Попытки урезать территорию федеральных ООПТ предпринимаются и в Кабардино-Балкарской Республике. Там это коснулось национального парка «Приэльбрусье» и Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника. Заповедник известен своей популяцией дагестанского тура. Численность этого зверя здесь очень высока, и тур здесь почти не боится человека. Однако летом 2003 года правительство республики предприняло попытку урезать территорию заповедника почти на 35%, причем очевидно, что делалось это для создания элитного охотничьего хозяйства.

     В Алтайском крае зафиксирована попытка выставить на аукцион участок недр, входящий в состав заповедника «Тигирекский». Проблема с добычей полезных ископаемых актуальна и для национального парка «Югыд ва» (Республика Коми). Но самая напряженная ситуация сегодня с Сочинским национальным парком. С 1993 года ведутся постоянные попытки изъять часть его территории в пользу природного заказника, причем опять-таки с целью организации элитных охот. В 2003 году МПР РФ согласилось передать часть земель, входящих в заповедную зону национального парка, Сочинскому заказнику, что было абсолютно незаконно. Более того, с подачи Минсельхоза России и при поддержке МПР России, точнее, его бывшего министра, вышло соответствующее постановление правительства России. Только благодаря обращению «Гринписа» России в Верховный суд удалось предотвратить изъятие этого ценного участка из состава национального парка.»

     Как считает В.Степаницкий, в стране необходимо создать специализированное федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям, которое функционировало бы под непосредственным руководством правительства России. Это помогло бы не просто создать эффективную управленческую структуру, но и прекратить растаскивание функций и специалистов по разным ведомствам.

     За последние 13 лет было проведено 14 различных реорганизаций органов по охране природы. Заповедникам пришлось сводить «концы с концами», поскольку финансирование их деятельности было ничтожным в сравнении с задачами, которые перед ними ставились и ставятся до сих пор.

Сегодня вокруг ООПТ сложилась непростая ситуация. В 2000 году в результате административных преобразований был ликвидирован Госкомитет по экологии, который вошел в состав МПР. Тогда многие ученые и экологи предупреждали, что надзорный орган, которым является МПР, не

сможет сочетать природопользовательскую функцию с природоохранной и осуществлять эффективное управление ООПТ. В результате с 2002 года в РФ не создано ни одной ООПТ. Система заповедного дела в РФ оказалась под угрозой разрушения. Заповедники сегодня существуют благодаря иностранным грантам, поток которых иссякает. Ведь странно давать гранты стране, которая на первом месте в мире по числу миллионеров. Даже нищие африканские страны находят деньги на создание и развитие ООПТ.

     Очень опасно для заповедников понижение их статуса, например, «отменить» заповедник и  учредить на его месте территорию статусом пониже, например национальный парк. И хотя официально такие действия Правительства РФ будут называться красивым словом «реорганизация», по сути это будет означать начало уничтожения системы российских заповедников. Понижение статуса биосферного заповедника до национального парка создаст опасный прецедент: многие субъекты РФ исчерпав запасы делового леса в лесхозах кинутся реорганизовывать заповедники в национальные парки, в которых частично разрешена рубка и продажа древесины. Кинутся развивать туризм, строить на бывших заповедных землях туристические комплексы, дороги — ведь именно так поступает республика Адыгея, которая уже изъяла незаконным путем из Кавказского заповедника высокогорное плато Лагонаки, несмотря на то, что российские природоохранные законы запрещают изымать земли природно-заповедного фонда РФ. Кроме того, Кавказский заповедник имеет природоохранный статус мирового значения, так как в 1999 году он был включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Реализация техногенных проектов, тем более транзитной дороги к морю, неизбежно приведет к деградации плато Лагонаки. А это в свою очередь означает, что эта территория перестанет соответствовать критериям Всемирного природного наследия ЮНЕСКО... Нигде в мире больше нет такой целостной системы государственных заповедников, в которых природные условия максимально соответствуют естественным. Этой системой нужно гордиться, развивать ее — а не реорганизовывать для эксплуатации. Дикая природа — это громадное достояние, увидеть которое на западе считается просто за счастье, так как там нет таких громадных резерватов нетронутой дикой природы. Однако это не осознается ни руководителями местных органов власти, ни руководителями федеральных структур.

     Назрела необходимость создания федеральной службы (агентства), отвечающего за управление и развитие охраняемых территорий. Во всех развитых странах мира (Канаде, США, Австралии) такие агентства существуют. Необходимо привлечение внимания лиц, принимающих решения, ведь, похоже, власть интересуется природой только в части коттеджного строительства в Подмосковье. Письма ряда известных экологов не нашли отклика в кабинетах власти. Обращения к депутатам ГД и напоминания вернуться к ряду законов, тесно связанных с охраной природы ("Об охоте", "О жестоком обращении с животными", "О ветеринарии"), а также к поправкам в закон об "ООПТ" результатов тоже не дали. Интерес к теме заповедников проявляет только Совет Федерации.

     19 октября 2004 года в Совете Федерации прошло заседание секции «Экологическая политика» Научно-Экспертного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М.Миронове на тему «Проблемы правового регулирования и совершенствования системы управления особо охраняемыми природными территориями». На заседании было принято решение создать рабочую группу по подготовке «Стратегии по развитию системы заповедного дела и системы ООПТ», а при разработке стратегии использовать идеи, содержащиеся в «Предложениях к государственной стратегии по развитию системы ООПТ в Российской Федерации на период до 2015 года» и «Концепции развития систем охраняемых природных территорий в Российской Федерации», разработанные Всемирным фондом дикой природы.

     Современная ситуация с управлением федеральными особо охраняемыми природными территориями – заповедниками, национальными парками и федеральными заказниками – близка к состоянию коллапса.  Земли государственных заповедников и национальных парков - а это 2% суши страны – являются федеральной собственностью и, соответственно, не должны управляться надзорной службой, так как это функция федерального агентства. WWF последовательно выступает за создание такого агентства по особо охраняемым природным территориям.

«Мы гордимся тем, что идеи концептуальных наработок WWF России по стратегии развития системы федеральных особо охраняемых природных территорий и Концепции развития систем охраняемых природных территорий в Российской Федерации получили поддержку в ходе обсуждения на секции Научно-Экспертного Совета при председателе Совета Федерации и должны быть использованы при подготовке официальных решений высших органов государственной власти России», - сказал директор по природоохранной политике WWF России доктор географических наук Евгений Шварц.
     Заповедники оказались в своеобразных "ножницах". С одной стороны, по закону на территории заповедников запрещена хозяйственная деятельность. С другой стороны, финансирование из федерального бюджета составляет менее 35 % от обещанного. До того как были разграничены полномочия федерального центра и местной власти, заповедники могли рассчитывать на помощь в регионах. Ситуация зашла в тупик. Необходимо, чтобы природоохранная общественность высказала свое мнение по проблеме, но если власть не услышит, то эти усилия будут напрасны.

     11 августа 2004г. в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция на тему "Российские заповедники в опасности, но выход есть"! Ее итоги комментирует руководитель пресс-департамента «Гринпис» России Евгениий Усов: «Участники пресс-конференции ухватили одну из самых главных проблем - не просто проблему заповедников, а проблему современной российской системы охраны окружающей среды. Ведь, по сути, ее нет вовсе. Мы живем в извращенном мире, где наличие нескольких деревьев и птиц считается признаком "дикой природы". В таких условиях очень трудно объяснить чиновникам, политикам, чем отличается лес от городского парка, чем отличается дикое побережье от курортного и пр. Уже забыт напрочь изначальный смысл слова "заповедник" - заповеданная территория, где природа должна жить по своим законам без вмешательства человека, даже лесной пожар в заповедниках тушить нельзя... Но это вряд ли возможно в современном мире. Так начинаются подмена понятий и компромиссы. Природа абсолютным большинством принимающих решения управленцев воспринимается как бесплатный магазин.  В общем, получается так, что природные блага ограничиваются ее ресурсами, причем только материальными и удобными для быстрой добычи и скорой продажи. Причем, как добывать и кому и за сколько продавать - уже вроде бы неважно. Такие блага, как морально-эстетические, оздоровительные и пр. - это все умственные извращения мягкотелых интеллигентов и некомпетентных зеленых.

     В последнем тезисе всплывает популярный ныне у наших политиков и экономистов тезис - "вначале надо разбогатеть, наладить хорошую жизнь, а уж потом и про экологию подумать время придет". Эта тупая и очевидно людоедская логика пока непобедима. Сытый голодного не разумеет. Умирающие от радиации или химического отравления не могут доказать крупнотелым бюрократам, что после этого обогащения по совдеповскому рецепту об экологии думать будет поздно: охранять будет особо нечего, а тех, для кого охранять (предполагается, что для народа), тоже останется немного.

     Мы имеем полное отсутствие государственного экологического контроля. Полное отсутствие государственной экологической политики. Полное отсутствие возможности влиять на принятие экологически значимых решений. Понятно, что речь идет лишь о носителе российской государственности и конституционном "хозяине" всех природных богатств страны - населении РФ в целом.»

    

                           





                              Заключение

     Создание в России ООПТ является выдающимся достижением охраны природы мирового уровня. 16 территорий России отнесены ЮНЕСКО к объектам Всемирного наследия (в том числе девственные леса Коми, озеро Байкал, башкирский Урал, Убсунурская котловина, дельта Лены, Куршская коса, плато Путорана, Валдайская возвышенность).

     Заповедники и национальные парки занимают около 2% территории нашей страны. Много это или мало, сколько ещё нужно?  Точно определить потребность в охраняемых природных территориях для такого крупного региона мира, как Россия, невозможно. Надо исходить не из какой-то заданной цифры, а из необходимости охраны того или иного объекта, который можно сохранить только в заповедниках.

     Моделируя заповедник будущего, нельзя упускать из виду одну из его главных функций – природоохранную. Чтобы надёжно охранять всё, что заповедано, нужны обученная стража, наделённая соответствующими правами и как следует экипированная, юридические нормы, гарантирующие неотвратимость наказания за грубые нарушения заповедного режима, особенно со стороны организаций и хозяйств.

     «Победу в борьбе за экологическое равновесие одержат не отдельные особо охраняемые территории, а их глубоко продуманная функциональная система. В каждой ландшафтной зоне и подзоне, в каждой физико-географической стране и провинции Российской Федерации необходимо иметь комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих государственных заповедников, национальных и местных природных парков, различных заказников и памятников природы. Именно они призваны укрепить каркас регионального и общего экологического баланса. Основы такой системы сейчас создаются, но их надо постоянно уточнять и совершенствовать. В этих вопросах недопустим догматический подход, нетерпима ведомственная и местническая психология. Только все вместе, общими силами, к единой цели – вот формула успеха…» (В.В.Дежкин)

      Федеральная сеть особо охраняемых природных территорий - это более 2% общей площади Российской Федерации - хозяйство очень большое и во многих случаях чрезвычайно "лакомое" для бизнеса. Это целая "страна", причем, одна из лучших в мире по богатству природного разнообразия, научному и туристическому потенциалу. Она имеет почти 90-летнюю историю развития, занимает площадь больше чем, к примеру, вся Швеция, но реально находится вне государственной системы управления.

     В результате реформы системы органов федеральной власти и разработки ряда законопроектов (новые редакции Лесного кодекса, закона "Об особо охраняемых природных территориях") возникла реальная угроза разрушения системы заповедного дела в России. Заповедники и национальные парки остались без управления на уровне Российской Федерации. Эти функции раньше исполнял Минприроды России, в настоящее время они "бесхозные".     

После 2000г. получила распространение опасная идеология деэкологизации, в соответствии с которой время для охраны природы в России настанет только после того, как страна станет богатой и процветающей, а для того чтобы она стала богатой, надо всемерно облегчать использование природных ресурсов.

     Главной экологической проблемой России является искусственное занижение реальной стоимости природных ресурсов. Получаемая за счёт этого огромная сверхприбыль (достояние небольшого числа частных лиц) могла бы стать серьёзным источником финансирования мероприятий по охране природы.

     Состояние охраны окружающей среды в РФ относится к наиболее острым стратегическим проблемам жизнеобеспечения населения. Актуальные задачи охраны окружающей среды России:

в области исполнительной власти – повышение эффективности государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды (в т.ч. путём отделения управления природопользованием от контроля за использованием природных ресурсов, усиления влияния государственной природной экспертизы и контроля, совершенствования системы государственного экологического мониторинга); присоединение ко всем существующим природоохранным конвенциям и соглашениям, касающимся России; экологизация системы налогообложения и использование получаемой при этом природной ренты в интересах всего общества (в т.ч. для увеличения уровня финансирования мероприятий по охране природы до 4-5% расходной части федерального бюджета);

в области законодательства – разграничение компетенции и полномочий по вопросам охраны среды и природопользования между федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления, законодательная поддержка благотворительности на экологические цели;

в области общественных движений – расширение участия общественности в принятии решений по социально-экономическому развитию территорий, поддержка массового экологического движения.

Решению экологических проблем России будет способствовать более широкое использование мировых достижений в этой области, а также признание экологических проблем важнейшей частью национальной безопасности.

                 



                  Список использованной литературы

1.  Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. «Россия». – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

2.     Дежкин В.В. В мире заповедной природы. – М.: Сов. Россия, 1989.

3. Дежкин В.В. Особо охраняемые природные территории. - «Лазурь»:    Популярный литературно-художественный альманах    экологической направленности для молодёжи. 2004, №6, с. 9-11.

     4. Дежкин В.В. Природопользование: Курс лекций. – М.: Изд-во МНЭПУ,1997.

5.  Ермолин Б.В. Охраняемые природные территории Европейского Севера России: Учебное пособие. – Архангельск, 1999.

6.     Заповедники Советского Союза (краткий справочник). –М.:Лесная промышленность, 1977.

7.  Тишков А. Проблема сохранения биологического разнообразия.-  «Лазурь»: Популярный литературно-художественный альманах    экологической направленности для молодёжи. 2004, №8, с. 4-7.

     8. ООПТ России: справочно-информационная система.- http//oopt.info

    

     9. Сборник руководящих документов по заповедному делу. 3-е изд. – М.,    2000.




                   









                                                                                           Приложение 1



              Государственные природные заповедники (карта)

На настоящее время (начало 2006 г.) в России действует 101 государственный природный заповедник общей площадью около 340000 кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах Российской Федерации.










                                                                                        












                                                                                            Приложение 2

                                         Алфавитный список

государственных природных заповедников

А

Азас
Алтайский
Астраханский

Б

Байкало-Ленский
Байкальский
Баргузинский
Басеги
Бастак
Башкирский
Белогорье
Богдинско-Баскунчакский
Болоньский
Большая Кокшага
Большехехцирский
Большой Арктический
Ботчинский
Брянский лес
Буреинский

В

Верхне-Тазовский
Висимский
Витимский
Вишерский
Волжско-Камский
Воронежский
Воронинский

Г

Галичья Гора
Гыданский

Д

Дагестанский
Дальневосточный Морской
Дарвинский
Даурский
Денежкин камень
Джергинский
Джугджурский

Ж

Жигулевский

З

Зейский

И

Ильменский

К

Кабардино-Балкарский
Калужские засеки
Кавказский
Кандалакшский
Катунский
Кедровая Падь
Керженский
Кивач
Командорский
Комсомольский
Корякский
Костомукшский
Кроноцкий
Кузнецкий Алатау
Курильский

Л

Лазовский
Лапландский


М

Магаданский
Малая Сосьва
Мордовский

Н

Ненецкий
Нижнесвирский
Норский
Нургуш

О

Окский
Олекминский
Оренбургский
Остров Врангеля

П

Пасвик
Печоро-Илычский
Пинежский
Полистовский
Поронайский
Приволжская лесостепь
Приокско-Террасный
Присурский
Путоранский

Р

Рдейский
Ростовский

С

Саяно-Шушенский
Северо-Осетинский
Сихотэ-Алинский
Сохондинский
Столбы

Т

Таймырский
Тебердинский
Тигирекский
Тунгусский

У

Убсунурская котловина
Уссурийский
Усть-Ленский

Х

Хакасский
Ханкайский
Хинганский
Хоперский

Ц

Центрально-Лесной
Центральносибирский
Центрально-Черноземный

Ч

Черные земли

Ш

Шульган-Таш

Э

Эрзи

Ю

Юганский
Южно-Уральский





: 1, 2, 3, 4, 5


09.12.2013 - 16.12.2013

09.12.2013 - 16.12.2013




Copyright © 2012 .
- .