Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций
Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Безопасность жизнедеятельности"
Тема: Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций
План
Введение
1. Основные
способы и мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях
1.1
Информация и оповещение в чрезвычайных ситуациях
1.1.1 Пути и
способы оповещения в чрезвычайных ситуациях
1.2
Инженерная защита
1.3
Медицинская защита
1.4
Биологическая защита
1.5
Радиационная и химическая защита
1.5.1
Мероприятия противорадиационной и противохимической защиты
1.5.2 Режимы
радиационной защиты населения
1.5.3 Защита
населения при радиоактивном загрязнении заражении
1.5.4 Защита
населения при химическом заражении
2. Укрытие
населения в защитных сооружениях
2.1 Защитные
сооружения гражданской обороны
2.2
Использование убежищ
2.3
Требования к убежищам
2.4
Устройство убежищ
2.5
Быстровозводимые убежища (БВУ)
2.6 Укрытия
простейшего типа
2.7
Эвакуационные мероприятия
Литература
Одной из важнейших задач сохранения
жизни и здоровья людей, сбережения материальных ценностей и охраны окружающей среды
в чрезвычайных ситуациях техногенного природного характера и в особый период является
защита населения и территорий в экстремальных ситуациях [1…5].
Наличие на территории Украины атомных
электростанций, огромное количество химически опасных объектов (ХОО), хранящих,
использующих, производящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), возможное
применение противником ядерного, химического, бактериологического орудия и обычных
средств поражения в особый период, а также при аварии, катастрофе, стихийном бедствии
и других опасных явлениях приводят к образованию зон химического, ядерного, бактериологического
заражения, которые в свою очередь поражают людей и сельскохозяйственных животных,
заражают территорию и окружающую среду, а также объекты, сооружения, имущество,
транспорт и все то, что создано природой, руками и умом человека радиоактивными,
химическими, бактериологическими и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Кроме того, на территории нашего государства
имеются заводы по переработке нефтепродуктов, целлюлозы, металлургические предприятия,
шахты, проходящие под землей трубопроводы, несущие нефть и газ - все это при аварии
(катастрофе) ведет к образованию взрывов, пожаров, разрушениям, а значит и к гибели
людей и потере материальных ценностей.
Участившиеся в последние годы стихийные
бедствия (землетрясения, наводнения, оползни, ураганы, смерчи, штормовые ветры,
снежные лавины, снежные заносы, торфяные, лесные, степные пожары) также ведут к
разрушениям, гибели населения, потере материальных ценностей.
Чтобы защитить население, сельскохозяйственных
и домашних животных, территорию и окружающую среду в чрезвычайных ситуациях техногенного
и природного характера., а также в особый период, наше государство приняло ряд мер
по обеспечению сохранения здоровья и жизни людей, защиты территории, имущества,
техники, транспорта, зданий и сооружений, издав Закон Украины №1809-Ш от 8 июня
2000г. "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного
и природного характера".
К основным способам защиты населения
в чрезвычайных ситуациях относятся: а) в мирное время: оповещение населения
в ЧС; мероприятия противорадиационной и противохимической защиты; укрытие в защитных
сооружениях; использование средств индивидуальной защиты; проведение эвакуационных
мероприятий. б) в военное время: своевременное оповещение в ЧС; укрытие населения
в защитных сооружениях; рассредоточение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий
и организаций, продолжающих свою трудовую деятельность на предприятии в военное
время, а также эвакуация населения; обеспечение всего населения средствами индивидуальной
защиты. К основным мероприятиям по защите населения и территории в условиях ситуаций
техногенного и природного характера относятся: информация и оповещение; инженерная
защита; медицинская защита; биологическая защита; радиационная и химическая защита;
укрытие в защитных сооружениях; использование средств индивидуальной и медицинской
защиты; проведение эвакуационных мероприятий.
Центральные и местные органы исполнительной
власти обязаны оповещать население через средства массовой информации, давать правдивую
информацию о состоянии дел по защите населения от чрезвычайных ситуации техногенного
и природного характера, о возникновении чрезвычайных ситуаций, методах и способах
защиты населения от них, мероприятий по обеспечению безопасности.
защита население чрезвычайная ситуация
Оповещение об угрозе возникновения чрезвычайных
ситуаций техногенного и природного характера и постоянная информация населения о
них достигается следующим путем:
-
поддержание в постоянной готовности государственных и территориальных автоматических
систем центрального оповещения населения;
-
организация технического обеспечения территориальных систем центрального
оповещения и систем оповещения на объектах хозяйствования,
-
организация технического объединения с системами предупреждения и контроля
постоянно действующих локальных систем оповещения и информации населения о зонах
возможных катастрофических затоплений, районах размещения радиационных и химических
предприятий, других объектов повышенной опасности;
-
централизованная работа государственной и отдельных систем связи, радио
- и телеоповещения, радиотрансляционных станций и других технических средств передачи
информации.
Для оповещения населения в чрезвычайных
ситуациях техногенного и природного характера используется следующий комплекс средств
оповещения:
Технические средства оповещения:
-
стойка циркулярного вызова СЦВ-30/50;
-
сирены электрические С-40 (наружные). С-28 (цеховые);
-
радиотрансляционная сеть (РТС) и телевидение (ТВ);
-
централизованная диспетчерская связь.
Подвижные средства оповещения:
-
автомобильный транспорт;
-
мотоциклы и велосипеды;
-
другие транспортные средства.
Сигнальные средства оповещения:
-
световые (фонари, костры, сигнальные ракеты, дымовые шашки);
-
звуковые: удары в металлические предметы (гильзы, колокола), свистки, гудки.
Для оповещения населения включаются
электросирены, а также подключаются радиотрансляционные узлы связи для передачи
предупредительного сигнала "Внимание всем!" через пункты управления гражданской
обороны.
На объектах государственной деятельности
оповещение организуется начальником штаба гражданской обороны объекта и непосредственно
его проводит начальник узла связи объекта. Передача сигнала "Внимание всем!"
сопровождается электросиренами и другими звуковыми сигналами путем 4-5 минутного
непрерывного долгого звучания этих средств. Параллельно со звуковым сигналом
"Внимание всем!" по радиотрансляционной связи объекта через радиоузел
передается речевая информация при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.
Директивой о порядке оповещения населения
в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, введенной
в действие со 2 января 1989 г, с целью обеспечения своевременного и надежного оповещения
населения, а также доведения до населения информации об обстановке и его действия
в этой обстановке, установлен следующий порядок.
1. Основным способом оповещения
населения в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, а также
в случае особого периода считать передачу речевой информации с использованием государственных
средств проводной связи, радио и телевизионного вещания.
2. Для привлечения внимания населения,
перед передачей речевого сообщения, необходимо включить сирены, подать прерывистые
гудки предприятий и сигналы транспортных средств, что будет означать подачу предупредительного
сигнала "Внимание всем!" по которому население обязано включить радиотрансляционные
и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения.
3. Особое внимание обратить на организацию
оповещения и информации населения незанятого в сфере производства, а также проживающего
вблизи потенциально опасных объектов и в местах стихийных бедствий.
4. В чрезвычайных ситуациях мирного
и военного времени ввести следующие виды речевой информации:
В мирное время:
-
"Авария на атомной электростанции".
-
"Авария на химически опасном объекте".
-
"О возможном землетрясении".
-
"О возможном наводнении".
-
"О возможном ураганном ветре".
-
"О возможном взрыве на складе боеприпасов".
В военное время:
-
"Воздушная опасность".
-
"Минование воздушной опасности".
-
"Угроза химического заражения".
-
"Угроза радиоактивного заражения".
Порядок действия населения в той или
иной чрезвычайной ситуации передается управлением по чрезвычайным ситуациям и гражданской
защите населения.
Возможные действия населения в экстремальных
ситуациях будут следующие:
1. При получении информации об аварии
на химически опасном объекте или на атомной электростанции необходимо загерметизировать
помещение, продукты, воду; отключить электроэнергию, газ, воду; взять документы,
деньги, необходимые вещи, запас продуктов питания, воды, средства и далее действовать
в соответствии с указаниями управления по чрезвычайным ситуациям (ЧС) города.
2. При получении информации о возможном
урагане или землетрясении, необходимо отключить электроэнергию, газ, воду, плотно
закрыть окна и двери, закрепить имущество на балконе, забить слуховые окна на чердаке
и спуститься на нижний этаж, в подвал или убежище.
3. При получении информации об угрозе
химического заражения необходимо надеть противогаз и средства защиты кожи (плащ
или пальто, резиновые или кожаные сапоги, перчатки), загерметизировать помещение,
продукты, воду, взять документы деньги, необходимые вещи: запас продуктов,
воды, отключить электроэнергию, газ, воду и далее действовать в соответствии с указаниями
управления по чрезвычайным ситуациям города (области).
С целью защиты населения, зданий, сооружений,
территории и окружающей среды, необходимо проводить следующие мероприятия по инженерной
защите:
-
рационально размещать объекты повышенной опасности, с учетом возможных последствий
их деятельности, в случае аварии, на людей и окружающую среду;
-
разрабатывать и внедрять мероприятия но безаварийной работе объектов повышенной
опасности;
-
создавать комплексные схемы защиты населенных пунктов и объектов хозяйственной
деятельности от опасных природных явлений;
-
проводить мероприятия по санитарной защите территории.
С целью предупреждений или уменьшения
степени угрозы людям, своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим и
обеспечения их лечения, а также обеспечения эпидемиологического благополучия в зонах
чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, необходимо предусматривать
следующие мероприятия:
-
разработка необходимого количества лечебных учреждений для лечения людей
в условиях чрезвычайных ситуаций;
-
повседневное (повсеместное) внедрение профилактических медицинских препаратов
и проведение санитарно-эпидемических мероприятий;
-
контроль качества продуктов питания и продовольственных товаров, питьевой
воды и источников водоснабжения;
-
контроль за состоянием атмосферного воздуха и осадков;
-
повсеместное создание и подготовка специалистов медицинских формирований;
-
накопление медицинских средств защиты, медицинского и специального имущества
и техники;
-
контроль за состоянием среды, санитарно-эпидемиологической обстановки;
-
подготовка медицинского персонала, а также медико-санитарное обучение населения.
Для оказания бесплатной медицинской
помощи пострадавшим в период чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера,
гражданам, спасателям и лицам, которые участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, создается Государственная служба медицинских катастроф, как основной вид
государственной аварийно-спасательной службы.
Биологическая (бактериологическая) защита
предусматривает:
-
своевременное выполнение мероприятий коллективного и индивидуального способов
защиты;
-
соблюдение режимов карантина и обсервации;
-
необходимость обеззараживания людей, скота и т.д.;
-
своевременная локализация зоны биологического заражения;
-
проведение экстренной и специальной профилактики;
-
соблюдение противоэпидемического режима предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от форм собственности и хозяйствования, а также населением.
Радиационная и химическая защита включает
в себя мероприятия по выявлению и оценке радиационной и химической обстановки, организации
и осуществлению дозиметрического и химического контроля, разработка типовых режимов
радиационной защиты, обеспечению средствами индивидуальной и коллективной защиты,
организации и проведению специальной обработки.
Выполнение мероприятий радиационной
и химической защиты достигается следующим путем:
-
постоянное накопление и поддержание в готовности средств индивидуальной защиты,
приборов дозиметрического и химического контроля.
Страницы: 1, 2
|