p> Билет № 14
1. 1. Образование зиготы, ее первые деления - начало индивидуального
развития организма при половом размножении. Эмбриональный и
постэмбриональный периоды развития организмов. 2. Эмбриональное развитие — период жизни организма с момента образования
зиготы до рождения или выхода зародыша из яйца. 3. Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника): 1) дробление —
многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких
клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри — бластулы,
равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы — двухслойного зародыша
с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость
(энтодермой). Кишечнополостные, губки — примеры животных, которые в
процессе эволюции остановились на двухслойной стадии; 3) образование
трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток —
мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; 4) закладка из
зародышевых листков различных органов, специализация клеток.
4. Органы, формирующиеся из зародышевых
листков.
5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития —
основа его целостности. Сходство начальных стадий развития зародышей
позвоночных животных — доказательство их родства. 6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное
влияние алкоголя, наркотиков, курения на развитие зародыша, на подростка и
взрослого человека. 2. 1. Г. Мендель — основоположник генетики. Открытие им законов наследственности на основе применения методов
скрещивания и анализа потомства. 2. Изучение Г. Менделем генотипов и фенотипов исследуемых организмов.
Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков, особенностей
процессов жизнедеятельности. Генотип — совокупность генов в организме.
Доминантный признак — преобладающий, господствующий; рецессивный —
исчезающий, подавляемый признак. Гомозиготный организм содержит аллельные
только доминантные (АА) или только рецессивные (аа) гены, которые
контролируют формирование определенного признака. Гетерозиготный организм
содержит в клетках доминантный и рецессивный гены (Аа). Они контролируют
формирование альтернативных признаков.
3. Правило единообразия (доминирования) признаков у гибридов первого
поколения — при скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по
одной паре признаков (например, желтая и зеленая окраска семян гороха), все
потомство гибридов первого поколения будет единообразным, похожим на одного
из родителей (желтые семена).
4. Запись схемы скрещивания, отражающая правило единообразия гибридов
первого поколения.
Особи с генотипом Аа имеют желтый цвет семян, так как ген А доминирует над
геном а. 3. Для обнаружения ферментов надо на кусочки сырого и вареного
картофеля нанести по капле перок-сида водорода (Н2О2), наблюдать, где
произойдет его «вскипание». Под влиянием фермента пероксидазы в клетках
сырого картофеля происходит реакция разложения пероксида водорода с
выделением кислорода, вызывающего «вскипание». При варке картофеля фермент
разрушается, поэтому на срезе вареного картофеля «вскипания» не происходит.
Билет № 15
1. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) — период жизни,
который при половом размножении начинается с образования зиготы,
характеризуется необратимыми изменениями (увеличением массы, размеров,
появлением новых тканей и органов) и завершается смертью.
2. Зародышевый (эмбриональный) и послезаро-дышевый (постэмбриональный)
периоды индивидуального развития организма. 3. Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышевому) — период от
рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Различные пути
послезародышевого развития животных — прямое и непрямое: 1) прямое развитие — рождение потомства, внешне похожего на взрослый
организм. Примеры: развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих,
некоторых видов насекомых. Так, малек рыбы похож на взрослую рыбу, утенок
на утку, котенок на кошку; 2) непрямое развитие — рождение или выход из яйца потомства, отличающегося
от взрослого организма но морфологическим признакам, образу жизни (типу
питания, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука появляются
червеобразные личинки, живут в почве и питаются корнями в отличие от
взрослого жука (живет на дереве, питается листьями). Стадии непрямого развития насекомых: яйцо, личинка, куколка, взрослая
особь. Особенности жизни животных на стадии яйца и куколки — они
неподвижны. Активный образ жизни личинки и взрослого организма, разные
условия обитания, использование разной пищи. 4. Значение непрямого развития — ослабление конкуренции между родителями и
потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания.
Непрямое развитие — важное приспособление, возникшее в процессе эволюции.
Оно способ ствует ослаблению борьбы за существование между родителями и
потомством, выживанию животных на ранних стадиях послезародышевого
развития. 2. 1. Изучение Г. Менделем наследственности с помощью
гибридологического метода — скрещивания родительских форм, различающихся по
определенным признакам, и изучение характера их наследования в ряду
поколений. 2. Скрещивание гомозиготной доминантной и рецессивной особей, появление в
первом гибридном поколении всех особей с доминантным признаком. Причина:
все гибридные особи имеют гетерозиготный генотип, например, Аа, в котором
доминантный ген подавляет рецессивный. 3. Проявление закона расщепления при скрещивании между собой гибридов
первого поколения Аа хАа. Дальнейшее размножение гибридов — причина
расщепления, появления в потомстве F2 особей с рецессивными признаками,
составляющих примерно четвертую часть от всего потомства. 4. Причины отсутствия расщепления во втором и последующих поколениях
гомозиготных рецессивных особей — образование гамет одного типа, наличие в
них лишь рецессивного гена, например, гамет с генами а. Слияние при
оплодотворении мужской и женской гамет с генами а и а — причина образования
гомозиготного потомства с рецессивным генотипом — аа. 5. Гомозиготы — организмы, содержащие в клетках два одинаковых гена по
данному признаку (АА либо аа), отсутствие у них расщепления признаков в
последующих поколениях. Гетерозиготы — организмы, содержащие в клетках
разные гены по какому-либо признаку (Аа), дающие расщепление признаков в
последующих поколениях. 3. Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она
обеспечивает последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спираль ДНК с
помощью ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На
основе принципа дополнительности нуклеотиды располагаются и фиксируются на
матрице ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц
всегда присоединяется нуклеотид Г или наоборот: к Г — Ц, а к нуклеотиду А —
У (в РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соединяются
между собой и молекула иРНК сходит с матрицы.
Билет № 16
1. 1. Ген — отрезок молекулы ДНК, носитель наследственной информации
о первичной структуре одного белка. Локализация в одной молекуле ДНК
нескольких сотен генов. Каждая молекула ДНК — носитель наследственной
информации о первичной структуре сотен молекул белка.
2. Хромосома — важная составная часть ядра, состоящая из одной молекулы ДНК
в соединении с молекулами белка. Следовательно, хромосомы — носители
наследственной информации. Число, форма и размеры хромосом — главный
признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера
хромосом — причина мутаций, которые часто вредны для организма.
3. Высокая активность деспирализованных хромосом в период интерфазы.
Самоудвоение молекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка. 4. Ген (отрезок молекулы ДНК) — матрица для синтеза иРНК, а иРНК — матрица
для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК,
синтеза иРНК, белка — основа передачи наследственной информации от гена к
признаку, который определяется молекулами белка. Многообразие белков, их
специфичность, многофункциональность — основа формирования различных
признаков у организма, реализации заложенной в генах наследственной
информации. 5. Самоудвоение хромосом, сиирализация, четкий механизм их распределения
между дочерними клетками в процессе митоза — путь передачи наследственной
информации от материнской к дочерним клеткам. 6. Путь передачи наследственной информации от родителей потомству:
образование половых клеток с гаплоидным набором хромосом, оплодотворение,
образование зиготы — первой клетки Дочернего организма с диплоидным набором
хромосом. 2. 1. Многообразие видов растений, животных и других организмов, их
закономерное расселение в природе, возникновение в процессе эволюции
относительно постоянных природных комплексов. 2. Биогеоценоз (экосистема) — совокупность взаимосвязанных видов
(популяций разных видов), длительное время обитающих на определенной
территории с относительно однородными условиями. Лес, луг, водоем, степь —
примеры экосистем. 3. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов, получения ими
энергии. Характер питания — основа связей между особями разных популяций в
биогеоценозе. Использование автотрофами (в основном растениями)
неорганических веществ и солнечной энергии, создание из них органических
веществ. Использование гете-ротрофами (животными, грибами, большинством
бактерий) готовых органических веществ, синтезированных автотрофами, и
заключенной в них энергии. 4. Организмы — производители органического вещества, потребители и
разрушители — основные звенья биогеоценоза. 1) Организмы-производители —
автотрофы, в основном растения, создающие органические вещества из
неорганических с использованием энергии света; 2) организмы-потребители —
гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами и используют
заключенную в них энергию (животные, грибы, большинство бактерий); 3)
организмы-разрушители — гетеротрофы, питаются остатками растений и
животных, разрушают органические вещества до неорганических (бактерии,
грибы). 5. Взаимосвязь организмов — производителей, потребителей, разрушителей в
биогеоценозе. Пищевые связи — основа круговорота веществ и превращения
энергии в биогеоценозе. Цепи питания — пути передачи вещества и энергии в
биогеоценозе. Пример: растения —» растительноядное животное (заяц) —»
хищник (волк). Звенья в цепи питания (трофические уровни): первое —
растения, второе — растительноядные животные, третьи — хищники. 6. Растения — начальное звено цепей питания благодаря их способности
создавать органические вещества из неорганических с использованием
солнечной энергии. Разветвленность цепей питания: особи одного трофического
уровня (производители) служат пищей для организмов нескольких видов другого
трофического уровня (потребителей). 7. Саморегуляция в биогеоценозах — поддержание численности особей каждого
вида на определенном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция —
причина устойчивости биогеоценоза. Его зависимость от разнообразия
обитающих видов, многообразия цепей питания, полноты круговорота веществ и
превращения энергии. 3. Надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых
генами, расположенными в Х-хро-мосоме, будет происходить иначе, чем
контролируемых генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование
гена гемофилии связано с ЛГ-хромосо-мой, в которой он расположен.
Доминантный ген Н обеспечивает свертываемость крови, а рецессивный ген h —
несвертываемость. Если женщина имеет в клетках два гена hh, то у нее
проявляется болезнь, если Hh — болезнь не проявляется, но она является
носителем гена гемофилии. У мужчин гемофилия проявляется при наличии одного
гена h, так как у него всего одна Х-хромосома.
Билет № 17
1. 1. Г. Мендель — основоположник генетики, которая изучает
наследственность и изменчивость организмов, их материальные основы.
2. Открытие Г. Менделем правила единообразия, законов расщепления и
независимого наследования. Проявление правила единообразия и закона
расщепления во всех видах скрещивания, а закона независимого наследования —
при дигиб-ридном и полигибридном скрещивании.
3. Закон независимого наследования — каждая пара признаков наследуется
независимо от других пар и дает расщепление 3:1 по каждой паре (как и при
моногибридном скрещивании). Пример: при скрещивании растений гороха с
желтыми и гладкими семенами (доминантные признаки) с растениями с зелеными
и морщинистыми семенами (рецессивные признаки) во втором поколении
происходит расщепление в соотношении 3:1 (три части желтых и одна часть
зеленых семян) и 3:1 (три части гладких и одна часть морщинистых семян).
Расщепление по одному признаку идет независимо от расщепления по другому.
4. Причины независимого наследования признаков — расположение одной пары
генов (Аа) в одной паре гомологичных хромосом, а другой пары (ВЪ) — в
другой паре гомологичных хромосом. Поведение одной пары негомологичных
хромосом в митозе, мейозе и при оплодотворении не зависит от другой пары.
Пример: гены, определяющие цвет семян гороха, наследуются независимо от
генов, определяющих форму семян. 2. 1. Дубрава — устойчивый биогеоценоз, существует сотни лет,
заселен многими видами растений (около сотни) и животных (несколько тысяч),
грибов, лишайников и др., длительное время занимает определенную территорию
с относительно однородными абиотическими факторами (влажностью,
температурой и др.). 2. Причины устойчивости дубравы — большое разнообразие видов, тесные связи
между ними (пищевые, генетические), разнообразные приспособления к
совместному обитанию, сложившийся механизм саморегуляции — поддержания
численности особей на относительно постоянном уровне. 3. Наличие в дубраве трех звеньев: организмов — производителей,
потребителей и разрушителей органического вещества. Различный характер
питания, способов получения энергии организмами этих звеньев — основа
пищевых связей, круговорота веществ и потока энергии. Живое население дуб
равы — биотические факторы, факторы неживой природы — абиотические. 4. Организмы — производители дубравы. Многолетние древесные
широколиственные и мелколиственные растения — основные производители
органического вещества. Ярусное расположение растений, наличие 4—5 ярусов —
приспособленность к эффективному использованию света, влаги, территории. 5. Высокая продуктивность организмов-производителей (растений) — причина
заселения дубравы множеством видов животных от простейших до млекопитающих.
Наибольшее разнообразие видов членистоногих в дубраве: растительноядных,
хищных, паразитов. 6. Особенности цепей питания дубравы — их разнообразие, большое число
звеньев, разветвлен-ность (сети питания — один вид служит пищей для
нескольких видов). Эффективное использование органического вещества и
энергии, полный круговорот веществ. 7. Жуки-мертвоеды, кожееды, личинки падаль-ных мух, грибы, гнилостные
бактерии — организмы-разрушители, расщепление ими отмерших частей растений,
остатков животных и продуктов их жизнедеятельности до минеральных веществ.
Использование растениями в процессе почвенного питания минеральных веществ. 8. Саморегуляция в дубраве — совместное существование различных видов с
разными способами питания. Численность особей каждого вида ограничивается
определенным уровнем, а полного уничтожения их не происходит. Пример:
зайцы, лоси, насекомые не уничтожают полностью растения, которыми они
питаются; лисы, волки ограничивают численность популяций зайцев, полевок. 9. Ярусное расположение растений, теневыносливость трав, ранневесеннее
цветение луковичных растений — примеры приспособленности организмов к
биотическим и абиотическим факторам среды.
3. Надо приготовить микроскоп к работе: осветить поле зрения, с помощью
винтов найти четкое изображение, рассмотреть клетку, в которой ядро
обособлено от цитоплазмы оболочкой, хромосомы имеют вид тонких нитей и
тесно переплетены.
Билет № 18
1. 1. Десятки и сотни тысяч генов в клетке — основа формирования
большого разнообразия признаков в организме. Несоответствие числа хромосом
(единицы, десятки) числу генов (тысячи, сотни тысяч) — доказательство
расположения в каждой хромосоме множества генов. 2. Группа сцепления — хромосома, в которой расположено большое число
генов. Соответствие групп сцепления числу хромосом. 3. Неприменимость закона независимого наследования к признакам,
формирование которых определяется генами, расположенными в одной группе
сцепления — хромосоме. Закон сцепленного наследования, открытый Т.
Морганом, — сцепление генов, локализованных в одной хромосоме. Совместное
наследование генов одной группы сцепления (при мейозе хромосомы со всей
группой генов попадают в одну гамету, а не расходятся в разные гаметы). 4. Кроссинговер — перекрест хромосом и обмен участками генов между
гомологичными хромосомами — причина нарушения сцепленного наследования,
появления в потомстве особей с перекомбинированными признаками. Пример: при
скрещивании дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с
темным телом и зачаточными крыльями появляется потомство с родительскими
фенотипами и небольшое число особей с перекомбинацией признаков: серое тело
— зачаточные крылья и темное тело — нормальные крылья. 5. Зависимость частоты перекреста, перекомбинации генов от расстояния
между ними: чем больше расстояние между генами, тем больше вероятность
обмена участками генов. Использование этой зависимости для составления
генетических карт. Отражение в генетических картах места расположения генов
в хромосоме, расстояния между ними. Значение перекреста хромосом —
возникновение новых комбинаций генов, повышение наследственной
изменчивости, играющей большую роль в эволюции и селекции. 2. 1. Хвойный лес — биогеоценоз, который занимает длительное время
определенную территорию с относительно однородными условиями, в нем обитает
совокупность популяций разных видов, происходит круговорот веществ. 2. Наличие в биогеоценозе хвойного леса трех звеньев: производителей
органического вещества, его потребителей и разрушителей. 1) Организмы-производители — в основном виды хвойных, а также некоторые
виды мелко- и широколиственных древесных растений, лишайники и мхи,
небольшое число видов кустарников и трав. Ярусное расположение растений и
животных — приспособление к более полному использованию света, питательных
веществ, территории. Причина небольшого числа ярусов в лесу — недостаток
света; 2) организмы-потребители — разные виды членистоногих, земноводных,
пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, среди них одни — растительно-ядные,
другие — хищные, третьи — паразиты; 3) организмы-разрушители — черви, грибы, бактерии. 3. Биотические факторы среды — все взаимодействующие между собой живые
обитатели хвойного леса. Абиотические факторы — свет, влажность,
температура, воздух и др. 4. Небольшое число видов по сравнению с дубравой, недостаток света, бедный
опад, малоплодородная почва обусловили короткие цепи питания в хвойном
лесу. Пример: растения (хвойные и др.) —» растительноядные животные (белка)
—» хищные (лисица). 5. Саморегуляция — механизм поддержания численности популяций на
определенном уровне (особи одного вида не уничтожают полностью особей
другого вида, а лишь ограничивают их численность). Значение саморегуляции
для сохранения устойчивости экосистемы. 3. Надо приготовить микроскоп к работе: положить микропрепарат на
предметный столик, осветить поле зрения микроскопа, с помощью винтов
добиться четкого изображения, найти клетку со следующими признаками
профазы: ядро имеет оболочку, в нем расположены компактные тельца —
хромосомы, каждая из них состоит из двух хроматид (хотя хро-матиды не видны
в световой микроскоп).