Государственный надзор и промышленная безопасность
Государственный надзор и промышленная безопасность
Министерство
образования и наук Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
БЕЗОПАСТНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контрольная
работа
По курсу:
«Безопасность жизнедеятельности»
Вариант
№24
Факультет:
Группа:
Студент:
Преподаватель:
Новосибирск
2009 г.
Содержание работы
1. Государственный
надзор и контроль
2.
Технические способы защиты от
поражения электрическим током. Зануление
3. Промышленная
безопасность опасных производственных объектов.
4. Декларация безопасности
Задача 1
Задача 2
Список используемой литературы
1. Государственный
надзор и контроль
Надзор и контроль за
соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК
РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением
правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.
В соответствии со статьей
353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими
лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:
1) Органы, осуществляющие
государственный надзор и контроль:
федеральная инспекция
труда;
федеральные надзоры -
органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в
определенной сфере деятельности;
органы прокураторы
(Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);
2) Органы, осуществляющие
внутриведомственный государственный надзор и контроль:
органы исполнительной
власти на федеральном уровне;
органы исполнительной
власти на уровне субъектов Федерации;
органы местного
самоуправления.
3) Органы, осуществляющие
общественный контроль:
профессиональные союзы,
инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О
Федеральной инспекции труда» (далее – Постановление №78) государственный надзор
и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной
инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой
государственных органов. Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы
также в статьях 353-365 ТК РФ.
В соответствии со статьей
357 ТК РФ государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей
имеют право:
«в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии
удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции
организации всех организационно-правовых форм и форм собственности,
работодателей - физических лиц;
запрашивать у
работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения,
информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа
образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя
и составлять соответствующий акт;
расследовать в
установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять
работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об
устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав
работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной
ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при
наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о
ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных
подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания
об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение
безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать
использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих
государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям
технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты
работников;
составлять протоколы и
рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий,
подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие
материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
выступать в качестве
экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении
вреда, причиненного здоровью работников на производстве».
В статье 23.12 КоАП РФ
определены полномочия Федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об
административных правонарушениях.
Приказом Федеральной
службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 года №60 «Об утверждении перечня
должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных
органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства
о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
(государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации),
уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
установлен Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных
составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных
статьей 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5,
статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
Государственные
инспектора труда, являясь федеральными государственными служащими, несут,
согласно статье 364 ТК РФ, ответственность за противоправные действия или
бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный надзор за
соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях
производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной
инспекции труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти по
надзору в установленной сфере деятельности.
В ТК РФ выделены в
статьях 366-369 следующие виды надзора:
Государственный надзор за
безопасным ведением работ в промышленности – статья 366 ТК РФ;
Государственный
энергетический надзор – статья 367 ТК РФ;
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор – статья 368 ТК РФ;
Государственный надзор за
ядерной и радиационной безопасностью – статья 369 ТК РФ.
В соответствии со статьей
366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению
работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах
осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере
промышленной безопасности. Согласно части 1 статьи 366 ТК РФ Федеральный надзор
в сфере промышленной безопасности следит за соблюдением норм по охране труда в
организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей
и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей
промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве
и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих
под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с
добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении
взрывных работ в промышленности.
В соответствии с частью 1
статьи 367 ТК РФ государственный надзор за проведением мероприятий, которые
обеспечивают безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих
установок, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции
по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и
сетей.
В соответствии с частью 1
статьи 369 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил ядерной и
радиационной безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти
по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
Должностные лица, которые
осуществляют надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны
информировать работников и работодателей о нарушении норм ядерной и
радиационной безопасности на проверяемых объектах, если таковые имеются.
Работники всех
вышеперечисленных органов по надзору независимы и подчиняются только
требованиям закона.
Постановлением №401
регламентируется деятельность государственного надзора за безопасным ведением
работ в промышленности, государственного энергетического надзора,
государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.
В соответствии с
указанным Постановлением №401 Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору является:
органом государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
специально уполномоченным
органом в области промышленной безопасности;
органом государственного
горного надзора;
органом государственного
энергетического надзора.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет, в
соответствии с пунктом 5.3.1. Постановления №401, контроль и надзор в
установленной сфере деятельности:
«5.3.1.1. за
соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями
действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования
атомной энергии;
5.3.1.2. за ядерной,
радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования
атомной энергии);
5.3.1.3. за физической
защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета
и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
5.3.1.4. за выполнением
международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения
безопасности при использовании атомной энергии;
5.3.1.5. за
соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании,
строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных
объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических
устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании
опасных веществ на опасных производственных объектах;
5.3.1.6. за соблюдением
в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике
(технический контроль и надзор в электроэнергетике);
5.3.1.7. за безопасным
ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения
соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации,
утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр
(в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью
предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду,
здания и сооружения;
5.3.1.8. за
соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при
ведении взрывных работ;
5.3.1.9. за
соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими
организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на
объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических
сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам
местного самоуправления;
5.3.1.10. за
соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской
Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический
контроль);
5.3.1.11. за
соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской
Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
5.3.1.12. за
соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской
Федерации в области обращения с отходами;
5.3.1.13. за
своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и
продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская
Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую
Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью
временного технологического хранения и переработки на условиях возврата
продуктов переработки (в пределах своей компетенции);
5.3.1.14. за
горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности
подразделений, военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на
обслуживаемых предприятиях».
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года №303 «О разграничении
полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения
биологической и химической безопасности Российской Федерации» в пункте 17
установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору в области обеспечения биологической и химической безопасности
Российской Федерации.
В соответствии с частью 1
статьи 368 ТК РФ государственный санитарно-эпидемиологический надзор за
соблюдением организациями санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным
органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия.
Работники федерального
органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия, осуществляя надзор за соблюдением организациями перечисленных
норм и правил, независимы и подчиняются только закону.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года №569
«О положении, об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Российской Федерации» (далее - Постановление №569) Федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека и ее территориальные органы.
В соответствии с пунктом
9 Постановления №569 должностными лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации,
являются:
«руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- главный государственный санитарный врач Российской Федерации;
заместители
руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека - заместители главного государственного санитарного врача
Российской Федерации;
заместители главного
государственного санитарного врача Российской Федерации - главные
государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти,
указанных в пункте 4 настоящего Положения, и их заместители;
руководители
территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи
по субъектам Российской Федерации и их заместители;
руководители
структурных подразделений и их заместители, специалисты федеральных органов
исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения;
руководители
структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные
санитарные врачи по городам, районам и на транспорте и их заместители;
руководители
структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека».
В соответствии с пунктом
10 Постановления №569 должностные лица, которые осуществляют государственный
санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, обладают
полномочиями, установленными статьями 50-52 Федерального закона от 30 марта
1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Они
несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу
санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и
законодательства об охране труда в подведомственных им организациях.
В соответствии с частью 4
статьи 353 ТК РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О
Прокуратуре Российской Федерации» государственный надзор за точным
единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов в сфере труда осуществляют Генеральный прокурор Российской
Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Кроме того, государственный
надзор и контроль в сфере охраны труда регламентирован в Постановлении
Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года №1035 «О
государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда».
2. Технические способы защиты от
поражения электрическим током. Зануление
Назначение,
принцип действия, область применения. Зануление - это
преднамеренное электрическое соединение открытых проводящих частей
электроустановок с глухозаземленной нейтральной точкой генератора или
трансформатора в сетях трехфазного тока, с глухозаземленным выводом источника
однофазного тока, с заземленной точкой источника в сетях постоянного тока,
выполняемое в целях электробезопасности.
Для
соединения открытых проводящих частей потребителя электроэнергии с
глухозаземленной нейтральной точкой источника используется нулевой защитный проводник.
Нулевым
защитным проводником (PE – проводник в системе TN – S) называется проводник, соединяющий
зануляемые части (открытые проводящие части) с глухозаземленной нейтральной
точкой источника питания трехфазного тока или с заземленным выводом источника
питания однофазного тока, или с заземленной средней точкой источника питания в
сетях постоянного тока.
Нулевой
защитный проводник следует отличать от нулевого рабочего и
PEN – проводников.
Нулевой
рабочий проводник (N – проводник в системе TN – S) – проводник в
электроустановках напряжением до 1 кВ, предназначенный для питания
электроприемников соединенный с глухозаземленной нейтральной точкой генератора
или трансформатора в сетях трехфазного тока, с глухозаземленным выводом
источника однофазного тока, с глухозаземленной точкой источника в сетях
постоянного тока.
Совмещенный
(PEN - проводник в системе TN– C) нулевой защитный и нулевой рабочий проводник
– проводник в электроустановках напряжением до 1 кВ, совмещающий функции
нулевого защитного и нулевого рабочего проводника.
Страницы: 1, 2
|