Анализ хозяйственной деятельности на примере ООО
p> Для анализа производительности труда построим следующую таблицу Таблица № 13 Показатели производительности труда
| |1999 |2000 |2001 |
| |план |факт |Откл |План |факт |откл |план |факт |откл |
|Товарная | | | | | | | | | |
|продукция тыс.р|970 |1424 |+454 |1370 |1647 |+277 |1690 |1601 |-89 |
|Среднесписочная| | | | | | | | | |
|численность |30 |29 | |30 |32 | |30 |28 | |
|В т.ч. рабочих |20 |18 |-2 |20 |21 |+1 |20 |19 |-1 |
|Удельный вес | | | | | | | | | |
|рабочих |0,7 |0,6 |-0,1 |0,7 |0,7 |- |0,7 |0,7 |- |
|Средняя | | | | | | | | | |
|продолжительнос| | | | | | | | | |
|ть раб.дня |8 |8 |- |8 |8 |- |8 |8 |- |
|Фонд рабочего | | | | | | | | | |
|времени |1792 |1872 |+80 |1792 |1808 |+16 |1792 |1824 |+32 |
|Среднедневная | | | | | | | | | |
|выработка |4,3 |6,1 |+1,8 |6,1 |7,3 |+1,2 |7,5 |7,0 |-0,5 |
|Среднечасовая | | | | | | | | | |
|выработка |0,5 |0,8 |+0,3 |0,8 |0,9 |+0,1 |0,9 |0,9 |- |
|Годовая | | | | | | | | | |
|выработка | | | | | | | | | |
|одного рабочего| | | | | | | | | |
|тыс.р |48,5 |79,1 |+30,6|68,5 |78,4 |+9,9 |84,5 |84,3 |-0,2 |
|Годовая | | | | | | | | | |
|выработка | | | | | | | | | |
|одного | | | | | | | | | |
|работающего | | | | | | | | | |
|тыс.р |32,3 |49,1 |+16,8|45,7 |51,5 |+5,8 |56,3 |57,2 |+0,9 | По данным таблицы 13 выработка в 1999 и 2000 годах увеличивается,
а в 2001 году она меньше плановой. Кроме того на выполнение плана роста производительности труда по
выработке на одного работающего, как и на объем производства в целом,
влияет соотношение между среднесписочной численностью всего персонала и
численностью рабочих: резервом роста производительности труда является
повышение удельного веса рабочих в общей численности промышленно-
производственного персонала и улучшение использования рабочего времени по
числу дней работы. Более быстрый рост производительности труда по сравнению с ростом
средней заработной платы является важнейшим условием снижения себестоимости
продукции и увеличение накоплений. Поэтому важно проанализировать
фактически сложившееся за рассматриваемый период Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового
коллектива, являются резервом увеличения производства продукции, который не
требует дополнительных капитальных вложений и позволяет быстро получить
результат. Мощным фактором в направлении роста выпуска продукции является
производительность труда - это то количество продукции, которое
вырабатывает один человек за единицу времени. Производительность труда
характеризует результативность конкретного труда, отражает эффективность
целесообразной производственной деятельности человека. Из таблицы 13 видно,
что в увеличении производительности труда кроется резерв увеличения
объема производства. Именно систематическое невыполнение планов по
производительности снижает выпуск продукции. 7. Анализ себестоимости продукции Важным показателем, характеризующим работу промышленного предприятия
является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые
результаты деятельности предприятий, темпы расширенного производства,
финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Это обуславливает важное
значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг. В свою очередь он
позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана
по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе
дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить
резервы снижения себестоимости продукции. Себестоимость - это денежное выражение текущих затрат на
производство и реализацию продукции, работ и услуг. Основными задачами анализа себестоимости продукции являются: . обшая оценка планов по снижению себестоимости и материальных затрат; . исследование причин отклонения от планов; . изучение структуры и динамики затрат по элементам затрат и калькуляционным статьям; . выделение резервов снижения себестоимости и их сводный подсчет; Для анализа себестоимости продукции пользуются в первую очередь
данными бухгалтерской отчетности (Отчет о затратах на производство
продукции, работ и услуг). Себестоимость промышленной продукции анализируется в следующей
последовательности: . оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамики; . измерение факторов изменения показателей и отдельных статей затрат; . выявление резервов их снижения. Первым этапом анализа себестоимости продукции является анализ общей
суммы затрат на производство товарной продукции. Анализ затрат по экономическим элементам позволяет контролировать
формирование, структуру и динамику затрат по видам характеризующим их
экономическое содержание. С помощью данного анализа намечают главные
направления резервов снижения себестоимости в зависимости от
материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства. Анализ по статьям проводится сравнением фактических затрат с
плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции.
Такой анализ способствует выявлению степени важности отдельных элементов
затрат в формировании себестоимости продукции, а также рассмотрению сдвигов
в структуре затрат, их динамики. 1. Анализ себестоимости по элементам затрат
Анализ себестоимости по элементам затрат позволяет осуществлять контроль за
формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их
экономическое содержание. Для этого воспользуемся таблицей №14. Таблица 14 Динамика и структура затрат на производство продукции
|Элементы затрат |1999 |2000 |2001 |
| |всего, |в%к |всего, |в%к |всего, |в%к |
| |тыс.р. |итогу |тыс.р. |итогу |тыс.р. |итогу |
|Сырье и основные |951 |69 |1152 |72 |1118 |74 |
|материалы за | | | | | | |
|вычетом отходов | | | | | | |
|Работы и услуги |72 |5 |79 |5 |75 |5 |
|строн.орг-й | | | | | | |
|Топливо |122 |9 |96 |6 |84 |6 |
|Энергия |76 |6 |87 |6 |78 |5 |
|ИТОГО |1221 |89 |1414 |89 |1355 |90 |
|материальных | | | | | | |
|затрат | | | | | | |
|Заработная плата |98 |7 |115 |7 |101 |7 |
|основная и | | | | | | |
|дополнительная | | | | | | |
|Отчисления на |35 |3 |41 |3 |36 |2 |
|социальные нужды | | | | | | |
|Амортизация |6 |0 |4 |0 |3 |0 |
|основных средств | | | | | | |
|Прочие расходы |17 |1 |15 |1 |10 |1 |
|ВСЕГО ЗАТРАТ |1377 |100 |1589 |100 |1505 |100 | Данные табл. 14 свидетельствуют, что абсолютная сумма затрат
увеличивается с 1999 по 2000 год, а в 2001 году падает, это связано с
колебанием объемов производства продукции. Как видно из таблицы 11 затраты на производство продукции в 2000г.
больше затрат 1999 г. на 15%. Существенных же изменений в структуре затрат
не произошло. Снизилась на сумма амортизации ОФ из-за снижения их
балансовой стоимости в результате выбытия. 7.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции Затраты на рубль товарной продукции- важный обобщающий показатель
себестоимости продукции. Он может рассчитываться в любой отрасли
производства и наглядно показывать прямую связь между себестоимостью и
прибылью. Этот показатель исчисляется как отношение полной себестоимости
товарной продукции к стоимости произведенной товарной продукции в
действующих ценах. Чтобы проследить влияние себестоимости на объем выпускаемой продукции
следует рассчитать затраты на 1 рубль товарной продукции. Они представляют
собой показатель, характеризующий уровень себестоимости товарной продукции,
а также ее рентабельность. Преимущества этого показателя в том, что он
охватывает всю товарную продукцию, обеспечивая увязку себестоимости с ее
рентабельностью и рассмотрение динамики этих показателей за ряд лет Таблица 15 Расчет затрат на рубль товарной продукции
| |2000 |2001 | |
|Показатель |тыс. руб |тыс.руб |Изменение |
| | | |тыс.руб |
|Объем выпуска ТП |1647 |1601 |-46 |
|Себестоимость ТП |1589 |1505 |-84 |
|Затраты на 1 руб.ТП |0,964 |0,94 |-0,024 |
Из таблицы видно, что объем выпуска ТП в 2001 г. уменьшился по сравнению с
2000 г. на 46 тыс.руб. Полная себестоимость упала на 84 тыс.руб.
Затраты на 1 рубль товарной продукции 2001 года по сравнению с 2000 годом
относительно стабильны.
По сравнению с 2001 годом затраты на рубль товарной продукции
сократились; за последний год затраты вновь возросли за счет сырья и
материалов и прочих расходов (услуги сторонних организаций, налоги
относимые на себестоимость продукции). По затратам на 1 рубль товарной продукции можно определить показатель уровня рентабельности выпущенной продукции. Разность между рублем и затратами показывает ожидаемую прибыль (убыток), а отношение этой разности к затратам показывает уровень рентабельности выпущенной продукции. Для того, чтобы снизить затраты на рубль товарной продукции,
необходимо повысить объем выпуска. Анализ материальных затрат по калькуляциям проводится для изделий с
низкой рентабельностью и изделий, где фактическая себестоимость выше
плановой. На предприятии ООО"ТИСТ" строго соблюдается нормирование материальных
затрат, поэтому следует говорить не о натуральных показателях, а о
стоимостных, так как плановая сумма затрат будет ниже фактической. Именно
эта разница и является отклонением фактической себестоимости от плановой. Основными резервами снижения себестоимости продукции являются: * повышение уровня производительности труда и как результат увеличение
производства продукции. При увеличении объема производства продукции
возрастают лишь переменные затраты (прямая заработная плата рабочих, прямые
материальные расходы и другие), сумма же постоянных расходов не изменится,
в результате снижается себестоимость изделий; * экономное использование сырья, материалов, электроэнергии, топлива,
оборудования, сокращение непроизводственных расходов и так далее Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет
конкретных организационно-технических мероприятий, которые будут
способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и
другие. 8. Анализ финансового состояния предприятия Главная цель анализа - своевременно выявлять и удалять недостатки в
финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния
предприятия и его платежеспособности. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой
полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и
выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем
устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения
прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере
бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами
отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются: • систематический контроль за формированием финансовых результатов; • определение влияния как объективных, так субъективных факторов на
финансовые результаты; • выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности
и прогнозирование их величины; • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения
прибыли и рентабельности; • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Основные источники информации для анализа: данные аналитического
бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках»
(форма № 2), «Отчет о движении капитала» (форма № 3), а также
соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. 8.1 Анализ прибыли ООО «ТИСТ» В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: валовая
прибыль; прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; балансовая
прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль; нераспределенная
прибыль. Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 12.1. Валовая прибыль (маржинальная прибыль) - это разность между выручкой
(нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между
суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Балансовая (общая) прибыль включает финансовые результаты от
реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и
инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и
суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от
долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу
на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое
периодически пересматривается. Чистая прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после
уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные
фонды. Нераспределенная прибыль — это чистая прибыль за минусом ее
использованной суммы на накопление и потребление. В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее
структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (табл. 16). При
изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения
ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста
цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по
реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен
на потребленные ресурсы за анализируемый период. Таблица 16 Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли
|Показатели |1999 |2000 |2001 |2000 к |2001 к |2001 к |
| | | | |1999 |1999 |2000 |
|Выручка (нетто) от | | | | | | |
|реализации товаров |4588,1 |6229,4 |5190 |135,8 |113,1 |83,3 |
|Себестоимость | | | | | | |
|реализованной | | | | | | |
|продукции |3791,9 |4912,9 |3878,4 |129,6 |102,3 |78,9 |
|Валовый доход |796,2 |1316,5 |1311,6 |165,3 |164,7 |99,6 |
|Расходы периода | | | | | | |
|(коммер-е, управл-е) |607,6 |1001,7 |873,3 |164,9 |143,7 |87,2 |
|Прибыль от реализации |188,6 |314,8 |438,3 |166,9 |232,4 |139,2 |
|С-до опер. результатов|-75,3 |-78,9 |-13,6 |104,8 |18,1 |17,2 |
|Прибыль от фин-хоз. | | | | | | |
|деятельности |113,3 |235,9 |424,7 |208,2 |374,8 |180 |
|С-до внереал. | | | | | | |
|результатов |- |-116,4 |- |0 |0 |0 |
|Прибыль отчетного года|113,3 |119,5 |424,7 |105,5 |374,8 |355,4 |
|Прибыль, остающаяся в | | | | | | |
|распоряжении орг-ции |102,6 |114,1 |318,8 |111,2 |310,7 |279,4 |
|Нераспределенная | | | | | | |
|прибыль отчетного года|53,1 |114,1 |230,3 |214,9 |433,7 |201,8 | Из данных таблицы 16 следует, что прибыль 2000 года по сравнению с
1999 годом выросла на 5,5%, прибыль 2001 года по сравнению с 1999 годом
выросла на 274,8%, по сравнению с 2000 годом выросла на 255,4%, что привело
также к соответственному увеличению прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия. В динамике финансовых результатов можно отметить следующие
положительные изменения: прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто
выручка от реализации товаров. Это свидетельствует об снижении затрат на
производство продукции. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от
реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль
отчетного периода. Изменения в структуре прибыли характеризуются данными таблицы 17. Табица 17
|Показатели | | | |Отклонения |
| |1999 |2000 |2001 | |
| |% |% |% | |
| | | | |2000 к|2001 к|2001 к|
| | | | |1999 | | |
| | | | | |1999 |2000 |
|Прибыль отчетного периода| | | | | | |
|в т.ч. |100 |100 |100 |- | | |
|1. прибыль от реализации |166,5 |263,4 |103,2 |+96,9 |-63,3 |-160,2|
|2. от прочей реализации |1,3 |- |- |-1,3 |-1,3 |- |
|3. от фин-хоз |100 |197,4 |100 |+97,4 |- |-97,4 |
|деятельности | | | | | | |
|4. Чистая прибыль |90,5 |95,4 |75,1 |+4,9 |-15,4 |-20,3 |
|5. нераспред. прибыль |46,9 |95,5 |54,2 |+48,6 |+7,3 |-41,3 | Как следует из таблицы 17, в 2000 году произошли положительные
изменения в структуре прибыли. Возрасла доля прибыли от реализации по
сравнению с 1999 и с 2000 годами на 96,6 и 160,2%% соответственно, от
финансово-хозяйственной деятельности на 97,4%, чистая прибыль на 4,9 и
20,3%% соответственно и нераспределенная прибыль на 46,8 и 41,3
соответственно. Вместе с тем в 1999 году в обороте оставлено только 53,1
тыс.рублей, тогда как в 2000 году 114,1 тыс.рублей, а в 2001 году уже 230,3
тыс.рублей. 8.2 Анализ рентабельности деятельности ООО «ТИСТ» Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы
предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности,
окупаемости затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют
окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает
соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют
для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной
политике и ценообразовании. При анализе коэффициентов рентабельности и деловой активности ООО
«ТИСТ» использованы характеристики коэффициентов, представленных в таблице: Таблица 18 Результаты расчетов коэффициентов рентабельности и деловой активности ООО «ТИСТ»
|Коэффициент |Порядок расчета |1999 год |2000 год |2001год |
|Рентабельность |Стр.140 ф№2/стр. |0,025 |0,019 |0,082 |
|продаж |010 ф№2 | | | |
|Рентабельность |Стр.140 |125,9 |239 |0 |
|внеоб. Активов |ф№2/стр.190 ф№1 | | | |
|Рентабельность |Стр.140 |0,9601 |0,5149 |0,9221 |
|собственного |ф№2/стр.490 ф№1 | | | |
|капитала | | | | |
|Общая |стр. 010 |7,1745 |9,7167 |5,5254 |
|Оборачиваемость |ф№2/стр.699 ф№1 | | | |
|капитала | | | | |
|Оборачиваемость |стр. 010 ф№2/ стр.|7,1846 |9,7243 |5,5254 |
|мобильных средств |290 ф№1 | | | |
|Оборачиваемость |стр. 010 ф№2/ стр.|7,8175 |10,8526 |7,1311 |
|матер. Оборотных |210 ф№1 | | | |
|средств | | | | |
|Оборачиваемость |стр. 010 ф№2/ стр.|115,3 |101,62 |28,42 |
|дебиторской |240 ф№1 | | | |
|задолженности | | | | |
|Срок оборота |365дн.*стр.240ф№1/|3,1662 |3,5917 |12,8418 |
|Деб.Зад-ти в днях |стр. 010 ф№2 | | | |
|Оборачиваемость |стр. 010 ф№2/ стр.|10,8851 |29,8057 |22,6934 |
|кредиторской |620 ф№1 | | | |
|задолженности | | | | |
|Срок оборота |365дн.*стр.620ф№1/|33,5318 |12,2460 |16,0839 |
|Кред.Зад-ти в днях |стр. 010 ф№2 | | | |
| | | | | |
|Фондоотдача |стр. 010 ф№2/ стр.|5098 |12459 |0 |
|внеоборотных |190 ф№1 | | | |
|активов | | | | |
|Оборачиваемость |стр. 010 ф№2/ стр.|38,8822 |26,8393 |11,2679 |
|собственного |490 ф№1 | | | |
|капитала | | | | |
|Рентабельность |стр. 140 ф№2/ стр.|0,1771 |0,1864 |0,4521 |
|всего капитала |699 ф№1 | | | | Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность
производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет
предприятие с рубля продаж. Коэффициент рентабельности продаж в ООО «ТИСТ» очень низок, что
свидетельствует о малом спросе на КПБ 1,5 спальный. Если а 1999 году он
составлял 0,025, то в 2000 году он снизился на до 0,019, но в 2001 году
коэффициент повысился на 0,063, что составило 0,083. Руководству
предприятия нужно расширить сеть своих торговых точек, увеличив этим объем
продаж или просмотреть ценовую политику. Коэффициент общей оборачиваемости капитала наивысшей своей точки
достиг в 2000 году, что составляет 9,7167. По сравнению с 1999 годом он
снизился на 2,5422, что составляет 7,1745, а по сравнению с 2001 годом
коэффициент снизился еще больше на 4,1913, что составило 5,5254. Это
свидетельствует о неэффективном использовании имущества предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|