Что такое биоритмы
Что такое биоритмы
1.
Что такое биоритмы?. 3
2.
Охарактеризуйте здоровье, как философскую характеристику. 8
3.
Нетрадиционные методы оценки функционального состояния здоровья. 13
Список
литературы.. 17
Биоритм — это циклические явления жизнедеятельности любого живого
организма. У человека их три: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
Наличие биоритмов не зависит от расы, национальности, социального положения и
места нахождения человека. Их количество и продолжительность едины для всех.
Кроме того, все ритмы человека скоординированы со сменой дня и ночи.
Механизм «биологических часов» находится в гипоталамусе (отдел
промежуточного мозга) и имеет сложную структуру, где ведущую роль играют
гормональные факторы. В течение суток ход «часов» неравномерен, он способен
замедляться или ускоряться, что сказывается на обмене веществ клеток и
внутренних органов человека. Так, за 24 часа происходит 5 подъемов активности и
5 ее спадов.
Изучение биологических ритмов имеет важное практическое значение для
медицины, так как реакция человека на лечебно-профилактические процедуры, а
также на действие препаратов может несколько отличаться в зависимости от того,
на какой период они приходятся.
Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и
отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. О том, как совместить
биоритмы с образом жизни, сегодня рассказывает кандидат медицинских наук,
член-корреспондент Международной академии наук Михаил Викторович Березкин.
Греческий врач Герофил за 300 лет до н. э обнаружил, что пульс у здорового
человека меняется в течение дня. Подсознательно человек выбирает время, когда
ему легче работать.
Приблизительно 400 - 500 лет назад человек стал жить по часам, а до этого
в них необходимости не было, так как работали природные и биологические часы.
Биологические часы – механизм уникальный. Механизм «биологических часов»
находится в гипоталамусе (отдел промежуточного мозга) и имеет сложную структуру,
где ведущую роль играют гормональные факторы. В течение суток ход «часов»
неравномерен, он способен замедляться или ускоряться, что сказывается на обмене
веществ клеток и внутренних органов человека.
Так, за 24 часа происходит 5 подъемов активности и 5 ее спадов:
Подъемы:
с 5 до 6 утра,
с 11 до 12 часов,
с 16 до 17 часов,
с 20 до 21 часа,
с 24 до 1 часа ночи.
Спады:
с 2 до 3 часов,
с 9 до 10 часов,
с 14 до 15 часов,
с 18 до 19 часов и
с 22 до 23 часов.
Если Вы беременны и Вам вдруг очень хочется немного отдохнуть, не
пытайтесь лишний раз перебороть себя. Может, сама природа подсказывает Вам, что
сейчас лучше расслабиться? Подарите себе такую возможность, и у Вас появится
драгоценное время для общения с будущим малышом.
Всех людей по динамике работоспособности можно условно разделить на:
Голубей (они легко приспосабливаются к любому режиму труда, то есть хорошо
работают в любое время суток, когда это требуется).
Сов (представители этого типа людей наиболее эффективно работают в вечернее,
и даже ночное время).
Жаворонков (они рано встают, лучше всего себя чувствуют и эффективнее
работают именно в первой половине дня).
Точно установить, «что Вы за птица», вам поможет тест немецкого ученого Г.
Хильдебрандта. Утром сразу после пробуждения измерьте частоту сердечных
сокращений (ЧСС) и число вдохов. Если отношение ЧСС к вдохам равно примерно
4:1, то вы "голубь", если 5:1 или 6:1, то вы "жаворонок".
Увеличение частоты вдохов и уменьшение соотношения ЧСС к числу вдохов характерны
для "сов".
Можно сказать по другому: биоритмами называются ритмы физиологических
процессов, присущие всем живым организмам. Их характер всегда индивидуален. В
зависимости от характера биоритмов людей можно разделить на пять биоритмических
типов, или хронотипов. Это "совы", поздно ложащиеся спать, наиболее
активные во второй половине дня или вечером и ночью; "жаворонки" -
рано встающие, наиболее активные утром; слабо выраженный утренний тип (СВУТ);
"голуби", одинаково активные в разное время суток, и слабо выраженный
вечерний тип (СВВТ).
Большое значение имеют сезонные биоритмы. Они определяют зависимость
заболеваемости от времени года. Многие из нас, наверное, замечали, что осенью и
особенно весной более частыми становятся обострения язвы желудка, аллергии и
ревматизма.
Режим труда и отдыха должен соответствовать хронотипу.
"Жаворонкам" не рекомендуется работать в вечернюю смену или по ночам,
потому что может нарушиться синхронность действия биоритмов организма.
Результат - резкое ухудшение состояния здоровья. Сбой биоритмов может
произойти и когда человек резко меняет режим труда и отдыха. Например, при
переходе на посменную работу или работу полными сутками.
Отдельный вопрос - работа в непривычных климатических условиях. В поисках
работы вас может занести в другую климатическую зону - возможно, даже в
Заполярье или тропики. Нельзя недооценивать вред от столь опрометчивых перемен.
Ведь организму приходится приспосабливаться к непривычному атмосферному
давлению, влажности, температуре и - самое главное - часовому поясу. Вот тут-то
и подстерегают сбои биоритмов.
Какой конкретный вред приносит нарушение синхронности биоритмов? Прежде
всего, резко ухудшается самочувствие и ослабевает иммунитет. Очень часто у
людей, которые относятся к утренним типам, но работают ночью или суточно,
нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы и терморегуляция. Они
постоянно чувствуют усталость, слабость, легковозбудимы, их организм не
восстанавливается во время отдыха. Кроме того, они чаще, чем другие, становятся
"жертвами" обострений хронических болезней и простудных заболеваний -
ОРЗ, гриппа, бронхита. Я называю это явление "состоянием биологического
нездоровья".
При акклиматизации к новым, непривычным или экстремальным климатическим
условиям происходят изменения в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной,
пищеварительной систем, терморегуляции. Некоторые люди неадекватно воспринимают
внешние явления. Такие же нарушения возникают в первое время после перехода на
вечернюю, ночную, суточную и трехсменную работу.
Какой образ жизни нужно вести, чтобы избежать сбоя биоритмов? Каждый
человек должен определить, насколько сохранны его биоритмы. Для этого нужно
протестироваться и определить свой хронотип. Существуют различные методы
определения хронотипа, однако самым надежным, на мой взгляд, является тест
Остберга. О его эффективности говорят результаты обследования 150 студентов
вечернего факультета при различных режимах работы. Оказалось, что
"совы" составили 4%, СВВТ - 15%, "голуби" - 68%, СВУТ -
13%, "жаворонков" не было. Видимо, "жаворонки" не смогли
адаптироваться к учебе вечером.
Автор твердо убежден, что причина "отставания" современной
медицины внутренних болезней заключается не в недостаточности текущих научных
усилий, а именно в некомпетентности современной философии, не обеспечивающей
науку и практику биомедицины необходимыми основами и подходами к рассмотрению и
постижению феномена индивидуального здоровья человека. В этой связи следует в
полной мере согласиться с мнением Владимира Коновалова, что: "Любой
специалист, стоящий на позициях современной медицины, просто не может иметь
правильного представления о том, что такое лечение первопричины, а не
следствия, индивидуальный подход... Те теории, которые выдвигаются изначально
обречены на провал, поскольку основаны на частностях... В основе же должно
лежать философское понимание мироздания и человека как его неотъемлемой части.
А поскольку в наше время нет стройной теории мироздания, т.е. философия
переживает кризис, то кризис медицины есть следствие кризиса науки наук -
философии"[[1]].
Сам Владимир Коновалов объясняет нам, на примере пациента с аллергией, что
индивидуальный подход в рамках современной научной биомедицинской парадигмы
означает определение "индивидуального набора аллергенов", с
последующим подбором противоаллергического препарата и проведением
специфического "курса гипосенсибилизации к выявленному аллергену".
Принципиально, однако, что полностью вне поля зрения современного
научно-медицинского сообщества оказывается сущностный вопрос: "Почему у
данного человека есть аллергия на то, на что у тысяч других людей ее нет?"[[2]].
Прямым доказательством существующей некомпетентности современной философии
и науки (в отношении к индивидуальному здоровью человека) служит так нами
называемый "парадокс творения". Здесь подразумевается, что
современный человек, являясь творением Природы, в свою очередь активно создает
(творит) социальные и экологические формы бытия на планете Земля, и, в
настоящем, реально управляет всем (Земным) жизненным процессом в целом. В то же
самое время, однако, не менее чем на 90% все существующие факторы риска
современных хронических неинфекционных заболеваний имеют своим происхождением
экологическую и социальную деятельность человека и, таким образом, - напрямую
проистекают из человеческой (творческой) деятельности. Иначе говоря, 90% всех
хронических неинфекционных заболеваний имеют антропогенное происхождение,
являясь "творением" рук и разума человека. Как прямой вывод следует,
что современные хронические неинфекционные заболевания фактически происходят из
существующей онтологической, аксиологической, эпистемологической и этической
некомпетентности и неразумности современной философии, науки и человека.
В любом случае, одна позиция является предельно ясной: справиться с
кризисом современной биомедицины (в отношении к постижению феномена
индивидуального здоровья человека) возможно только на пути выстраивания новой
системы базисных онтологических принципов, которая бы оказалась хорошо
подготовленной для выдвижения новых веских теоретических предложений, надежных
и достаточных, в свою очередь, для обоснования собственно процесса
рационального постижения и познания индивидуального здоровья человека.
В этом вопросе мы твердо убеждены, что давно уже наступило время для
реабилитации и реализации онтологических и эпистемологических потенциалов
русской философской космистской традиции всеединства и активной эволюции.
Полагаясь на заключения ведущих отечественных и зарубежных исследователей
философского космизма [С.Семенова, 1993; В.Сагатовский, 1994; А.Алешин, 1995;
О.Шубаро, 1998; И.Калчев, 1999; Е.Гутов, 1996; и др.], мы указываем здесь
десять наиболее характерных черт русского космизма (как семантический инвариант
идей, развиваемых в рамках единой философской системы русского космизма):
1) Идея всеединства - центральная идея русского космизма;
2) Идея незавершенности развития мира и человека;
3) Идея творческого призвания человека;
4) Идея преображения мира как смысла человеческой жизни;
5) Идея активной эволюции;
6) Понимание восходящего характера эволюции;
7) Идея об ответственности человека за судьбу мира;
8 ) Идея синтеза наук;
9) Эпистемологическая позиция "гносеологического реализма",
подразумевающая в себе "идеал цельного познания, т.е. познания как
органического всеобъемлющего единства, провозглашенный Киреевским и
Хомяковым...", объединяющий "чувственный опыт, рациональное мышление,
эстетическую перцепцию, нравственный опыт и религиозное созерцание...", и
развивающий "такую философию, которая бы явилась всеобъемлющим
синтезом"[[3]]; другими
словами, - понимание истинного знания как результата правильного целостного
взаимоотношения эмпирического, рационального и мистического (интуитивного)
знания;
10) Аксиологическое понимание, что все человеческие страдания укоренены в
недолжном космическом состоянии человека (и мира). В этом отношении уместным
будет отличать понятия культуры и цивилизации: “Культуру можно определить как
процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно
в реализации определенных ценностей или жизненных смыслов. Цивилизация есть
соответственно система средств, обеспечивающих эффективную реализацию ценностей,
смыслов культуры”[[4]].
Как известно, философский космизм составлял собой основное течение
самобытной философской мысли России конца 19-го и начала 20-го века. Кроме
того, в начале 20-го века сформировались предпосылки к его будущему великому
расцвету и выходу на мировую арену. Однако, начиная с 1917 года русский космизм
был безобразным образом репрессирован, подавлен большевистским режимом именно
физическим образом ("гулаги", все виды идеологического и физического
террора); так что, в конечном итоге, он оказался практически удаленным как из
российской культурной среды, так и из Западного и мирового сознания в целом.
Начиная с 1990-х годов, на волне демократических преобразований, в стране
происходит некоторое оживление интереса к философскому космизму. По крайней
мере, на космистских позициях выстроена валеологическая система академика
В.П.Казначеева. Последняя несомненно заслуживает отдельного рассмотрения; здесь
же автором подчеркивается основная позиция, что В.П.Казначеев рассматривает
здоровье человека не как состояние, но именно как "валеологический процесс
(выделено мною. - К.Х.) формирования организма и личности"[[5]].
Признавая значимость достижений в области валеологии и тех ее методов,
которые успешно развиваются в рамках использования различных форм
оздоровительной физической культуры, необходимо привлечь внимание к перспективе
нетрадиционных методических подходов, через обоснование и разработку которых
вызревают и во все больших объемах апробируются подлинно инновационные
оздоровительные технологии, ориентированные на использование в следующем веке.
Количественная оценка уровня здоровья (психического и соматического),
опирающаяся на экспресс-анкетирование, позволяет выявлять людей группы риска,
осуществлять мониторинг уровня здоровья, дает основание для направления
человека к специалистам с целью углубленной диагностики.
Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за
изменениями его уровней приобретают все более важное значение, особенно для
лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а также
для детей школьного возраста. Переход от здорового состояния к болезни принято
рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека
приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к
окружающим условиям жизнедеятельности. Состояние организма (его здоровье или
болезнь) - не что иное, как результат взаимодействия с окружающей средой, т. е.
результат адаптации либо дизадаптации к условиям среды. Различные определения
здоровья представлены в работах многих авторов
Такие состояния, при которых неспецифический компонент общего
адаптационного синдрома проявляется в виде различной степени напряжения
регуляторных систем, и получили название донозологических. Значительное
повышение степени напряжения, приводящее к снижению функциональных ресурсов,
делает биосистему неустойчивой, чувствительной к различным воздействиям и
требует дополнительной мобилизации резервов. Это состояние, связанное с
перенапряжением регуляторных механизмов, получило название неудовлетворительной
адаптации. В этом состоянии более значительными становятся специфические
изменения со стороны отдельных органов и систем. Здесь вполне допустимо
говорить о развитии начальных проявлений преморбидных состояний, когда
изменения указывают на вид вероятной патологии.
Таким образом, проявлению болезни, как результата срыва адаптации
предшествуют донозологические и преморбидные состояния. Именно эти состояния
исследуются в валеологии и должны быть объектом контроля и самоконтроля за
уровнем здоровья. Термин "донозологические состояния" был впервые
предложен Р.М. Баевским и В.П. Казначеевым. Развитие учения о донозологических
состояниях связано с космической медициной, в котором, начиная с первых
пилотируемых полетов медицинский контроль за состоянием здоровья космонавтов
ориентировался не столько на вероятное развитие болезней, сколько на
способность организма адаптироваться к новым, необычным условиям окружающей
среды. Прогнозирование возможных изменений функционального состояния в
космическом полете основывалось на оценке степени напряжения регуляторных
систем организма. Именно космическая медицина и дала толчок развитию массовых
донозологических исследований в профилактической медицине, способствовала
прогрессу в области донозологической диагностики; в последующем ее методы стали
составной частью валеологии.
Наука о здоровье - интегральная, формирующаяся на стыке биологии и
экологии, медицины и психологии, кибернетики и педагогики и ряда других наук.
Из этого следует, что в основании науки о здоровье должна лежать наука о
здоровье человека, который живет в реальном сложном мире, насыщенном
стрессовыми воздействиями, возникающими при изменениях многих факторов
окружающей биосоциальной среды, что отнимает часть его здоровья и приводит к
так называемому "третьему состоянию". Понятие о третьем состоянии в
оценке здоровья человека фактически опирается на законы древней медицины,
изложенные более тысячи лет назад известным врачом и философом Абу Али Ибн
Синой - Авиценной, который выделял шесть состояний здоровья человека:
1. Тело здоровое до предела.
2. Тело здоровое, но не до предела.
3. Тело не здоровое, но и не больное.
4. Тело, легко воспринимающее здоровье.
5. Тело больное, но не до предела.
6. Тело больное до предела.
Из этих состояний только два последних относятся к болезни. Между двумя
крайними уровнями здоровья (по Авиценне) - "телом здоровым до
предела" - мы выделяем пять переходных состояний с различной степенью
напряжения регуляторных систем: с нормальной, умеренной, выраженной, резко
выраженной и перенапряжением. Переход от здоровья к болезни происходит через
перенапряжение и срыв механизмов адаптации. И чем раньше будет возможным
предусмотреть такой исход, тем больше вероятность сохранить здоровье. Таким
образом, проблема сводится к тому, чтобы научиться определять (измерять)
степень напряжения регуляторных систем организма и, следовательно, управлять
здоровьем. В настоящее время, при активном формировании науки о здоровье,
донозологическая диагностика стала основной частью валеологии, так как
обеспечивает оценку уровня здоровья при различных функциональных состояниях,
разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья взрослого
населения, детей и подростков школьного возраста.
В практику физического воспитания школьников внедряется система
биоэкономичного психомоторного тренинга, получившая широкое применение в
оздоровительной физической культуре всех слоев населения, а также в
реабилитации и повышении иммунологической резистентности больных людей.
Большой научный интерес представляют исследования прогностической оценки
функциональных возможностей организма спортсменов с использованием
программно-аппаратного комплекса "Варикард 1.2", позволяющего на
ранних стадиях выявлять процессы утомления и переутомления под воздействием
тренировочных нагрузок.
Значительным преимуществом использовавшихся в исследованиях методов
донозологической диагностики является их широкая разносторонняя
информативность, простота использования в управлении учебно-тренировочным
процессом.
1.
Казначеев В.П. Основы
общей валеологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во "Институт практической
психологии", 1997. - С.21.
2.
Коновалов В. Кризис
медицины на рубеже XXI века //Медицинские новости. - 1995г., N8(11). - С.
10-11.
3.
Коновалов В.
Целительство: бесы XX века //Медицинские новости. - 1998г., N4(47). - С.9.
4.
Лосский Н.О. История
русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. - С. 470-471.
5.
Сагатовский В.Н. Русская
идея: продолжим ли прерванный путь? С.-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1994г. –
С.14.
6.
Чазов Е.И. Кардиология
на пороге XXI века //Медицинские новости. - 1995г., N3(6). - С.4.
[1] Коновалов
В. Кризис медицины на рубеже XXI века //Медицинские новости. - 1995г., N8(11).
- С. 10-11.
[2] Коновалов
В. Целительство: бесы XX века //Медицинские новости. - 1998г., N4(47). - С.9.
[3] Лосский
Н.О. История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. -
С. 470-471.
[4] Сагатовский
В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? С.-Петербург, ТОО ТК
«Петрополис», 1994г. – С.14.
[5] Казначеев
В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во "Институт
практической психологии", 1997. - С. 21.
|