МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Биологические основы выращивания рыбца

    В каждый транспортировочный ящик вкладывают конверт с накладной, в которой указаны количество икры, дата оплодотворения и температура инкубации.

    На крышке транспортировочного ящика делают надпись «Живая икра. Верх. Не кантовать». С боковой стороны ящика прикрепляют этикетку с адресом назначения и отправления (Кожин, 1971).

    Необесклеенную икру перевозят без воды во влажной среде. При кратковременных перевозках приклеенную к субстрату икру помещают в картонную коробку, дно которой устлано полиэтиленовой пленкой или мхом, прикрытым мокрой марлевой салфеткой. При отсутствии мха дно коробки можно застелить стеблями жесткой надводной растительности: рогоза, тростника, камыша. В пути субстрат с икрой периодически опрыскивают водой. В жаркие дни на дно коробки кладут небольшие кусочки льда, которые предохраняют икру от нагревания и быстрого обсыхания. При продолжительной транспортировке икру перевозят в таре, предназначенной для длительной перевозки обесклеенной икры. Субстрат с приклеенной икрой размещают на рамках и прикрывают влажными марлевыми салфетками. 6 – 8 рамок кладут стопкой в транспортировочный ящик из пенопласта. Для поддержания невысокой температуры (ниже 8°С) сверху стопки рамок устанавливают пенопластовую кювету со льдом, а снизу ставят пустую кювету (Понамарева, Бахарева, 2002).

    При перевозке обесклеенной и необесклеенной икры во влажной среде при температуре 4 – 7°С весной и осенью и 8 – 12 °С летом ее отход за 24 – 48 ч транспортировки обычно не превышает 2 %.

    Весьма удобной тарой для перевозки предличинок, личинок и молоди рыбца являются полиэтиленовые пакеты (рис. 11). Вместимость стандартного полиэтиленового пакета – 40 л. Их заполняют на 0,5 объема водой и предличинками (или личинками, или молодью), а оставшееся свободное пространство заполняют чистым кислородом, который подается под давлением из баллона. Закрывают зажимом Мора и устанавливают в ящики из картона (Понамарева, Бахарева, 2002). Содержащийся в пакетах кислород постепенно проникает в воду и насыщает ее. Это дает возможность транспортировать предличинки, личинки и молодь рыб при плотных посадках. Однако для принятия решения о перевозке предличинок рыбца в этих пакетах необходимо знать их биологические особенности и поведение на той или иной стадии развития. Это во многом предопределяет успех перевозки. При транспортировке необходимо поддерживать благоприятную температуру воды, для карповых в том числе и рыбца не выше 25 °С. Если рыб перевозят в жаркие дни, то в транспортировочные ящики закладывают такую массу льда, которая обеспечивала бы поддержание благоприятной температуры для рыбы (Иванов, 1988).

    При расчете плотности посадки предличинок, личинок и молоди рыбца в герметически закрытый стандартный полиэтиленовый пакет, заполняемый водой и кислородом, необходимо учитывать следующее:

    - степень растворения кислорода в воде в зависимости от механического перемешивания в пути, температуры и парциального давления;

    - пороговое содержание кислорода для предличинок, личинок и молоди (1 – 3 мл/л);

    - потребление кислорода и выделение свободной углекислоты предличинками, личинками и молодью в зависимости от температуры и их массы;

    - предельно допустимые концентрации углекислоты для предличинок, личинок и молоди;

    - коэффициент растворения углекислоты в воде в зависимости от температуры;

    - фактор пространственного расположения предличинок, личинок и молоди (для рыбы до 1 г принимается соотношение ее массы и воды от 1 : 8 до 1 : 10, а свыше 1 г – от 1 :2 до 1:6);

    - длительность перевозки предличинок, личинок и молоди.

    Нормативы плотности посадки предличинок, личинок и молоди карповых, в том числе и рыбца в полиэтиленовые стандартные пакеты представлены в табл.3.


    Рис. 11. Полиэтиленовый пакет для перевозки живой рыбы


    Перевозка предличинок, личинок и молоди рыбца в полиэтиленовых пакетах удобнее и экономичнее, чем в других емкостях. В этих пакетах предличинки, личинки и молодь рыбца можно отправлять прямыми рейсами самолетов без сопровождающих. Пакеты, доставленные к месту назначения, помещают на некоторое время в водоем или заполненный водой бассейн, в который будет выпущена рыба. После того как температура воды в пакетах и в водоеме (бассейне) становится одинаковой, пакеты вскрывают и выпускают привезенный материал. При соблюдении указанных норм загрузки пакетов предличинками, личинками и молодью рыб отход их за период транспортировки обычно не происходит.


    Таблица 3

    Плотность посадки предличинок, личинок и молоди рыбца в стандартный пакет, шт.

    Температура воды, °С

    Масса особи, г

    Длительность транспортировки, ч

    10

    25

    50

    1

    2

    3

    4

    5

    5

    5,0

    760

    760

    440

    5

    10,0

    500

    410

    240

    5

    20.0

    300

    280

    170

    10

    1,0

    2000

    1900

    900

    10

    2,0

    1500

    950

    450

    10

    5,0

    760

    500

    280

    10

    10,0

    500

    250

    140

    10

    20,0

    300

    175

    95

    15

    0,2

    3000

    3000

    3000

    15

    0,5

    2600

    2200

    1240

    15

    1,0

    2000

    1500

    800

    15

    2,0

    1500

    750

    400

    15

    5,0

    760

    420

    220

    15

    10,0

    460

    210

    110

    15

    20,0

    255

    120

    60

    20

    0,0015

    55000

    55000

     -

    20

    0,02

    25000

    25000

    15500

    20

    0,03

    17000

    17000

    10300

    20

    0,2

    3000

    3000

    2300

    20

    0,5

    2600

    1840

    920

    20

    1,0

    2000

    1000

    550

    20

    2,0

    1250

    500

    275

    20

    5,0

    680

    320

    165

    20

    10,0

    340

    160

    85

    20

    20,0

    220

    100

    55

    25

    0,0015

    55000

    55000

    -

    25

    0,02

    25000

    25000

    15000

    25

    0,03

    17000

    17000

    10000

    25

    0,2

    3000

    3000

    2000

    25

    0,5

    2600

    1600

    800

    25

    1,0

    2000

    1000

    500

    25

    2,0

    1150

    500

    250

    25

    5,0

    760

    300

    160

    25

    10,0

    400

    150

    80

    25

    20,0

    205

    95

    50


    Перевозка производителей рыб. Для транспортировки нескольких производителей на длительные расстояния можно использовать крупные полиэтиленовые пакеты, заполненные водой и кислородом. Для массовой перевозки производителей применяют автотранспорт, живорыбные вагоны, а также прорези. На автомашинах перевозят крупный посадочный материал на расстояния от 10 до 1000 км. Для перевозки рыбы применяются живорыбные цистерны и установки различных модификаций (АЦЖР - 3, АЦПТ - 2,8/ЗЗА, ИКА, ИКА - 4, ИКФ - 4, ИКФ - 5 и другие), смонтированные на базе автомобилей ЗИЛ - 164, ЗИЛ - 130. Они имеют емкости объемом до 3000 л, в которых поддерживаются необходимые температурный и газовый режимы.

    При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение ее массы к массе воды должно находиться в пределах 1 : 2, при более длительной перевозке соответственно 1 : 4. (Понамарева, Бахарева, 2002). Норма загрузки карповых рыб, в том числе и рыбца устанавливается в зависимости от массы и длительности транспортировки (табл. 4).

    Живорыбные вагоны используют для транспортировки рыбы на расстояния более 1000 км.

    Для поддержания в транспортировочных емкостях удовлетворительных условий содержания рыбы необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный бензокомпрессор или запас баллонного кислорода. Оптимальным содержанием кислорода в воде во время перевозки рыбы считается 7 – 8 мг/л, его снижение до 3 мг/л свидетельствует о критическом состоянии рыбы.

    В большинстве специализированных транспортных средств предусмотрена термоизоляция. Перевозка рыбы в живорыбных вагонах может осуществляться при температурах воздуха от -40 до +30 °С.

     

    Таблица 4

    Плотность посадки карповых рыб(кг) в живорыбную машину

    Средняя масса особи,г

    Темпенатура воды, °С

    10

    15

    20

    10

    15

    20

    5

    10

    15

    20

    в течение,ч

    20

    20

    25

    20

    25

    30

    25

    25

    30

    40


    При 6мг О2 / л

    При 7мг О2 / л

    При 8мг О2 / л

    0,5

    -

    100

    50

    170

    80

    40

    170

    160

    40

    15

    1

    -

    110

    60

    180

    90

    40

    180

    110

    40

    15

    5

    -

    140

    70

    230

    110

    50

    230

    130

    60

    25

    10

    -

    150

    80

    260

    120

    50

    260

    150

    60

    25

    20

    310

    160

    80

    270

    130

    60

    310

    170

    60

    25

    40

    350

    180

    90

    290

    140

    60

    370

    180

    70

    35

    80

    380

    200

    100

    320

    150

    70

    440

    200

    80

    35

    100

    400

    210

    110

    340

    160

    70

    460

    210

    85

    40

    200

    430

    210

    110

    360

    170

    80

    470

    320

    85

    45

    500

    480

    250

    130

    400

    190

    90

    540

    270

    100

    50

    1000

    530

    280

    140

    450

    220

    100

    630

    290

    110

    55


    Дальние перевозки рыбы и икры осуществляют также с помощью самолетов (Привезенцев, 2004).

    Часто для перевозки производителей рыбца используют специальные суда - прорези. Это вид транспортировки самый простой и экономичный. В то же время она связана с возможностью заражения при контактировании с забортной водой. Норма посадки производителей рыбца в прорези с полезным объёмом 30 м3 составляет 7000-7700 штук.

    Глава 6. Биологические основы акклиматизации рыбца

    Акклиматизация рыб и кормовых беспозвоночных является составной частью комплексных мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и кормовых ресурсов в водоемах.

    Задачей акклиматизационных работ являются повышение продуктивности и хозяйственной ценности водоемов, улучшение видового состава фауны, а также сохранение и увеличение численности отдельных ценных видов водных организмов за счет расширения ареала.

    Теоретические основы акклиматизации водных организмов разработаны советскими и зарубежными учеными, среди которых ведущими являются Л. А. Зенкевич, Б. С. Ильин, Б. Г. Иоганзен, А. Ф. Карпевич, Т. С. Расе (Привезенцев, 2004).

    В настоящее время рыбец водятся во многих водохранилищах, созданных на реках, в последние десятилетия на территории Польши – в бассейне Вислы, в Чехословакии – в бассейне Дуная, а также в водохранилищах на реках Няманус, Даугава, Днепр, Днестр, Дон и другие. Однако большое хозяйственное значение рыбец может иметь в водохранилищах, которые как указывает П. А. Моисеев, (1981):

    -         достаточно большие по площади;

    -         имеют притоки с каменистыми и гравилистыми грунтами и быстрым течением;

    -          в которых не производится интенсивный лов мелкоячеистыми орудиями лова;

    К таким следует отнести водохранилища в бассейне рек Дон, Няманус, Висла и другие.

    Для акклиматизации объекта было выбрано Сенгилеевское водохранилище, так как этот водоём отвечает всем требованиям необходимых для эффективной полноцикловой акклиматизации: достаточная приёмная ёмкость водоёма, наличие мест для нереста рыбца, большой размер водохранилища, присутствие в значительных количествах естественной кормовой базы, благоприятный гидрохимический режим водоёма, возможность дальнейшего промыслового использования популяции рыбца. К тому же опыт предыдущих работ по акклиматизации рыбца в этом водоёме говорит о перспективности данного направления.

    С точки зрения биологии вида целесообразность акклиматизационных мероприятий подтверждается тем, что рыбец является проходной и полупроходной рыбой, имеющей широкий ареал обитания, а, следовательно, приспособлен к значительным колебаниям температуры воды, солености, рН и других показателей. Рыбец хорошо приспосабливается к новым условиям среды и обладает достаточно высокой жизнестойкостью и конкурентоспособностью по отношению к другим обитателям водоёма. Необходимость мероприятий обусловлена тем, что численность рыбца повсеместно снижается в основном по причинам перелова и ухудшения условий для нереста.

    Рыбец является ценным объектом промысла и его хозяйственное использование может принести значительную прибыль в сложившихся условиях дефицита рыбных продуктов (по последним данным в РФ потребление рыбы на душу населения составляет около 10 – 13 кг в год, в то время как в других странах достигает до 80 кг).

    Сенгилеевское водохранилище расположено в 15 км западнее г. Ставрополя (рис. 12). Оно образовано в 1952 – 1958 гг. путем заполнения бывшего соленого (7,3 г/л) Сенгилеевского озера кубанской водой. В настоящее время водохранилище при максимальном проектном наполнении имеет площадь 4200 га, глубину до 38 м, в среднем 15 м, и незначительную (0,5 г/л) соленость воды. Ежегодно с апреля по ноябрь водохранилище наполняется водой до проектной отметки, а в декабре – марте его уровень срабатывается на 8—10 м, в результате чего вся мелководная зона – место нереста фитофильных рыб – осушается.

    Биомасса планктона составляет 12,3 г/м3, бентоса – 18,0 г/м3. В состав ихтиофауны водохранилища входит 18 видов рыб: сазан, лещ, синец, густера, судак, рыбец, шемая, форель, подуст, усач, серебряный карась, голавль окунь, ерш, уклея, шиповка, пескарь, игла. Одни из них обитали в бывшем озере, другие зашли в водохранилище с кубанской водой, третьи занесены с целью акклиматизации из других водоемов.


    Рис. 12. Схема Сенгилеевского водохранилища


    В 1952 г. из рыбопитомника «Горячий ключ» Краснодарского края в Сенгилеевское водохранилище было завезено 5,6 тыс. личинок рыбца. Опыт интродукции дал положительные результаты, поэтому по рекомендации кафедры зоологии Ставропольского сельскохозяйственного института в водохранилище повторно было завезено из Аксайско-Донского осетрового завода 334 тыс. молоди рыбца средним весом 0,5 г в 1964 и 25 тыс. средним весом 1,0 г в 1965 г. Последующие наблюдения показали, что акклиматизация проходного кубанского рыбца в Сенгилеевском водохранилище прошла успешно, рыбец хорошо растет и нормально размножается в условиях замкнутого пресного водоема, т. е. что он превратился в жилую форму (Астанин, 1968).

    Изучив биологические особенности рыбца, особенности водоёма вселения, используя опыт предыдущих акклиматизационных работ, было решено в качестве метода акклиматизации использовать активный метод, подразумевающий вмешательство человека в процесс акклиматизации переселенца в водоёме путём проведения рыбоводно-мелиоративных и охранных мероприятий.

    Как способ интродукции рыбца, был выбран способ рыбоводного освоения – исходный материал в виде икры или личинок, или взрослых особей заготовляют в р. Кубань и доставляют на рыбоводное предприятие. Далее инкубируют доставленную икру и выращивают молодь до жизнестойкой стадии, которую выпускают в новые для ее вида водоемы. Заселять данные водоемы можно также молодью, полученной от маточного стада переселенца, созданного на рыбоводном предприятии. Выпуск жизнестойкой молоди рыбца в водоём осуществляют в июле – августе. Промысловый возврат рыбца составляет 0,5 – 5 %.

    Завершающим этапом процесса акклиматизации является подведение итогов о проделанной работе и оценка результатов.

    План акклиматизационных работ.

    1.Выбор водоёма вселения, его изучение.

    2.Отлов производителей на путях миграции осенью.

    3.Получение жизнестойкой молоди на рыбоводном предприятии «Горячий ключ».

    4.Транспортировка молоди к местам выпуска.

    5.Выпуск посадочного материала.

    6.Обработка результатов, выявление стадии натурализации (через 8-10 лет).

    Выводы

    1.      Рыбец обитает в озёрах преимущественно в бассейнах Чёрного, Азовского и Каспийского морей. Половая зрелость наступает на 3 – 5 году жизни при длине тела 15 – 18 см., и массе 125 – 150 г. Нерест с мая по июль при температуре 18 – 24 0С. Плодовитость от 11,4 до 136,4 тыс. икринок. Промысловый вид, но численность не велика.

    2.      Рыбец относится к теплолюбивым рыбам, которые нерестятся в основном в конце весны – начале лета при температуре воды не выше 15 – 250С. Икра развивается в таком же температурном диапазоне. Содержание кислорода в воде ниже 6 мл/л приводит к удушью. По отношению солености относится к эвригалинным рыбам. Наиболее благоприятной для жизни является нейтральная или слабощелочная реакция воды (рН 7,0-7,5).

    3.      Для стимулирования половых продуктов у европейской ряпушки применяют экологический метод, при этом производителей выдерживают в искусственных стационарных садках 12 месяцев.

    4.      Рыбец относится к животноядным рыбам, предпочитая крупные формы ракообразных. При выращивании личинок и ранних мальков в искусственных условиях используют рецепт корма РК-С3М, а при выращивании мальков и сеголеток создан рецепт АК-1КЭ, отличающийся высокой эффективностью.

    5.      Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей можно осуществлять различными методами. В настоящее время для транспортировки икры применяются контейнеры различных конструкций. Наиболее широкое применение получил пенопластовый контейнер. Для перевозки предличинок, личинок и молоди весьма удобной тарой является полиэтиленовые пакеты. А при перевозке взрослых особей часто используют брезентовые чаны вместимостью 2-3 м3 и металлические фляги вместимостью около 40 литров.

    6.      Целесообразность акклиматизации рыбца заключается в его промысловой и пищевой ценности. В связи с этим необходимо расширять его естественный ареал обитания путем вселения в другие водоемы.


    Список использованной литературы

    1)                 Астанин Л.П., Саманеева Л.И. – Сравнительное изучение плодовитости рыбца и шемаи, акклиматизированных в Сенгелеевском водохранилище. – Вопр. ихтиологии, 1968, т.8, вып.4, с. 646 – 653

    2)                 Атлас пресноводных рыб России: В 2-х / Под. Ред. Ю. С. Решетникова. – М.: Наука, 2002. - 379.

    3)                 Берлянд Т.Б. – Нерестилища и условия размножения Каспийского рыбца. – труды ВНИРО, т.24,1953. – 317с.

    4)                 Берг А.С. – Рыбы пресных вод России. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1923. – 535с.

    5)                 Иванов А.П. – Рыбоводство в естественных водоёмах. – М.: Агропромиздат, 1988. – 367с.

    6)                 Карпевич А.Ф. – Теория и практика акклиматизации водных организмов. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. – 297с.

    7)                 Касымов А.Г. – Каспийское море. – Л.: Гидрометеоиздат, 1987. – 154с.

    8)                 Моисеев П.А., Азизова Н.А., Куранова И.И. – Ихтиология. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1981. – 384с.

    9)                 Никоноров С. И., Ананьев В. И. Комплексные меры по масштабному и ускоренному развитию аквакультуры в Российской Федерации // «Рыбное хозяйство», 2007. №3. С. 33 – 35

    10)            Павлов Д.С. Биологические основы управления поведением рыб в потоке воды,- М: Наука. 1979.120с.

    11)Печников А. С., Шурухин А. С. Развитие рыбного хозяйства во внутренних водоёмах России // «Рыбное хозяйство», 2006. №5. С. 34 – 36.

    12)Понамарева Е. Н. Бахарева А. А. Методы транспортировки икры, спермы, личинок, молоди и производителей рыб. Астрахань 2002

    13)Привезенцев Ю. А. Рыбоводство: учебник для студентов вузов/ Ю. А. Привезенцев, В. А. Власов. – М.: Мир, 2004. – 456 с.

    14)            Рыбец (Комплексные исследования в нескольких точках ареала). под. ред. Рыжов А. П. – Вильнюс: изд-во «Моклас»,1987. – 189с

    15)            Скляров В.Я., Гамыгин Е.А., Рыжков Л.П. Справочник по кормлению рыб. - М.: Лег. и пищ. Пром-сть, 1984. – 120

    16)            Справочник рыбовода по исскуственному разведению промысловых рыб/ под ред. д. б. н. проф. Н. И. Кожина–М. Пищевая пром. 1971–208 с.

    17)            Черномашенцев А.И., Мильштейн В.В. – Рыбоводство. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. – 272с.



    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.