МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • К здоровью без лекарств

    К здоровью без лекарств

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ромашка»

    городского округа Тольятти











     

    Статья

    К здоровью без лекарств


    Донькина Н.М.










    2010 г.

    ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ


    Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.

    Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

    Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.

    Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

    В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.

    Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

    •    Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

    •    Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

    •    Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);

    •    Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

    •    Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

    •Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.

    Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:

    •     Преобладание циклических упражнений;

    •     Ежедневные циклы физкультурных занятий:

    • традиционные;

    • тренировочные;

    • занятия-соревнования;

    • самостоятельные;

    • интегрированные с другими видами деятельности;

    • праздники и развлечения;

    •     Занятия с использованием мини-тренажеров;

    •     Ритмическая гимнастика;

    •     Гимнастика после сна;

    •     Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа;

    •     Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;

    •     Создание необходимой развивающей среды;

    •     Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

    •     Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

    •     Музыкальные занятия;

    •Занятия по формированию здорового образа жизни.

    Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

    •     Босохождение;

    •     Обширное умывание;

    •     Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

    •     Обмывание стоп ног;

    •     Душ;

    •     Полоскание рта водой комнатной температуры;

    •     Воздушные ванны в облегченной одежде;

    •     Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

    Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

    •     Постоянный контроль осанки;

    •     Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;

    •     Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);

    •     Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

    •     Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;

    •     Сбалансированное питание;

    •     Вакцинация против гриппа;

    •     Потребление фитонцидов (чеснока и лука);

    •     Употребление соков и фруктов (второй завтрак);

    •     Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;

    •     Использование люстр Чижевского;

    •     Использование очистителей воздуха;

    •     Физиотерапия;

    •     Ингаляции;

    •     Кварцевание групп;

    •     Прием поливитаминов;

    •     Аэрофитотерапия;

    •     Аэрозольтерапия;

    •     Лечебная физкультура;

    •     Массаж.

    Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье:

    •     Элементы точечного массажа (Ци-гун);

    •     Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;

    •     Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

    •     Психогимнастика по методике М. Чистяковой;

    •     Хождение по «дорожкам здоровья»;

    •     Использование различных массажеров;

    •     Звуковая гимнастика Лобанова;

    •     Элементы упражнения хатха-йога;

    •     Аромотерапия Г. Лавреневой;

    •     Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

    •    Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;

    •    Лечебные игры А. Галанова;

    •    Театр физического развития и оздоровления Ефименко;

    •    Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;

    •    Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;

    •    Восточная гимнастика с элементами у-шу.

    Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:

    •    Психодиагностика;

    •    Элементы аутотренинга и релаксации;

    •    Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты - подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка - Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);

    •Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

    •Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

    Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа:

    •     Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);

    •     Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

    •     Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

    •     Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

    •     Коррекция психоэмоциональной сферы;

    •     Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;

    •     Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;

    •     Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

    Восьмым направлением является консультативно-информационная работа:

    •     Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

    •     Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;

    •     Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;

    •     Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

    •     Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

    •     Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

    Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию.

    ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ


    I. Лечебно-профилактическая работа

    Врач-педиатр. старшая медсестра.

    1.Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».

    2.Массаж: общий, лечебный.

    3.ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие.

    4.Фитотерапия: аэрофитоингаляция, отвары, настои из трав.

    5.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит.

    6.Иммуномодуляторы: декарис, дибазол, элеутерококк


    II. Физкультурно-оздоровительная работа

    Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.

    1.Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.

    2.Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.

    3.Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.

    4.Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.

    5.Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.

    6.Релаксационные техники.

    7.Спортивные игры и соревнования.

    8.Босохождение в теплый период года.

    9.Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения

    ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

    2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

    3.  Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).

    4.  Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

    5.Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

    6.Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные игры.

    7.Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и затухающими формами туберкулеза.

    8.Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

    9.Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном распорядке дня ребенка.

    10.Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

    11.Строго соблюдать время, отведенное для сна.

    12.Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

    13.Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

    14.В летний период:

    •  хождение босиком по траве, земле, асфальту;

    •  игры детей с водой;

    •  все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.

    •  использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

    15.Проводить контрольное обследование детей в группах сада.

    ЛИТЕРАТУРА


    1.      В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.

    2.      Е.Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».

    3.      А.П. Лаптев «Как закалять детей».



    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.