поделаешь, то загруженность текучкой можно регулировать, например, передавая часть работы обучаемого сейчас бухгалтера другому, который будет обучаться потом и, в свою очередь передаст свои объемы работ первому. Вообще говоря, вопрос выделения рабочего времени бухгалтеров стоит не только в момент их обучения, но и на этапах подготовки к автоматизации и настройки программ, которые, даже если автоматизация заказана сторонней организации, немыслимо проводить без тесного контакта с бухгалтерией предприятия. Нерешенность этого вопроса на практике может привести к так называемому "скрытому саботажу", суть которого состоит в том, что никто из бухгалтерии открыто не выступает против перехода на компьютеры, напротив, все двумя руками за, но ни у кого нет ни минутки свободного времени, чтобы на деле заняться текущим этапом автоматизации, в результате время идет, процесс автоматизации стоит и так могут пройти многие месяцы. Решения по ограничению для бухгалтеров текущей работы на период автоматизации должны приниматься на уровне руководства предприятия, чтобы потом бухгалтер не оказался между двух огней: с одной стороны, нужно время на автоматизацию, с другой стороны, начальство требует расшифровок, выборок, сверок и т.п.
2. Обучение второго уровня. Когда программа настроена и сотрудники обучены можно начинать работать, но важно понимать, что жизнь не стоит на месте и рано или поздно произойдет один из двух фактов (или оба вместе):
11. Изменится характер хоздеятельности предприятия и придется перенастраивать план счетов, формы первичной документации или автоматические проводки по типовым хозоперациям
12. Изменятся формы бухгалтерской отчетности и расчетов по налогам и нужно будет производить донастройку этих форм, создаваемых программой. Следует, однако, отметить, что большинство фирм-производителей широко распространенных программных продуктов пристально следит за изменением форм отчетности и своевременно предлагает пользователям своих программ уже готовые новые формы, но, тем не менее, работа остается, поскольку во- первых даже готовую новую форму на практике приходится донастраивать с учетом специфики плана счетов и типовых проводок на своем предприятии, просто это займет меньше времени чем полная переделка формы; во-вторых могут измениться формы по расчетам местных налогов, которые московские разработчики программ по понятным причинам рассылать не могут.
В такой ситуации требуются более глубокие знания программы,
позволяющие не только выполнять на ней текущую работу, но и производить
донастройку программы на изменения, обучение этому и есть обучение второго
уровня. Конечно, донастройку можно заказать и сторонней организации, но это
всегда влечет за собой то, что, с одной стороны, снижается оперативность
изменений, Вы становитесь "привязаны" сторонним донастройщикам, без которых
- ни шагу, с другой стороны, за каждую донастройку необходимо платить
деньги. С учетом того, что средства донастройки в бухгалтерских программах
предельно просты, рассчитаны на бухгалтера, а не на программиста, к ним
имеются подробные инструкции и обучиться им несложно, практически во всех
случаях предпочтительнее пройти обучение второго уровня и потом уже ни от
кого не зависеть. Следует, также, отметить, что обучение второго уровня в
организациях, где в бухгалтерии работают несколько человек необходимо
проходить не всем, а, как правило, лишь главбуху - ведь только он принимает
решения об изменениях в системе ведения бухучета и производит эти
изменения.
Бывают случаи, когда организации, которые в свое время заключили
договор на внедрение программы по автоматизации бухучета с какой-либо
оказывающей такие услуги фирмой и были разочарованы качеством работы -
вместо автоматизации им за их же деньги сделали "псевдоавтоматизацию". Как
же избежать подобных ситуаций? Можно действовать двумя способами. Первый
состоит в том, чтобы заказать у сторонней организации не просто настройку
программы и обучение, а всю автоматизацию, включающую в себя и этапы
оптимизации бухучета, определение масштабов и порядка автоматизации и
постановки задачи. В этом случае некомпетентность и неквалифицированность
автоматизаторов станет хорошо видна еще вначале, на этапах подготовки к
автоматизации, и Вы сможете своевременно отказаться от их дальнейших услуг.
Если Вы выберете второй способ и подготовку к автоматизации сможете
провести своими силами, а на стороне закажете лишь настройку программы и
обучение, от автоматизаторов следует требовать (записать в договор на
автоматизацию бухучета) две составляющие удачной автоматизации:
1. Качество. После этапов подготовки к автоматизации и Вас на руках есть постановка задачи, в которой перечислены все требующиеся именно Вам первичны документы, регистры иформы отчетности, которые должна делать программа и требования к ним. Так вот только при наличии всего этого работа может считаться выполненной.
Сроки. Все работы по настройке и обучению должны быть записаны в четкий подневный календарный план - документ, подписанный обоими сторонами по договору на автоматизацию, выполнение которого должно регулярно
(например, раз в неделю или ежедневно) контролироваться. За срыв календарного плана автоматизаторы должны нести ответственность в виде, например, пени за каждый день отставания от плана. Такая жесткая временная привязка очень важна, поскольку при ее отсутствии на практике часто происходит то, что автоматизация-то как бы идет, вот только когда она кончится сказать невозможно, в результате бухгалтерия продолжает работать на бумаге, проходит один отчетный период за другим, а переход на программу все откладывается, несмотря на то что прошедший отчет уже планировалось составлять на компьютере и сейчас придется вводить в программу дополнительно информацию за предыдущие периоды, иначе отчет нарастающим итогом за год придется тоже делать на бумаге. Вот в чем состоит болезненность срыва сроков автоматизации.
2.6. Расценки и порядок определения стоимости услуг по автоматизации
бухгалтерского и управленческого учета.
Порядок определения стоимости услуг по автоматизации строится на двух
принципах:
1. Объем работ по автоматизации того или иного клиента сильно зависит от множества условий, присущих данному конкретному предприятию, таких, как объем хозопераций, виды деятельности, количество бухгалтеров, ведущих учет, наличие различного рода нюансов и тонкостей в бухучете и других.
Поэтому не может быть некой одинаковой для всех цены на услуги по автоматизации, она своя для каждого клиента.
2. Услуги по хорошей автоматизация не может быть дешевыми из-за их трудоемкости и высокой квалификации, которую они требуют. В нормальной ситуации они всегда стоят больше, чем собственно компьютеры и программы.
На рынке предлагается много услуг по автоматизации, которые стоят дешево, однако на практике такая автоматизация не приносит клиенту желаемой отдачи и, как правило, заканчивается "псевдоавтоматизацией" (см. страницу
4). Хорошие услуги рассчитаны на тех, кто "не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи".
Расценки на услуги скорее всего должны быть подневные, то есть клиент
платит определенную сумму за 8-часовой рабочий день аудитора. Следует
отметить, что эта подневная ставка должна быть фиксирована и одинакова для
всех клиентов, которых не делят на богатых и бедных. Величина подневной
ставки изредка меняется с инфляцией или колебаниями конъюнктуры рынка.
Итоговая сумма за автоматизацию, таким образом, зависит от количества
рабочих дней, которые необходимо на нее потратить, и определяется
умножением количества дней на вышеназванную подневную ставку. Количество же
дней зависит от каждого конкретного клиента.
Для того, чтобы клиент заранее знал конечную сумму, которую будут
стоить услуги и мог принять решение о том, будет он их заказывать или нет,
следует провести две процедуры:
1. Бесплатный выезд на определение объема работ. Он заключается в том, что специалист фирмы по автоматизации бесплатно выезжает непосредственно к клиенту и в течение 1-2 часов знакомится с бухгалтерским учетом на предприятии (для этого необходимо присутствие главного бухгалтера и наличие первичных документов и учетных регистров) и совместно с клиентом конкретизирует цели планируемой автоматизации. После проведения такой процедуры можно сообщить конечный срок выполнения работы и, соответственно, сумму за услуги.
2. Оплачиваемый "стартовый" день работы. В случае, если имеет место одно из тех обстоятельств:
13. предприятие достаточно большое (численность превышает 200-300 человек или количество бухгалтеров, ведущих учет, превышает 10 человек);
14. имеются осложняющие обстоятельства, такие как, например, нечеткое представление о том, что же хочет клиент от автоматизации или уже имеющаяся на предприятии какая-то бухгалтерская программа, которая не отвечает предъявляемым к ней требованиям и которую надо "менять";
15. клиент хочет, помимо конечной стоимости наших услуг, увидеть календарный график работ,
можно предложить оплатить один день работы специалиста и в течение этого
дня тот, помимо определения конечного срока выполнения работ (цены),
разработает и предложит варианты решения имеющихся проблем и к концу дня
составит календарный график выполнения работ в котором указано, что будет
иметься "на выходе" автоматизации и какое количество времени будет
потрачено на каждый этап и операцию. Такой вариант хорош, также, и потому,
что, если стоимость полного комплекса работ перечисленных в этом графике
окажется дороже, чем клиент планировал потратить на автоматизацию, то можно
будет просто удалить из графика часть работ, которые являются не самыми
важными, а вместе с ними удалится и оплачиваемое время, необходимое на их
выполнение, в результате чего можно "довести" стоимость автоматизации до
возможностей клиента.
После того, как клиент принимает решение заказывать услуги, с ним
заключается договор, в котором должны быть предусмотрены практически все
нюансы взаимоотношений с заказчиком, которые могут появиться в ходе
автоматизации. Следующий этап - это непосредственно выполнение работ. В
случае, если определение нами объема работ было произведено не совсем верно
и необходимо больше времени для получения тех конечных результатов, которые
указаны в плане-гафике работ и постановке задачи, это дополнительное время
клиентом не оплачивается.
Заключение
Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка
финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики
России является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по
себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее
дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности
предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс
и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально
предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия.
Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при
проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая
первичные. Все это обуславливает широкое применение САБУ в современной
России.
В настоящее время существует широкий выбор различных систем
автоматизации бухгалтерского учета. Не следует делить их на плохие и
хорошие, сильные слабые. Все они хороши и их возможности находят
практическое применение на предприятиях различного размера, профиля и рода
деятельности. При автоматизации следует выбрать необходиую САБУ, исходя из
задач и имеющихся ресурсов.
При автоматизации бухучета важно не просто перевести всю бумажную
работу на компьютер. Важно, чтобы это увеличило эффективность работы
бухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностью
предприятия, что в свою очередь увеличит эффективность управления
предприятием, и, как следствие, эффективность его работы.