Охрана труда и несчастные случаи на производстве
В Рекомендациях
приводятся: основные задачи службы, ее функции, права работников службы и т. д.
Вместе с тем, в
преамбуле Рекомендаций определено, что на их основе в организациях
разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их
организационно-правовых форм.
В Гражданском
кодексе РФ не дается определение понятия «организационно-правовая форма», но
приводится перечень юридических лиц, обладающих различными
организационно-правовыми формами: хозяйственные общества, производственные
кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д.
Маловероятно,
чтобы та или иная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта как-то
влияла на положение о службе охраны труда. Трудовое законодательство в равной
мере распространяется на работодателей и работников, независимо от того, какой
организационно-правовой формой обладает работодатель. Если же последняя как-то
влияет на содержание Положения о службе охраны труда, то это следовало
прокомментировать в тексте Рекомендаций.[38]
Неточность,
вкравшуюся в текст, драматизировать не следует. Важно другое: каждая организация,
осуществляющая производственную деятельность, в которой создана (создается)
служба охраны труда, должна разработать и утвердить соответствующее Положение.
Как было отмечено
выше, Минтруд России своим постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об
утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в
организации» утвердил одноименные Рекомендации, в которых определяются в общем
виде задачи, стоящие перед службой охраны труда, и даются рекомендации по ее
созданию и организации работы. Направления работы службы подробно в «Межотраслевых
нормативах численности работников службы охраны труда в организациях»,
утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.[39] Там же даются нормативы
численности специалистов службы в зависимости от общего количества работников,
а также работников занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда
работах.
По нашему мнению
главное в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. отнюдь не
сами нормативы численности специалистов службы охраны труда. Они весьма
условны, требуют значительной корректировки. Ценность указанного постановления
заключается в том, что в нем, во-первых, подробно излагается содержание работы
службы охраны труда, ее функции. Во-вторых, содержание этой работы распределено
по направлениям, что открывает возможность обосновано определять структуру
службы, – из каких функциональных подразделений она состоит. Это, в свою
очередь, дает возможность осуществить подбор соответствующих специалистов для
каждого подразделения службы, определить их состав и, наконец, численность с
учетом Межотраслевых нормативов численности специалистов службы охраны труда.
Итак, не секрет,
что главной фигурой всех трудовых отношений является работодатель. Именно от
него зависит состояние охраны труда в организации. Поэтому обязанности по
обеспечению безопасных условий и охраны труда законодательство полностью
возлагает на работодателя.
Охрана труда в соответствии с трудовым законодательством представляет
собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности и включает правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия.
Вопросы охраны труда регулируются на сегодняшний день Трудовым кодексом
РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в
Российской Федерации». Основные положения этого закона продублированы в ТК РФ.
Кроме того, существует довольно-таки большое количество нормативно-правовых
актов, более подробно регламентирующих отдельные вопросы, связанные с охраной
труда (аттестация рабочих мест, требования к вредным и опасным производствам и
т.п.). В нашей стране также действует система государственных нормативных
требований охраны труда. Ими устанавливаются правила, процедуры и критерии,
направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности.
Однако только установление требований, которые должны соблюдать работники
и работодатели по охране труда, не достигло бы своей цели, если бы не были
предусмотрены соответствующие меры ответственности за их несоблюдение. В
настоящее время ответственность за нарушение требований охраны труда
предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ и статьей 143 УК РФ.
Статьей 184 Трудового
кодекса установлено: если повреждение здоровья или смерть работника произошли
из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, ему
(или его семье) должен быть возмещен утраченный заработок (доход). Кроме того,
возмещаются дополнительные расходы на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию, если они связаны с повреждением здоровья. Если
работник умер, его семье помимо утраченного дохода возмещаются расходы на
погребение.
Система обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в России
действует с января 2000 г. Она введена Федеральным законом от 24.07.1998 №
125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний»[40] (далее – Закон).
Эта система гарантирует возмещение вреда застрахованным лицам, если они
повредили здоровье и утратили трудоспособность вследствие несчастного случая на
производстве или профзаболевания.
Кто относится к застрахованным лицам? В
первую очередь граждане, работающие по трудовым договорам. Кто является в
данном случае работодателем – организация, частный предприниматель или другое
физическое лицо, значения не имеет. По отношению к работникам все они являются
страхователями. В рамках Закона № 125-ФЗ к застрахованным относятся лица,
осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду. И, наконец,
застрахованными являются граждане, работающие по гражданско-правовым договорам
(договорам подряда, оказания услуг и т.п.). Но только при условии, что на
основании этих договоров за них уплачиваются страховые взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
«В соответствии со статьями 20 и 22
Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» средства на осуществление обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются
за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые уплачиваются вне
зависимости от других взносов на социальное страхование.
Вместе с тем согласно статье 5
названного выше Федерального закона № 125-ФЗ обязательному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат
физические лица, выполняющие работу на основе трудового договора (контракта)
или на основании гражданско-правового договора, заключенного со страхователем».[41]
При наступлении страхового случая у
застрахованного возникает право на страховое обеспечение. Об этом сказано в ст.
3 Закона № 125-ФЗ. Страховой случай – это несчастный случай на производстве или
профессиональное заболевание, которые повлекли за собой повреждение здоровья
застрахованного лица, подтвержденное в установленном порядке.
«Под страховщиком понимается Фонд
социального страхования Российской Федерации.
В качестве страхователя рассматривается
юридическое лицо любой организационно – правовой формы (в том числе иностранная
организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской
Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо,
нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом
1 статьи 5 данного Федерального закона (статья 3).
В главе III Федерального закона
определены права и обязанности субъектов страхования.
В частности, в обязанности страховщика
входит аккумулирование капитализированных платежей в случае ликвидации страхователя
(подпункт 10 пункта 2 статьи 18).
Страхователь несет ответственность за
неисполнение возложенных на него Федеральным законом обязанностей по своей
регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и полную уплату
страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат
застрахованным, назначенных страховщиком.
При задержке уплаты страхового взноса
страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,5 процента суммы
страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который
должен быть уплачен страховой взнос (абзацы 1 и 2 пункта 1 статьи 19).
Задолженность по страховым взносам,
начисленная пеня взыскиваются страховщиком со страхователя – юридического лица
в бесспорном порядке, со страхователя – физического лица на основании решения
суда (абзац 5 пункта 1 статьи 19)».[42]
Несчастный случай на производстве – это
событие, в результате которого человек получил увечье или другое повреждение
здоровья, выполняя свои трудовые обязанности. Такое событие может произойти как
на территории страхователя, так и за ее пределами. Несчастным случаем в рамках
Закона № 125-ФЗ также признается событие, которое произошло во время следования
на работу или с работы на транспорте работодателя. Если работник пострадал,
когда ехал на работу или с работы на общественном или личном транспорте, такой
случай не признается страховым. В подобной ситуации период временной
нетрудоспособности оплачивается работнику по общим основаниям.
Как правило, несчастный случай – это
кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора, которое
влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб),
химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в
результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма,
может быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания
несчастного случая страховым событием обязательно должна быть
причинно-следственная связь травмы с выполнением пострадавшим обязанностей,
предусмотренных трудовым договором.
«4 сентября 2001 г. Семин С.В. и другой
работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке на рембазе ООО «Автострада»,
утром получили задание от зам. директора на ремонт закрепленных за ними
автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить ремонт и выехать на
линию.
Семин и Абызов приступили к ремонту,
будучи трезвыми, по окончании ремонта Семин С.В. предложил съездить за водкой
на автомобиле, закрепленном за Абызовым Е.И., на что тот согласился.
Приблизительно в 13 часов 45 минут зам.
директора и механик обнаружили отсутствие автомобиля и водителей Семина С.В. и
Абызова Е.И. Около 16 часов неизвестный мужчина сообщил о ДТП с автомашиной «Татра».
Водитель Семин С.В. погиб, установлено наличие этилового спирта в крови и в
моче. Водитель Абызов Е.И. получил телесные повреждения; находился в
алкогольном опьянении. По результатам несчастного случая был составлен акт № 1
о несчастном случае на производстве и акт о расследовании группового
несчастного случая на производстве.
Указанные в акте обстоятельства несчастного
случая представителем истицы не оспаривались.
30.11.2001 вдова Семина С.В. – истица
Семина Л.В. обратилась к государственному учреждению – Рязанскому региональному
отделению Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о
назначении ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С., 1994 г. рождения,
находившейся на иждивении Семина С.В., страховых выплат, однако ей было
отказано в назначении выплат, поскольку в акте о несчастном случае указано, что
Семин С.В. погиб, не выполняя своих должностных обязанностей.
Поскольку исследованными в судебном
заседании доказательствами бесспорно установлено, что в момент ДТП, в
результате которого погиб Семин С.В., он не исполнял свои трудовые обязанности
и не действовал в интересах работодателя, управляя самовольно взятым
автомобилем, не закрепленным за ним, оснований для отнесения произошедшего с
ним несчастного случая к несчастным случаям на производстве не имеется, в связи
с чем иск Семиной Л.В. о взыскании с государственного учреждения – Рязанского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в
пользу ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С. единовременной и ежемесячной
страховых выплат в связи с гибелью Семина С.В., а также пени за задержку выплат
удовлетворению не подлежит».[43]
Факт несчастного случая на производстве
должен быть подтвержден документально. По каждому такому случаю проводится
расследование. Порядок расследования несчастного случая на производстве
определен ст. 229 Трудового кодекса. Отсутствие документов влечет отказ в
назначении страховых выплат.
Так, «в соответствии со статьей 229
Трудового кодекса РФ для расследования тяжелого несчастного случая на
производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее
трех человек, в состав которой включается государственный инспектор труда.
Работодатель, образуя комиссию,
утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.
Согласно п. 4 акта о несчастном случае
на производстве расследование обстоятельств получения травмы Шамхаловой
производилось зав. диспансерным отделением РПБ Каримулаевым А.К. и
председателем месткома профсоюза Ахмедовым.
Следовательно, акт по ф. Н-1 составлен
некомиссионно и юридической силы не имеет.
Далее, в целях расследования тяжелого
несчастного случая на производстве подготавливаются следующие документы:
– приказ работодателя о создании
комиссии по расследованию несчастного случая;
– планы, эскизы, схемы места
происшествия;
– протоколы опроса очевидцев
несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших и др. документы.
Ни одного из перечисленных выше
документов в Фонд представлено не было. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального
закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу
является наступление документально подтвержденного страхового случая.
При таких обстоятельствах нельзя
согласиться, что несчастный случай с Шамхаловой Б.Т. произошел при исполнение
трудовых обязанностей, поэтому в соответствии со ст. 231 Трудового кодекса РФ
акт формы Н-1, составленный 03.10.2003, следует признать недействительным».[44]
Порядок
расследования несчастных случаев на производстве зависит от степени их тяжести,
которая определяется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от
24.02.2005 г. № 160 «Об утверждении Схемы определения несчастных
случаев на производстве».[45]
В соответствии с
указанной Схемой:
1) По степени тяжести несчастные случаи на производстве подразделяются на
2 категории: тяжелые и легкие.
Квалифицирующими
признаками тяжести несчастного случая на производстве являются:
- характер
полученных повреждений и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также
усугубление имеющихся и развитие хронических заболеваний;
- длительность
расстройства здоровья (временная утрата трудоспособности);
- последствия
полученных повреждений (стойкая утрата трудоспособности, степень утраты
профессиональной трудоспособности).
Наличие одного из
квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории
тяжести несчастного случая на производстве.
К легким
несчастным случаям на производстве относятся повреждения, не являющиеся тяжелыми.
3) Врачи скорой и
неотложной помощи, а также любые другие медицинские работники, оказывающие
пострадавшему первую медицинскую помощь, не дают заключения о тяжести
повреждения. В их компетенцию входит только определение характера дальнейшего
лечения пострадавшего (амбулаторное или стационарное), а также констатация
летального исхода.
4) Заключение о
степени тяжести производственной травмы дают по запросу работодателя или
председателя комиссии по расследованию несчастного случая на производстве клинико-экспертные
комиссии (КЭК) лечебно-профилактического учреждения, где осуществляется лечение
пострадавшего в срок до 3-х суток с момента поступления запроса. Это заключение
в обязательном порядке также оформляется в выписном эпикризе независимо от характера
проведенного лечения.
5) Степень утраты
профессиональной трудоспособности определяется в соответствии с Положением «О
порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты
профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье,
профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с
исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 23.04.94 № 392.
Постановлением
Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении Правил
установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[46] было признано утратившим силу Постановление
Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 392 «Об утверждении Положения
о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты
профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье,
профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с
исполнением ими трудовых обязанностей.
Как следует из
приведенного текста Приказа Минздрава РФ от 24.02.2005 г. № 160, несчастные
случаи на производстве по степени тяжести подразделяются на 2 категории:
тяжелые и легкие. Однако в тексте ст. 227 – 231 ТК РФ, регламентирующих
порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, о легких
несчастных случаях прямо не говорится. Лишь в ст. 229 указано, что
расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве,
который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных
случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в
течение трех дней.
В указанных
статьях ТК РФ акцент сделан на изложении порядка расследования и учета
групповых, тяжелых несчастных случаев, а также несчастных случаев со
смертельным исходом. О расследовании и учете легких несчастных случаев в них
практически ничего не говорится.
Для того чтобы
найти основание заполнить этот пробел в ТК РФ, было использовано положение
ст. 229 ТК РФ, согласно которому порядок расследования несчастных случаев
на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а
также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на
производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с
постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах
документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве,
и особенностях расследования несчастных случаев на производстве»[47] Минтруд РФ утвердил Положение
об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных
отраслях и организациях,[48]
которым, в том числе, уточняются положения ТК РФ в части расследования и учета
легких несчастных случаев.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|