МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

    Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

    Содержание


    Введение

    1. История и анализ

    2. Особенности тушения пожаров

    3. Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение


    Человечество вступило в XXI век, пресыщенный информационными потоками, стремительно развивающий новые технологии познания и преобразования окружающего мира. Быстрое развитие науко- и техноемких отраслей промышленности в развитых странах мира, научно-технический прогресс способствуют появлению новых опасностей техногенного характера. Наряду с расширением масштабов хозяйственной деятельности человечества, растет и его культурный уровень жизни. В связи с этим наблюдается тенденция роста строительства зрелищных учреждений, театров, клубов, концертных залов и т.п. С увеличением масштаба строительства зрелищных предприятий и возрастанием их роли в подъеме культурного уровня жизни, возникает ряд трудностей и проблем, связанных с обеспечением необходимой безопасности людей, посещающих эти заведения. Здесь имеется в виду безопасность людей, связанная с возникновением пожаров.

    В России в последнее десятилетие ежегодно на объектах различного назначения происходит примерно четверть миллиона пожаров. Каждый год на пожарах гибнет 17 - 18 тыс. человек и почти столько же травмируется. Особую опасность представляют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся культурно-зрелищные заведения. Пожары в таких зданиях нередко сопровождаются человеческими жертвами. Количество жертв на некоторых пожарах достигало несколько сотен человек.

    Актуальность проблемы повышения уровня обеспечения пожарной безопасности людей в зданиях культурно-зрелищных учреждений очевидна из вышеизложенного.

    Безусловно, вместе с развитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваются новые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением. Но, необходимость обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте, где возможно возникновение пожара, не отпадает. Примером тому служит ГОСТ 12.1.004-91 (Пожарная безопасность. Общие требования), где прописано о том, что «...допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 6 воздействия опасных факторов пожаров, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека». Это означает, что в течение года от воздействия опасных факторов пожара в нашей стране могут погибнуть не более чем 1 человек на миллион россиян. Данный норматив уже действует более 25 лет. Однако современное социально-экономическое состояние российского общества не в состоянии достичь этого требования. Очевидна необходимость корректировки этой величины, т.е. для достижения безопасности людей на пожарах следует использовать иные подходы. В общем виде они сформулированы в СНиП 21-01-97 [3], допускающих применение расчетных методов для оценки уровней пожарной опасности зданий и безопасности людей в них.

    СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» определяет приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями. В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (ОФП). Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.

    ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» требует, чтобы каждый объект имел такое объемно-планировочное и техническое исполнение, при котором эвакуация людей с объекта была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

    Вопрос обоснованности величины необходимого времени эвакуации (НВЭ) людей при пожаре является одним из ключевых в решении задач обеспечения пожарной безопасности при проектировании путей эвакуации. От него зависит рациональный выбор объемно-планировочных и технических решений. Недооценка пожарной безопасности, равно как и ее переоценка, может привести к серьезным социальным или экономическим потерям.

    Для обеспечения пожарной безопасности людей необходимо разрабатывать и обосновывать конструктивные и объёмно-планировочные решения в строительстве с учётом динамики ОФП и вероятности воздействия этих факторов на человека. Эти решения должны предусматривать возможность своевременной и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара. Эвакуация является успешной, если расчётное время эвакуации меньше необходимого времени эвакуации. Это условие безопасности лежит в основе нормирования процесса эвакуации.

    Расчетное время эвакуации определяется на основе метода моделирования процесса вынужденной эвакуации. Этот метод разработан в трудах профессора В.В. Холщевникова. При проектировании эвакуационных путей и выходов необходимо также располагать методом расчета критической продолжительности пожара по условию достижения каждым ОФП своего предельно допустимого значения в зоне пребывания людей и, соответственно, необходимого времени эвакуации людей. Особого внимания в этом отношении требуют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся театры. Для разработки методов расчета критической продолжительности пожара (КПП) и, соответственно, НВЭ необходимы сведения о динамике ОФП.

    1.                История и анализ


    К сожалению, количество пожаров в России из года в год существенно не уменьшается, а масштабы их разрушительных последствий постоянно растут.

    Статистика свидетельствует о том, что ежегодно в пепел и дым превращаются огромные ценности, что каждые 5 минут в стране вспыхивает пожар, каждый час в огне гибнет человек и 20 получают ожоги и травмы.

    Вообще, пожар как причина одновременной гибели большого числа людей, по количеству уносимых жизней уступает лишь таким опасным природным явлениям, как землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения и тайфуны. Среди техногенных же причин пожар прочно занимает второе место после взрыва.

    В целом, пожарная обстановка в России продолжает оставаться довольно сложной и напряженной.

    Однако, какой бы крамольной не казалась мысль, пожары были, есть и будут всегда.

    Пожарный-безработный - дело неслыханное, даже при повальной безработице.

    Пожары возникают везде - на предприятиях промышленности и сельского хозяйства, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях и целом ряде других объектов.

    По данным Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ за год в России происходит около 300.000 пожаров, в которых гибнут в среднем от 14 до 20 тысяч человек, выгорает 2,5 млн. кв. метров жилья (а это жилой фонд небольшого города), лесные пожары охватывают ежегодно около 1 млн. гектаров площадей. В огне пожаров в течение нескольких минут все, что накоплено годами упорного труда превращается в пепел и дым, материальный ущерб от пожаров составляет многие миллиарды рублей.

    Особенно опасны пожары в местах массового пребывания, большого скопления людей: метро, театрах, клубах, больницах, гостиницах, общежитиях, учебных заведениях, на стадионах, вокзалах и т.п.

    Анализ статистических данных о пожарах в зрелищных учреждениях показал, что примерно 70% всех пожаров возникает в сценической части, что способствует быстрому распространению пожара.

    Самый крупный по числу жертв пожар в одном здании произошел в мае 1845 года в театре города Кантона (Китай). В огне погибли 1670 человек. В результате крупнейшего пожара в отеле корейского города Сеула 25 декабря 1971 года погибло 162 человека.

    Что касается гостиниц (общежитий), то история отечественной пожарной охраны последних лет также хранит весьма впечатляющие примеры грандиозных пожаров на этих объектах.

    Самый страшный и по числу жертв и по масштабам последствий случился в феврале 1977 года в московской гостинице "Россия", которую за строгую, отвечающую эпохе планировку, и шикарное убранство номеров на Западе окрестили "Русским Хилтоном". Скорбная статистика такова: в Северном корпусе гостиничного комплекса из тысячи номеров повышенной комфортности, выгорели более ста вместе с дорогостоящим, закупленным за рубежом оборудованием (бытовой техникой). Но главный и печальный итог пожара - погибли люди - 42 человека, в том числе 5 - из обслуживающего персонала. Ожоги различной степени тяжести, переломы и тяжелые формы интоксикации, потребовавшие экстренной медицинской помощи (госпитализации), были обнаружены у 52 человек, в числе которых 13 оказались пожарными.

    Многих жертв и пострадавших можно было бы избежать, если бы в гостиничном комплексе была отлажена система оповещения и его администрация была подготовлена к действиям в чрезвычайных ситуациях.

    К сожалению, обслуживающий персонал (не говоря уже о постояльцах) не имел никакого представления о правилах поведения и действий в случаи пожара. Только дисциплинированные японцы оказались "на высоте": набросив на лица обильно смоченные водой полотенца, они легли на пол, дожидаясь, когда их вызволят из огня и спасут пожарные. А вот нашим, россиянам, за незнание азов пожарной безопасности приходилось расплачиваться по самому большому счету.

    Пожару в гостинице "Россия" была присвоена самая высокая, пятая категория сложности, весьма внушительными выглядели силы и средства, принимавшие участие в борьбе с огненной стихией: 1500 специалистов пожарного дела и 162 единицы специальной техники. Спустя ровно 14 лет трагедия повторилась в Санкт-Петербурге в гостинице "Ленинград", погибли 18 человек, в том числе 9 пожарных.

    13 марта 1995 года третий крупный пожар в гостинице "Сибирь" г. Иркутска унес жизни 12 человек, число спасенных пожарными людей составило 45 человек, при "самоэвакуации" получили травмы различной степени тяжести более 20 человек.

    Помимо больших человеческих жертв перечисленные пожары в гостиницах повлекли за собой огромный материальный ущерб и справедливо отнесены к числу подлинных катастроф, национальных бедствий.

    Ушедший 20 век запомнился россиянам и чудовищным пожаром в административном здании Управления внутренних дел г. Самары, случившимся в феврале 1999 года.

    Во время пожара пострадало более 200 человек, погибли 67 человек, 20 человек пропали без вести, десятки сотрудников и граждан с травмами и тяжелыми ожогами были госпитализированы. Потери воистину катастрофические. В связи с трагическими событиями в г. Самаре день 17 февраля 1999 года был объявлен в Российской Федерации днем национального траура.

    Не принес облегчения, не стал переломным в деле улучшения пожарной обстановке в стране и не заметно пришедший для многих 21 век. Вновь "отличилась" столица, жить и учиться в которой, как оказалось, далеко небезопасно.

    В конце ноября 2003 года произошел самый крупный в Москве за последние 10 лет пожар в общежитии Российского университете дружбы народов (РУДН). Подробности катастрофы: практически дотла сгорел так называемый карантинный блок, куда обычно поселяют вновь приезжающих на учебу в Россию иностранных студентов. В огне пожара погибли 30 человек, еще шесть скончались позднее в больнице, всего пострадал 171 человек.

    По данным МЧС РФ в тушении пожара, охватившем площадь до 1000 квадратных метров, участвовало около 50 пожарных расчетов, 27 дежуривших машин "скорой помощи" доставляли пострадавших в различные медицинские учреждения столицы.

    Любопытен и такой факт - как следует из интервью побывавшего на месте трагедии министра образования РФ корреспонденту "РГ" общежития в РУДН считаются самыми безопасными в городе, поскольку здесь есть собственная служба безопасности (примерно 200 сотрудников). И еще. Только два ВУЗа страны - МГУ и РУДН - имеют свои отделения милиции. В РУДН штат милиционеров - 70 человек.

    Вообще, по удельному числу погибших во время пожаров Россия прочно занимает первое место в мире, а по абсолютному количеству жертв делит с Индией первое - второе места. И это при том, что обеспечение пожарной безопасности провозглашено одной из важнейших функций государства, а профессиональная пожарная охрана России - самая большая в мире.

    2. Особенности тушения пожаров


    Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях, особенно в период их работы, связано с проведением сложных работ по эвакуации и спасанию людей. При пожарах на этих объектах возможны:

    - наличие большого количества людей в зрительном зале и сценическом комплексе, паника;

    - быстрое распространение огня по сцене, переход его в зрительный зал и на чердак, а также распространение пожара по вентиляционным системам, пустотам, а также конструкциям амфитеатров, трибун, ярусов и их обрушение;

    - обрушение подвесных перекрытий над зрительным залом;

    - быстрое заполнение продуктами горения сценической коробки и через проемы всех помещений.

    При тушении пожара в культурно-зрелищных учреждениях РТП обязан:

    - принять меры к предотвращению паники;

    - в минимально короткое время организовать и провести эвакуацию зрителей из зрительного зала, в первую очередь с галерей, балконов и бельэтажа;

    - при проведении разведки установить наличие зрителей и персонала в здании, состояние противопожарного занавеса и дымовых люков.

    При пожаре на сцене:

    - стволы подавать на сцену со стороны зрительного зала с одновременной защитой колосников и карманов сцены, а также проемов в смежных со сценой помещения;

    - противопожарный занавес опустить и охлаждать его со стороны зрительного зала;

    - ввести в действие стационарные средства тушения защиты (дренчерные и другие установки пожаротушения, лафетные стволы);

    - опустить загоревшиеся декорации на планшет сцены;

    - при недостатке сил и средств, явной угрозе перехода огня и дыма в зрительный зал, а также с целью предотвращения задымления при наличии в нем зрителей открыть дымовые люки;

    - проверить наличие горения на чердаке зрительного зала.

    При пожаре в трюме, как правило, применять пену, обеспечить защиту планшета сцены и оркестрового помещения, затем ввести стволы на защиту других помещений.

    При горении колосников первые стволы на тушение следует подавать со стороны лестничных клеток. По наружным лестницам и автолестницам подавать стволы на покрытие и вводить резервные стволы в чердачное помещение зрительного зала.

    При пожаре в зрительном зале:

    - стволы подавать в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, затем подавать стволы на защиту других помещений;

    - опустить противопожарный занавес и непрерывно охлаждать его;

    - принять меры к защите подвесных потолков, обращая особое внимание на снижение температуры на чердаке и на недопустимость перегрузки потолков;

    - проверить вентиляционную систему, при необходимости вскрыть воздуховоды и подать в них стволы;

    - обращать особое внимание на защиту работающих от возможного падения, лепных и других украшений, различных конструкций здания, лебедок и т.д.

    При пожаре в цирках организовать эвакуацию животных с привлечением персонала.

    3. Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях


    К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений.

    Это - театры, дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещаться библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружковой работы, а в цирках - помещения для размещения различных животных.

    Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников.

    Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25-40 м и более.

    Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противопожарного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов.

    Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.

    Планшет сцены представляет собой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проемы для подключения электропотребителей. Площадь планшета может достигать 300-600 м2.

    Колосники для подвески декораций представляют собой настил из брусьев в виде обрешетки и две-три рабочие площадки (галереи).

    Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. И выполняют в виде ленточных балконов, из металлических и железобетонных несущих элементов с деревянным настилом.

    Выходят на галереи и колосники лестничных клеток, расположенных по бокам сценической коробки. Если лестничные клетки отсутствуют, тогда выходы из колосников и галерей устраивают на наружные стационарные пожарные лестницы.

    Покрытие сцены безчердачное, выполненное иногда из горючих элементов.

    Для удаления дыма и изменения направления движения продуктов сгорания время пожара в покрытии сцены устраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены и помещения пожарного поста театра.

    К сцене примыкают карманы для хранения декораций и бутафории.

    Они соединяются со сценой проемами высотой до 6-8 м.

    В некоторых театрах сзади планшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной декорации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих материалов.

    Сцена и прилегающие к ней помещения характеризуются наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций планшета сцены, трюма колосников, горючей декорации и бутафории.

    Пожарная нагрузка с сильно развитой поверхностью в сценическом комплексе достигает 200-350 кг/м2.

    Зрительный зал от фойе, гардеробов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов и имеет достаточное количество эвакуационных выходов. Перекрытия над зрительным залом, как правило, выполняют подвесными, трудногорючими или горючими по сложным фермам.

    В чердачных помещениях располагают сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов.

    Полы в зрительных залах устраивают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пустоты.

    Большую опасность представляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из горючих материалов с пустотами. Пожарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30-50 кг/м2.

    В зрительных залах вместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаются противопожарными занавесами.

    В театрально-зрелищных учреждениях устраивают стационарные системы пожаротушения. В зрительном зале, в трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосников устраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем пожаротушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а также портальный проем и проемы в карманах защищают спринклерными и дренчерными установками.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.