Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания
p> Подвижность в суставах и гибкость подразделяются на активную и
пассивную. Активная подвижность в суставах — это та подвижность, которую
спортсмен демонстрирует самостоятельно за счет активной работы собственных
мышц. Пассивная подвижность в суставах определяется максимальной амплитудой
движений, которую демонстрирует спортсмен с помощью внешних сил (партнера
или отягощения). Пассивная подвижность в суставах больше активной, она
определяет "запас подвижности" для увеличения амплитуды активных движений.
Поэтому в тренировке пловцов нужно применять средства и методы развития
обоих видов подвижности в суставах. Подвижность в суставах и гибкость
лимитируются анатомо-физиологическими особенностями опорно-двигательного
аппарата, к которым относятся: . форма, размеры и степень соответствия суставных поверхностей; . массивность костей и мышц; . эластичность связочного аппарата, сухожилий и вязкость мышц; . силовые способности мышц, производящих движения в суставе в заданном направлении. Активная подвижность в суставах в основном определяется силой мышц-
синергистов и эластичностью мышц-антагонистов, сухожилий и связок.
Пассивная подвижность в суставах зависит от соответствия суставных
поверхностей и эластичности связок и мышц, окружающих сустав. Развитие подвижности в суставах и гибкости проводится с помощью
пассивных, активно-пассивных и активных упражнений. В пассивных упражнениях
максимальная амплитуда движения достигается за счет усилия, прилагаемого
партнером. В активно-пассивных движениях увеличение амплитуды достигается
за счет собственного веса тела (шпагат, подтягивание в висах на перекладине
и кольцах и т.п.). К активным упражнениям, направленным на развитие
подвижности в суставах, относятся махи, медленные движения с максимальной
амплитудой, статические напряжения с сохранением позы. Для эффективного развития подвижности в суставах и для избежания
травматизма упражнения на гибкость должны выполняться после хорошего
разогревания, обычно после разминки или в конце основной части
тренировочных занятий на суше или между отдельными подходами в силовых
тренировках. В последнем случае растяжение мышц и сухожилий после силовых
упражнений снижает тоническое напряжение мышц и тем самым способствует
повышению скорости восстановления после нагрузок. Подбор упражнений для развития подвижности в суставах и гибкости
обусловлен специфическими требованиями избранного вида спорта. У пловцов
уровень подвижности в различных суставах обусловлен специализацией в одном
или нескольких способах плавания. Так, для брассистов характерны высокая
подвижность в коленном, тазобедренном суставах, большая амплитуда тыльного
сгибания в голеностопе, малая амплитуда подошвенного сгибания и низкая
подвижность плечевых суставов. Для пловцов-дельфинистов свойственны высокая
подвижность в плечевых, тазобедренных, коленных суставах, хорошая гибкость
в грудном и поясничном отделах позвоночного столба. Наибольшей подвижностью
в плечевых суставах, как и амплитудой подошвенного сгибания в голеностопе
отличаются пловцы, специализирующиеся в плавании на спине. Среди кролистов-
спринтеров одинаково часто можно встретить пловцов с высокой и низкой
подвижностью в плечевых, коленных и голеностопных суставах. «Кролисты»,
специализирующиеся в плавании на средние и длинные дистанции, как правило,
опережают по уровню гибкости кролистов-спринтеров, но уступают дельфинистам
и спинистам. В соответствии со специфической топографией подвижности в
суставах пловцы разных специализаций используют свои специфические
комплексы упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах.
Увеличение подвижности в суставах у пловцов благоприятно отражается на
техническом совершенствовании и создает предпосылки для роста спортивных
результатов. Комплексы упражнений на развитие подвижности в суставах и
гибкости рекомендуется начинать с активных и активно-пассивных упражнений.
Применение пассивных упражнений для развития гибкости требует специального
обучения спортсменов и постоянного контроля со стороны тренера, так как
высока степень риска получения тяжелых травм суставов и мышц. После
пассивных упражнений целесообразно выполнять активные упражнения на
развитие подвижности в тех же суставах. 3.2 Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним Физические упражнения укрепляют здоровье и заметно улучшают физическое
развитие человека лишь в том случае, если занятия проходят с необходимой
нагрузкой. Установить необходимый уровень нагрузки помогает самоконтроль в
процессе занятий, который основан на наблюдениях человека за общим
состоянием здоровья и т. д., а в нашем случае обратим особое внимание на
опорно-двигательный аппарат. Есть несколько показателей, по которым можно определить состояние
опорно-двигательной системы: тонус мышц, устойчивость тела, гибкость,
мышечная сила, быстрота, ловкость и др. Для того, что бы оценить состояние системы на момент начала тренировок
можно использовать несколько методов. Во-первых, стоит определить состояние тонуса мышц, что определяется
путем простого ощупывания. Так, у людей, не занимающихся спортом, мышцы
мягкие и дряблые, тонус резко понижен. Также следует провести исследование статической устойчивости. Проба на
устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную
стойку – стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы
разведены (усложнённый вариант – стопы находятся на одной линии, носок к
пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У
тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения
функционального состояния нервно-мышечной системы. Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника.
Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают
кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности
позвоночника и профилактике остеохондроза. Гибкость зависит от состояния
суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей
среды и времени дня. При занятиях спортивным плаванием большое значение
имеет подвижность в различных суставах. Измерение подвижности в голеностопных, коленных и тазобедренных
суставах обычно проводится с помощью гониометра, позволяющего оценить
подвижность в градусах. Подвижность в плечевых суставах определяется при
выкруте прямых рук за спину, держащих гимнастическую палку, при этом
измеряется расстояние между шириной плеч и шириной хвата. Для измерения
гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся
планкой. Подвижность позвоночника определяется при наклоне вперед без
сгибания ног в коленных суставах, при этом измеряется расстояние между
кончиками пальцев выпрямленных рук и опорной поверхностью. О силовой выносливости можно судить при выполнении подтягиваний,
отжиманий в упоре и т. п. О скоростной силе мышц ног дает представление
прыжок в длину с места, а также прыжок вверх с места. Быстроту двигательной реакции в определенной мере можно оценить с
помощью простых тестов. Например, можно взять в левую руку монету и, разжав
пальцы, уронить, стараясь поймать ее другой рукой, расположенной ниже
первой на 30-40 см. Для определения ловкости можно использовать, например, метание мяча в
корзину или другие упражнения. Существует несколько физиологических методов для определения
интенсивности нагрузки. Прямой метод заключается в измерении скорости
потребления кислорода (л/мин) - абсолютный или относительный (% от
максимального потребления кислорода). Все остальные методы - косвенные,
основанные на существовании связи между интенсивностью нагрузки и
некоторыми физиологическими показателями. Одним из наиболее удобных
показателей служит частота сердечных сокращений. В основе определения
интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит
связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных
сокращений. Для определений интенсивности нагрузки у разных людей
используется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечных
сокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений или
относительный в процентах рабочий прирост). Относительная рабочая частота сердечных сокращений (% ЧССмакс) - это
выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время
нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека.
Приближенно ЧССмакс можно рассчитать по формуле: ЧССмакс (уд/мин) = 220 - возраст человека (лет).
Следует иметь в виду, что могут быть довольно значительные различия ЧССмакс
для разных людей одного возраста. В ряде случаев у людей c низким уровнем
физической подготовки ЧССмакс (уд/мин) = 180 - возраст человека (лет) уд/мин. При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте
сердечных сокращений используется два показателя: пороговая и пиковая
частота сердечных сокращений. Пороговая частота сердечных сокращений - это
наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает.
Пиковая частота сердечных сокращений - это наибольшая интенсивность,
которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные
показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся
спортом, могут быть: Пороговая - 75% Пиковая - 95%
от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической
подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной
нагрузки. По мере роста тренированности нагрузка должна постепенно расти,
вплоть до 80-85% максимального потребления кислорода (до 95% частоты
сердечных сокращений). Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.
1. до 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен.
1. до 120-140 - восстановительно - поддерживающая.
2. до 140-160 - развивающая выносливость, аэробная.
3. до 160-180 - развивающая скоростную выносливость
4. более 180 - развитие скорости. 3.3 Возрастные и половые особенности двигательных способностей Ещё в начале XX столетия учёные обратили внимание, что в процессе роста
и развития организма наблюдаются особые периоды, когда повышается
чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует
естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, но
отличающихся друг от друга этапов. Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют
критическими периодами. , потому, что они играют большую роль в развитии
организма. Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13 лет
приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку
задерживается рост тканей трубчатых костей. Наиболее тяжело сказывается
недостаточное питание в период полового созревания. Все знают, что ребёнка нужно научить ходить в раннем дошкольном
возрасте. Если этого не произойдёт, то в последующие годы становление
вертикального положения тела идёт очень медленною. Дети выросшие до 11-13
лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и быстрее передвигаются
на четвереньках. Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде
легче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти годы активно
развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы.
А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, а
не в дошкольном, как часто говорят и пишут. Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет,
можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом
не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой
скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что
детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не
могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной
силой. Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит
активное развитие двигательных качеств. Проведено много исследований по
изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и
других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического
воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН России накоплены
многочисленные данные, анализ которых показал, что: - развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно); - величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и
неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными
величинами, если сравнивать приросты разных двигательных способностей; - у большинства детей младшего и среднего школьного возраста
показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если
рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчик
быстро пробегает короткую дистанцию, то это ещё не значит, что он сможет
быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровень
силовой выносливости у одного и того же ребёнка в большинстве случаев не
совпадает с уровнем статической и динамической выносливости и т.д.); - специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по
объёму и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить данные
детей разного возраста, пола и физического развития, даёт различный
педагогический эффект и более высокий в период взлёта того или иного
двигательного качества. Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий в
спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и
тренера повысится, если знать, какие же возрастные периоды являются
критическими в развитии двигательных способностей. С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причём
скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с
14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей
на велостанке достигается мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в
дальнейшем почти не изменяются. Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в
результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног
девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после
наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста
силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук
заканчивается к 15 годам. Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один
критический период — с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины у
девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год
менструального цикла; у мальчиков — только в предпубертатный период, с 8 до
11 лет. Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у
мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела). Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает
величин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечным
нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек
14-15 лет (в основном за счёт интенсивного прироста с 9 до 11 лет). Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с
8 лет на 100-105%, 9 лет — 54-62%, 10 лет — на 40-50%. В период полового созревания выносливость к физическим нагрузкам, как
правило, не увеличивается. И если даже удаётся повысить посредством
тренировки, то достигнутый эффект держится недолго. Более чётко это
выявляется, если сгруппировать данные не по «паспортному», а по
биологическому возрасту, а также учесть пропорциональность основных
антропометрических параметров (длина и вес тела, окружность грудной
клетки). Выносливость стабилизируется к моменту появления вторичных половых
признаков и далее снижается до тех пор, пока не установится «гормональное
равновесие". В целом, можно считать, что самые существенные изменения в двигательных
способностях происходят в младшем школьном возрасте, а у девочек —
преимущественно в период с 8 до 11 лет. Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех
координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует
уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как
точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и
силовых параметров движений; равновесие согласование движений, ритм,
ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и
частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам. Подростковый возраст — переломный период в развитии двигательных
функций ребёнка. К 11-12 годам дети в основном овладевают базовыми
двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазание и т.д. У них
складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над
развитием двигательных способностей. В этом возрасте продолжается овладение детьми базовыми двигательными
действиями, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика,
гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах,
плавание). Обучение сложной технике видов спорта основывается на
приобретенных двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-
тактическое обучение и совершенствование детей в возрасте 10-11 лет
наиболее тесно переплетается с развитием координационных способностей. В
данный период жизни детей развитие их координационных способностей
необходимо органично сочетать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых
способностей, а также выносливости и гибкости. В подростковом возрасте
сообщение знаний целесообразно сочетать с освоением и совершенствованием
конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей,
формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. 4. Оценка физического развития и двигательной подготовленности пловцов и школьников 11-16 лет, не занимающихся спортивным плаванием Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов совпадает с возрастным
периодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей и подростков
- пубертатом. Рациональное построение многолетней тренировки невозможно без
знания возрастных закономерностей физического развития и двигательных
качеств, лимитирующих спортивные достижения в плавании. Поэтому данные о
гетерохронности и возрасте максимальных годовых приростов показателей
физического развития и двигательной подготовленности являются
основополагающими для развития программ педагогического воздействия,
направленных на интенсификацию роста этих показателей. Задачи исследования: 1. Установить различия в возрастном развитии юных пловцов и школьников,
занимающихся физкультурой в объеме школьной программы. 2. Уточнить возрастные зоны наибольших темпов прироста некоторых
морфофункциональных показателей с целью наиболее эффективного
педагогического воздействия на процессы роста. Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: соматометрический, динамометрический, тестирования,
вариационно-статистический.
Изучались основные признаки физического развития: длина тела, вес тела,
обхват грудной клетки, а также функциональные и силовые показатели у
пловцов и школьников обоего пола 11-16 лет. Результаты исследования. По тотальным размерам пловцы обоего пола превосходят своих сверстников,
не занимающихся спортом. Следует отметить, что в возрасте 11-13 лет большая
разница показателей длины, массы тела и периметра груди наблюдается у
девочек, в то время как с 14 лет более ярко выражены различия у мальчиков.
Это связано с более поздним вступлением мальчиков в пубертатный период по
сравнению с девочками (рис.1- рис.3) [pic] Рис.1 Анализ динамики абсолютных и относительных приростов показал, что в
возрастном диапазоне 11-16 лет кривая роста длины тела у школьников носит
двухпиковый характер: 12-13 лет - 8,03 см, 14-15 лет - 7,56 см; у пловцов
же - однопиковый с максимальным приростом в 13-14 лет - 9,10 см (рис.4). У
девочек обеих групп кривая роста имеет один пик, который приходится у
школьниц на 11-12 лет и составляет 6,98 см, у пловчих сдвинут на один год
(12-13 лет) и равен 6,36 см. (рис.7) Очевидно, что пловцы обоего пола
вступают в пубертат в среднем на 1 год позже, чем школьники. Вместе c тем у девочек обеих групп скачок роста происходит на год
раньше, чем у их сверстников-мальчиков, что обусловлено особенностями их
биологического развития.
Кривые роста массы тела и обхвата грудной клетки у мальчиков-школьников так
же, как и длина тела, имеют два пика в возрастные периоды 12-13 и 15-16
лет, причем максимальные приросты этих показателей наблюдаются в 15-16 лет.
У пловцов кривые роста массы тела и обхвата грудной клетки носят
однопиковый характер. Максимальная прибавка массы тела у них происходит в
возрасте 13-14 лет, а обхвата грудной клетки в 14-15 лет (рис.5, рис.6). У девочек-пловчих при однопиковом характере кривых роста массы тела и
обхвата грудной клетки максимальные приросты совпадают по времени со
школьницами и приходятся на возраст 12-13 лет (рис. 8, рис.9). [pic] Рис. 2 [pic] Рис. 3 Обхват грудной клетки в возрастном диапазоне 11-16 лет больше у
пловцов, чем у школьников, причем от года к году эта разница увеличивается,
что более четко выражено у мальчиков (рис. 6). Так, если в 11 лет она
составляет лишь 3,33 см, то к 15 годам ее величина достигает уже 9,54 см,
что обусловлено влиянием систематических занятий плаванием. [pic] Рис. 4 [pic] Рис. 5 Известно, что в спортивном плавании развитие дыхательного аппарата и
биоэнергетических показателей определяет достижение высоких спортивных
результатов. У юных пловцов в 11-летнем возрасте периметр грудной клетки составляет
менее половины длины тела (49,16%), а с 15 лет - более ее половины. У
девочек-пловчих в отличие от их сверстниц - не спортсменок отношение
обхвата грудной клетки к длине тела более 50% обнаружено уже в 12-летнем
возрасте. У мальчиков и девочек, не занимающихся плаванием, этот индекс
составляет менее 50%. [pic] Рис. 6 [pic] Рис. 7 [pic] Рис.8 Абсолютные величины функциональных и силовых показателей у пловцов
выше, чем у школьников на всем протяжении возрастного диапазона 11-16 лет.
При этом необходимо подчеркнуть, что приросту функциональных возможностей
организма предшествуют годы прироста соматических признаков, что
подтверждается полученными данными (рис.12). Установленная закономерность чередования периодов более бурного
прироста соматических признаков и периодов "подъемов" функциональных
возможностей прослеживается на протяжении всего онтогенеза. Скачкообразность прироста соматических признаков имеет взаимосвязь с
пиками приростов функциональных показателей, что, в конечном счете,
определяет направленность тренировочных программ в эти возрастные периоды. [pic] Рис. 9 С возрастом, как и следовало ожидать, увеличиваются показатели ЖЕЛ
(жизненная емкость легких). Причем, если в 11-летнем возрасте величина ЖЕЛ
у обеих групп испытуемых почти одинакова (у пловцов - 2,25 л, а у
школьников - 2,07 л), то затем наблюдается ее бурное увеличение у мальчиков-
пловцов и в значительно меньшей степени у школьников. В 16-летнем возрасте
ЖЕЛ у пловцов достигает 5,49 л, а у школьников - лишь 3,63 л. [pic] Рис. 10 Наибольшая разница в показателе ЖЕЛ была обнаружена в 15-летнем
возрасте (ее величина составляет 2,24 л), что отражает влияние занятий
плаванием на дыхательную систему детей и подростков. У девочек в обеих группах наблюдается та же тенденция. В 11-летнем
возрасте разница в показателях ЖЕЛ невелика (у пловчих - 2,61 л, у школьниц
- 2,03 л), в 15 лет величина ЖЕЛ пловчих уже составляет 4,00 л, а у
школьниц - 3,06 л. Максимальные различия по этому признаку отмечены в 13-
летнем возрасте (рис.13). От величины ЖЕЛ зависят такие показатели, как количество поглощаемого
в единицу времени кислорода, степень интенсивности окислительных процессов
и т.д. [pic] Рис.11 [pic] Рис.12 О развитии дыхательного аппарата можно судить и по величине экскурсии
грудной клетки, которая почти во всех возрастных группах у пловцов больше,
чем у школьников (рис.11, рис.13). Как видно, занятия спортивным плаванием
благоприятно влияют на развитие межреберных мышц туловища, участвующих в
акте дыхания, что объясняется спецификой вида спорта, связанной с
преодолением сил давления воды во время дыхательных движений пловца. Эта
преодолевающая работа способствует увеличению объема легких,
приспосабливает организм к максимальному использованию функциональных
возможностей мышц. Тенденция увеличения разницы показателей наблюдается и при
сопоставлении данных кистевой динамометрии пловцов обоего пола и их
ровесников - не спортсменов. От 11 к 16 годам происходит увеличение данного
показателя и у пловцов, и у школьников, однако эти изменения различны
(рис.12, рис.14). Рис. 13 Максимальный прирост силы у мальчиков-пловцов имеет место в 14-15 лет
(7,48 кг) с первым пиком в 11-12 лет (5,72 кг), у школьников - в 14-15 лет
(5,91 кг). У девочек максимальное увеличение кистевой силы отмечается в 11-
12 лет (4,51 кг), у школьниц - в 13-14 лет (2,96 кг), т.е. на 2 года позже.
Видно, что у юных пловцов, как у мальчиков, так и у девочек, максимальные
величины приростов силовых показателей выше, чем у школьников (рис.12,
рис.14). Наибольшие различия в показателях силы обнаружены у мальчиков в 15
лет и составляют 7,06 кг, у девочек - в 13 лет и равны 8,29 кг. [pic] Рис. 14 Выводы: 1. Абсолютные показатели физического развития в двигательной
подготовленности у пловцов в возрастном диапазоне 11-16 лет значительно
выше, чем у школьников, что объясняется влиянием многолетних занятий
плаванием. 2. Возрастная динамика развития соматических и функциональных
показателей у пловцов и школьников имеет достоверные различия. У
спортсменов обоего пола величины годовых приростов больше, а возрастные
зоны наибольших темпов прироста на 1 год позже, чем у школьников. 3. Учитывая высокую степень подобия динамики созревания
морфофункциональных показателей у девочек и мальчиков с 11 до 16 лет
(девочки опережают мальчиков на 1,5-2 года), планирование и содержание
тренировочных программ для девочек в этом возрастном диапазоне должны
коренным образом отличаться от мальчиков. Заключение В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физической
культуры, воспитание и развитие двигательных способностей содействует
решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному
развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-
экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Воспитание
физических качеств способствует развитию физической и умственной
работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в
интересах общества. Познание себя самого является необходимым условием обеспечения
жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней
среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения
рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и
двигательной деятельности. Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней
средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может
осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься
спортом и т.д. При этом организм получает более высокую способность к
сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних
воздействиях: температуры, влажности, давления, силы воздействия солнечной
радиации. Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая
адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней
среды. Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально
организованной двигательной активности на уровень физической и умственной
работоспособности. Таким образом, можно сделать заключение, что двигательная функция -
основная функция человеческого организма, которую следует постоянно
совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности,
в том числе и умственной. Список использованной литературы: 1. Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. - Киев: Знания, 1989
2. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1988
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура
и спорт, 1988.
4. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека.
- М.: Физкультура и спорт, 1987.
5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и
спорт, 1990
6. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971.
7. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: МГУ, 1976.
8. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и
практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- №5-
6.
9. Воробьев А.Н. Семья спортивная - М.: Физкультура и спорт, 1987
10. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология, – М.: Медицина, 1975.
11. Гладышева А.А., Никитюк Б.А., Анатомия и спортивная морфология
(Практикум): Учебное пособие для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
12. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. – М.: Физкультура и
спорт, 1987
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и
спорт, 1970.
14. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.:
Физкультура и спорт, 1979.
15. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и
практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - №7.
16. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств
школьников // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1975.
- №1.
17. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - М.:
Физкультура и спорт, 1996. - №2.
18. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания:
Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1.
Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и
спорт, 1976.
19. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991
20. Под редакцией В.В. Васильевой. Физиология человека – М.: Физкультура и
спорт, 1984.
21. Под редакцией Коваленко В.А., Физическая культура: Учебное пособие -
Изд-во АСВ, 2000
22. Под редакцией А.В. Карасева, Энциклопедия физической подготовки – М.:
Лептос, 1994.
23. Под ред. В.И.Ильинича, Физическая культура студента: Учебник - М.:
Гардарики, 1999
24. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.
25. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
26. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. - Москва, Физкультура и
спорт, 1990
27. Синяков А. Ф. Познать себя. - Москва, Физкультура и спорт, 1990.
28. Синяков А. Ф. Самоконтроль физкультурника. Москва, Физкультура и спорт,
1987.
29. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием
двигательных способностей // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура
и спорт, 1994.
30. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для
институтов и техникумов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3
|