Отражение Премудрости Божией в тварном мире
Отражение Премудрости Божией в тварном мире
Отражение Премудрости Божией в тварном мире
Хоменков А. С.
В
Третьей книге Царств можно прочесть о том, что к древнему царю Соломону раз в
три года "приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и
слоновую кость и обезьян, и павлинов" (3 Цар. 10, 22). Из всех живых
существ здесь упомянуты только обезьяны и павлины. Можно ли найти какой-либо
общий знаменатель в интересе древнего правителя именно к этим созданиям, на первый
взгляд столь различным между собой?
Чтобы
разобраться в этом, попытаемся вначале ответить на следующий вопрос: какой
смысл имеет для павлина его прекрасный, пышный хвост?
Видевшие
павлина в условиях его обитания свидетельствуют: "Никто не может себе
представить красоту павлина, если не видел его в уединенной, дикой пустыне...
Прекраснее всего он выглядит, когда взлетит на дерево, и длинный хвост его
становится чудным украшением того дерева, на котором он сидит".
Но
нужно ли павлину, с точки зрения биологической целесообразности, иметь такой
роскошный хвост, способный украсить собою дерево?
Совершенно
очевидно, что нет. Напротив, для павлина, как и для некоторых других птиц,
иметь подобный роскошный хвост – лишняя обуза, абсолютно бесполезная в его
жизни. Более того: с таким хвостом гораздо труднее спасаться от хищников. Если
следовать логике дарвиновского учения, такой хвост не должен был появиться в
ходе эволюционного развития, поскольку он мешал бы выживанию вида, а
следовательно – "отметался" бы естественным отбором. Сам Дарвин
выдвинул предположение, что причиной появления хвоста павлина и множества иных
признаков эстетического характера, встречающихся в живой природе, является
половой подбор. Дескать, яркие краски и правильные формы вызывают повышенный интерес
у особей другого пола и поэтому их обладатели имеют больше шансов оставить
потомство. Но здесь одна загадка подменяется другой, столь же неразрешимой с
точки зрения дарвинского учения: откуда у живых существ появилось эстетическое
чувство? Ведь оно – не меньший нонсенс для дарвинизма, чем хвост павлина. В
самом деле: раз это чувство способствует возникновению таких признаков, как
павлиний хвост, то оно же мешает существованию вида и, следовательно, – по
неумолимой логике дарвиновского учения, – должно было быть уничтожено все тем
же естественным отбором.
Итак,
эстетические закономерности, широко встречающиеся в живой природе, –
необъяснимы с позиции "функциональной оптимальности" живых существ.
Таких закономерностей – более чем достаточно. Это и яркая окраска, широко
встречающаяся у разных систематических групп живых существ, прежде всего, у
покрытосеменных растений, это и пение птиц в пробуждающемся весеннем лесу, это
и геометрически правильные формы в строении живых тел, среди которых особое
место занимает известная пропорция "золотое сечение".
Эта
пропорция была известна еще Пифагору, который называл ее "золотым
делением". Современное же название – золотое сечение – присвоил ей
Леонардо да Винчи . "Лука Пачоли в 1509 году пишет первое сочинение о
золотой пропорции, названной им "божественной". Иоганн Кеплер говорит
о ней как о "бесценном сокровище"...".
Геометрически
пропорция золотое сечение определяется как "деление отрезка единичной
длины АВ на две неравные части АС и СВ, при котором отношение меньшей части СВ
к большей АС равняется отношению большей части к целому отрезку АБ. СВ/АС =
АС/АВ".
Что
касается живой природы, то "уже со времени И. Кеплера особая эстетичность
пропорции золотого сечения связывается в научной литературе с ее
морфогенетической реализацией в биотелах". Исследователи отмечают:
"Тело человека, взятое в средних идеальных пропорциях, во многих ясно
различных частях своих являет целые серии крупных и мелких подразделений по
этому закону". В частности, "высота лица (до корней волос) относится
к вертикальному расстоянию между дугами бровей и нижней частью подбородка, как
расстояние между нижней частью носа и нижней частью подбородка относится к
расстоянию между углами губ и нижней частью подбородка, это отношение равно
золотой пропорции".
Однако
пропорция "золотое сечение" распротраняется не только на строение
тела человека. "В растительном царстве наблюдается то же; например, длина
стеблевых колен у многих злаков и расстояние последовательных ходов спиральной
линии, проводимой через точки прикрепления сучьев и листьев у многих кустовых и
древесных пород, развивающихся при нормальных условиях, строго подчиняются
закону золотого сечения". Во многих раковинах моллюсков этому же закону
подчиняется расстояние между завитками. Пропорция золотое сечение была выявлена
и в строении слуховой улитки человека, а также во взаиморасположении палочек и
колбочек глазного яблока, в компонентах генного аппарата человека и животных, в
биоритмах головного мозга и в электрокардиограмме.
И
чем больше изучают строение живых тел, тем больше они находят в них
эстетические закономерности, связанные с золотой пропорцией. Эти закономерности
выявляются часто не сразу, но после детального математического анализа:
пропорция золотое сечение распространена в природе в большинстве случаев в виде
своих производных, то есть представляет собой "константу неявную, а
глубоко скрытую от поверхностных наблюдений". Следовательно – золотое
сечение – более распространено, чем может показаться при поверхностном взгляде.
Многие
исследователи считают, что золотое сечение – это феномен, "пронизывающий
собой все уровни организации материальных объектов", и поэтому он наделен
"глубоким онтологическим смыслом". Но к пониманию этого таинственного
смысла современная материалистически–ориентированная наука так и не
приблизилась. Единственное, что она смогла сделать – это засвидетельствовать
что принцип "функциональной оптимальности" строения живых организмов
здесь ни при чем. Этот вывод известный русский биолог Любищев сформулировал еще
в 1925 г. Он считал вслед за Кеплером гармонию "реальным формообразующим
фактором" и показал в своих работах, что морфологические структуры
биологических объектов "лишь в частных случаях определяются выполняемыми
функциями, а в более общем случае подчиняются некоторым математическим законам гармонии.
В многообразии форм есть своя, не зависимая от функции упорядоченность".
Другими словами можно сказать, что эстетически правильные формы в строении
живых существ, к которым, в частности, относится и пропорция золотое сечение –
абсолютно бесполезны в плане повышения жизнеспособности организмов.
Однако
там, где бессильна наука, в свои законные права вступает основанная на
Божественном Откровении богословская мысль. Что может она поведать нам о
таинственном смысле золотой пропорции и иных эстетических закономерностей живой
природы?
Согласно
учению отцов Церкви, наиболее полно выраженного в трудах св. Максима
Исповедника, бытие каждой вещи, каждого явления нашего мира определяется ее
трансцендентно–идеальным "корнем" – логосом, являющимся энергией, или
"произнесенной мыслью" (слова всегда есть "произнесенные
мысли") Логоса Ипостасного. "Отцы и учителя Церкви всегда так и
понимали мир, как гармоническое и органическое целое, пронизанное лучами
зиждительного Логоса и Премудрости. Эта "логосность" мироздания
обнаруживается повсюду, она отображает волю Создателя и Промыслителя. Логосы
вещей, явлений, стихий суть отблески Логоса Божия".
Имея
внепространственную и вневременную природу, логосы явлений принципиально
недоступны для прямого научного изучения. В то же время их
"присутствие" ощущается в законах мироустроения и гармонии мира.
Святоотеческая традиция учит: "Все в мире есть тайна Божия и символ.
Символ Слова, ибо откровение Слова. Весь мир есть Откровение, – некая книга
неписанного откровения. Или, в другом сравнении, – весь мир есть одеяние Слова.
В многообразии и красоте чувственных явлений Слово как бы играет с человеком,
чтобы завлечь его и привлечь, чтобы он поднял завесу, и под внешними и видимыми
образами прозрел духовный смысл".
В
частности, об этом духовном смысле свидетельствует и пропорция золотое сечение.
В самом деле: золотое сечение – это разделение какого–либо отрезка на две
неравные части таким образом, что меньшая часть относится к большей, как
большая – к длине всего отрезка. Количественно такое отношение приблизительно
равняется числу 0,618. Но само по себе это число не говорит о том глубоком
смысле, который оно в себе заключает.
Задумаемся
о сущности золотой пропорции. Любой отрезок можно разделить на бесчисленное
число неравных частей. Но только в одном случае соотношение между ними и целым
будет идеально простым и правильным. Этот случай – золотое сечение. По словам
исследователей, "золотое сечение представляет собой одно из тех
замечательных математических соотношений, которые по существу и простоте идеи
прямо вытекают из природы вещей". Можно сказать, что в этой пропорции
материальными средствами передается смысл, идея. Само представление о
каком–либо смысле у нас всегда сочетается с представлением о слове – носителе
этого смысла. Нечто подобное мы можем сказать и о том смысле, которым наполнены
природные объекты. Этот смысл свидетельствует о тех энергиях-логосах, которые,
исходя из Логоса Ипостасного, дают основание жизни тварного мира.
Пропорция
золотое сечение – простейший пример такого отражения Божественной Премудрости в
тварном мире. В более широком плане об этом же говорят и все другие
эстетические формы живой природы, в том числе и тот роскошный хвост павлина,
ради которого этих птиц привозили к древнему царю Соломону.
Однако
мы обещали поискать общий знаменатель в интересе древнего правителя как к
павлинам, так и к обезьянам. Последних привозили, конечно же, не ради
удовлетворения эстетических запросов царя Соломона, но, видимо, ради их внешней
схожести с человеком. Ведь и в средние века, как пишут очевидцы, множество
обезьян привозили в Европу для знатных лиц, которые получали наслаждение,
наблюдая за их "умением подражать человеческим жестам". В чем же
смысл этой пародийной схожести обезьян с человеком?
Эволюционисты
видят в этой схожести свидетельство происхождения человека от обезьяны. Однако
несколько десятилетий напряженных поисков окаменевших свидетельств
предполагаемого эволюционного восхождения от обезьяны к человеку не дали
ожидаемых результатов. Вопреки расхожим мнениям и содержимому школьных
учебников можно с уверенностью утверждать, что достоверных свидетельств
существование "обезьяночеловека" найдено не было: "Ни разу не
был найден скелет такого существа целиком или хотя бы значительная его часть",
в то время как окаменевших останков просто обезьян и просто людей было
обнаружено более, чем достаточно. Может быть, существующая схожесть обезьян с
человеком также является одной из форм отражения Божественной Премудрости в
тварном мире? Что об этом может засвидетельствовать христианская традиция?
Человек,
как учит нас Священное Писание, создан по образу Божию (Быт. 1, 26 – 27). Это
высочайшее свойство человека запечатлено во всем его облике, обладающим, по
сравнению со всеми живыми существами, царственным величием. Однако, люди могут
терять это величие, будучи порабощены различным страстям и порокам, искажающими
в них образ своего Творца. И тогда вместо этого величественного образа, по
которому человек создан, в нем начинает проявляться его пародийный образ,
который во всей своей полноте он может наблюдать у обезьян. Не зря ведь в
древности у христиан существовала традиция называть грешников
обезьяноподобными. Обезьяны, в таком понимании, должны своим видом и повадками
мягко и ненавязчиво предостерегать от греховных поступков человека, служа ему
при этом и объектом увеселения, и пищей для размышления: на кого он будет
походить, "если утратит свой образ" . И такой подход к проблеме
внешней схожести обезьяны с человеком находит свое законное подтверждение в
современной приматологии – науке, занимающейся изучением обезьян. Дело в том,
что, несмотря на значительное различие во внешности человека и шимпанзе,
оцениваемой по объективным морфологическим критериям как различие на уровне
подотрядов , внутреннее сходство по физиологическим, биохимическим и
генетическим показателям здесь большее, чем у видов одного рода. Исследователи
Е. Брюс и Ф. Айала (Калифорнийский университет) показали в 1979 году:
генетическая дистанция человека – шимпанзе равняется 0,386..." . Подобную
генетическую и биохимическую близость, как известно, имеют "виды-двойники
насекомых и млекопитающих". Такие виды-двойники внешне почти не различимы.
Это
единственный случай такого рода в живой природе и иначе, как специальным
замыслом Творца о творении, его объяснить невозможно. Его смысл – добиться при
значительном внешнем отличии обезъяны от человека максимального внутреннего
сходства, – того, что выражается в различных обезьяньих ужимках, так похожих на
человеческие. Без общности физиологической и биохимической организации, а,
следовательно – и генетической близости, – такая внутренняя схожесть была бы
невозможной.
Итак,
в интересе царя Соломона к павлинам и обезьянам вполне можно найти общий
знаменатель: и там, и здесь мы сталкиваемся со следами Божественной
Премудрости, разбросанными в тварном мире.
Список литературы
Григорий
Нисский. Об устроении человека. СПб. 1995.
Иоанн
Дамаскин. Точное изложение православной веры.Спб. 1894.
Бауден
М. Обезьянообразный человек – факт или заблуждение? – Симферополь. 1996.
Брэм
А.Э. Жизнь животных. Т. 1 – 3. – М.: "Терра" – "Terra".
1992.
Васютинский
Н. Золотая пропорция. М. Молодая гвардия. 1990.
Гукслей
Т.Г. Место человека в царстве животном. – М. 1864.
Епифанович
С.А. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – Киев. 1915.
Киприан,
архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник. 1996.
Лосев
А.Ф. Музыка как предмет логики// Из ранних произведений. М. Правда. 1990.
Мейен
С.В., Соколов Б.С., Шрейдер Ю.А. Классическая и неклассическая биология.
Феномен Любищева// Вестн. АН СССР. – 1977. № 10.
Петухов
С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М. Наука. 1981.
Розенов
Э.К. Статьи о музыке. Избранное. М. Музыка. 1982.
Рэфф
Р.; Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. – М.: Мир. 1986.
Светлов
П.Г. (под редакцией) и др. Александр Александрович Любищев. Л.: Наука. 1982.
Тимофей,
священник. Две космогонии. – М.: Паломник. 1999.
Тимофеев-Ресовский
Н.В., Вонцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. – М.: Наука.
1977.
Урманцев
Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. – М.: Мысль. 1974.
Флоровский
Г.В. Восточные отцы V–VIII веков. – М:. 1992.
Фридман
Э.П. Приматы. – М.: Наука. 1979.
Фридман
Э.П. Этюды о природе обезьян. – М.: Знание. 1991.
Шевелев
И.Ш. О формообразовании в природе и в искусстве// Золотое сечение. М.:
Стройиздат. 1990.
Шмелев
И.П. Третья сигнальная система// Золотое сечение. М. Стройиздат. 1990.
Юнкер
Р.; Шерер З. История происхождения и развития жизни. СПб. Кайрос. 1997.
|