Основные принципы и способы защиты населения от опасностей
- дезактивация
аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения,
территории, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических
средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
- эвакуация или
отселение граждан из зон, в которых уровень загрязнения превышает допустимый
для проживания населения.
Основными мероприятиями химической
зашиты, осуществляемыми в случае возникновения химической аварии, являются:
- обнаружение факта
химической аварии и оповещение о ней;
- выявление химической
обстановки в зоне химической аварии;
соблюдение режимов
поведения на территории, зараженной АХОВ, норм и правил химической
безопасности;
- обеспечение
населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий
химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи,
применение этих средств;
- эвакуация населения,
при необходимости, из зоны аварии и зон возможного химического заражения;
- укрытие населения и
персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ;
- оперативное
применение антидотов и средств обработки кожных покровов;
- санитарная обработка
населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий
аварии;
- дегазация аварийного
объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения,
территории, технических средств, средств защиты, одежды и другого имущества.
Характеристика
аварийно химически опасных веществ
Организация медико-биологической защиты населения
Значительную роль в
общем комплексе мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера играют мероприятия медицинской защиты.
Медико-биологическая
защита включает меры по предотвращению и снижению тяжести поражения людей,
своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению
эпидемического благополучия при возникновении чрезвычайных ситуаций
биологического характера. Она достигается:
своевременным
обнаружением угроз и возникновения эпидемий, эпизоотий, очагов заражения
биологического характера;
рациональным
использованием имеющихся сил и средств учреждений здравоохранения независимо от
их ведомственной принадлежности;
развертыванием в
угрожаемый период необходимого количества лечебных учреждений, медицинских
формирований и учреждений;
созданием резерва
медицинских средств защиты, медицинской техники и имущества;
проведением комплекса
санитарно-гигиенических и противоэпидемических защитных мероприятий;
своевременным оказанием всех видов медицинской помощи пораженным (больным);
проведением профилактических медицинских мероприятий, предупреждением
возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, а в случае
их возникновения быстрейшей их локализации и ликвидации;
контролем состояния
внешней среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража,
сельскохозяйственных животных и растений;
проведением
профилактической иммунизации (вакцинации) населения;
заблаговременной
подготовкой медицинских формирований, обучением населения приемам и способам
оказания медицинской помощи пораженным, само- и взаимопомощи и др.
В зависимости от
обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации
биологического характера осуществляются следующие основные мероприятия
медико-биологической защиты населения:
а) при нормальной
обстановке и отсутствии прогноза чрезвычайной ситуации:
- осуществление
обслуживающим персоналом и личным составом органов охраны правопорядка
наблюдения и контроля за обстановкой в закрытых помещениях и на открытых
пространствах, а также на прилегающих к ним территориях;
- организация и
проведение обучения личного состава органов управления и охраны правопорядка,
обслуживающего персонала и аварийно-спасательных служб и формирований способам
защиты и действиям при возникновении чрезвычайной ситуации биологического
характера;
- планирование,
организация и проведение учений по предупреждению чрезвычайной ситуации,
обеспечению защиты людей от опасных биологических веществ;
- разработка и
осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению
устойчивости функционирования станций и поездов метрополитена, - наземного
пассажирского транспорта в чрезвычайной ситуации биологического характера;
- создание, восполнение
запасов и контроль годности к использованию средств индивидуальной защиты,
медицинских средств экстренной профилактики (общей и специфической);
- контроль исправности
и годности к работе средств очистки воздуха и вентиляции закрытых помещений,
технических средств оповещения, биологической разведки и контроля;
- планирование
взаимодействия между органами управления, аварийно-спасательными службами и
формированиями МЧС России, МВД России, МПС России, Минкультуры России, ФСБ
России, Минздрава России, Минобороны России и других министерств и ведомств;
- выбор мест размещения
накопителей (обсерваторов) при эвакуации;
повышение технической
безопасности объекта (оснащение помещений системой вентиляции, увеличение
пропускной способности дверных проемов, скорости подъема эскалаторов и т.п.);
- снижение вероятности
поражения и заражающей дозы у пассажиров, участников массовых мероприятий,
обслуживающего персонала и личного состава (готовность к использованию средств
индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинских средств экстренной
профилактики, подготовка к действиям в этих условиях аварийно-спасательных сил
и средств, готовность системы оповещения, средств неспецифической биологической
разведки и контроля);
- обучение личного
состава и обслуживающего персонала действиям по ликвидации очага биологического
заражения.
б) при угрозе
чрезвычайной ситуации:
- принятие
соответствующей комиссией по чрезвычайным ситуациям непосредственного
руководства функционированием подсистемы РСЧС, действующей на месте возможной
чрезвычайной ситуации биологического характера, формирование, при
необходимости, оперативных групп для выявления биологической обстановки и
оказания помощи в организации ликвидации чрезвычайной ситуации;
- представление
донесений об угрозе (прогнозе) биологической аварии в соответствии с табелем
срочных донесений;
-оповещение
обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка о
возможной биологической аварии;
- перевод обслуживающим
персоналом и личным составом средств индивидуальной защиты органов дыхания в
положение "походное";
- включение в работу
технических средств биологической разведки и контроля стационарного типа и
подготовка к работе носимых и передвижных приборов биологической разведки и
контроля;
- приведение в
соответствующую степень готовности сил и средств ликвидации чрезвычайной
ситуации, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в
предполагаемый район возможной биологической аварии.
в) при аварии (заражении
опасными биологическими веществами помещений и территорий):
-уточнение оперативного
прогноза и постановка задач подразделениям;
оповещение населения,
обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка о
биологическом заражении;
- проведение
неспецифической биологической разведки и контроля с целью установления факта
применения опасных биологических веществ, уточнения их токсономической группы,
определения границы района биологического заражения;
- обеспечение населения
средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами экстренной
профилактики;
- эвакуация населения
из районов биологического заражения в накопители (обсерваторы), если не
установлен карантинный режим;
- оказание первой
медицинской и доврачебной помощи пораженным в чрезвычайной ситуации;
- локализация места
вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;
- выбор рациональных
способов обеззараживания (дезинфекции) вылива (выброса), просыпа опасных
биологических веществ;
- удаление продуктов
обеззараживания (дезинфекции) на открытом пространстве или в закрытых
помещениях;
- развертывание
площадки для уничтожения опасных биологических веществ, укупорок и тары, в
которых они содержались (при необходимости);
- уничтожение опасных
биологических веществ, укупорок и тары, их содержащих;
- контроль полноты
обеззараживания (дезинфекции) опасных биологических веществ;
сбор зараженной одежды;
- проведение
специальной обработки средств индивидуальной защиты, обмундирования и техники,
а также санитарной обработки личного состава спасателей, участвовавших в
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- отбор проб и их
передача в лаборатории сети наблюдения и лабораторного контроля;
- оказание первой
медицинской и доврачебной помощи пораженным, при необходимости размещение
пораженных в специализированных медицинских учреждениях (обсерваторах);
- развертывание
технических средств и проведение дезинфекции, локализации опасных биологических
веществ, специальной обработки участков местности, внутренних и наружных поверхностей
зданий, сооружений и техники;
- развертывание пункта
сбора и сбор зараженных средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи,
обмундирования, одежды, обуви, снаряжения и имущества;
- удаление продуктов
обеззараживания (дезинфекции), оставшихся после проведения специальной
обработки;
- осуществление
контроля за состоянием воздуха и поверхностей, подвергшихся заражению;
- проведение санитарной
обработки личного состава аварийно-спасательных формирований и обслуживающего
персонала, участвовавших в проведении работ.
При чрезвычайных
ситуациях, связанных с угрозой и возникновением эпидемий, важнейшей мерой
локализации опасности распространения болезни является установление в зоне
чрезвычайной ситуации режима карантина или обсервации. При карантине осуществляются
организационные, режимно-ограничительные, административно-хозяйственные,
санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические и
лечебно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение
распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического,
эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию (ГОСТ
Р22.0.04-95). Режимно-ограничительные мероприятия при обсервации
предусматривают наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения проведение
противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных
мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или
сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина
административно-территориальных образованьях, которые создают зону обсервации.
Одновременно с этим в
целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская разведка
внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная
специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением
противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие
мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и
обсервационных мер.
Инженерная защита населения
Основными
инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:
-
укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных,
общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
-
повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание,
теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное
время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и
производственного назначения;
-
выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных
ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить
количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в
парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную
зону аварийно-спасательных сил.
Сегодня
основным способом защиты населения от современных военных средств поражения, от
крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и
радиационно-опасных объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала
предприятий и населения городов в защитных сооружениях.
В
соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также строительными
нормами и правилами (СНиП) к защитным сооружениям относятся убежища и
противорадиационные укрытия.
Все
убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного
давления во фронте воздушной ударной волны 1 кгс/см2 и степень
ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны
создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей
не менее 2 суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных
слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 кгс/см2 и
в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации
внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей некатегорированных
городов, сел и эвакуируемого населения за пределами зон возможного
радиоактивного загрязнения.
Фонд
защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены)
создается на территории предприятий, а для остального населения — в районах
жилой застройки.
В
связи со сложным экономическим положением в стране, а также с учетом
изменившейся военно-политической обстановки в мире строительство новых защитных
сооружений в последние годы практически почти полностью приостановилось.
Оповещение населения при чрезвычайной ситуации
Оповещение населения –
информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области
гражданской обороны . Оповещение о чрезвычайной ситуации это доведение до
органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов
оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации.
Основными задачами,
возлагаемыми на систему оповещения, являются:
- обеспечение
своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения
распоряжений о проведении мероприятий ГО;
- обеспечение
своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения сигналов
и информации обо всех видах опасности.
Для оповещения
используются различные способы оповещения. В последние годы проводится большая
работа по использованию автоматизированного способа оповещения и связи.
В качестве оповещения
органов управления, сил ГО ЧС и населения применяются:
- стойки циркулярного
вызова (одновременный вызов и передача абонентам телефонных станций сообщения,
записанного на магнитный носитель);
-электрические сирены;
-радиотрансляционные
узлы (подача программ вещания на уличные и квартирные громкоговорители,
абонентские точки по проводам);
- радиовещательные
станции и телецентры;
- вспомогательные
средства (сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные
станции).
На ряде объектов
экономики (прежде всего на опасных производственных объектах и др.) создаются
локальные системы оповещения. В населенных пунктах, регионах создается
централизованная система оповещения. Кроме того, создаются локальные системы
оповещения населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов
(атомных станций, химически опасных объектов и т.д.).
Основным способом
своевременного и надежного оповещения работающего персонала предприятий
(организаций, учреждений), населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и
военного времени является передача речевой информации с использованием сетей
проводного, радио- и телевизионного вещания.
Для привлечения
внимания работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения
перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и
другие сигнальные средства, что будет означать подачу предупредительного
сигнала «Внимание всем!», по которому население обязано включить радио,
радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного
сообщения.
В случае возникновения
чрезвычайных ситуаций военного времени органы управления ГОЧС должны
незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:
-об угрозе нападения
противника;
- о вооруженной
опасности;
-о радиоактивном,
химическом и бактериологическом заражении;
- о приведении в
готовность системы ГО;
-о начале эвакуации.
Ответственность за
организацию и своевременное оповещение населения, и доведение до него
необходимой информации, возлагается на соответствующий орган управления по
делам ГОЧС.
Заключение
В данной работе были
рассмотрены основные принципы и способы защиты населения от опасностей,
возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при
ЧС.
Одним из наиболее
распространённых и эффективных является защита населения путём эвакуации. При
невозможности или нецелесообразности эвакуации применяются организация
радиационной, химической и медико-биологической (РХБЗ) защиты населения. Инженерная
защита населения и персонала организаций оказалась наиболее эффективной и
приемлемой ещё в годы ВОВ и применяется по сей день, особенно в зонах военных
действий.
Успех проведённых
мероприятий во многом зависит от своевременного и правильного оповещения населения,
верной психологической работы с населением, недопущение паники.
В зависимости от
конкретной ситуации принимается решение о том или ином способе защиты
населения. Безусловно, граждане должны знать общие положения способов защиты.
Однако, будем надеяться, что в жизни нам не придётся столкнуться с подобными
ситуациями.
Страницы: 1, 2
|