Всем
известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие
скрипят, свистят и даже поют... На Востоке много сотен лет назад держали в
специальных клеточках некоторые виды цикад, чтобы те услаждали слух богатых
вельмож своими песнями. Среди этих насекомых были настоящие виртуозы,
демонстрирующие разнообразные громкость, тембр и репертуар. Изнеженных
придворных певцов очень ценили. Считалось особым изыском преподнести кому-либо
в дар клеточку с членистоногим "соловьем". Такой подарок был достоин
и императора.
Но
мы с вами больше знакомы со свободными "бардами" природы -
кузнечиками, цикадами, шмелями, пчелами... Трудно даже представить себе летний
луг или лесную поляну без песен этих насекомых. Они вдохновляли многих поэтов,
художников и даже композиторов. Но почему-то долгое время не могли вдохновить
ученых. Лишь в XX в. биологи начали всерьез интересоваться тем, как и зачем
насекомые издают звуки. В начале века жизнь поющих насекомых изучал энтомолог
Ж.А. Фабр. Он установил, что представители отряда прямокрылых - кузнечики и
медведки - "разговаривают" при помощи стридуляционного аппарата. На
одном крыле насекомого имеется гладкое и прочное (как кожа на барабане),
окруженное твердыми жилками приспособление, на другом крыле - прочная жилка с
зазубринками. Потирая крыльями, насекомые издают звуки. Ну чем не скрипочка со
смычком? Другим прямокрылым - саранчовым (кобылкам, например) - приходится
потирать ногами, так как стридуляционный аппарат у них расположен именно там.
Подобное приспособление позволяет управлять не только громкостью звука, но и
изменять его тембр и частоту. Фабр считал, что у кузнечиков и саранчи есть по
несколько десятков разнообразных песен. А одними из самых лучших
"музыкантов" в мире животных Фабр считал сверчков и трубачиков - в их
репертуаре, по мнению некоторых исследователей, чуть ли не 500 различающихся
песен.
Через
несколько лет после открытий Фабра венгерский ученый Реген продолжил изучение
роли песен в жизни кузнечиков. Известно, что у подавляющего большинства видов
этих насекомых самки безголосы, "поют" только самцы. В эксперименте
Регена дамы кузнечиков игнорировали неистово поющих кавалеров, которые, видя
самок, выводили свои рулады под прозрачным, но звуконепроницаемом колпаком.
Самки видели певцов, но не слышали, поэтому и остались к ним равнодушны. Однако
когда насекомых поместили в разные комнаты и самочкам стали транслировать
"серенады" самцов, они заметно заволновались. Любовная песнь была
услышана и получила должный отклик.
Если
прямокрылых называют насекомыми-скрипачами, то цикад (представителей отряда
равнокрылых) можно считать барабанщиками. Их музыкальный инструмент состоит из
трех перепонок, расположенных в большой камере на груди насекомого. К одной
перепонке прикреплена мышца, которая (до 20 000 раз в секунду!) сгибает эту
перепонку и бьет ею по другим. Непросто устроенные резонаторы многократно
усиливают звук. "Пение" некоторых видов цикад по силе звука
приближается к реву паровоза.
Кроме
кузнечиков и цикад существует более 10 000 видов "разговаривающих"
насекомых, и ведут они свои "беседы" чрезвычайно разнообразными
способами. Одни потрескивают сочленениями лапок, жуки-усачи поскрипывают
сегментами брюшка, клопы-гладыши пощелкивают лапками по хоботку, бабочки издают
звуки, ударяя себя ребром крыла в грудь, жуки-щелкуны щелкают сочленениями
головы и груди. Очень многие насекомые умеют "разговаривать"
крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Бабочка махаон (Papilio machaon)
совершает 5-6 взмахов в секунду, траурница (Nymphalis antiopa) - 10. Мы
способны слышать низкий гудящий звук, который издают в полете бабочки-бражники,
чьи крылья делают 45-50 взмахов в секунду. "Звучат" и летающие жуки:
майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду, жук-навозник
(Geotrupes vernalis) - 85-90, а божьи коровки в полете взмахивают крыльями до
100 раз в секунду. Летающие стрекозы и слепни "звучат" благодаря 100
взмахам в секунду, осы, в зависимости от вида, - 110-250, шмели - от 190 до
350. Пчелы работают крыльями еще активнее - до 450 взмахов в секунду, но
нагрузившись медом, делают до 330 взмахов и гудят пониже. Рекордсменами по
"скороговорению крыльями" по праву считают комаров - 500-600, а у
некоторых - до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук
становится неприятным для нашего уха. Вспомните, как нас раздражает ночное
зудение летающего комара.
Но
что удивительно, зная о таком разнообразном репертуаре, ученые долгое время не
могли определить, как насекомые воспринимают звуки, да и воспринимают ли
вообще. Были разные предположения, думали даже, что кузнечики, например, слышат
всем телом. И все это потому, что никто из исследователей не мог найти у
насекомых ушей. Но логика подсказывала, что если есть специальные органы для
воспроизведения звуков, то должны быть и органы для их восприятия.
Некоторые
наблюдения показывают, что насекомые довольно хорошо реагируют на звук.
Интересный случай произошел в 1956 г. на даче у одного американского ученого.
Приятным теплым вечером профессор К.Ренер принимал у себя гостей. Все было
очень мило, люди сидели на веранде, наслаждаясь приятной компанией, погодой и
изысканным вином. Над головами сидящих мягко порхали ночные бабочки. Но тут кто-то
из гостей случайно провел влажной пробкой по тонкому хрустальному бокалу.
Возник очень высокий и пронзительный звук. И - о чудо! - летающие ночные
красавицы дружно рухнули на пол, как потерявшие сознание барышни. Гости (а это
были ученые) вскочили и начали разыскивать внезапно исчезнувших бабочек. И
нашли их лежащими "в обмороке" на полу. Постепенно
"слабонервные" насекомые пришли в себя и начали ползать, а потом и
летать, как ни в чем ни бывало. Фокус с пробкой повторили, и все бабочки вновь
оказались на полу. И так несколько раз. Ну какие после этого могли быть
сомнения в том, что насекомые слышали этот звук, который в буквальном смысле
слова поверг их наземь?
В
1957 г. американскому биологу Гэскеллу удалось найти "уши"
кузнечиков. Кто бы мог подумать, что звукочувствительные органы этого
насекомого расположены на ногах, вернее, на голенях передних лапок и имеют вид
двух узких щелей?! Не менее экстравагантные "уши" и у бабочек: у
дневных они расположены в основании передних крыльев, у ночных - между грудью и
брюшком. Да и другие насекомые, как оказалось, имеют "уши" в самых
неожиданных местах: на груди, на усиках, на хвостовых нитях и т.д. В общем, кто
во что горазд! Различается и устройство этих органов. Одни из самых
распространенных - тимпанальные "уши" (тимпан в переводе с греческого
- бубен или барабан). Они состоят из полости, закрытой тонкой пленкой -
чувствительной мембраной, от которой отходят направляющиеся в мозг нервы.
Другой тип - это "уши", находящиеся у основания усиков-антенн. Это
высокочувствительное образование носит название Джонстонов орган. Его клетки
улавливают малейшие колебания воздуха и передают в мозг полученную информацию.
В принципе звуковоспринимающие органы насекомых по сравнению с таковыми у
некоторых других типов животных устроены весьма примитивно. Значит ли это, что
кузнечики, бабочки, цикады и другие виды плохо слышат? Отнюдь. Ученые
установили, что чувствительность слуха насекомых просто неправдоподобна. Так,
кузнечик, нежащийся в лучах солнца где-то на территории Подмосковья, способен
воспринять шум от толчков землетрясения в Японии. Вот так!
У
звука, как известно, несколько характеристик. Его силу принято выражать в
децибелах, а частоту (количество звуковых волн, или колебаний, в единицу
времени) - в герцах. Один герц (1 Гц) - это одно колебание в секунду, 10 Гц -
10 колебаний и т.д. Чем больше частота, тем выше (тоньше) звук и наоборот.
Звук, имеющий частоту выше 20 000 Гц (20 кГц), принято называть ультразвуком,
ниже 20 Гц - инфразвуком. Мы с вами способны воспринимать звук именно в этом
диапазоне, от 20 Гц до 20 кГц. Но для насекомых это не предел. Так, несколько
видов кузнечиков слышат ультразвуки с частотой 70 кГц, а ночные бабочки
улавливают колебания более 200 кГц, что в 12 раз превосходит возможности слуха
человека.
У
насекомых слышат не только взрослые особи. Опыты английских ученых Л.Коха и
Д.Хаксли с гусеницами бабочек медведиц и пядениц показали, что они воспринимают
звуки, причем на некоторые реагируют довольно странно. Звуки музыки, как это ни
удивительно, вызывали у гусениц агрессивную реакцию. При первых тактах они
испуганно замирали, затем пытались убежать. Если звуки не прекращалась,
гусеницы вставали в позу угрозы. Ну что поделать, не любят они музыку!
Биологи
долго ломали головы, пытаясь понять, чем же слышат эти мягкотелые и
немузыкальные создания. Оказалось, что они воспринимают звуки многочисленными
волосками, покрывающими их тело. Гусеницы медведиц и название свое получили за
густой мех, а вот у гусениц пядениц волоски тонкие и прозрачные, практически
невидимые невооруженным глазом.
А
каково же значение в жизни насекомых звуков, издаваемых ими самими? У
кузнечиков "пение" играет очень важную роль в продлении рода. Самца,
самозабвенно выводящего рулады, слышат многие самки его вида. Однако на свидание
к нему спешат только неоплодотворенные. Таким образом, звук очень облегчает
одиноким дамам поиски вакантного кавалера. Похожее значение имеют
"песни" в жизни комаров. Почти все самцы пищат одинаково. А вот самки
- такие затейницы! Мало того, что они пищат совсем не так, как самцы.
Оплодотворенные самки "звучат" иначе, чем неоплодотворенные, взрослые
- не так, как юные или очень старые. Все это здорово облегчает жизнь комариным
самцам, которые обычно стремятся к неоплодотворенным не слишком юным и не слишком
старым комарихам. "Пение" прекрасных дам комариные кавалеры
воспринимают усиками-антеннами. Причем чем пушистее усы, тем лучше слух.
Наиболее пушистыми усы комаров-самцов становятся только в определенном
возрасте. А безусым, вернее, неперистоусым юнцам разыскивать партнерш еще
рановато. Самкам же комаров усы вообще не нужны, поскольку они партнеров не
разыскивают - сами прилетят.
Еще
одна интересная особенность роскошных усов комариных кавалеров - они не могут
быть использованы для восприятия других звуков. Подобно радиоприемнику, они
настроены только на одну частоту - ту, которую издают крылья самки, находящейся
в нужном состоянии.
Интересно,
что к выводу о том, что комариные самцы разыскивают подруг с помощью слуха,
первым пришел не биолог, а американский инженер Х.Максим, вошедший в историю
как изобретатель станкового пулемета. Устанавливая цепь электрических фонарей,
он обратил внимание, что вокруг трансформаторов толчется рой перистоусых
комаров-самцов. Свои наблюдения Максим пытался опубликовать, но был осмеян...
Таким
образом, звук помогает отыскать насекомым друг друга в брачный период, но это
не единственная его роль. Звуком насекомые предупреждают соперников, чтобы те
держались подальше. Кроме того, звуком можно подавать сигналы о грозящей опасности.
Вспомните "обморочных" бабочек на даче у американского ученого. Дело
в том, что ночные бабочки способны слышать летучих мышей. Эти опасные охотники,
отыскивая пищу, используют ультразвук. Так вот, бабочки, уловив его, спасаются
кто как может: одни "теряют сознание" и падают вниз, другие резко
меняют траекторию полета. И комариным самкам-кровососам писк нужен не только
для привлечения самцов-вегетарианцев - он еще может служить и предупреждением
об опасности. Когда какая-нибудь из комарих спасается бегством, она издает
более пронзительный звук, и остальные, услышав его, реагируют соответствующим
образом.
У
насекомых нередка мимикрия - явление, когда вполне безобидные виды маскируются
под ядовитых, жалящих. У мух-пчеловидок и осовидок эта имитация зашла еще
дальше: они копируют не только внешний вид и окраску, но и звук, издаваемый
пчелами и осами при полете. Так, летающая оса делает 150 взмахов в секунду, и
подражающие ей мухи почти столь же - 145-147. Птицам и млекопитающим эти звуки
кажутся одинаковыми, а вот сами насекомые их отчетливо различают. И никогда
муха не спутает осу со своей родственницей и наоборот. Это очень удобно: и свои
узнают, и чужие боятся.
Особенно
важен звук для общественных насекомых, чьи колонии живут и функционируют как единый
слаженный организм. Для поддержания нормальной работы такой сложной структуры у
термитов, пчел, муравьев и некоторых других видов существуют разные способы:
"языки" запахов, жестов и, конечно, звуков. Термиты, например,
предупреждают друг друга о надвигающейся опасности не только специальными
веществами - феромонами страха, но и особыми звуками. Трудяги-пчелы обычно не
воюют, но если надо защитить дом, они издают крыльями особый звук, одновременно
распространяя вокруг себя "запах атаки", и дружно кидаются в бой.
Звук для пчел - и пропуск в улей. Как вы уже знаете, налегке пчела делает около
400-450 взмахов в секунду, а несущая добычу в улей - около 330. Для нашего уха
эта разница почти неуловима, а вот для пчелиных сторожей, которые охраняют
улей, она очень заметна. И эти строгие охранники ни за что не пропустят в дом
пчел, вернувшихся порожняком. И уж тем более не позволят проникнуть
пчелам-мародерам, которые вместо того чтобы трудиться над цветами, только и
ждут возможности украсть нектар в чужом доме. Не менее важен звук и для
передачи информации пчелами-разведчиками. Во время своих знаменитых танцев они
сообщают сородичам, где и в каком количестве находятся цветы, полные желанного
нектара. Зоологи установили, что их рассказ состоит не только из движений и
запахов, но и сопровождается гудением определенной частоты.
Узнав
о роли звука в жизни насекомых, ученые стали пытаться использовать эти знания
на практике. Например, в 1948 г., через 70 лет после наблюдений Х.Максима, были
сделаны попытки отпугивать комаров или заманивать их в ловушку с помощью звуков
определенной частоты. Это оказалось не так-то просто, так как эти насекомые
могут слышать звук только на очень небольшом расстоянии. Но ученые продолжают
работать в этом направлении. Звуком удавалось отгонять от полей голодную
саранчу. Аппараты, звук которых призван отпугивать комаров, сейчас появились в
продаже. Реклама, разумеется, расписывает их эффективность, но далеко не все
потребители соглашаются с этим. Все эти разработки - только первые шаги, и очень
большая работа по выяснению того, о чем "говорят" и "поют"
насекомые, еще впереди.
Список литературы
Дмитриев
Ю. Соседи по планете. Насекомые. - М.: Детская литература, 1977.
Жизнь
животных. - М.: Просвещение, 1984, т. 3.
Мариковский
П. Юному энтомологу. - М.: Детская литература, 1978.