Производственная безопасность
Для смазки
хлорных компрессорных установок применяется концентрированная серная кислота,
которая в отличие от других веществ не подвергается хлорированию.
Многоступенчатые
компрессорные установки имеют систему охлаждения сжимаемого газа после каждой
ступени в специальных холодильниках-сепараторах, что предотвращает повышение
температуры и газа и машины, а также попадание в цилиндры сниженных газовых
компонентов.
Для
сглаживания пульсаций давления сжатого газа между поршневым компрессором и
магистралью устанавливаются буферные ёмкости и обратный клапан (между ёмкостью
и компрессором). При этом буферные емкости (ресиверы) устанавливаются на
отрытой и ограждённой площадке и снабжены арматурой для спуска воды и масла,
манометрами, предохранительными клапанами, лазами и люками.
В целях
предотвращения образования взрывоопасных газовых смесей в цилиндрах и полостях
компрессорных установок давление на всасе поддерживается выше атмосферного, а
система энергоснабжения машины сблокирована с состоянием линии всаса таким
образом, что происходит отключение энергопитания электропривода при снижении
давления на всасе ниже атмосферного или при наличии кислорода в поступающем газе.
Снижение
генерируемой компрессорными установками вибрации достигается путём установки их
на массивные фундаменты, а между ними – виброизоляторов.
На случай
нарушения герметичности компрессорной установки предусматривается рабочая и
аварийная вентиляция, включающаяся автоматически при превышении ПДК или НКРП в
воздухе рабочей зоны.
Для контроля
загазованности по ПДК и НКПРП в производственных помещениях (рабочей зоне
открытых наружных установок) предусматриваются средства автоматического
газового анализа с сигнализацией о приближении концентраций опасных веществ к
критическим значениям.
Для
обеспечения безаварийной работы компрессорные установки снабжаются необходимыми
контрольно-измерительными приборами (термометры, манометры, расходомеры и др.),
а также звуковой и световой сигнализацией о нарушении эксплуатационных
параметров.
Для
обслуживающего персонала в помещении компрессорной устраивается
звукоизолированная кабина, обеспечивающая необходимый обзор окружающего
пространства. Уровень звука в кабине не должен превышать 80 дБА. Кабина должна
быть оборудована средствами связи с технологически сопряженными с машиной
помещениями. В кабине, как правило, размещаются щиты управления работой
компрессорных установок.
Компрессорные
установки размещаются в отдельно стоящих зданиях с подветренной стороны по
отношению к другим зданиям предприятия. При этом в сторону других зданий должна
быть ориентирована глухая стена компрессорной.
В целях
предупреждения разрушения здания компрессорной при возможном взрыве крыша выполняется
легкосбрасываемой, а остекление–ленточным. При этом должно соблюдаться условие:
суммарная площадь окон, дверей и легкосбрасываемых панелей покрытий должна
составлять не менее 0,05 м2 на 1 м3 объёма помещения
компрессорной.
К
обслуживанию компрессорных установок допускаются машинисты и аппаратчики,
прошедшие специальную подготовку, аттестованные и имеющие соответствующие
удостоверения на право эксплуатации этих опасных машин.
10.
Безопасность эксплуатации грузоподъёмных машин
10.1
Общие сведения о грузоподъёмных машинах
Грузоподъёмные
машины – машины циклического действия, предназначенные для подъёма и
перемещения грузов на небольшие расстояния в пределах определённой площади
промышленного предприятия.
По целевому
применению грузоподъёмные машины (ГПМ) делятся на машины общего и специального
назначения.
Грузоподъёмные
машины общего назначения являются универсальными и предназначены для выполнения
многообразных подъёмно-транспортных операций.
Грузоподъёмные
машины специального назначения предназначены для выполнения
подъёмно-транспортных работ при осуществлении конкретных технологических
операций и процессов.
По
конструктивному исполнению грузоподъёмные машины классифицируются на:
– подъёмные механизмы;
– подъёмники;
– грузоподъёмные краны;
– погрузчики;
– манипуляторы.
Подъёмные
механизмы (домкраты, тали, лебёдки) – предназначены для подъёма грузов
небольшой массы (до 10 т) на небольшую высоту (домкраты и тали), а также
перемещения грузов на небольшие расстояния (лебёдки). Силовой привод у этих
машин может быть ручным, пневматическим, гидравлическим и электрическим.
Подъёмные механизмы применяются, как правило, при производстве
строительно-монтажных работ.
Подъёмники –
используются для подъёма груза и людей в специальных грузонесущих устройствах,
движущихся по жёстким вертикальным (наклонным) направляющим или рельсовому
пути. По способу передачи силового воздействия от привода к грузонесущим
устройствам различают канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные
подъёмники. Подъёмники имеют, как правило, электрический привод, реже –
гидравлический.
По назначению
подъемники подразделяются на:
– лифты – подъёмники
непрерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким
направляющим, установленным в ограждённой со всех сторон шахте;
– фуникулеры – подъёмники
для перевозки грузов или пассажиров в вагонах, движущихся по наклонному
рельсовому пути с канатной тягой;
– скиповые подъёмники –
передвижные или стационарные установки для подъёма сыпучих грузов в скипах
(специальных ковшах) по наклонным или вертикальным направляющим. Находят
применение в шахтах, рудниках, карьерах и др.;
– строительные подъёмники –
перемещающиеся по вертикальным направляющим платформы (кабины) с грузом
(людьми) для доставки их на этажи строящихся зданий или сооружений.
Грузоподъемные
краны. Грузоподъемные краны (ГК) являются наиболее распространенным средством
механизации погрузочно-разгрузочных работ на промышленных предприятиях. ГК
классифицируются:
– по конструктивному
исполнению (мостового типа, стрелового типа, самоходные и др.);
– по конструкции захватного
устройства (крюковые, грейферные (для сыпучих материалов), магнитные и др.);
– по виду перемещения
(стационарные и передвижные);
– по конструкции ходового
устройства (рельсовые, гусеничные, канатные, шагающие, плавучие);
– по виду привода
механизмов (ручные, электрические, гидравлические, пневматические и др.);
– по степени поворота
стрелы (полноповоротные, неполноповоротные, неповоротные);
– по способу опирания
(опорные и подвесные).
Погрузчики.
Используются преимущественно для погрузки, разгрузки и транспортирования
штучных и насыпных грузов. Погрузчики могут быть периодического действия
(штучные и насыпные грузы) и непрерывного действия (для насыпных грузов).
Наиболее распространены погрузчики, смонтированные на автомобильном шасси. При
работах внутри помещений применяются электропогрузчики.
Роботы и
манипуляторы. Робот – автоматическая машина, выполняющая двигательные и
управляющие функции, заменяющие аналогичные функции человека при перемещении
грузов. Грузоподъёмность роботов может достигать несколько тонн.
Манипуляторы
– машины, используемые для механизации складских работ, при монтаже
оборудования, для операций по установке тяжёлых деталей на
металлообрабатывающие станки и в др. случаях.
10.2
Основные опасности, возникающие при эксплуатации грузоподъёмных машин
При
эксплуатации грузоподъёмных машин могут возникать следующие опасности:
обрыв груза и
его падение с высоты при неудовлетворительном состоянии грузозахватных
устройств, при нарушении целостности тросов и канатов;
падение
поднятого груза и самой ГПМ (например, грузоподъёмного крана) при потере
устойчивости системы (за счёт ветрового напора, несбалансированности масс,
схода с рельсового пути, превышения нормативной грузоподъёмности, при перерывах
в подаче электроэнергии).
Все
грузоподъёмные машины относятся к опасным производственным объектам.
10.3
Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин
Для
предотвращения доступа людей в опасную зону работы ГПМ устраиваются защитные
ограждения. Ограждаются также все движущиеся доступные для прикосновения людьми
органы и системы ГПМ (тросы и др.).
Для
предотвращения падения груза при отказе приводных устройств (например,
электродвигателей) применяются тормозные механизмы (стопорные, спусковые и др).
Тормозные устройства используются также для предотвращения неконтролируемого
перемещения ГПМ, например, по подкрановому рельсовому пути.
Для остановки
неконтролируемого движения и их органов в крайних точках (по высоте, длине и
др.) применяются концевые выключатели, отключающие энергоисточник при
приближении ГПМ к опасной точке.
Широко
применяются ограничители грузоподъёмности, автоматически отключающие механизм
подъёма груза, масса которого более предельной на 10 %.
Кроме
перечисленных применяются и другие специальные устройства, обеспечивающие
безопасную эксплуатацию грузоподъёмных машин.
Наряду с
предохранительными устройствами применяются также приборы безопасности,
сигнализирующие персоналу о наличии или возникновении соответствующей
опасности: указатели грузоподъёмности, сигнализаторы опасного электрического
напряжения в близи ГПМ, анемометры, предупреждающие об опасной скорости ветра и
др.
Все
грузоподъёмные машины подведомственны органам Ростехнадзора, также как и
сосуды, работающие под давлением.
Стационарно
установленные на предприятиях ГПМ подлежат регистрации, текущему надзору и
техническому освидетельствованию.
Безопасная
эксплуатация и техническое освидетельствование грузоподъёмных машин
регламентируются следующими нормативными документами:
– ПБ 10-382–00 «Правила
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов»;
– ПБ 10-518–02 «Правила
устройства и безопасной эксплуатации строительных подъёмников»;
– ПБ 10-6–03 «Правила
устройства и безопасной эксплуатации подъёмников»;
– ПБ 10-558–03 «Правила
устройства и безопасной эксплуатации лифтов»;
– ПОТ РМ 00–98 «Правила по
охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» и др.
В
соответствии с указанными документами приводится полное или частичное
техническое освидетельствование ГПМ.
Полное
техническое освидетельствование – внешний осмотр, статическое и динамическое
испытания ГПМ под нагрузкой.
Частичное
техническое освидетельствование – только внешний осмотр ГПМ.
Полному
техническому освидетельствованию подвергаются все ГПМ перед вводом в работу
(первичное), а также периодически не реже 1 раза в 3 года.
Частичному
техническому освидетельствованию ГПМ подвергаются каждые 12 месяцев.
Отдельно
технически освидетельствуются грузозахватные приспособления.
Требования к
персоналу, обслуживающему грузоподъёмные машины:
специальное
обучение и аттестация;
наличие
удостоверения на право эксплуатации ГПМ.
11.
Безопасность эксплуатации котельных установок
11.1
Общие сведения о котельных установках
Котельная
установка – комплекс устройств для получения водяного пара под давлением (или
горячей воды). Котельная установка (КУ) состоит из следующих основных систем:
– котлоагрегата;
– газо- и воздухопроводов;
– трубопроводов пара и
воды;
– арматуры (отключающие,
регулирующие, соединительные и т.п. устройства);
– тягодутьевых устройств;
– сооружений водоподготовки
и др.
Мощные
котельные установки занимают помещения объёмом в сотни тысяч м3 и
вырабатывают до 4 тысяч т пара в сутки.
Основным
сооружением любой котельной установки является парогенератор – аппарат для
производства водяного пара.
Парогенератор,
в котором пар получают за счёт тепла сжигаемого органического топлива,
называется паровым котлом, а при использовании электрической энергии –
электрокотлом.
Паровой котел
– устройство, имеющее топку для сжигания углеводородного топлива,
предназначенное для получения пара с давлением выше атмосферного.
Современный
паровой котел представляет собой агрегат, конструктивно объединяющий в себе
комплекс устройств для получения пара под давлением или горячей воды за счёт
сжигания топлива. Главной частью такого котлоагрегата является топочная камера
с газоходами, в которых размещены поверхности нагрева, воспринимающие тепло
продуктов сгорания топлива (пароперегреватель, водяной экономайзер,
воздухоподогреватель). Элементы котлоагрегата опираются на каркас и защищены от
потерь тепла обмуровкой и теплоизоляцией.
В топочной
камере происходит частичное сгорание топлива и частичное охлаждение продуктов
сгорания, за счёт нагрева труб, покрывающих стены топочной камеры (топочные
экраны), по которым циркулирует вода или пар. На выходе из топки газы имеют
температуру ~ 1000 0С и на пути их движения устанавливаются
пароперегреватели (трубчатые змеевики). После пароперегревателей температура
газов составляет 700…600 оС и далее тепло от них отбирается в
водяном экономайзере и воздухоподогревателе. Температура газов, после
рассмотренных устройств снижается до 170…130 оС. Дальнейшее снижение
температуры отходящих газов путём полезного использования их тепла препятствует
конденсация паров воды и серной кислоты на рабочих поверхностях, приводящих к
осаждению на них золы и коррозии.
Охлаждённые
газы через систему золоулавливания и сероочистки выбрасываются из дымовой трубы
в атмосферу. Твёрдые продукты сгорания топлива периодически или непрерывно
удаляются из котлоагрегата и направляются в золошламонакопители.
Котлоагрегат,
например, для энергоблока мощностью 300 МВт представляет собой постройка
высотой > 50 м и в плане занимает площадь ~ 1000 м2. На
сооружение такого агрегата, расходуется ~ 4500 т металла, из которых ~ 33 % приходится
на трубные системы, работающие под давлением > 2,5 МПа.
В качестве
топлива в котлоагрегатах используются:
природный
газ;
мазут;
каменный
уголь;
горючие
сланцы;
торф.
11.2
Основные опасности, возникающие при эксплуатации котельных установок
Котельные
установки относятся к опасным производственным объектам т.к. при их
эксплуатации возможна реализация следующих потенциальных опасностей (основных):
неконтролируемые
взрывы газовоздушных и аэрозольных горючих систем;
– физические взрывы систем,
работающих под давлением;
– разрушение трубопроводов
с паром и горячей водой за счёт температурных градиентов, обусловленных
отложением солей жёсткости (накипи) из нагреваемой воды на нагретых
поверхностях;
– генерирование вибрации и
шума за счёт работы дробильных, размольных и транспортных агрегатов, а также
тягодутьевых устройств;
– опасность термических
ожогов при контакте работающих с нагретыми поверхностями и паром;
– загрязнение атмосферы,
гидросферы и литосферы газообразными, аэрозольными, жидкими и твердыми
отходами;
– загрязнение окружающей
природной среды неиспользованной теплотой отходящих газов, охлаждающей воды и
твердофазных отходов.
11.3
Основные способы обеспечения безопасной эксплуатации котельных установок
С целью
безопасной эксплуатации котельных установок применяется следующая арматура
безопасности:
манометры,
для контроля давления среды (воды, пара и др.);
предохранительные
устройства для сброса избыточного давления рабочей среды (разрывные мембраны,
предохранительные клапаны, и др.);
парозапорные
вентили для отключения КУ от паровой магистрали;
водозапорные
вентили (задвижки) для впуска воды в КУ и регулирование её количества;
обратный
питательный клапан, предотвращающий пропуск воды из КУ обратно в питательную
магистраль при аварии на питательном трубопроводе;
воздушные
клапаны для удаления из КУ воздуха и др. газов.
Вся арматура
должна иметь сертификаты (паспорта), где отражаются параметры эксплуатации,
схемы включения в технологическую систему и др. сведения.
Соединения
трубопроводов котельных установок выполняются фланцевыми или сварными.
Котельные
установки оборудуются также необходимой гарнитурой безопасности:
заслонки и
шиберы для регулирования тяги и дутья;
лазы в
обмуровке для осмотра топочной камеры, газоходов и др. поверхностей нагрева и
футеровки;
предохранительные
взрывные клапаны для защиты обмуровки и каркаса КУ от разрушений при взрывах
горючей смеси в топке и газоходах;
затворы на
шлаковых и золовых бункерах для удаления шлака и золы из топки, газоходов и др.
мест.
В целях
предупреждения взрывов автоматически контролируется температура топочных газов,
пара и воды, причём системы контроля блокируются с питательными системами (по
топливу и воде), которые отключаются при превышении критических величин
температур.
Для
обеспечения безопасности процесса розжига КУ предусматриваются автоматические
системы контроля и регулирования подачи горючего на запальник и в топку.
Особое
значение для безопасной эксплуатации КУ являются, умягчение питательной воды с
целью предупреждения образования накипи на нагретых поверхностях. При умягчении
(обессоливании) воды из неё удаляют соли жесткости ( Ca(HCO3)2; Mg(HCO3)2; CaSO4; MgSO4; MgCI2) обеспечивающие
карбонатную и некарбонатную жёсткость воды.
Умягчение
питательной воды производится при помощи ионообменных смол (катиониты и
аниониты), а также реагентными методами (обработка кислотами с выпадением солей
жёсткости в осадок).
Проектирование,
эксплуатация, содержание и т.п. котельных установок подведомственны органам
Ростехнадзора (котлонадзор).
Безопасная
эксплуатация котельных установок регламентируется рядом нормативных документов:
ПБ 10-574–03
«Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов»;
ПБ 10-575–03
«Правила устройства и безопасной эксплуатации электрических котлов и
электрокотельных»;
ПБ 10-573–03
«Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей
воды»;
ПБ 03-576–03
«Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»
и др.
12.
Безопасность эксплуатации газового хозяйства предприятия
12.1
Назначение и общая характеристика газового хозяйства
Газовое
хозяйство предприятия предназначено для обеспечения топливом котельных
установок в целях отопления помещений и получения электроэнергии на тепловых
электростанциях.
В качестве
топлива могут использоваться природные газы газовых и нефтяных месторождений и
сжиженные углеводородные газы (СУГ).
Газопроводы
систем газоснабжения в зависимости от давления транспортируемого газа
подразделяются на:
–
газопроводы
высокого давления 1-ой категории (0,6…1,2 МПа для природного газа; 0,6…1,6 МПа
для СУГ);
–
газопроводы
высокого давления 2-ой категории (0,3…0,6 МПа);
–
газопроводы
среднего давления (0,005…0,3 МПа);
–
газопроводы
низкого давления (≤ 0,005 МПа).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|