Ландшафтная архитектура пришкольного двора
Ландшафтная архитектура пришкольного двора
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальная общеобразовательная школа №34
Проектная
работа
по биологии
на тему:
«Ландшафтная
архитектура пришкольного двора».
Выполнила: ученица 11А класса
Васильева Н.И.
Проверила: Василенко
Г.П.
г. Хабаровск
2005г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Школьный участок и его
проблемы.
3. Школьный участок как
экосистема.
4. Растительный и животный мир
школьного участка.
5. Ландшафтный дизайн школьного
участка.
5.1 Газоны.
5.2 Цветоводство.
5.3 Деревья и кустарники.
6. Заключение.
7. Список литературы.
8. Приложение.
8.1 Мои предложения по благоустройству
школьного участка.
8.2 План школы №34.
8.3 Предполагаемый план школы №34.
8.4 Растительный мир в картинках.
1. Введение.
Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается
особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и
целесообразного окружения для человеческой жизни.
В этих целях ландшафтная архитектура использует
такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф,
пода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все
компоненты ландшафта тесно снизаны между собой, их состояние и развитие зависит
от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной
деятельности человека. Все это приходится учитывать в своей работе ландшафтному
архитектору.
Только в последние годы сложилось представление
об искусственной среде, которая формируется в процессе урбанизации,— сложном
организме со многими антропогенными компонентами, проявляющимися через
факторы среды и через населяющих его жителей. Среда, сочетающая биогенные и
антропогенные компоненты в одной системе, имеет и свои экологические закономерности.
Предстоит создать в городских поселениях среду,
не менее благоприятную и здоровую, чем любая разновидность «загородной»
среды. Это — существенная сторона процесса стирания граней между городом и деревней,
которую все еще принято ограничивать аспектами улучшения быта деревенского, а
не городского.
Задачи рационального использования природных
ресурсов в народном хозяйстве и те специфические условия, которые сложились в
разных районах нашего города, заставляют выделить три группы проблем, в решении
которых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду с многими другими
специалистами. К первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с
сохранением существующих естественных ландшафтов; вторая группа охватывает широкий
комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями; наконец, третья
группа, еще относительно мало развитая, связана с проблемой создания
«искусственного» ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный
или неблагоприятный природный ландшафт.
Естественные ландшафты весьма чутки к изменениям,
вызываемым процессами урбанизации и их промышленного освоения. Сегодня мы
вправе говорить лишь об очаговом сохранении нетронутого ландшафта, на базе
которого должно вестись постоянное изучение закономерностей развития природной
среды, что позволит, с одной стороны, правильно решать различные проблемы освоения
природных ландшафтов и с другой — разработать основу методики формирования
новых «искусственных» ландшафтов.
При разрушении структуры естественного ландшафта
в процессе преобразования чаще всего создается и развивается антропогенный
ландшафт с характерным для него новым соотношением слагающих элементов. Обычно
процессы развития этого ландшафта должны контролироваться и управляться
человеком. Человек в этом случае выступает в активной роли, он своей
постоянной деятельностью определяет структуру ландшафта и его развитие. В
настоящее время основную часть составляют преобразованные деятельностью
человека ландшафты, с которыми приходится иметь дело ландшафтному архитектору.
Но наиболее сложные проблемы возникают в тех случаях,
когда непродуманное или излишне интенсивное освоение природных ресурсов ведет
к образованию «обезображенных» или «мертвых» ландшафтов. Их восстановление -
одна из наиболее важных и сложных проблем современной ландшафтной архитектуры,
многие технические и биологические аспекты которой еще не исследованы. Однако
подобные неблагоприятные участки представляют собой важный резерв территории,
которую можно использовать для строительства, сельского хозяйства, отдыха.
В наше время ландшафтная архитектура все более и
более тесно связывается с архитектурой, градостроительством, районной
планировкой: все эти области в настоящее время занимаются изучением и регулированием
особых процессов, каждый из которых обладает спецификой динамического
развития. Комплекс этих процессов в значительной степени определяет
особенности формирования среды в целом, поэтому деятельность в какой-либо из
указанных областей вне связи с остальными немыслима.
Проблемы роста населения и всестороннего
развития деятельности человека взаимосвязаны с процессами преобразования и
развития среды; основным местом концентрированного взаимодействия этих
процессов являются человеческое поселение и прилегающие к нему территории. Не
случайно поэтому, что основные опыты улучшения среды средствами ландшафтной
архитектуры, основной объем проектирования и строительства относятся к крупным
и средним городским образованиям
Естественные ресурсы, используемые городом, как и
сфера его влияния, выходят за пределы его установленных административных границ.
Следовательно, понятие среды города не совпадает с понятием его территории,
более того, влияние среды крупного города распространяется иногда и за пределы
агломерации.
Целесообразно учитывать наличие трех уровней
рассмотрения взаимодействия природных факторов и городской среды.
Первый уровень рассмотрения закономерностей
формирования среды городского поседения исходит из представления о среде
города как элементе глобальной среды, связанном с нею разнообразными взаимными
влияниями.
Так, растительность, окружающая город,
испытывает с его стороны двоякое воздействие: непосредственное, когда растительность
уничтожается для потребления городом или для расчистки территории в связи с
изменением ее использования, и вторичное — через климат. Эпизодические
изменения климата в городском окружении способны вызвать устойчивые изменения
в состоянии и развитии растительности. Можно считать, что растительность
испытывает неблагоприятное воздействие всех видов деятельности человека, происходящей
в самом городе и его окружении. Даже специально охраняемые вблизи города
участки растительности испытывают на себе подобное его влияние.
Второй уровень рассмотрения проблемы среды
городского поселения составляет изучение состояния среды в пределах границ
поселения. Среда города противопоставлена своему природному окружению. Природные
ландшафты подвергнуты радикальному преобразованию, они стали неузнаваемы;
введены новые архитектурно-градостроительные элементы, формирующие новую
среду. Эта среда пока еще изучена частично. Так. в архитектурной и
градостроительной теории более или менее изучен вопрос о рельефе и силуэте
города; однако рельеф как выражение геологической структуры города, как
компонент, определяющий состояние остальных компонентов среды, рассматривается
пока лишь в немногочисленных работах. Еще меньше разработана концепция,
рассматривающая и самую застройку как изменение первоначальной рельефной
подосновы города, как своеобразный «антропогенный рельеф» города.
Третий уровень рассмотрения городской среды —
это, так сказать, точка зрения жителя города на его непосредственное окружение,
рассмотрение «ячеек», формирующих целое городской среды. Этот уровень сравнительно
более изучен, хотя бы, например, в аспекте народного жилища, в котором воплощен
вековой опыт регулирования состояния «микросреды». Кроме того, современные
исследования среды города начинались чаще всего «от частного», и в этой
области также накоплен значительный материал. Этот аспект чрезвычайно важен,
так как именно здесь поддаются лучше всего учету и оценке ощущения обитателя
среды, индивидуума, ради которого в конце концов и существует город. Здесь происходит
непосредственный контакт с разными типами окружения, определяющими смену состояний
человека, ритм его жизни. Здесь становится равноценным участие природных и
искусственных компонентов в формировании среды, и элементы природного ландшафта
используются, так или иначе, в искусственной форме.
На всех трех уровнях при рассмотрении
взаимодействия природных элементов с городом выявляются одни и те же закономерности:
·
рельеф и застройка в равной мере являются основой, на которой
формируются экологические связи в городской среде;
·
климат и микроклимат, чутко воспринимая антропогенные
воздействия, своим изменением определяют комфортность среды обитания человека;
·
вода играет ведущую роль во всех процессах формирования и
оздоровлении городской среды;
·
растительность - надежное средство улучшения химического состава
воздуха, в других отношениях — относительно слабый регулятор состояния среды.
Уровни взаимодействия природной среды и города
проявляются и в эстетическом восприятии ландшафтов человеком и в задачах
ландшафтного проектирования. Это сказывается даже в терминологии ландшафтного
проектирования, где существует понятие пейзажа, более конкретное, чем понятие
ландшафта1. Действительно, ландшафт местности слагается из ряда
пейзажей, может быть и разных, но в целом создающих единое представление об
общем ландшафте данной местности или парка.
Пейзаж — ограниченное пространство, открывающееся
с определенной точки, это отдельные фрагменты природы, вызывающие разные
ощущения и настроения. Как в пейзажной живописи, где изображение природы
художником отражает его отношение к природе, его мысли, чувства, общественное
мировоззрение, так и в ландшафтном искусстве изменение природы, сделанное в
натуре по определенному замыслу, создает определенные пейзажные картины.
Пейзажи разделяются на виды, незначительные по
пространству. В ландшафтном искусстве раскрытие в пейзаже отдельных видов
связано с удачной планировочной системой. Общая ландшафтная картина как бы
слагается из ряда пейзажей и видов.
Пример — в пригородном ландшафте растительность воспринимается
в общих массах. Она создает многоплановость в ландшафте; передний план акцентируется, создавая рамку ландшафту; все группировки воспринимается крупными пятнами открытых и
закрытых ландшафтов. В малом саду
среди декоративных качеств растительности особую роль приобретают фактура и цвет листьев, ствола, ветвление каждого дерена, яркие тона цветов.
В области ландшафтного
проектирования существует как бы своя типология: общая система озелененных территорий города; система озелененных территорий
для загородного отдыха; проектирование отдельных элементов системы озеленения — парков городского типа и
районного значения, бульваров, санитарно-защитных
зон и многих других объектов.
Проектирование системы
озелененных территорий города неразрывно связано с проектированием его генерального плана. При этом нужно отметить, что
в настоящее время и объем, и содержание понятия «ландшафтное проектирование» города значительно возрастают. Помимо
подробной проработки мер по преобразованию или восстановлению рельефа, по организации комплексной
системы водных пространств и озелененных территорий,
ландшафтное проектирование сегодня подразумевает и анализ территории
будущей застройки, имеющий целью заранее
наметить зоны охраняемого ландшафта
и зоны, в различной степени подвергающиеся преобразованию. Кроне того, в генеральном плане намечается характер общей пространственной концепции, основой для которой служит взаимодействие элементов архитектуры и ландшафта, природного или искусственного», т. е. преобразованного человеком.
Таким образом, тщательная
проработка системы городских озелененных территорий — одна из основных задач ландшафтной
архитектуры, значение которой по мере расширения
деятельности по строительству и реконструкции городов будет
повышаться.
Специфический комплекс
проблем встает перед ландшафтным архитектором в обширной области
проектирования мест загородного отдыха; в
особенности сложны и разнообразны эти проблемы в зонах
влияния крупных городов.
Усилия ландшафтных
архитекторов по-прежнему направлены на проектирование и строительство озелененных внутригородских территорий — именно
они играют важнейшую роль в формировании
своеобразного облика города. Внутригородские
озелененные территории имеют и сложнейшую функциональную нагрузку. Поэтому внимание, уделяемое в проектной практике разработке городских парков и зон отдыха, вполне оправдано.
Цель обучения ландшафтному проектированию - выработать у школьника средовой,
экологический подход к творчеству, создать правильное представление об
эстетических и функциональных возможностях природных элементов.
Моя задача - дать ясное представление о принципах решения основных проблем
ландшафтной архитектуры, о том, как они проявляются в современной архитектурной
практике.
1 Понятия «ландшафт» и «пейзаж» взяты условно. В
принятой терминологии эти слова обычно являются синонимами, пришедшими из
немецкого (Landschaft) и французского (pay-sage) языков. В географической ландшафтоведении
ландшафт — понятие территориальное; оно отражает определенную структуру
экологических связей, возникшую в процессе эволюции.
2. ШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК
и его проблемы.
Средняя школа №34
расположена на одной из центральных улиц города Хабаровска – Гоголя 24. Она
окружена различными зданиями: восточная и южная сторона граничит с
Государственным Медицинским Университетом, на северной стороне находится
гаражный сектор, а западную часть составляют жилые дома. На заднем дворе школы
– спортивная площадка, представленная стадионом. Площадь участка приблизительно равна 1га
955кв.м.
Хочется отметить,
что рядом со школой расположены: площадь Ленина, украшенная фонтанами;
различные культурные центры - театр Драмы, театр Музыкальной комедии, юного
зрителя, детский центральный парк, парк «Динамо», различные музеи и выставочные
залы. Но технический прогресс отрицательно сказывается на экологической
ситуации. И моя цель: хотя бы на школьном участке предложить решение данной
проблемы.
Около входа в
школу расположена автостоянка. Здесь происходит постоянное движение и парковка
автомобилей. Зачастую машины стоят возле школы со включенными двигателями. В
связи с чем идет постоянное загрязнение воздуха вредными для организма веществами
(соли тяжелых металлов и др.). На территории школы слева от центрального входа
находятся мусорные баки. Освещение школьного участка недостаточно. Отсутствуют фонари
как на самом участке, так и на прилегающей к ней улице. Нет питьевых
фонтанчиков.
Дорога к зданию
школы лежит через школьный участок. Проблема состояния и благоустроенности
школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем кажется на
первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или
оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую
эти особые по своему назначению объекты от загазованной городской среды.
Запрет
курения во всех общественных местах, на пришкольном дворе, обеспечил
бы нам свежесть воздуха и чистоту окружающего мира. На сегодняшний день
считается нормальным курение на школьной лестнице, когда, может быть, 2 года
назад это строго запрещалось. Борьба с курением - это
непрекращающееся сражение, которое мы все еще
ведем. Богатство и рекламные возможности американской
табачной индустрии делают курение серьезным
врагом. Число старых курильщиков уменьшилось, но молодые люди,
включая девушек, все еще попадают в ловушку этой вредной
привычки. Мы не имеем права позволить себе проиграть это сражение.
Необходимо
ввести запрет на употребление жевательной резинки. Жевательную резинку
вставляли в замочные скважины, асфальт, стены. Брошенная
на пол жевательная резинка значительно увеличивала
стоимость уборки и портила уборочное оборудование.
Не
приложи мы усилий, чтобы убедить людей изменить свои привычки, мы жили бы
в куда более грубом и диком обществе. Мы начали с
воспитания наших людей. После того, как мы убедили большинство
из них, мы стали издавать законы, чтобы наказывать
меньшинство людей, преднамеренно нарушавших правила. Это сделало
школьный двор более приятным местом для жизни.
Благодаря
законодательному изменению за загрязнение или засорение (выбрасывание окурков,
мусора, бумаг, использованных упаковок, бутылок и т.д.) общественных мест,
лица, участвующие в таких мероприятиях, должны быть призваны к административной
ответственности.
Необходимо
немедленное решение проблемы грязи и пыли в районе школьного двора. Мы,
конечно, привыкли так жить. Но постоянное существование в таких условиях может
повредить нашему здоровью. Уборка школьного участка должна осуществляется в соответствии
с «Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения
чистоты и порядка.
Существует
хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому
большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она
должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим
большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и
проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка
влияет на наше здоровье и организм в целом. Выхлопные газы, горение лесов,
свалки мусора, неочищенная вода, размножение грызунов-вредителей – все это в
значительной степени нарушает экологический баланс и приводит к возникновению
различных заболеваний. Нужны меры по преодолению сложившейся ситуации. И в
своем реферате я бы хотела осветить все данные аспекты.
3. ШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК
КАК ЭКОСИСТЕМА.
Живые организмы и
их неживое окружение неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянном
взаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом
и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сеть
вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающую
их среду в сложные экологические системы.
Страницы: 1, 2
|