Анализ денежных средств предприятия
Анализ денежных средств предприятия
1. Характеристика денежных средств
предприятия.
Денежные средства - наиболее ликвидная часть текущих активов - являются составляющей оборотного капитала. К денежным
средствам относятся деньги в кассе, на расчетных, текущих, специальных,
валютных и депозитных счетах. [1]
Охарактеризуем состав денежных средств предприятия по их составу, степени
ликвидности и оптимальному сочетанию.
Касса предприятия. Наличные денежные средства
как в основной, так и иностранной валюте, ценные бумаги и денежные документы,
хранящиеся непосредственно на предприятии составляют кассу предприятия. В
мировой практике принято, что касса должна обеспечивать текущие потребности
предприятия в наличности (выдача зарплаты, средств на командировочные расходы и
т.д.), а основная масса денежных средств и приравненных к ним активов принято
хранить в банке на расчетном счете, депозите. Хранение больших средств в кассе
предприятия считается рисковым по сравнению с банком, поэтому от финансового
менеджера требуется выработка такой финансовой политики, при которой в кассе
находилась бы минимально необходимая сумма для нужд предприятия на текущий
день.
Однако, учитывая текущее
состояние экономики России, данный принцип не оправдывает себя. В большинстве
случаев предприятия не в состоянии спланировать эффективную тактику своих
действий. Большая сумма наличности в кассе объясняется также следующими
факторами:
· в случае наступления непредвиденных
событий требует значительной суммы денег;
·
застраховаться
от риска неплатежей банка, обслуживающего расчетный счет предприятия из-за
отсутствия наличных денежных средств у банка.
·
не менее
важным в деятельности предприятий, а в особенности торговых
предприятий, является дифференциация цен на товары (сырье, материалы,
комплектующие) и услуги в зависимости от вида платежей в наличной или
безналичной форме. Это в свою очередь вынуждает предприятия применять менее
эффективную и менее затратную форму расчетов в наличной форме, причем нередко в
обход законов. Кстати, один из факторов, заставляющих предприятия вести
"черную бухгалтерию".
Расчетные счета открываются предприятиям,
являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. Порядок
открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой
каждому предприятию может быть открыт в одном банке только один расчетный счет.
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и
поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги,
краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета
производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы,
погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи
заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также
безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на
основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия
(акцепта).
В западной практике расчетный
счет считается наиболее оптимальной формой хранения необходимых в текущей
деятельности денежных средств. В России же в связи с нестабильностью банковской
системы и, в особенности, критическим состоянием филиалов банков на периферии
регионов существует большой риск неплатежей с расчетного счета именно по вине
банка.
Текущие счета открываются тем предприятиям
и организациям, которым не может быть открыт расчетный счет:
1.
некоммерческим
организациям;
2.
обособленным
подразделениям юридического лица;
3.
состоящим
на бюджете учреждениям и организациям, руководители которых не являются
самостоятельными распорядителями кредитов.
Перечень операций по текущему
счету ограничен, а распоряжаться средствами можно только в строгом соответствии
с утвержденной сметой. Режим текущего счета должен определяться исходя из
полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательств перед бюджетами
и государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим
законодательством.
Валютный счет. Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые
предприятия. С этой целью необходимо открыть в банке, имеющем разрешение
(лицензию) от Центрального банка России на совершение операций в иностранной
валюте, текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются
уполномоченными банками.
Работая по
договорам-контрактам, заключенным российскими предприятиями - участниками
внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится в иностранной
валюте, предприятия обязаны 30% выручки продавать на валютном рынке, через
уполномоченные банки, в течение 7 дней со дня ее зачисления.[2] Эта особенность требует
первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте
на так называемый транзитный счет. Банк сообщает клиенту о зачисленных суммах с
целью своевременного получения от него документа о продаже и зачислении
инвалютных средств на текущий счет. Если распоряжение от предприятия о продаже
инвалюты не получено, то банк может проводить ее самостоятельно.
Депозит. Часто денежные средства,
потребности в которых в данный
момент не существует, либо же их
сумма не соответствует целевому назначению этих средств и предприятие
считает необходимым накапливать определенную сумму денег (данным примером могут
служить фонды накопления, амортизационные отчисления и т.п.), то предприятия
нередко выбирает такую форму как депозит, который обеспечивает как высокую
степень ликвидности денежных средств, так и доход на них. За счет этого предприятие
может держать у себя деньги под рукой в то же время, не имея значительных
потерь, не вкладывая эти деньги в производство.
Ценные бумаги. К денежным средствам
предприятия относятся также ликвидные ценные бумаги, находящиеся в кассе
предприятия или в депозитарии банка. Функция, выполняемая ценными бумагами,
аналогична функции депозита, однако имеет ряд существенных отличий по способу
их обращения, степени ликвидности и доходности. Так, к примеру, досрочно изымая
денежные средства с депозита, предприятие может потерять часть процентов, в то
время как, реализуя ценные бумаги оно в зависимости от конъюнктуры рынка может
даже выиграть. В свою очередь, ценные бумаги можно разделить на следующие виды:
·
Акция -
ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного
общества. Дает ее владельцу право на присвоение части прибыли в форме
дивиденда.
·
Облигация
- ценная бумага не предъявителя, дающая владельцу право на получение годового
дохода в виде фиксированного процента.
·
Вексель-
вид ценной бумаги, денежное обязательство.
·
Варрант
- ценная бумага, выражающая льготное право на покупку акций эмитента в течение определенного
времени по определенной цене.
·
Опцион-
краткосрочная ценная бумага, дающая право ее владельцу купить или продать
другую ценную бумагу в течение определенного периода по определенной цене
контрагенту, который за денежное вознаграждение принимает на себя обязательство
реализовать это право.
Всегда существуют преимущества,
связанные с созданием большого запаса денежных средств, — они позволяют
сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование
оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки
хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем
затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в
частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном
краткосрочном инвестировании).
2.
Задачи и источники анализа денежных средств предприятия.
Анализ денежных
средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений
деятельности главного бухгалтера. Оно включает в себя расчет времени обращения
денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его
прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого
вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса,
определяется тремя основными причинами:
·
рутинность
— денежные средства используются для выполнения текущих операций; поскольку
между входящими и исходящими денежными потоками
всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные
денежные средства на расчетном счете;
·
предосторожность
- деятельность предприятия не носит жестко
предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для
выполнения непредвиденных платежей;
·
спекулятивность — денежные средства необходимы по
спекулятивным соображениям, поскольку постоянно
существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится
возможность выгодного инвестирования.
Вместе с тем
омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями — с некоторой долей условности
их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо
доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать
два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание
текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования
свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных
задач управления денежными ресурсами является
оптимизация их среднего текущего остатка.
Основными
задачами анализа денежных средств являются:
·
оперативный,
повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг
в кассе предприятия;
·
контроль
за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
·
контроль
за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
·
контроль
за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и
поставщиками;
·
своевременная
выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной
задолженности;
·
диагностика
состояния абсолютной ликвидности предприятия;
·
прогнозирование
способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;
·
способствование
грамотному управлению денежными потоками предприятия.
Основным источником
информации для проведения анализа взаимосвязи прибыли, движения оборотного
капитала и денежных средств является баланс (ф. № 1), приложение к балансу (ф.
№ 5), отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2). Особенностью формирования
информации в этих отчетах является метод начислений, а не кассовый метод. Это
означает, что полученные доходы, или понесенные затраты могут не
соответствовать реальному “притоку” или “оттоку” денежных средств на
предприятии.
В отчете может
быть показана достаточная величина прибыли и тогда оценка рентабельности будет
высокой, хотя в то же время предприятие может испытывать острый недостаток
денежных средств для своего функционирования. И наоборот, прибыль может быть
незначительной, а финансовое состояние предприятия — вполне удовлетворительным.
Показанные в отчетности предприятия, данные о формировании и использовании прибыли
не дают полного представления о реальном процессе движения денежных средств.
Например, достаточно для подтверждения сказанного сопоставить величину
балансовой прибыли, показанной в ф. № 2 отчета о финансовых результатах и их
использовании с величиной изменения денежных средств в балансе. Прибыль
является лишь одним из факторов (источников) формирования ликвидности баланса.
Другими источниками являются: кредиты, займы, эмиссия ценных бумаг, вклады
учредителей, прочие. Поэтому в некоторых странах в настоящее время отдается
предпочтение отчету о движении денежных средств как инструменту анализа
финансового состояния фирмы. Например, в США с 1988 года введен стандарт, по
которому предприятия, вместо составлявшегося ими до этого отчета об изменениях
в финансовом положении, должны составлять отчет о движении денежных средств.
Такой подход позволяет более объективно оценить ликвидность фирмы в условиях
инфляции и с учетом того, что при составлении остальных форм отчетности
используется метод начисления, то есть он предполагает отражение расходов
независимо от того, получены или уплачены соответствующие денежные суммы.
Отчет о движении
денежных средств - это документ финансовой отчетности, в котором отражаются
поступление, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей
хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за
определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить
взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного
периода.
Отчет о движении
денежных средств - это отчет об изменениях финансового состояния, составленный
на основе метода потока денежных средств. Он дает возможность оценить будущие
поступления денежных средств, проанализировать способность фирмы погасить свою
краткосрочную задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость
привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Данный отчет может быть
составлен либо в форме отчета об изменениях в финансовом положении (с заменой
показателя “чистые оборотные активы” на показатель “денежные средства”), либо
по специальной форме, где направления движения денежных средств сгруппированы по
трем направлениям: хозяйственная (операционная) сфера, инвестиционная и
финансовая сферы.
Логика
анализа достаточно очевидна - необходимо выделить по возможности все операции,
затрагивающие движение денежных средств. Это можно сделать различными способами,
в частности путем анализа всех оборотов по счетам денежных средств (счета 50,
51, 52, 55, 57, 58, 59). Однако в мировой учетно-аналитической практике
применяют, как правило, один из двух методов, известных как прямой и косвенный
методы. Разница между ними состоит в различной последовательности процедур
определения величины потока денежных средств в результате текущей деятельности:
· прямой
метод основывается на исчислении притока (выручка от реализации продукции,
работ и услуг, авансы полученные и др.) и оттока (оплата счетов поставщиков,
возврат полученных краткосрочных ссуд и займов и др.) денежных средств, т.е.
исходным элементом является выручка;
· косвенный метод основывается
на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и
последовательной корректировке чистой прибыли, т.е. исходным элементом является
прибыль.
3.
Анализ движения денежных средств прямым и косвенным методом.
На практике
используют два метода расчета денежных потоков – прямой и косвенный.
Прямой метод расчета
основан на отражении итогов операций (оборотов) по счетам денежных средств за
период. При этом операции группируются по трем видам деятельности:
·
текущая (основная) деятельность - получение
выручки от реализации, авансы, уплата по счетам поставщиков, получение
краткосрочных кредитов и займов, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом,
выплаченные/полученные проценты по кредитам и займам;
·
инвестиционная деятельность - движение средств,
связанных с приобретением или реализацией основных средств и нематериальных
активов;
·
финансовая
деятельность - получение долгосрочных кредитов и займов, долгосрочные и
краткосрочные финансовые вложения, погашение задолженности по полученным ранее
кредитам, выплата дивидендов.
Необходимые
данные берется из форм бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерского баланса» и
«Отчета о движении денежных средств.
Расчет
денежного потока прямым методом дает возможность оценивать платежеспособность
предприятия, а также осуществлять оперативный контроль за поступлением и
расходованием денежных средств. В Росси прямой метод положен в основу формы
«Отчета о движении денежных средств». При этом превышение поступлений над
выплатами как по предприятию в целом, так и по видам деятельности означает
приток средств, а превышение выплат над поступлениями – их отток. Рассмотрим
форму аналитического отчета о движении денежных средств прямым методом, которая
представлена в таблице №1, составленную на основе Приложения.
Таблица
1. Анализ движении
денежных средств (прямой метод), тыс. руб.
|