Влияние метеорологических условий на авиакатастрофы
3 июля 2001 г. - Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа» потерпел аварию при заходе на посадку в Иркутский
аэропорт. Самолет совершал рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток.
145 человек погибли.
19 августа 2002 г. - крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории военной авиации СССР/России и крупнейшая
катастрофа вертолёта на территории СССР/России. В результате ракетной атаки
чеченских боевиков над Ханкалой был сбит транспортный Ми-26 Вооружённых Сил РФ,
спланировавший на минное поле. Погибло 127 человек.
24 августа 2004 г. - крупнейшие теракты на пассажирских самолётах России — одновременный взрыв в воздухе
террористками-смертницами Ту-134 и Ту-154. Погибло 43 человека на одном
самолёте и 46 на другом.
22 августа 2006 г. - рейс FV 612 ФГУАП «Пулково», выполнявший рейс Анапа — Санкт - Петербург, пытаясь проскочить
над грозой, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет ТУ-154М
упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалёку от Донецка. На борту
самолета находились 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).
14 сентября 2008 г. – самолет, совершавший рейс из Москвы в Пермь, потерпел крушение при заходе на посадку. В
результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту. Это первая
катастрофа самолёта Боинг 737 на территории России.
3.1
Основные виды природных явлений, способствующие возникновению авиакатастроф
Темой нашей работы
является изучение влияния атмосферных условий на возникновение авиакатастроф.
Рассмотрим основные их виды.
Дождь - жидкие осадки,
выпадающие из облаков (преимущественно из слоисто-дождевых и кучево-дождевых) в
виде капель диаметром 0,5 мм и больше. Дождь снижает видимость. При сильном, продолжительном
дожде возникает опасность в торможении на ВПП.
Обложные
осадки -
это осадки средней интенсивности и большой продолжительности.
Ливневые
осадки -
это осадки неустойчивых воздушных масс и холодных фронтов, выпадающих из
кучево-дождевых облаков в виде ливневого дождя.
Снег - твердые осадки в виде
кристаллов, выпадающих из облаков. Снег снижает видимость. При сильном
обледенении самолета происходит значительное ухудшение летных характеристик
самолета.
Мокрый
снег –
это осадки, выпадающие в виде снежинок, переохлажденных капель или тающих
снежинок. При полёте в зоне мокрого снега основную опасность представляет
ухудшенная видимость.
Град – это осадки в виде
ледяных частиц шарообразной формы, диаметром 2-50 мм. Крупный град представляет большую опасность для авиации, так как может вызвать деформацию
узлов воздушного судна, нарушить остекление кабины и т.д.
Гроза - комплексное
атмосферное явление, необходимой частью которого являются многократные
электрические заряды между облаками или между облаком и землей (молнии),
сопровождающиеся звуковым явлением — громом. Гроза связана с развитием мощных
кучево-дождевых облаков, следовательно, с сильной неустойчивостью стратификации
воздуха при высоком влагосодержании. При полете в зоне грозы часто отказывают
многие аэронавигационные приборы и нарушается радиосвязь. Во время грозы
необходимо тщательно изучать метеообстановку, как перед полетом, так и в период
проведения полетов, организовать воздушную разведку погоды, использовать
наземные и самолетные радиолокационные установки для обнаружения очагов грозы и
своевременного их обхода.
Ветер - движение воздуха
относительно земной поверхности, обычно подразумевается горизонтальная
составляющая этого движения. Ветер оказывает влияние на направление полета и
скорость летательного аппарата, на длину разбега и пробега самолета. Боковой
ветер затрудняет, а сильный исключает взлет и посадку самолетов.
В атмосфере
на всех высотах есть ветер. По отношению к летящему самолёту ветер представляет
собой переносное движение. При наличии ветра направление движения самолёта
относительно земной поверхности не совпадает с продольной осью самолёта, т.е.
ветер сносит самолёт с того курса, каким этот самолёт летит.
Самолёт
взлетает и садится всегда против ветра. Самолёт может взлететь с более короткой
ВПП или при взлёте у него уменьшится длина разбега. Всё то же самое
присутствует при посадке самолёта. При взлёте и посадке с попутным ветром, увеличивается
длина разбега и длина пробега самолёта.
Самолёт
пересекает самый нижний слой атмосферы в столь короткое время, ограниченный
запас высоты, скорости полёта и приемистости двигателей не позволяет лётчику
своевременно реагировать на неожиданное изменение ветра. Отсутствие информации
о резком усилении или ослаблении ветра в ряде случаев было одной из главных
причин лётных происшествий.
При взлёте
(при наборе высоты) лётчик попадает в зону более сильного встречного ветра. Это
значит, что подъёмная сила самолёта с высотой увеличивается быстрее, чем этого
хочет лётчик, траектория полёта самолёта оказывается выше расчётной, и при
сильных сдвигах ветра самолёт может попасть на закритические углы атаки. В свою
очередь, это приводит к срыву потока, сваливанию самолёта на крыло и к
возможному столкновению ВС с землей.
Облачность
-
совокупность облаков, наблюдаемых на небосводе в месте наблюдения или по трассе
полета или располагающихся над большой территорией. Более узкое значение:
количество облаков на небе в десятых долях покрытия неба или в других единицах.
Облачность снижает видимость, затрудняет взлёты и посадки самолётов.
Сложность
пилотирования самолёта в облаках или при плохой видимости заключается в том,
что, во-первых, отсутствует визуальная ориентировка и ухудшаются условия
видимости из кабины самолёта. Во-вторых, пилотирование можно выполнять только
по приборам. В-третьих, при полёте в облаках или зоне плохой видимости чаще,
чем при полете вне облаков, возникает или сильная турбулентность, или обледенение
воздушных судов, или другие опасные явления природы, а также возможны миражи и
цветные дымки, которые очень затрудняют полёт.
Кучево-дождевые
облака являются «самыми страшными» для полёта всех типов воздушных судов.
Вертикальная мощность этих облаков очень большая. Нижняя граница
кучево-дождевой облачности обычно понижается до 200-500 м, а верхняя часто достигает тропопаузы. В облаке и вокруг него наблюдаются сильные и
неупорядоченные вертикальные движения.
Туман - это такое явление,
когда взвешенные в воздухе капли воды или кристаллы льда уменьшают дальность
видимости до 1 км и не менее. Для авиации основная опасность туманов
заключается в значительном ухудшении видимости в них. Возникновение туманов
зачастую приводит к закрытию аэропортов по погодным условиям.
Метель - перенос снега над
поверхностью земли ветром достаточной силы. В метель видимость может ухудшаться
до 500-1000 м, а иногда не превышает нескольких десятков метров. Сильный ветер
в комплексе с плохой видимостью, который наблюдается в метели, делает этот вид
осадков очень опасным для авиации. При продолжительных метелях на аэродромах
могут возникать снежные заносы, что затрудняет, а иногда на какой-то срок и
исключает работу авиации.
3.2
Анализ влияние природных условий на авиакатастрофы
При составлении диаграмм
все метеорологические авиакатастрофы были приняты нами за 100%. При этом в
результате расчётов мы выявила, что по причинам авиакатастроф лидирует
облачность и снег. Меньший процент у метели и ветра.
Рис 2 Авиакатастрофы в хронологическом порядке
Далее нами была
составлена диаграмма в хронологическом порядке.
В соответствии с этой
диаграммой, в 1986-1989 гг. в качестве основных причин авиакатастроф
преобладали дождь и облачность.
В 1990-1996 гг. – снег –
главная причина авиакатастроф.
В 1997-2001 гг. главной
причиной являлась облачность.
В 2002-2004 гг. –
облачность, но также большой процент авиакатастроф происходил из-за тумана.
В 2005-2008 гг. – гроза.
4.Турбулентность как
причина авиакатастроф
Когда на
большой высоте стали летать реактивные самолеты, возникла новая опасность -
турбулентность атмосферы при ясном небе, называемая обычно английским словом
CAT (аббревиатура термина “clear air turbulence”). Как следует из приведенного
названия, CAT-это турбулентность атмосферы при отсутствии облаков. Она связана
с воздушными струйными течениями на больших высотах, которые образуют мощный
воздушный поток, движущийся с большой скоростью в направлении запад – восток.
Большинство
пассажиров испытывают неприятные ощущения во время прохождения самолёта череззону турбулентности. Для многих, однажды пережитая сильная турбулентность
послужила толчком к развитию аэрофобии. Однако, важно знать: турбулентность не
представляет собой какой-либо угрозы для самолета. Турбулентность (иначе -
воздушная яма) - это нормальное физическое явление, связанное с неоднородностью
воздушных масс и разницы в давлениях на границах разнородных воздушных масс.
Говоря простым языком, молекулы воздуха, через которые проходит самолёт
неоднородны по своему составу и плотности, следовательно - их несущая
способность неодинакова. Так как самолёт проходит через воздух с огромной
скоростью, создается вибрация (тряска), ощутимая в салоне самолёта. Существуют
и другие причины турбулентности, в том числе завихрения воздуха от впереди
идущего борта и даже от торцов крыльев самого самолёта.
Хотя, по
мнению Эндерса, среди ученых нет единой точки зрения на причины возникновения
этой турбулентности, можно предположить, что в струйном течении воздуха
проявляется неустойчивое движение волн, и часть воздушного потока отклоняется,
образуя нисходящие вертикальные потоки. Самолет, летящий ниже слоя атмосферы со
струйным течением воздуха, внезапно попадает в один из этих нисходящих
вертикальных воздушных потоков. Пассажиры самолета, которые не пристегнули
ремни безопасности, могут оказаться вверху прижатыми к потолку. Когда самолет
пройдет через нисходящий вертикальный воздушный поток, выйдет на его край,
нисходящее движение воздуха внезапно прекратится и не привязанные ремнями
безопасности пассажиры сваливаются на пол или падают на находящихся внизу под
ними пассажиров.
Пилот
самолета, столкнувшегося с рассматриваемой турбулентностью, обычно ставит об
этом в известность авиационно-диспетчерскую службу с тем, чтобы другие самолеты
могли бы избежать зону турбулентности. Кроме этого, разработано несколько
методов, позволяющих изменять профиль полета таким образом, чтобы на несколько
километров опережать области, захваченные указанной турбулентностью.
Несмотря на
успехи по обнаружению турбулентности атмосферы и разработке методов ее
избежать, может пройти еще немало лет, пока она не будет устранена как
потенциальная угроза воздушному транспорту. Статистика национального комитета
по безопасности перевозок показывает, что США между 1964 и 1975 гг.
турбулентность привела к 183 авариям, в которых были пострадавшие. Хотя
большинство аварий были связаны с грозовыми образованиями, но 68 из них (37%)
было связано с турбулентностью.
5. Авиакатастрофа
в Самаре
В качестве примера мы приводим авиакатастрофу, которая произошла 17
марта 2007 года в городе Самара. Экипаж самолета Ту-134А RA-65021 выполнял
пассажирский рейс по маршруту Сургут-Самара. К моменту захода ВС на посадку видимость
резко ухудшалась из-за образовавшегося тумана. Однако информации об ухудшении
видимости диспетчеру, и соответственно экипажу, от метеонаблюдателей
своевременно не поступала.
Активное
пилотирование при заходе на посадку осуществлял второй пилот, контролирующее –
КВС. Посадка была разрешена. Информация экипажу об ухудшении видимости на ИВПП
от диспетчера не поступала.
При снижении, экипаж
допустил уклонение от курса посадки и увеличение вертикальной скорости
снижения. В дальнейшем, не установив визуальный контакт с наземными и световыми
ориентирами, КВС принял запоздалое решение об уходе на второй круг.
При уходе на второй круг
с малой высоты, вне видимости земли, вследствие просадки, самолет грубо
приземлился. При грубом приземлении сложилась левая стойка шасси, произошло
разрушение самолета, левое крыло было оторвано, от момента правого крыла
самолет, разрушаясь, перевернулся на «спину» и переломился. В результате АП
погибло 6 пассажиров, 34 получило травмы различной степени тяжести и были
госпитализированы.
Авиационное происшествие
стало возможным в результате организационно-технологических и процедурных
недостатков в работе и взаимодействии служб метеорологического обеспечения и
управления воздушным движением, а также ошибок в действиях экипажа. Неиспользование
диспетчером посадки всех технических возможностей посадочного радиолокатора
из-за противоречия в нормативных документах, определяющих порядок и технологию
его работы, а также нечеткое взаимодействие в экипаже и запоздалые действия по
уходу на второй круг, не позволили предотвратить переход ситуации в
катастрофическую. Отсутствие Федеральных правил производства полетов комплексно
регламентирующих летную деятельность, деятельность органов УВД,
метеорологического обеспечения и других служб обеспечения полетов, учитывающих
международный и отечественный опыт в области комплексного обеспечения
безопасности полетов – способствовало данному авиационному происшествию.
Это не первый инцидент с
самолетами модификации Ту-134 в России. Так, 21 июня 2005 года в аэропорту
Ростова-на-Дону Ту- 134 авиакомпании "Аэрофлот-Дон" совершил
аварийную посадку из- за возгорания одного из двигателей. На борту находились
82 человека, никто из них не пострадал. 13 февраля 2007 года в аэропорту
Сургута из-за неполадок с шасси аварийно сел Ту-134, на борту которого
находились 37 человек.
Всего за последние три
года в российских аэропортах зарегистрировано почти два десятка случаев
аварийных посадок пассажирских лайнеров. В большинстве случаев жертв удавалось
избежать.
Заключение
В результате работы были
получены выводы:
1. К причинам авиационных
происшествий относятся ошибки в пилотировании, в выборе направления взлета или
посадки ВС, в неправильном расчете воздушной скорости и касания с элементами
рельефа, а так же и другие.
2. Необходимыми
действиями служб аэропорта при возникновении АП считаются: информационное
обеспечение предстоящего расследования АП, производство полного комплекса всех
метеорологических наблюдений, запрос об аресте и к подключению к расследованию
данных МСРП.
3.Крупнейшей авиационной
катастрофой СССР и Россией является катастрофа, произошедшая в районе Сахалина,
погибло 269 человек.
4.К природным явлениям,
способствующих возникновению АП относятся: осадки, гроза, ветер, облачность,
туман, метель. Приведенные в работе диаграммы выясняют, что главными являются
дождь и облачность.
5.Турбулентность связана
с воздушными струйными течениями на больших высотах, которые образуют мощный воздушный поток,
движущийся с большой скоростью в направлении запад – восток.
6.В качестве
примера данного типа катастроф в работе рассмотрена катастрофа в Самаре.
Причиной катастрофы стало резкое ухудшение видимости и некачественная работа
метеонаблюдателей.
Приложение
№
дата
время
Название самолёта
рейс
Месторасположение катастрофы
Метеорологические условия
высота
Причины катастрофы
1
03.03.1974
дек.41
DC-10
Анкара - Стамбул - Париж - Лондон
в предместьях Парижа
удовлетворительные
7000 м
перегруз
2
19.08.1980
18.40
Локхид L-1011 - Траистар
Эр-Рияд - Джиду
Эр-Рияд(Саудовская Аравия)
благоприятные
в результате очага на самолете
3
01.09.1983
17:26
Боинг-747
Нью-Йорк - Анкоридж (Аляска, США) -
Сеул (Южная Корея)
Японское водохранилище, у острова
Монерон
благоприятные
11 000 м
сбит истребителем Су-15
4
22.03.1994
20.49
«Глинка» А-300-310
Москва - Гонконг
южнее Маизаса
удовлетворительные
10100 м
аэробус упал с горы
5
07.12.1995
в 03.08.21 по хабаровскому времени
Ту-154Б
Южно-Сахалинск – Хабаровск -
Новосибирск
в 200 км от Хабаровска
Низовая метель со снегом
Человеческий фактор
6
29.08.1996
окт.24
Ту- 154М
Москва- Баренцбург и Пирамида
у города Лонгьир на архипелаге
Шпицберген
день был облачный
самолет задним левым крылом и
стойкой шасси за край плато Операфьелет