Зоопсихология
Пример: Вывеска ТРЕЙД была прочитана как ФРЕЙД.
Другой пример: ребенок читает ДЕТскаЯ литеРАТУра как ДЕТЯРАТУ скалитера.
Существенным же недостатком гештальтпсихологии является то, что методы
исследования психики ограничивались описанием наблюдателем содержания своего
восприятия. Тем не менее использование этого метода обогатило исследование
восприятия. Гештальтпсихологи считали, что поведение целиком определяется
структурой ситуации, при этом затушевывали активную роль личности,
противопоставляющей себя ситуации, выделяющей себя из ситуации и
преобразовывающей ситуацию. В игнорировании роли личности , по Рубинштейну,
заключается ограниченность гештальтистского подхода.
11. Синтез гештальтпсихологии и бихевиоризма
необихевиористской теорией
Первые попытки синтеза бихевиоризма и гештальтпсихологии были осуществлены
в 20-е годы ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом. Одной из причин
разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание пассивности организма во
внешней среде. По представлениям бихевиористов организм можно уподобить кувшину
кувшину, в который льются стимулы. Халл и Толмен выдвинули принцип активности
организма во внешней среде.
Халл создал теорию, названную “теорией навыков”. Она основана на
биологических потребностях организма. В классическую пару Стимул-Реакция он
ввел еще одно звено - “промежуточные переменные”. получилась формула С-О-Р. Эти
промежуточные переменные могут быть разнообразными, они зависят от
наследственности особи ( для человека - индивидуума), от физиологического
состояния, прошлого опыта, от природы стимула. В основе промежуточных переменных лежит стремление к устойчивому
состоянию организма, то есть к поддержанию гомеостаза.
Так же Халл ввел представление о “стремлении к цели”. Это стремление
формируется потребностями, причем интенсивность этого стремления неодинакова на
разных этапах достижения цели. Халл говорит о “градиенте цели” - чем ближе к
цели, тем выше активность организма. И.П.Павлов ввел понятие “рефлекс цели”
раньше Халла. Павлов также раньше бихевиористов ввел понятие “подкрепление”.
Позже Халл (как и Келер) перешел от изучения животных на изучение человека.
Толмен провозгласил теорию, согласно которой ведущую роль в
стремлении к цели играет “познавательный фактор”. Путь к цели, по Толмену - это
заучивание последовательности стимулов.
Единицей поведения по-Толмену является целенаправленный акт,
использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и направляемыми
процессами познания. В ходе анализа
внешней Среды, считал Толмен, в мозгу животных
создаются “познавательные карты”, отражающие особенности Среды. Толмен
изучал научение на экспериментах с крысами с использованием лабиринтов. Свою
концепцию он изложил в труде “Целевое поведение у животных и человека”.
Толмен считал, что особь учится устанавливать смысловые связи между
стимулами, то есть усваивает, говоря словами Толмена, “что ведет к чему”. То,
что выучено, обнаруживается в деятельности только частично.
Толмен отверг представление о решающей роли двигательной
(кинестетической) памяти постановкой экспериментов с лабиринтами. Сначала крыса
запоминала путь к цели в лабиринте. Затем лабиринт опускали под воду и крыса
доплывала до цели, повторяя все ей известные ранее повороты. Так как при
плавании крыса совершала другие движения, чем при беге, роль кинестетической
памяти не могла быть существенной при создании “когнитивных карт”.
Эксперименты, приведшие к возникновению понятия “познавательная карта”,
были следующими. По лабиринту бежала крыса и ,достигнув цели, получала пищевое
подкрепление. За ней, на прикрепленной тележке, ехала другая крыса, которая не получала подкрепления и не видела,
как подкрепление получала первая крыса. Затем пассивную крысу выпускали на
исходной позиции, и она находила правильный путь как и первая крыса, получавшая
пищу.
Свой вклад в необихевиоризм Толмен завершил концепцией “ожидания и
сравнения”. Он считал, что на основе познавательной карты в мозгу создается
ожидаемый образ. В результате сравнения ожидаемого образа с действительностью
выбирается тот вариант поведения, который приводит к ожидаемому. Толмен считал,
что ожидаемый гештальт распознается по его знаку. Поэтому теорию Толмена
называют еще теорией знакового обучения. Толмен так же ввел понятие латентного
(то есть скрытого) обучения.
Вклад в необихевиоризм Скиннера. Скиннер работал в Гарвардском
университете. Известен как создатель методики скиннеровского или оперантного
обучения. Скиннер разделил все реакции
животных на стимул на два типа. Первый тип - пассивные, или отвечающие реакции.
Например, рефлекторная реакция сужения зрачка на свет. Второй тип реакций -
оперантные реакции, или реакции активного типа. Реакции первого, отвечающего
типа можно охарактеризовать силой стимула и силой реакции. А для оперантного
поведения важен темп ответной реакции, который зависит от индивидуального
времени. Под индивидуальным временем в данном случае понимается темп
информационного обмена особи со средой.
Заслугой Скиннера так же является изучение доминирования того или иного
вида сенсорных систем у разных особей.
12. Понятие знака
В семиотике считается общепринятым следующее
определение знака: знак – это некий объект или явление, вызывающий
представление о чем-то, отличном от самого объекта или явления. Значение знака,
то есть то, о чем знак вызывает представление, не вытекает органически из
самого знака, а возникает в зависимости от того, каким способом знак
используется в знаковой системе. Знаковые системы в общем виде называются
языками. «Главная цель языка заключается в том, чтобы возбудить в душе того,
кто меня слушает, идею, сходную с моей», - писал философ Г.Лейбниц.
Знак
определяют как посредник в процессе коммуникации или трансляции между двумя
материальными системами, при этом знак выступает аналогом другого объекта
(предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. (Коммуникация
– общение, трансляция – передача информации).
Функции знака в человеческом обществе:
1)
фиксация и оценка
информации;
2)
общение индивидов и
социальных групп;
3)
совместное
целедостижение;
4)
все функции языков, или
знаковых систем (смю далее).
В более
общем смысле, знак – посредник между двумя материальными системами:
I II III
( ) …………………….. (___)………………………(___)
Система 1 Знак Система 2
В
реальности эта схема усложнена, так как системы 1 и 2, кроме того, что каждая
контактирует со знаком, контактируют ещё и между собой.
Готтлоб Фреге (1848 – 1925), немецкий логик и
семиотик, зачинатель семантических исследований, дал определение знака из
определения знаковой системы. Схема треугольника Фреге (система 1 контактирует с системой 2 и обе системы контактируют
со знаком):
II
(___)
Знак
I
III
( ) (___)
Система 1 Система 2
Пояснения к треугольнику Фреге:
I – объект, заместителем которого выступает знак,
называется денотатом знака;
II – имя знака;
III – информация, которую сообщает знак (представление,
которое возникает при воздействии знака на систему 2. Иначе – значение (содержание, смысл знака), или
понятие о знаке, называется это
значение десигнатом знака.
Формальная сторона знака называется означающим компонентом знака, а
содержательная сторона знака – его означаемым компонентом. Означающее знака не
есть внешне воспринимаемая органами чувств сторона знака; означающее – это некоторое психическое
представление о внешней стороне знака.
(Пример с бутафорским театральным
яблоком, которое может выполнять свою функцию так же, как и настоящее яблоко,
например, в контексте : «Пришла осень, вот уже яблоки поспели»).
Означаемое – это другое психическое представление, рожденное первым
представлением. Знак – это объект, преломленный психикой человека, состоящий в отношении обозначения к
другим представлениям из воображаемого или реального мира. Это отношение может
возникать различными способами.
Один и тот же знак может рождать различные значения в зависимости от
того, в какую знаковую систему он включен. Знак как таковой, как дискретная
единица, не несёт законченной информации. Только вся система в целом служит для
передачи информации. «Значение в самом общем виде определяется как частичная
предсказуемость явления» - пишет семиотик Ю.С.Степанов.
Самая простейшая форма возникновения значения знака – указание на денотат.
Такое значение называется наименованием знака, или его именем. Это значение
отражено в треугольнике Фреге. Имя не равно объекту. Имя указывает на объект,
если мы об этом «договорились». (Библейский Адам дал имена всем вещам). Треугольник Фреге в человеческом
естественном языке:
II
слово
(____)
I III
вещь понятие
(____) (____)
Между элементами,
обозначенными цифрами I –II – III, имеют место следующие отношения:
отношение II-I, т.е. знака к предмету, или слова к вещи, называется словом
обозначать, знак обозначает предмет. Отношение II-III, знака к понятию,
называется словом «выражать», знак выражает смысл.
Значение никогда не возникает само по себе, а всегда является отсылкой к
другому значению.
Значение не исчерпывается именем (если в чьем-нибудь представлении
значение исчерпывается называнием, то говорят о фетишизме). Имя денотата называется экстенсиональным
(предметным) значением знака. Смысл денотата – это интенсиональное (смысловое)
значение знака, например, информация о типологических, топологических и других
свойствах именуемого объекта. (Типология – классификация по общим свойствам,
топология – совокупность свойств, не изменияющихся при преобразованиях).
Этапы усложнения имен знака:
1) Значение- указание на
денотат: «Вот». Имен ещё нет. «Мир был так нов, что вещи ещё не имели имен и на
них приходилось показывать пальцем», - писал колумбийский прозаик Габриэль
Маркес в своем романе-мифе «Сто лет одиночества».
2) Простейшее значение
образовывается по принципу: часть равна целому (знак как часть объекта равен
обозначаемому этим знаком объекту). Этот принцип называется синекдохой, это
разновидность метонимии. Метонимия – обобщение не по свойствам, а по функциям,
соположению в пространстве и времени и пр. Например, цилиндр, тросточка и
ботинки, расположенные особым образом на рисунке, вызывают представление о
Чарли Чаплине.
3) Более сложное значение
образуется по принципу обращения к образу, хранящемуся в памяти, возникающему
по принципу «так уже было». Это способ называется параллелизмом. «Тот, кто в
прошлый раз…» или «То, что в прошлый раз…»
4) Сложное значение
возникает на основе обобщения свойств, то есть моделирования образа на основе
выделения главных и второстепенных с точки зрения смысла передаваемого
сообщения деталей. Такой способ возникновения значения называется метафорой.
Для обобщения необходима совместная деятельность ( или договоренность, то есть
конвенция) людей, которые производят одинаковые обобщения. В случае
возникновения значения по типу метафоры, вызываемое знаком представление (
десигнат) имеет общие черты с денотатом.
5) Знак может не иметь
предметного аналога, выражая абстрактное понятие, например, «единорог».
6) Дополнительные значения
знака возникают посредством ассоциаций. Такие значения называются
коннотативными значениями знака. Например, текст рекламы «Мы всегда думаем о
Вас», вызывает представление о домашней технике «Сименс». Многократно
повторенные события, следующие одно за другим, порождают устойчивые связи между
ними.
7) Продолжительные
коннотации отсылают не к объекту, а к другим объектам, связанным с первым.
Например, понятие «красные» – название политического движения большьшевиков .
Коннотации могут быть а) общечеловеческими; б)
групповыми, професиональными; в) индивидуальными.
Значение бывет, помимо предметного и смыслового, ещё и
экспрессивным, то есть связанным с выражением чувств, эмоций, настроений.
Связь между денотатом и десигнатом, описанная
треугольником Фреге, эволюционно появилась не сразу. Возможны упрощения схемы
Фреге, которые называются «преобразованиями треугольника Фреге».
1) Совпадение обозначения и
выражения: имя, которое само содержит указание на то, что оно выражает:
«царевна-Несмеяна». Означающее строит смысл. Вещь сближается с понятием.
2) Совпадение обозначения и
объекта. Семиотика жестов, поз и т.д.
Знак является и физическим объектом, и может одновременно выражать нечто.
Например, имя героини сказки - Красная шапочка. Знак сближается с денотатом.
Таковы языки «слабой степени» ( см. далее).
3) Знак сближается с
понятием. Это «сигнатуры», явление «панзнаковости».
Имя равно понятию. Знак сближается с десигнатом.
Пример: фильм Федерико Феллини «Амаркорд»: девочке ради оскорбления показывают
жабу. Смысл: «Ты противная, как эта жаба».
Указанные случаи (упрощения схемы Фреге)
порождают значение из-за того, что человеку свойственен фетишизм слов, т.е.
представление о том, что смысл исчерпывается наименованием.
Долгое время полагали, что многие функции языка,
описанные только для человека, чужды
знаковым системам млекопитающих. Было принято считать, что язык животных
сходен с языком человека только одной своей функцией - коммуникативной (т.е.
функцией общения).
В настоящее время представление о знаковых системах животных существенно
изменилось. Было показано, что существование животных в окружающей среде и сам
процесс преобразования среды животными в ходе жизнедеятельности среды своего
существования носит знаковый (т.е. языковой) характер. Интересно, что функции “языков”, которые полагали ранее
общими для человека, и для
млекопитающих, в настоящее время полагаются принадлежащими только
человеку, и в то же время, некоторые из функций, которые признавались только за
знаковыми системами человека, сейчас приписывают млкопитающим.
13. Специфика знаковых систем человека
Мы будем сравнивать знаковые системы человека и знаковые системы не всех животных, а
только высших млекопитающих, так как этим живым существам свойственны от
природы приблизительно одинаковые с нами возможности ощущений. Конечно, уже на
уровне восприятия человек, как культурное существо, отличается от социальных
млекопитающих. Сравнение, которое мы попытаемся провести, характеризуется большой долей условности.
Можно с полным правом сказать, что для человека характерны человеческие заковые
системы, которые имеют качественное отличие от таковых у животных. Цель нашего сравнения знаковых систем
человека и животных - показать, что “собственно человеческие” свойства
человеческих знаковых систем определяются не массой головного мозга, не
строением голосового аппарата, не массой нижней челюсти и даже не
социальностью, которая характерна для многих млекопитающих, ( в том числе и для
млекопитающих, не ведущих групповой образ жизни), а существованием человека в
обществе.
Для начала определимся в основных понятиях.
1. Понятие “естественный язык” мы частично
уравняем с понятием “знаковая система”, полагая, что 1)понятие “знаковая
система” шире и что 2) естественный язык человека имеет некоторые качества,
которых не имеют другие знаковые системы человека и животных. Человеческий разговорный язык (“естественный
язык”) имеет звуковую природу. Звуковой знак, в отличие от зрительного и
ольфакторного знака животных, легко определим в своих границах, имеет временную
протяженность. Если пофантазировать, можно предположить, что эволюционный
процесс мог бы пойти по иному направлению, и язык, выполняющий все те
функции, которые выполняет человеческий язык, мог быть сформирован на
основе иных физических возможностей материальных тел, например, на физике
световых или электоромагнитных волн .
Длительное время существовавшее в антропологии и устаревшее в настоящее
время представление о причинной связи речевой функции со строением нижней
челюсти, подбородочного выступа, строением гортани и т.п. было следствием
гросподствовавших в эволюции представлении о закономерном характере эволюционных
изменеий и игнорировании фактора случайности. Можно с некоторой долей
уверености говорить лишь о корреляции, но не причинно-следственной зависимости
языка и речевой функции в том виде, в котором она существует у современого
человека, и анатомических факторов. Для говорения эволюция не создала
специальных органов, в порождении речи используются органы, которые выполняли
функции органов пищеварительной и дыхательной систем.
Антропоморфная ориентация исследоватей языков животных долгое время приводила
к тому, что поиски языковых
возможностей животных начинались или сводились полностью к изучению
коммуникаций звукопроизносящих животных (напр.,таких, как говорящие попугаи и
т.п.). Первые опыты обучения обезьян
человеческому языку заключались в обучении обезьян человеческому
звукопроизношению. Путь сравнения языков человека и звуковых коммуникаций
животных обречен на неуспех, так как для животных звуковые знаки - не
основные.
Тем не менее некоторые свойства
знаковых систем млекопитающих, общие с таковыми у человека, (групповая
коммуникация) касаются как раз не звуковых, а ольфакторных и зрительных
сигналов. В то время как звуковые сигналы животных не обладают всеми функциями
знаковых систем, характерных для млекопитающих.
Знаковые системы человека разнообразны, и к ним
относится не только звуковой язык повседневного общения - естественный язык. Но
только для звукового языка характерен специфический синтаксис, который при
определенных условиях обладает одновременно двумя свойствами: разговорный
синтаксис позволяет строить фразы высокой степени сложности, которые могут быть
восприняты после эмитирования и адресантом (отправителем) и
адресатом (получателем) в новом контексте, то есть быть полисемичными и
символичными.
Обращаясь при говорении к другому, человек накладывает на себя
неосознанные обязательства следовать общественным нормам. Бывает, что контекст
реального, высказывающий недопустимое в обществе желание, преобразуется в
контекст социально приемлемого (символического), высказывающего той или иной
степени невротический симптом, по
принципу метонимии (часть равна целому, где симптом есть часть, а желание -
целое). Это явление есть явление замещения, которое используется бессознательной
психикой для обмана психологической самоцензуры (супер-эго). Цензура производит
сдвиг ментальной энергии в мозгу, и мы вместо реального произносим
символическое. В образах, словах, мыслях, симптомах, ошибочных действиях
возможно еще и сгущение - конденсация, т.е совмещение нескольких бессознательных
желаний. Можно сказать, что символическое - это социально приемлемый маленький
кусочек подрывного )агрессивного) или неприличного (эротического) реального,
часть вместо целого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|