Рекомендации по подготовке спортивных лошадей к транспортировке автомобильным транспортом
Рекомендации по подготовке спортивных лошадей к транспортировке автомобильным транспортом
Рекомендации по подготовке спортивных лошадей к
транспортировке автомобильным транспортом
М.Е. Агафонова, Белорусская Федерация конного спорта, Минск
Перевозка
лошадей автотранспортом, особенно на далекие расстояния, может быть причиной
развития у животных различных заболеваний, потери спортивной формы, а иногда -
гибели. В целях профилактики и сокращения до минимума неблагоприятного влияния
на организм лошади автопере-возок, особое внимание следует уделять правильной
подготовке лошади к транспортировке, предвари-тельной ветеринарной инспекции
автотранспорта, выбору оптимального маршрута следования и компетентных
сопровождающих, режиму кормления и поения, отдыха в пути, оказанию первой
ветери-нарной помощи. Для успешной транспортировки лошадей к месту назначения и
выполнения, постав-ленных спортивных или других задач, необходимо учитывать
следующие моменты при подготовке лошади к перевозке автомобильным транспортом:
1.
Состояние здоровья лошади . Известно, что состояние здоровья больной лошади,
после транспорти-ровки, значительно ухудшается, поэтому не следует перевозить
больных животных, кроме экстренных случаев – когда необходимо стационарное
лечение в ветеринарной клинике. Также следует знать, что лошади, имеющие
субклиническую и подострую стадию болезни перед транспортировкой, имеют
высо-кий процент риска развития транспортной болезни. Чтобы гарантировать
состояние здоровья лошадей перед транспортировкой, необходимо провести
следующие мероприятия:
-
измерять ректальную температуру тела в течение нескольких дней. Взрослые лошади
с температурой тела >38,3 C и жеребята с температурой тела >38,9 C – не
должны транспортироваться до тех пор, пока не выяснена причина повышения
температуры тела и животное не излечено;
-
лошади, которых планируют перевозить, должны быть изолированы от других лошадей
с респиратор-ными болезнями в течение, по крайней мере, 2 недель перед
транспортировкой. Период изоляции может быть увеличен, если возбудитель
респираторной инфекции Streptococcus equi var еqui;
-
исследовать дыхательную систему животного;
-
проверить наличие обязательных прививок. Рекомендуется, чтобы все необходимые
вакцинации были сделаны по крайней мере за 2 недели до транспортировки;
-внимательно
оценить степень гидратации организма лошади (Catherine W.Kohn), особенно перед
длительной транспортировкой.
Выясните
следующее:
1.
хорошо ли пила воду лошадь в течение одной недели перед перевозкой; был ли
случай диареи, особенно в весенний период при первичной даче молодой травы?
2.
Исследуйте ритм сердца и частоту сердечных сокращений.
3.
Проведите тест на эластичность кожи – skin pinch test.(A.King) В норме складка
кожи будет расправляться почти тотчас же. Если складка кожи остается не
расправленной в течение 2 секунд - это указывает на приблизительно 3%-ю
дегидратацию организма. Если складка кожи не расправляется в течение 5 секунд -
это является серьезным признаком приближающейся 10%-й дегидратации организма.
4.
Проведите тест на время восстановления капиллярного кровообращения – capillary
refill time.(A.King). В норме это время составляет до 1,5 секунд, при задержке
времени восстановления цвета слизистой оболочки десны от 2 до 3 секунд следует
тщательно выяснить причины, а при задержке времени свыше 4 секунд – лошадь
нуждается в детальном обследовании кровеносной системы. Увеличение времени
восстановления капиллярного кровообращения является признаком снижения
циркуляции крови вследствие снижения объема (потеря крови или дегидратация)
и/или снижением кровяного давления (шок);
5.
В сомнительных случаях настоятельно рекомендуется провести анализ крови лошади,
учитывая следующие показатели: гематокрит, общий протеин, количество
креатинина.
6.
Для более точной оценки уровня гидратации организма лошади исследуйте плотность
мочи, которую необходимо получить для анализа естественным путем.
2.
Уровень тренировочной нагрузки. Так как резкий переход от интенсивного тренинга
к малоподвижному состоянию при транспортировке приводит к потере физической
формы и патологическим процессам в мускулатуре лошади. Настоятельно
рекомендуется при транспортировке лошадей на длительные расстояния, более 12
часов в пути, снизить уровень тренировочных нагрузок (исключить резвые работы,
высотные и широтные прыжки, отработку сложных элементов высшей школы верховой
езды) за 4-5 дней до транспортировки (Ласков А.А.). Лошадей переводят на
облегченный режим тренинга, с предоставлением активного отдыха за 1-2 дня до
погрузки. Следует отметить, что животным, которые не имели регулярного моциона
перед предстоящей транспортировкой, рекомендуется предоставить моцион малой
интенсивности, желательно двухразовые ежедневные шаговые проводки в течение 1
–2 часов. Тренинг слабой интенсивности необходим потому, что включение в работу
всех мышц корпуса и ног (для поддержания равновесия во время движения
транспортного средства) после пассивного состояния может привести к
патологическим процессам в мускулатуре лошади.
3.
Особенности кормления. С уменьшением интенсивности тренинга лошади, в течении
3-4 дней до транспортировки, рекомендуется снижать на 20-30% дачу
концентрированных кормов при прежнем количестве сена. Лошади должны пить воду
вволю. К моменту отправки количество концентрирован-ных кормов в рационе должно
составлять 65% от обычного уровня. В день отправки лошади должны быть
накормлены не менее чем за 2 часа до погрузки. Очень важно чтобы лошадь во
время длитель-ной транспортировки ела и пила вволю. Поэтому следует, особенно
для спортивных лошадей, транспортируемых к месту соревнований/испытаний
приготовить запас грубых и концентрированных кормов для кормления лошади
привычными кормами во время перевозки автотранспортом, на некоторый период
после прибытия на место назначения и обратную дорогу. Поскольку большинство
лошадей снижают потребление воды во время транспортировки, что приводит к
дегидратации организма животного, поэтому, необходимо взять на время пути запас
питьевой воды из источника, к которому привыкла лошадь. Для снижения уровня
загрязненности воздуха в автофургоне, рекомендуется иметь непыльное сено
высокого качества, а также тщательно промывать водой сетки с сеном перед каждой
дачей. Альтернативным источником грубых кормов может быть прессованное в кубики
сено или сенаж. Однако приучать лошадь к этим видам корма следует постепенно в
течении как минимум 2 недель перед транспортировкой. Давать концентрированные
корма (половину обычной нормы) следует во время длительного ночного отдыха.
4.
Ознакомление лошади с ограниченным пространством автомашины. Реакции лошадей на
пребывание в ограниченном пространстве специального автофургона бывают
различными. Одни лошади хорошо адаптируются к окружающей среде транспортного
средства, другие – нет. Недостаток адаптации характеризуется: повышающимся
сердечным ритмом, увеличением концентрации гормонов стресса (например,
кортизол), нервным и тревожным, иногда агрессивным, состоянием во время
поездки. Известно, что повторно транспортирующиеся лошади ведут себя намного
спокойней, чем лошади, которых перевозят впервые. Поэтому рекомендуется обучать
лошадей следующим навыкам: вести себя спокойно при погрузке на транспортное
средство, во время движения транспортного средства и на остановках; адекватно
воспринимать ограниченное пространство автофургона и принимать воду и корм.
Если лошадь необходимо перевозить одну, необходимо приучать лошадь находиться в
автофургоне без других лошадей. Данные навыки помогут снизить влияние
транспортного стресса на организм лошади. Следует обратить пристальное внимание
на транспортировку большой группы лошадей, особенно в тех случаях, когда
животные не были знакомы ранее. Очень важно знать характер, темперамент,
привычки и особенности поведения. Норовистые и агрессивные лошади представляют
опасность для себя и других лошадей в автомашине. Поэтому для обеспечения
безопасности транспортировки необходимо обязательно иметь подходящие физические
и химические средства для сдерживания и усмирения таких животных. Эффективность
таких методов должна быть опробована заранее владельцем лошади перед
транспортировкой.
5.
Компетентный сопровождающий персонал. Очень важно обеспечить соответствующее
число компетентного персонала для ухода за лошадьми во время пути, особенно в
больших автофургонах. Персонал должен быть хорошо знаком с правилами ухода за
больными, беспокойными и агрессивными лошадьми, знать особенности кормления и
поения каждой транспортируемой лошади. Всегда берите с собой комплект первой
ветеринарной помощи. Комплект должен содержать перевязочный материал,
антисептическое средство, антибиотики пролонгированного действия для орального
применения, нестероидные противовоспалительные средства для орального
применения, комплексную антибиоти-ковую мазь; мочегонные, спазмолитические,
сердечные и седативные средства. При перевозке особо ценных лошадей и
следовании на ответственные спортивные старты настоятельно рекомендуется
присутствие ветеринарного врача в автофургоне.
6.
Использование лекарственных средств. Применение некотрых лекарственных средств
может вызвать неблагоприятный эффект на состояние здоровья лошади. Поэтому
рекомендуется всегда заранее предупреждать ветеринарного врача о возможной
транспортировке животного. Следует избегать применения лекарственных средств
перед транспортировкой, исключая экстренные случаи – когда существуют жизненно
важные показания к применению медикаментов. Следует отметить, что применение
кортикостероидов (например, дексаметазон или преднизолон) может вызвать
угнетение иммунного ответа лошади на активизацию бактерий в респираторном
тракте. Использование нестероидных противовоспалительных препаратов маскирует
лихорадочный ответ на инфекцию и может потенцировать образование язвы желудка.
Применение одной профилактической дозы антимикробных средств перед
транспортировкой не рекомендуется применять в настоящее время. Применение
иммуностимулирующих средств перед транспортировкой не рекомендуется, так как
эти препараты могут вызывать незначительное повышение температуры тела и
недомогание, что может вызвать затруднения при диагностике транспортной болезни.
Существует многолетняя практика использования минерального масла, в качестве
слабительного средства, для лошадей перед транспортировкой. Применение
седативных средств может потребоваться для лошадей сложного поведения при
погрузке или для успокоения в первой половине пути. Следует отметить, что
примене-ние ацепромазина не рекомендуется для жеребцов (Catherine
W.Kohn).Известно, что применение кортикостероидов, нестероидных
противовоспалительных препаратов, седативных средств и многих других
лекарственных препаратов вызывает увеличение концентрации этих веществ в крови,
что является недопустимым для спортивных лошадей, участвующих в соревнованиях.
Информацию о предельно допустимых концентрациях лекарственных веществ, правилах
применения разрешенных и запрещенных лекарственных средств для лошадей на
спортивных соревнованиях можно найти в Ветеринарном Регламенте Международной
Федерации конного спорта.
Также
существуют лекарственные средства, которые помогают организму лошади справиться
с транспортным стрессом. Препарат фирмы Байер 10 % раствор Катозала является
уникальным средством, которое положительно воздействует организм лошади в
состоянии вынужденной гиподинамии при транспортировке:
-
снижает нервную возбудимость животного-лошади спокойнее стоят в автомашине;
-
повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям-неспецифическая
профилактика респираторных инфекций;
-
повышает мышечную активность при усталости и перенапряжении - профилактика
травматизма, перетренированности и увеличение спортивных результатов
(выносливость, резвость, работоспособность);
-
профилактика и лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта лошади,
вызываемых кормлением и содержанием лошади в замкнутом пространстве машины в
течении транспортировки;
7.
Инспекция автомашины. Перед транспортировкой специализированное транспортное
средство для перевозки лошадей должно быть детально проверено на предмет
безопасности и надежности на дороге. Водитель должен быть компетентный и
опытный. Транспортное средство должно отвечать следующим требованиям:
-
наличие окон-люков и кондиционера для обеспечения постоянства температуры и
чистоты воздуха;
-
пониженный уровень вибрации и шума;
-
покрытие пола не скользкое и легко поддающееся очистке и дезинфекции;
-
наличие свободного пространства перед лошадью, достаточного для вытягивания
головы животного вниз и вперед;
-
наличие пассажирского отсека со связью с водителем для сопровождающего
персонала;
-
наличие грузового отсека для хранения запасов кормов и подстилки, инвентаря,
снаряжения и пр.
-
безопасные боксы с надежными креплениями-замками;
Для
обеспечения чистоты воздуха в автофургоне следует использовать подстилку,
которая должна быть менее пыльной и хорошо адсорбирующей мочу и фекальные
флюиды. По возможности, солому, древесные опилки или стружки – лучше не
использовать, а отдать предпочтение нарезанной бумаге или гофрированному
картону. Смену загрязненной подстилки следует производить на остановках для
осмотра и водопоя.
8.
Планирование маршрута транспортировки. При выборе маршрута следования, даты и
времени отправления необходимо учитывать следующее:
-
планируйте время суток для переезда, избегая погодных и температурных
экстримов;
-
предпочтительное время для начала транспортировки - вечернее, когда лошади
более расслаблены, дорожное движение на трассах снижено, дозаправка топливом
происходит быстрее;
-
планируйте регулярные остановки каждые 4 часа для осмотра лошадей, водопоя и
смены подстилки;
-
планируйте достаточное время в конце путешествия, необходимое для очистки организма
от лекарств, необходимых для транспортировки, но запрещенных для участия в
соревнованиях;
-
необходимо планировать 3 дня после прибытия на место назначения для отдыха и
восстановления лошади.
-
также следует учитывать, что после длительного путешествия, многие лошади,
несмотря на все меры профилактики транспортной лихорадки, становятся больными
во время перевозки или в течение первых трех дней после прибытия. Такие
животные нуждаются в лечении. Поэтому рекомендуется планировать 7-8 дней между
прибытием и началом соревнований, необходимых для лечения лошадей с
транспортно-ассоциативными болезнями. Период 7-8 дней предоставляет время для
очистки организма лошади от лекарств, необходимых для лечения, но это не
допустимо ветеринарными правилами соревнований, для которых лошадь была
привезена.
-
при выборе автотрассы необходимо отдавать предпочтение основным транспортным
магистралям, где ускорение и торможение будут минимальными, а режим скорости
может быть постоянно макси-мальным;
-
заранее выберите и согласуйте дату, время и место для ежедневного длительного
отдыха;
-
заблаговременно договоритесь с местными ветеринарными врачами, по пути вашего
маршрута следования, о возможности оказания срочной ветеринарной помощи;
-
планируйте заранее методы воздействия на особо агрессивных и норовистых лошадей
при возникно-вении опасных ситуаций;
9.
Экипировка лошади для транспортировки. В избежания травм при транспортировке,
лошадям наде-вают защитные дорожные ногавки, которые защищают ноги от запястных
и скакательных суставов до венчика, и колокольчики для защиты венчика копыт.
Для предохранения хвоста от зачесов можно ис-пользовать чехол-нахвостник,
который рекомендуется применять с осторожность, учитывая возмож-ность появления
мочевых колик (особенно у жеребцов и меринов) и нарушения кровообращения в
хвосте. Все предохранительное снаряжение должно плотно прилегать к телу лошади,
при этом не на-рушать кровообращения. Если возможно, на остановках каждые 4
часа, рекомендуется снимать ногавки и массажировать сухожилия. Если в салоне
автофургона температура ниже 15*С, рекомендуется надеть попону, которая должна
сохранять тепло и не вызывать перегревания организма лошади.
Данные
рекомендации помогут сохранить здоровье лошадей при транспортировке
автотранспортом.
Список литературы
1. King A.(1996). The Vet Check.
Excalibur Equine Enterprises Fort Erie, Canada.
2. Kohn Catherine W.(2000).The Ohio
State University, Columbus. Guidelines for Transport of Horses.
3.Ласков
А.А.(1985). Перевозка племенных и спортивных лошадей специализированным
автотран-спортом.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zoosite.ru
|