Информационное обеспечение процессов бизнес-планирования
Специальные
исследования
Специальными исследованиями мы называем информацию, выходящую
за рамки экономических справок. Такие исследования могут интересовать клиентов
при заключении крупных сделок, подготовке инвестиций. Понятно, что в этих
случаях справки не дают всего объема необходимой информации.
Как правило, инвесторов интересует реальная картина дел на
предприятии: собственники, руководство, их история, связи и репутация. На
Западе такая информация может быть получена достаточно легко. В России же
исследователям приходится проводить глубокое изучение вопроса. Подчеркнем, что
солидные профессиональные информационные агентства не пользуются сомнительными
источниками, каким бы сложным ни был вопрос. Профессионалы знают, что в открытых
источниках появляются очень интересные сведения - и о собственности, и о связях
предпринимателей во властных структурах и по криминальным контактам тех или
иных бизнесменов. Весь вопрос в том, чтобы выловить эту информацию. В
информационных агентствах на протяжении всего периода деятельности ведется база
пресс-данных - печатных и электронных - позволяющая отслеживать и перемещения в
руководстве компаний и другие примечательные события.
Обзор-история компаний - разумеется, не единственная вещь,
которая должна интересовать инвестора. Но это необходимый сопровождающий фон. В
прессе иногда проходят такие изюминки, которые не найдешь больше нигде. Клиенты
информационных агентств иногда относятся к пресс-обзорам с некоторой легкостью.
И напрасно. Зачастую, по прессе проходит очень важная информация,
характеризующая и предприятие, и его руководство, и акционеров. Иногда
какую-либо фирму точнее характеризует не экономическая справка сама по себе, а
пресс-контекст в совокупности со справочными данными.
Заказать справку плюс пресс-обзор для клиента Агентства -
экономичнее и эффективнее, чем платить каким-то лицам за информацию, добываемую
окольными путями. Дело в том, что в профессиональном агентстве накопление
информации идет из месяца в месяц, из года в год. Преимущество
профессионального информационного агентства в возможности составлять картину по
той или иной компании, используя информацию из различных слоев: например,
статистические данные, балансовые показатели, сведения о регистрации,
информацию о действиях, перемещениях руководства, сменах офисов, продвижении на
другие рынки, связях и т.д. В хорошем агентстве параллельно ведутся мониторинг
печатных и электронных источников, а также пополнение базы данных по
проведенной работе - и справочной и по делам о возвращении задолженностей, и по
другим выполненным работам.
Например, очень интересные выводы получаются при
сопоставлении данных анализа финансово-хозяйственной, внешнеэкономической
деятельности с пресс-информацией. Предположим, по балансу у интересующей клиента
фирмы нет собственных основных средств, прибыль нулевая. В то же время, в
прессе проходит информация, что данная фирма расплатилась с подрядчиками за
строительство какого-то объекта. Такая противоречивая информация может быть
критична для инвестора, требующего от потенциального партнера прозрачности
бизнеса. А если еще выясняется, что один из менеджеров компании проходил в
Агентстве по делам о возвращении задолженностей несколько лет назад, когда
работал в другой фирме, инвестор просто отказывается от планов и, тем самым,
уходит от серьезного риска. Можно сказать, с каждым днем работы глубина и
масштабность информации, которой располагает агентство, возрастают, а
сопоставимая стоимость для клиента качественной информации уменьшается.
Пользоваться такой информацией можно и для составления
картины о положении дел в какой-либо отрасли и для выяснения ситуации в
конкретных фирмах. Можно заказать и ретроспективную информацию,
"историю" компании, а также сделать заказ на текущий мониторинг
деятельности конкурента по различным параметрам, которые могут быть заданы как
самим клиентом, так и определены, с помощью агентства, для лучшего решения
задач клиента.
Однако нужно помнить, что в исследованиях, так же как и в
справках, клиенту не дается указаний, как оценивать информацию и какие решения
принимать. Мы можем дать только несколько дополнительных рекомендаций, исходя
из практики Агентства.
В общем же, инвесторы должны помнить, что у профессиональных
информационных агентств есть много возможностей помочь им получить достоверную
картину дел на интересующих их предприятиях:
Обзоры
Обзоры - представляют собой тематические, информационные и
аналитические материалы, подготовленные на основе публикаций средств массовой
информации (пресса, интернет), информационно-справочных данных официальных
органов, а также других источников и направляемые в адрес клиента в следующих
режимах: [38]
a) Ежедневно:
n
"События
в России, Санкт-Петербурге и регионе"; (сегодня Вы можете узнать даже то,
что будет опубликовано в СМИ только завтра)
b) Еженедельно:
n
"Обзор
событий в России, Санкт-Петербурге";
n
"Обзор
событий по сектору рынка товаров и услуг";
n
"Обзор
о деятельности иностранных компаний и инвесторов в Санкт-Петербурге и
области";
c) Ежемесячно:
n
"Анализ
и прогноз ситуации в политической, экономической и социальной сферах
России";
n
"Обзор
событий (в отдельных регионах России) по сектору рынка товаров и услуг".
В обзорах текущих событий освещаются:
n
в политической
сфере: основные политические события в жизни страны и региона, важные
социально-политические решения федеральных и региональных органов власти,
дается аналитический комментарий наиболее актуальных событий дня;
n
в сфере
экономики - основные социально-экономические события в жизни страны и региона,
в т.ч. показатели их социально-экономического развития, существующие
актуальные, социально-экономические проблемы; новости о деятельности крупных
компаний и фирм; основные события в банковской сфере; новости о деятельности
банков; результаты торгов на финансовых биржах; курсы валют на предстоящие
сутки; а также краткий анализ рыночной конъюнктуры по различным отраслям
экономики.
В обзорах событий по сектору рынка товаров и услуг на основе
информационного мониторинга раскрываются вопросы: о деятельности отдельных
предприятий или развитии ситуации в целом в отраслевом производстве, на рынке
товаров и услуг; основного содержания проектов строительства и развития
предприятия (отрасли); количественных и качественных показателей выпускаемой
продукции, сферы ее реализации; другие, основные характеристики производства
(рынка услуг), их сравнительный анализ, партнерские отношения, конкурентная
борьба и др. данные.
Кроме того, по желанию клиента Информационным Агентством
могут быть подготовлены другие тематические обзоры и аналитические материалы по
различным сферам бизнеса.
Стандартные сроки предоставления экономических справок 1-10
рабочих дней (в зависимости от типа справки), проведения специализированных
исследований – 20 рабочих дней.
2.2.
Проблемы
информационного обеспечения
В России идет интенсивный процесс создания электронных
ресурсов, в котором активное участие принимают публичные и муниципальные
библиотеки.
16-18 марта 2004 в конференц-зале библиотеки-читальни им.
И.С. Тургенева и в помещении корпорации “Электронный Архив” проходил
Всероссийский семинар “Электронные ресурсы публичной библиотеки”.
Организаторами семинара выступили Министерство культуры РФ, секция публичных
библиотек Российской Библиотечной Ассоциации (РБА), библиотека-читальня им.
И.С. Тургенева и корпорация “Электронный Архив”.
В семинаре приняли участие свыше 60 специалистов из
государственных и муниципальных библиотек 20 городов России. [37]
В качестве итогового документа участниками были выработаны
основные рекомендации Всероссийского семинара для распространения среди
публичных библиотек страны. Направление деятельности по работе с электронными
ресурсами было признано стратегически важным для развития публичных библиотек
России, а задача создания электронных информационных ресурсов в рамках целевой
программы “Электронная Россия” - наиболее важной и своевременной
государственной задачей. Была поддержана идея регулярного проведения семинара
“Электронные ресурсы публичной библиотеки” в разных регионах России.
С.В. Баландюк, президент корпорации “Электронный Архив”, в
своем докладе “Государственная политика развития библиотек и бизнес” рассказал
о создании информационных ресурсов (ИР) регионального уровня в рамках государственной
политики, о разработках и внедрении стандартов электронных ИР, обучении
специалистов центральных и региональных библиотек, привлечении профессиональных
подрядчиков для выполнения работ по созданию ИР.
Интерес у специалистов вызывают партнерские программы
реализации государственных задач, соинвестирование в рамках государственных
программ, разработки и проекты Корпорации. В частности, слушателям были
представлены наиболее значимые библиотечные проекты компании, такие как:
“Национальная электронная библиография” - совместный проект с Российской
национальной библиотекой (РНБ), “Библиотека электронный диссертаций” –
совместный проект с Российской государственной библиотекой (РГБ), “Национальная
электронная библиотека” - совместный проект с РНБ и РГБ.
Далее перед аудиторией с сообщением о современных технологиях
обеспечения доступа к информационным ресурсам, специализированном оборудовании
и представляемых услугах выступила руководитель отдела библиотек корпорации
“Электронный Архив” Н.М. Кондрашова. В продолжение темы звучали выступления
заместителя руководителя отдела библиотек Корпорации С.Ф. Гилязова - о
технологиях создания электронных ресурсов публичных библиотек в рамках
Московской целевой программы “Электронная Москва”, и советника вице-президента
по развитию технологий В.И. Тумаркина - об анализе методов создания электронных
ресурсов на примере конкретных проектов.
Особое внимание участников семинара при ознакомительной
экскурсии в Центре сканирования и ретроконверсии Корпорации вызвала демонстрация
специализированного оборудования и технологии создания электронных ресурсов.
Представители регионов увидели работу промышленных сканеров, роботизированных
библиотек, смогли проследить весь процесс перевода бумажных документов в
электронный вид и автоматизации хранения данных. Произвели впечатление объемы и
мощность единственного в России и крупнейшего в Европе Центра ретроспективной
конверсии - производственно-технологического комплекса, позволяющего
обрабатывать до 2 миллионов документов в месяц, и уникальная технология
ретроспективной конверсии.
В работе Полотовской И.Л. “Текущая национальная библиография
как информационный ресурс” рассматривается возможность трактовать один из
важнейших видов библиографии в терминах ресурсной концепции информации.
По-новому формулируются основные проблемы текущей национальной библиографии в
связи с развитием электронной технологии, ее подготовки и распространения. В
качестве непременного условия решения этих проблем выдвигается необходимость
придания этой библиографии государственного статуса. [42]
Проблемы информационного обеспечения научных исследований
рассматриваются в журнале “Информационные ресурсы России”. Журнал издается с
1991 года, выходит 6 раз в год.
Объективное освещение на страницах издания проблем
информационного обеспечения научных исследований, организации использования
результатов научно-технической и инновационной деятельности в интересах
социально-экономического развития регионов Российской Федерации является
заметным вкладом коллектива редакции в организацию работы по формированию
единого информационного пространства, созданию рынка информационных услуг.
Освещая теоретические, практические и правовые вопросы по
освоению информационных ресурсов страны, журнал способствует восстановлению
промышленного, научного потенциала страны, интеграции ее в мировое
пространство.
Особое внимание авторами журнала
уделяется формированию в России цивилизованного информационного пространства,
вопросам конфиденциальности определенных видов информации, защиты авторских
прав.
Например, положение с персональными
данными в России (в том числе, с рынком персональных данных), мягко говоря,
можно назвать удручающим.[1]
В Российской Федерации, кроме конституционных положений,
гарантирующих защиту частных интересов, в том числе персональных данных
граждан, существуют только общие нормы, содержащиеся в Федеральном законе
"Об информации, информатизации и защите информации". Фактически, это
привело к положению, которое можно охарактеризовать как хаос.
В первую очередь, отсутствие норм, регламентирующих сбор,
обработку и раскрытие персональных данных государственными структурами всех
уровней, ведет de facto к безнаказанности лиц, делающих государственные базы
персональных данных источником преступного извлечения прибыли. Ниже перечислено
только ничтожно малое число подобных баз данных, открыто предлагаемых
покупателям: [30]
·
"ЕГТС
20.0". Информация по владельцам телефонов (в т.ч. сотовых телефонов) -
частным лицам с указанием ФИО и даты рождения по Московскому региону. Данные на
октябрь 2002 года;
·
"Собственники
Московских Квартир" - информация о владельцах квартир в г. Москве, с
указанием паспортных данных, даты приватизации (покупки), других совладельцев и
т.д.;
·
"Жилой
Фонд Москвы". База Московского Департамента Муниципального Жилья;
·
"Автомобили
- 2002" - информация о владельце автотранспорта и его машине (в т.ч. ФИО,
телефон, адрес, паспортные данные и т.д.) по г. Москве.;
·
"Автомобили
Московской области - 2002" - информация о владельце автотранспорта и его
машине (в т.ч. ФИО, телефон, адрес, паспортные данные и т.д.) по Московской
области;
·
"Водительские
права" - База по владельцам водительских прав в Москве;
·
"Москва
2000". Содержит информацию о 12 000 000 жителях Москвы - ФИО, пол,
прописка, дата рождения;
·
"Область
99" - содержит информацию о 5 086 847 жителях Московской области,
включающую ФИО, пол, место жительства, дату рождения;
·
"Антикриминал".
Содержит 12 баз: 1) Сводки ГУВД за последние 7 лет. 2) "Федеральный розыск
лиц" - оперативная база данных по лицам, находящимся в федеральном розыске.
Февраль 2002 года. 3) "Розыск-Судимость". 4)
"Автомобили-розыск" - оперативная база данных по угнанным
автомобилям, похищенным документам на автомобили (тех. паспортам, водительским
удостоверениям, ТО и т.д.) Охватывает всю территорию бывшего СНГ;
·
"ОВИР"
- база данных ОВИР;
·
"Бизнес-Инфо",
Версия 20.0 Professional. Юридические лица и частные предприниматели г.Москвы.
Реквизиты, уставные данные, учредители юридические и физические лица с
паспортными данными, дочерние и вышестоящие организации, филиалы,
правоприемники. Интегрированная справочная система, включающая в себя БД ГНИ
(претензии и замечания), БД по установленным на фирму "флажкам";
·
"Должники
ГНИ".
К каким последствиям может привести (и, наверняка, приводит)
бесконтрольное использование этой информации, можно только догадываться.
Во-вторых,
законопослушные граждане лишены возможности на законных основаниях получить от
государства необходимую им персональную информацию в том объеме и в той форме,
которые не нарушают законных интересов субъектов данных. Граждане лишены также
возможности влиять на точность и достоверность персональной информации,
находящейся у государства, что явным и существенным образом влияет на защиту их
прав.
Наконец, отсутствие норм, регулирующих оборот персональных
данных на рынке, приводит не только к ущемлению прав граждан, чьи персональные
данные стали объектом купли/продажи, но и тормозит создание цивилизованной
системы услуг по предоставлению персональной информации.
Все
эти проблемы должны быть решены в специальном законе о персональных данных.
Актуальность этого закона подчеркивается также подписанием Россией в 2001 году
европейской "Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной
обработке персональных данных", в которой сказано о необходимости каждой
подписавшей стороне принять необходимые меры по реализации принципов защиты
персональных данных в своем национальном праве.
Комитетом Государственной Думы по информационной политике
подготавливается к 1-му чтению проект федерального закона "Об информации
персонального характера", который в принципе одобрен европейскими
экспертами. Поскольку более чем в 20 странах мира существуют подобные законы,
вопросы взаимодействия стран в области работы с персональными данными требуют
унифицированного решения.
2.3.
Особенности
сбора и анализа коммерческой информации
Процесс информационной подготовки включает ряд операций: [10]
1. определение проблемы;
2. анализ вторичной информации;
3. получение первичной
информации;
4. анализ данных;
5. рекомендации;
6. использование результатов
(подготовка разделов бизнес-плана).
Все действия выполняются в определенном порядке. Например,
вторичная информация не изучается до тех пор, пока фирма не определит проблему
или вопрос, который должен быть изучен, а первичная информация не собирается до
тех пор, пока не будет тщательно изучена вторичная. Первичные данные нужны не
всегда, во многих случаях фирмы способны разрешить свои проблемы и без них.
Только если вторичная информация окажется недостаточной, фирма должна собрать
первичные данные.
Определение проблемы
Определение проблемы - это формулирование предмета маркетингового
исследования. Без этого можно собрать ненужную и дорогостоящую информацию и
скорее запутать, чем прояснить проблему. Хорошее выполнение этой операции
ориентирует на сбор и анализ конкретной информации, нужной для принятия
решения.
Если исследователь точно не знает, что нужно изучить, следует
провести предварительную проработку. Ее цель - четко определить проблему,
используя информационный анализ. После этого должно быть проведено
заключительное исследование - структурированный сбор данных и анализ для
решения конкретной задачи или достижения конкретной цели.
Анализ вторичной информации
Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее
для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. Независимо от
того, достаточна ли она для решения, ее низкая цена и относительно быстрая
доступность требуют, чтобы первичные данные не собирались до завершения
тщательного поиска вторичной информации. Чтобы оценить ее общую ценность,
исследователь должен сопоставить ее достоинства и недостатки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|