Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина
Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина
Министерство Образования Российской Федерации Уральский Государственный Педагогический Университет Иниститут Физической Культуры Кафедра Безопасности Жизнедеятельности Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина Выпускная квалификационная работа Исполнитель: студент 5 курса дневного отделения Воробьев Н.С. Руководитель: заведующий кафедры БЖ Репин Ю.В. Допущен к защите
«___»________2004г.
Заведующий кафедры БЖ ______________ Екатеринбург, 2004г. СОДЕРЖАНИЕ Введение..........................................................
..............................................3 Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса воспитания
личности...............................................................
.................7 1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности........................................................ ....7 2. Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20 1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34 Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности
будущего воина на занятиях по ДП...................................45 2.1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП.....................................45 2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего защитника Отечества...............................................55 2.3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП.........................................68 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности.....83
Заключение.................................................................
..............................88
Библиографический указатель.............................................................89 Введение Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период
социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения
надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение
социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и
правовой беспредел, резкое обнищание 80% семей и платное образование – все
это сильно повлияло на социализацию молодежи и на ее готовность к
выполнению воинского долга. Проблемы современного образования и воспитания подрастающего поколения
настолько глобальны, что практически любой аспект учебно-воспитательного
процесса является актуальным. Среди этого многообразия проблем мы в своей
работе рассматриваем вопрос о воспитании дисциплинированности и
ответственности будущего воина на занятиях по допризывной подготовке. Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания отечественной
науки и практики. В этом плане имеется достаточно большой опыт в проведении
данной работы. Однако практика показывает, что служба в рядах Российской
Армии не является священным долгом и почетной обязанностью для очень
большого числа молодых людей призывного возраста. Это свидетельствует либо
о негативном отношении к своей малой и большой Родине, либо о низком
качестве образования и воспитания, об утере тех духовных традициях, которые
характерных всем слоям населения, уважающих свою нацию, свое государство.
Любовь к Отечеству сегодня особенно актуализируется и рассматривается как
один из способов возрождения России. В этой связи следует вспомнить слова
К.Д.Ушинского, который утверждал, что как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы с дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями. Это позволяет сделать вывод о том, что
в любом человеке, а формирующейся детской личности, тем более, потенциально
заложены возможности для воспитания патриотизма. В основе патриотического воспитания заложены нравственные основы
личности, показателем которой могут выступать такие качества как
дисциплинированность и ответственность. Таким образом, на практике назрело противоречие между потребностью
общества в достойных защитниках своего Отечества, с одной стороны, и
негативным отношением к воинской обязанности части молодежи, с другой
стороны, которое делает актуальной проблемой необходимость данной
подготовки. Это определило тему нашей выпускной квалификационной работы:
«Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание
дисциплинированности и ответственности личности будущего воина». Объект исследования – процесс обучения ОБЖ в общеобразовательном
учреждении. Предмет исследования – воздействие занятий по ДП на воспитание
дисциплинированности и ответственности личности будущего воина. Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально
проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание
дисциплинированности и ответственности личности будущего воина. В основу нашей работы положена следующая гипотеза: процесс воздействия
занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности
будущего воина будет эффективным, если воспитание строится на основе
требований к уровню развития личности будущего защитника, теории и практики
рассматриваемых категорий: - ориентации воспитания дисциплинированности и ответственности как длительного и целенаправленного процесса на выработку потребности и привычки собственного поведения в соответствии с принятыми нормами в Вооруженных Силах России; - взаимодействии и единстве взглядов педагогического коллектива, родительской общественности и воспитательного пространства по воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывников; - использовании разнообразных методов организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывника. Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи
исследования: 1. Изучить состояние проблемы воспитания дисциплинированности и ответственности личности будущего воина в педагогической теории и практике. 2. Определить возможность ее разрешения на занятиях по ДП при изучению ОБЖ в общеобразовательном учреждении. Научная новизна заключается в том, что предлагаются методы и
приемы воспитания дисциплинированности и ответственности личности будущего
воина на занятиях по ДП в новых условиях функционирования
общеобразовательного учреждения. Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что процесс
воздействия занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и
ответственности личности будущего воина рассматривается как привитие
привычки, потребности и нормы поведения данных качеств личности в процессе
усвоения содержания образования по ОБЖ. Данные результаты могут быть
использованы учителями ОБЖ Методы и теоретические основы исследования определялись необходимостью
решения теоретических и практических проблем: теоретический анализ и синтез
философского, педагогического, психологического и методического знания по
проблеме исследования; эмпирические методы – беседа, интервьюирование,
анализ деятельности учителей-практиков по данной проблеме, наблюдения за
деятельностью учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления.
Итогом использования данных методов выступили обобщение и систематизация
теоретических и практических результатов по теме выпускной квалификационной
работе. База исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение №11
г.Екатеринбурга. Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической
и теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы и системным
подходом к ее разработке, привлечением большого теоретического материала и
его анализом. Результаты исследования обладают воспроизводимостью и
повторяемостью. Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса воспитания личности 1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности В научно-педагогической литературе сложилась неоднозначность в понимании
термина «воспитание», что проявляется в различных подходах к его
определении. В одном случае считают, воспитание – это обретение молодежью опыта
старшего поколения и вообще всей накопленной культуры. Это чрезвычайно
расширенный смысл, поскольку имеется в виду влияние не только школы,
педагогов, но и среды, и других факторов развития личности В другом случае воспитание рассматривается как целенаправленная
передача культурного опыта человечества и целенаправленное формирование
личности. Это более узкое понимание смысла воспитания, подразумевающего
только чисто педагогическую деятельность. Однако и оно не совсем конкретно,
так как сочетает и формирование личности («собственно воспитание»), и
педагогическую деятельность по передаче молодому поколению накопленных
знаний («образование и обучение»). Наконец, в третьем варианте воспитание предстает как целенаправленное и
последовательное формирование качеств личности. Если хотят подчеркнуть
такой смысл слова, то говорят о воспитании в узком смысле слова, т.е. о
собственно воспитании или воспитательной работе. В научной и практической деятельности ученые педагоги и педагоги
практики не всегда указывают, какой смысл придается тому или иному термину
и в результате происходит путаница при рассмотрении многих теоретических
проблем. Часто говоря о воспитании, а имеют в виду обучение, просвещение.
Или организуют «воспитательный» процесс для того, чтобы выработать
определенные качества личности, как дисциплинированность, трудолюбие, но
при этом надеются добиться результата при помощи бесед с детьми или
изучения моральных и нравственных проблем, обсуждения поступков героев
художественных произведений или деятельности выдающихся личностей. Печальный результат такого воспитания проявляется и в низкой
воспитанности выпускников многих школ, и в разгуле преступности среди
молодежи, и в многочисленных отказах служить в армии по государственному
призыву, и в других фактах. Воспитательная слабость многих школ
транслируется за их пределами, в других учреждениях, которым необходимо
заниматься воспитанием молодежи и не только ее. Есть не мало фактов,
свидетельствующих о том, что, не умея воспитывать молодых солдат, офицеры
поручают «влиять» на них старослужащих и вообще более физически сильным
парням, что приводит к пресловутой «дедовщине». Не внимание к проблеме
воспитательной работы в вооруженных силах российской армии породило
справедливое негативное отношении родительской общественности к службе в
армии, поиске самых разнообразных способов избавления от нее. Это
объясняется естественным стремлением родителей сохранить жизнь
собственного ребенка. Кто не перенес утрату взрослого, физически здорового
сына из-за необразованности и несоответствия занимаемой должности
малограмотного выпускника военного училища, кто не знает и не понимает в
силу своей интеллектуальной ограниченности, что значит вырастить ребенка,
тому этого ни когда не понять и «дедовщина» как социальное явление будет
жить и процветать, ибо ее корни заложены в уровне воспитанности и
образованности офицерского корпуса от самых низов и до самых верхов. Театр
начинается с гардероба, а первые истинные впечатления будущих солдат
российской армии начинаются формироваться с посещения призывной комиссии,
где буйным цветом процветает невежество, отсутствие самого элементарного
уважения к личности призывника. Этой первой встречи достаточно, чтобы
перечеркнуть всю предварительно проделанную воспитательную работу по
формированию у подростков потребности быть защитником Отечества, испытать
гордость высокого звания быть им. Конечно, на результатах воспитания сказываются многие причины,
связанные не только с образовательными проблемами, но и с тем социальным
кризисом, который переживает наша страна. Смена идеологии, смещение
ценностей, этических и моральных норм поведения и жизни в целом не прошли
бесследно для процесса формирования и развития личности школьников, их
уровня воспитанности и тем самым на уровне их дисциплинированности и
ответственности, как в широком смысле слова, так и в узком – их отношении к
службе в армии. Понятие «воспитание» появилось в России 300 лет назад и имело смысл,
воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для
нормального развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем,
кормить и одевать. Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе
показало, как много может дать обучение для развития личности. Казалось,
что если ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным
человеком, то вполне будет готов жизни в обществе. Еще со времен
Я.А.Каменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения,
считалось, что педагогика прежде всего дидактика. До сих пор популярна
среди современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что
воспитание ребенка – результат многостороннего процесса обучения. Известно
его высказывание: «Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз
процветает и по сей день! В последующие годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей
просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро
накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на
развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра
и труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и
участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли
труды С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой
половины XX в. Опыт А.С.Макаренко – успешного и надежного воспитания и перевоспитания
многих сотен трудных подростков – весьма убедительный не только потому, что
блестяще описан им в художественных произведениях, но и потому что его
воспитанники жили в реальной действительности. Его практическая научная
деятельность доказали, что сам по себе учебный процесс не гарантирует
требуемого обществом уровня воспитанности детей и в связи с этим обоснована
самостоятельная значимость воспитания средствами многообразной деятельности
детей. В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся
дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории
воспитания. Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при
котором он становится полноправным членом общества, говорят о
социализации. Но если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов
человек обрел черты личности, то употребляют термин «формирование».
Личность формируется под влиянием наследственности, среды, целенаправленной
деятельности педагогов, собственной деятельности и самовоспитания человека
и других факторов. Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в
понятие «образование». Именно так поступили авторы учебного пособия
«Педагогика» [26, С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его
обучить. Учитывая современный уровень педагогических знаний возможна такая
формулировка определения этой педагогической категории: воспитание – это
преднамеренное создание или корректировка условий для формирования
характера, воли, направленности и качеств личности человека [8, С. 22].
А.С.Макаренко, сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание
– это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно
таким путем ему удается направить в нужную сторону развитие всей массы
отношений ребенка с окружающим миром [19, С.22]. Воспитание – это прежде
всего влияние на систему отношений личности с окружающим миром людей.
Предложенное определение отличает его от обучения, констатирует его
ненасильственный характер и соответствует сущности этого педагогического
процесса. Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения:
обучение – это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и
способов их применения с целью развития их личности. Образованным человеком
можно назвать не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то
систему уже усвоил. Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин
«обучение». Обучение положительно влияет на процесс развития личности, но
только своим путем – средствами совершенствования мыслительной, прежде
всего познавательной, деятельности. В Словаре русского языка [22, С.85] дается следующее толкование
понятия воспитать и воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав
образование, обучив правилам поведения. 2. Путем систематического
воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер (Воспитание хорошего
бойца) 3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь (любовь к Родине) Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой,
средой и проявляются в общественной жизни». В современной школе проблема формирования дисциплинированности и
ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с
молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы
воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе
образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации,
когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания. В современных условиях первостепенное значение придается способам
утверждения сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества
учебно-воспитательного процесса неразрывно связано с усилением
ответственности учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной
и трудовой дисциплины, повышение общественной активности школьников,
развитием самоуправления в ученических коллективах. Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание
многие важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в
поведенческую практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как
раз те требования, с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они
либо соблюдают легко и просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в
силу отсутствия необходимых установок, закрепленных в виде привычек и
стремлений. Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой
представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом,
в настоящем и в будущем. В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков
находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность
человека. Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и
сознательности за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их
сознании и формируются от представлений до понятий, от знаний до убеждений
и действий. Связь между знаниями, убеждениями и действиями носит
многофакторный характер. Существуют здесь прямые и обратные,
непосредственные и опосредованные зависимости. Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение
знаний в убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия: 1. В какой степени знания о сознательности и дисциплинированности представляются учащимся истинными, объективными по содержанию. 2. Насколько для них является авторитетным сам источник, из которого они получают эти знания. 3. В какой мере учителю удается связать информацию о сознательности и дисциплинированности (ее месте, роли и значении в жизни общества) с актуальными проблемами нашего общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|