p>
5. Организация работ по ликвидации ЧС (общие положения)
Ликвидация чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне
чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами
и средствами разведки и неотложных работ, а также организация
жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами
организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти
субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности
вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального
подчинения, в том числе регионального формирования.
Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации включают в себя работы
в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному
отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и
воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным
первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в
загородные зоны.
Неотложными работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные работы
в зоне чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени опасности
от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение
пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на
объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной
медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и
обеспечению охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.
Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение
спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).
Спасательные и другие неотложные работы - это комплекс организационных
мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также
выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий или нападения противника.
Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время
или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий
отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе
возникновения чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после
возникновения чрезвычайной ситуации.
В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной
ситуации проводятся:
Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.
Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и
обеспечение ее постоянной готовности.
Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.
Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных
ситуаций мИриого времени.
Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием
объектов, окружающей среды.
Организацию взаимодействия с органами военною командования.
При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий,
катастроф, стихийных бедствий) проводятся:
1 Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению
задач.
Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по
предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.
Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к
выполнению СДНР.
Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.
После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф,
стихийных бедствий) осуществляются:
Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.
Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их,
если они были уничтожены, и их защита.
Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.
Организация и управление СДНР.
Спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на работы с
целью спасения людей и на работы другие - по неотложности в данной
обстановке.
Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их
из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и
врачебной помощи, эвакуацию из очагов поражения или районов ЧС в лечебные
учреждения.
Спасательные работы включают:
разведку маршрутов движения и участков работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,
загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и
спасение находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной
фильтровентиляционной системой;
оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;
вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных
животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды,
обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки.
Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи
пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.
Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения
спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий
(катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта
и связи.
Другие неотложные работы включают:
прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах
заражения;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,
канализационных и технологических сетях в целях создания условий для
проведения спасательных работ;
укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих
обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
ремонт и Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и
коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в
обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от
возможных повторных ядерных ударов противника;
СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и
многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со
специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций,
воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.
К силам и средствам для проведения СДНР относятся:
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные
и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и
организаций РФ;
учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава
России, а также других министерств и ведомств РФ;
формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений
Минсельхоза России;
военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и
предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и
оборудования Минэкологии России;
части и подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных работ
МВД России;
воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО
РФ;
соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения
полетов Минтранса России;
восстановительные и пожарные поезда МПС России;
аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и
ведомств РФ;
отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России,
других добровольных общественных организаций.
Наиболее многочисленными по численности являются различные
невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по
спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного
времени.
Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:
на объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут
использоваться формирования города (района), формирования сельского района
(некатегорированного города) и другие силы;
в городе без районного деления - группировки сил объектовых и
территориальных формирований города, области, войсковые части ГО,
подразделения и части военного гарнизона;
в городе с районным делением - группировки сил городских районов и резервы
города;
в области - группировки сил категорированных и некатегорированных городов,
населенных пунктов с категорированными объектами промышленности,
группировка сил районов и резервы.
По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу
предстоящих действий и обеспечивать:
возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;
своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;
сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;
развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных
работ в предельно сжатые сроки;
возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах
поражения и осуществление маневра ими;
устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки сил
и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования
общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и
специализированные формирования.
Специальные и специализированные формирования состоят из:
50% - медицинские формирования;
25% - противопожарные формирования;
10% - формирования радиационной и химической защиты;
10% - службы охраны общественного порядка;
5% - прочие аварийно-спасательные формирования.
К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях
относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные
по производительности и другим показателям основные и вспомогательные
технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или
определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной
ситуации.
Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются
средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой
механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные,
вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства
индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами
ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и
других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.
Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах
стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление
ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие
требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в
сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить
задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления
ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само
управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным,
т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть
выше готовности сил ГО.
В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями
сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или
уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и
средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или)
радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее
обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и
ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств
материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную
обработку и проведение других мероприятий.
Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении
мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в
соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в
интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает
основную задачу.
Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих условий
успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения возлагаются
на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров формирований и
выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий
сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости
работы отраслей и ОНХ в военное время.
Успешное проведение СДНР достигается:
своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею
достоверных данных к установленному сроку;
быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;
высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;
знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер
безопасности при выполнении работ;
заблаговременным изучением командирами формирований особенностей выполнения
работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунально-
энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест
расположения и характеристики ЗС;
непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.
Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в готовности
различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым на
готовность к действиям.
Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения
(район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и резерв.
Первый эшелон (до 50%) предназначается для немедленного развертывания
спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в
высоком темпе.
Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и расширения
фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены
первого эшелона.
Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и
наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их
проведения.
В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта промышленности,
продолжающих работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и
ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости
и формирования ГО повышенной готовности близко расположенных
некатегорированных городов и сельских районов.
Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности,
продолжающих производственную деятельность в городе, не вошедших в первый
эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в
загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских
районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый
эшелон.
Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены.
Первый эшелон группировки сил может состоять из 2-3 смен, второй - из 1 -2
смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30%,
вторая - 50%, третья - 20% численности эшелона.
Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10-12 часов:
первой смены - не менее 2-х часов;
второй смены - от 3-х до 4-х часов;
третьей смены - от 5 до 6 часов.
В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО,
служб ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы
восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения
после выполнения задач.
В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО
заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного,
материального, технического, гидрометеорологического и инженерного,
химического и медицинского обеспечения.
Разведка в интересах ГО - комплекс мероприятий по добыванию, сбору,
обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды, обстановки в зоне
аварий, катастроф, стихийных бедствий и очагах поражения, а также на
объектах и участках СДНР.
Основные задачи разведки заключаются в:
выявлении источников потенциальной опасности и осуществления за ними
постоянного контроля;
выявлении (установлении) угрозы возникновения стихийных бедствий;
усилении наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый
период;
контроле за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах
развертывания сил ГО и эвакуации;
уточнении состояния маршрутов;
усиленном контроле и наблюдении за изменением степени зараженности при
возникновении ЧС;
выявлении общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных
бедствий;
установлении мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;
определении состояния маршрутов после ЧС;
контроле за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил
ГО;
выявлении обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения
ЧС.
Разведка в интересах ГО включает следующие виды: общая, инженерная,
радиационная, химическая, медицинская, пожарная, санитарно-
эпидемиологическая, биологическая (бактериологическая), ветеринарная,
фитопатологическая.
Организация спасательных и других неотложных работ включает:
принятие решения на проведение работ;
постановку задач силами ГО;
планирование проведения работ;
организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.
Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей
группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для НТО на
проведение СДНР.
Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно разделить
на 3 этапа:
1 этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и
подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.
2 этап - проведение спасательных и других неотложных работ в очагах
поражения, районах ЧС.
3 этап - ликвидация последствий применения противником средств поражения,
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
На первом этапе СДНР решаются две основные задачи:
Задачи по экстренной защите и спасению населения:
оповещение об опасности;
использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;
эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;
применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи
пострадавшим.
Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:
приведение в готовность органов управления;
организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;
приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.
Второй этап - этап проведения спасательных и других неотложных работ
в очагах поражения характерен прежде всего тем, что на этом этапе
вырабатывается решение на проведение СДНР, осуществляется постановка задач
силам и средствам ГО, организуется взаимодействие, управление, всестороннее
обеспечение действий, проводятся СДНР, осуществляется контроль за
выполнением поставленных задач силами и средствами ГО.
Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий аварий,
катастроф, бедствий, последствий воздействия средств поражения противника.
На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей
и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго-
, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения;
восстановление жилья и т.д.
Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и
предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных
особенностей каждого предприятия.
Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий являются:
оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и населения,
проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на котором
произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и
поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим
и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий
на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных
работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание
неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося
оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской
службы.
Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация последствий
аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей привлекаются
специальные (объектовые) и территориальные формирования общего назначения и
служб.
Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть неизвестны
спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с каждым
формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО
проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при
выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых
строго обязательно.
На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а у
опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с
предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально-
энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих
служб и организаций, ведающих этим хозяйством.
В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией
последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся
одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой
чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа
ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и
специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям,
указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального,
технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную
смену, отдых и питание личного состава.
К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные команды,
подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи, технической
помощи.
С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с
обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей.
Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на всем
объекте или по отдельным участкам. В тех случаях, когда имеется достаточное
количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей площади. Если сил
недостаточно, работы приходится проводить последовательно. При этом в
первую очередь их начинают там, где необходимо оказать помощь людям, и на
участках, представляющих наибольшую опасность.
На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация
последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с
формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет
наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. А формирования
общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары,
извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую
медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на
коммунально-энергетических сетях.
Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в
некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и
со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в
охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и
быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить положение.
Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация
отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой
целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают
отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или
обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной
полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания
отсечной полосы шириной до 50-100 м.
Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где
находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних
этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для
перекачки воды из удаленных источников.
К тушению пожаров, конечно же, привлекаются и штатные пожарные команды и
противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных
конструкций - специальные строительно-монтажные организации.
В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда
разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в
поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск
начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных
подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных
пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок
спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пораженными
- голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей
начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные
стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с
первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с
соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают
осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД
- изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей
разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя
специальные приспособления.
Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр, при
этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций.
Чтобы сласти людей, находящихся в верхних частях завалов, применяется
осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить, чтобы не
было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если структура
завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки, перекрытия,
колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то разборка завала
чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В этом случае
рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и более тонн) -
по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения пораженного необходимо
освободить его от мелких обломков и мусора вручную, не причиняя ему
дополнительных повреждений, затем оказать первую медицинскую помощь.
Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах разрушенных
зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8 х 0,8 м.
Для ликвидации последствий производственных аварий применяется инженерная и
другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные
станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для растаскивания и разведения
крупных железобетонных конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и
металлорежущие установки. Используются также средства малой механизации:
домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы, электронасосы и др.
Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в условиях
загазованности, а при пожарах - задымленности и высоких температур; чтобы
обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом, силы ГО делят на
смены и выделяют резервы.
Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим, находящимся
в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов и обломков.
Извлечение людей из-под крупных завалов производится с соблюдением мер
предосторожности, им оказывается медицинская помощь с последующей
эвакуацией в лечебные учреждения.