Эпидемиология и профилактика чрезвычайных ситуаций и катастроф
6.
прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий,
аварий и катастроф;
7.
создание и организация работы межведомственных координационных комиссий
медицины катастроф;
8
сбор и обработка информации медико-санитарного характера в области защиты
населения и территорий о медико-санитарных последствиях чрезвычайных ситуаций и
их ликвидации, обмен и представление такой информации заинтересованным
организациям (инстанциям);
9.
организация мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в зоне чрезвычайных ситуаций;
10.
организация взаимодействия органов управления, формирований и учреждений,
участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,
независимо от их принадлежности, координация их деятельности;
11.
разработка основ подготовки Службы, принципов и организации работы при ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
12.
разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной
и планово-консультативной медицинской помощи населению;
13.
разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания
медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера
чрезвычайных ситуаций;
14.
постоянное совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного
обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы
экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению;
15.
поддержание в постоянной готовности и совершенствование системы управления
Службы;
16.
разработка научно-практических основ подготовки и повышения квалификации
специалистов Службы и организация их аттестации;
17.
подготовка и повышение квалификации специалистов Службы;
18.
разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию
первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
19.
создание и рациональное использование резервов медицинского имущества для Службы,
обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
20.
участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в
области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
21.
участие (в сфере ответственности органов здравоохранения) в разработке и
осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных
акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей
в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
22.
создание и рациональное использование резервов финансовых и
материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
23.
международное сотрудничество в области медицины катастроф.
На
федеральном уровне Служба представлена Всероссийским центром медицины катастроф
«Защита» (ВЦМК «Защита») с входящими в него формированиями, отрядом помощи
пострадавшим при террористическом акте, подразделением экстренной и
планово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой и
неотложной медицинской помощи, специализированными формированиями и
учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития; клиническими
базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной, скорой и
неотложной медицинской помощи населению, научными базами.
ВЦМК
«Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управления
Всероссийской службы медицины катастроф и службы медицины катастроф
Министерства здравоохранения и социального развития. Основным штатным
подразделением Центра является штаб ВЦМК и Службы. ВЦМК «Защита» одновременно
выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона
Российской Федерации, Евроазиатского центра медицины катастроф государств
участников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по медицине катастроф и
чрезвычайным ситуациям.
На
территориальном уровне Служба представлена центрами медицины катастроф,
центрами Госсанэпиднадзора, Входящими в них формированиями и учреждениями,
клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствии
чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной
медицинской помощи населению.
Территориальный
центр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориального
органа управления здравоохранения, а по специальным вопросам - соответствующему
региональному центру медицины катастроф.
На
местном и объектовом (на объектах экономики) уровнях Служба представлена
имеющимися на данной территории или объекте формированиями и учреждениями
здравоохранения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций.
Центры
службы с формированиями и учреждениями постоянной готовности, входящими в их
состав, являются штатными силами Службы. Работа региональных и территориальных
центров регламентируется Положением о региональном центре медицины катастроф и
Положением о территориальном центре медицины катастроф, утвержденными приказом
Минздрава России № 261 1 июня 1996 г.
На
федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях для
участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
создаются внештатные формирования Службы в имеющихся лечебно-профилактических и
санитарно-профилактических учреждениях России. Основными из них являются:
на
федеральном и региональном уровнях:
-
бригады специализированной медицинской помощи (хирургические,
травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические,
трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные,
детские хирургические, радиологические и др.);
-
санитарно-эпидемиологические отряды;
-
санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно
- гигиенические токсикологические бригады);
-
специализированные противоэпидемические бригады; на территориальном, местном и
объектовом уровнях:
-
бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);
-
специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии,
токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);
-
бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады);
-
бригады доврачебной помощи;
-
бригады специализированной медицинской помощи;
-
санитарно-эпидемиологические отряды;
-
санитарно-эпидемиологические бригады;
-
противоэпидемические бригады.
Бригады
первой врачебной и доврачебной помощи формируют в поликлиниках, амбулаториях,
медицинских диспансерах, санаториях и других лечебных учреждениях. Бригады
специализированной медицинской помощи формируют в больницах, клиниках,
специализированных центрах. В зависимости от профиля в бригаде пять -
одиннадцать человек. Санитарно-эпидемиологические и противоэпидемические
бригады формируют в центрах санитарно-эпидемиологического надзора,
противочумных институтах и станциях. Несколько бригад различного профиля могут
быть объединены в санитарно-эпидемиологический отряд. Бригады предназначены для
проведения противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний и
особо опасных инфекций.
Созданы
подвижные комплексы медицины катастроф на автомобилях, вертолетах, самолетах. В
отдельных субъектах РФ создана трассовая служба медицины катастроф для оказания
медицинской помощи при автокатастрофах.
В
зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в трех режимах:
1.
режиме повседневной деятельности;
2.
режиме
повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации);
3.
режиме чрезвычайной ситуации.
Решение
о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители
объектов.
В
режиме повседневной деятельности и повышенной готовности формирования и
учреждения службы медицины катастроф подчиняются руководителю
учреждения-формирователя и находятся в оперативном подчинении руководителя
центра медицины катастроф.
В
режиме повышенной готовности специалисты штатных бригад осуществляют дежурство
на дому в нерабочее время, а в праздничные и выходные дни - по графику,
утвержденному руководителем учреждения-формирователя по согласованию с центром
медицины катастроф.
В
режиме чрезвычайной ситуации общее руководство деятельностью бригад возлагается
на руководителя центра медицины катастроф.
Сроки
выезда (вылета) в район ЧС определяют исходя из местных условий.
Доставку
формирований и учреждений службы медицины катастроф к месту работы организует
соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям.
При
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используют все
находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно- профилактические, санитарно-
гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их
принадлежности.
Основным
документом, регулирующим деятельность Службы, является план медико-санитарного
обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается
соответствующими штабами Службы, согласовывается с членами межведомственной
координационной комиссии, подписывается ее председателем, начальником штаба и
утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Начальником
медицинской службы гражданской обороны является министр здравоохранения и
социального развития РФ. Начальниками медицинской службы гражданской обороны в
республиках РФ, краях, областях являются министры здравоохранения, директора
департаментов, управлений здравоохранения, в городах - заведующие городскими
отделами или управлениями :здравоохранения, в сельских районах - главные врачи
центральных районных больниц, на объектах - главные врачи медико-санитарных
частей или заведующие здравпунктами.
Органы
управления МС ГО - штабы МС ГО и управления больничных баз (руководят работой
больниц загородной зоны области, края, республики).
3. Защита населения
в ЧС
3.1
Изоляционные и лечебно-диагностические мероприятия при ЧС
Изоляционные и
лечебно-диагностические мероприятия направлены на источники инфекции. На
догоспитальном этапе медицинской эвакуации, на сборных эвакуационных пунктах
(СЭП), промежуточных пунктах эвакуации(ППЭ), санитарно-контрольных пунктах) СКП)
на путях эвакуации, в пути следования на средствах эвакуации, приемных
эвакуационных пунктах ПЭП, временных пунктах сбора ВПС и местах расселения
доступными методами (опрос, осмотр, термометрия и др. выявляют инфекционных
больных и больных с заболеваниями подозрительными на инфекционные. Их изолируют
от остальных эвакуируемых, пораженных и больных и эвакуируют отдельным
транспортом в инфекционное отделение больницы или в инфекционный госпиталь.
На каждом этапе
медицинской эвакуации должен быть изолятор. Больных с разными инфекциями
эвакуируют отдельно. Персонал, оказывающий медицинскую помощь инфекционным
больным, должен работать в индивидуальных средствах защиты. Проводятся
дезинфекционные мероприятия. По показаниям проводится специфическая
профилактика. При поступлении на этап медицинской эвакуации групп больных и
пораженных с контагиозными инфекционными заболеваниями или при выявлении больных
особо опасными инфекциями кроме изоляционных и лечебно-диагностических
мероприятий проводятся режимно-ограничительные мероприятия - обсервация или
карантин.
3.2
Санитарно-
гигиенические
мероприятия противоэпидемической
направленности
Санитарно- гигиенические
мероприятия противоэпидемической направленности - это комплекс медицинских, санитарно-технических
и хозяйственных мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения
Осуществляется в форме текущего и предупредительного санитарного надзора. При
катастрофах текущий санитарный надзор – это сан-гиг медицинский контроль за
временным размещением, очисткой территории размещения, питанием,
водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием, личной гигиеной и др. сторонами
жизни и быта спасательных формирований, учреждений и населения. Временными
пунктами сбора ВПС могут быть развернуты в палатках, различных помещениях. По
возможности разбивают в три полосы с учетом господствующих ветров. В первой
полосе размещают жилые палатки, убежища, помещения; умывальники и бачки с
питьевой воды. Во второй – палатки, убежища, помещения администрации;
медицинский пункт и кухню. В третьей – хозяйственные и складские помещения,
уборные и мусоросборники.
3.3
Иммунопрофилактика и экстренная профилактика при ЧС
Экстренная
профилактика - это метод предупреждения и лечения
инфекционных заболеваний, проводимый до появления клинических
признаков заболевания у подвергшихся риску заражения людей, путем применения антибиотиков, вакцин, сывороток, иммуноглобулинов, бактериофагов, химиопрепаратов, интерферонов
и других противобактериальных и противовирусных препаратов.
Антибиотики
применяют для экстренной профилактики чумы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, лихорадки цуцугамуши, менингококковой
инфекции и ангины.
Вакцины
и анатоксины применяют для экстренной профилактики раневых инфекций, столбняка,
дифтерии, менингококковой инфекции, ботулизма и бешенства.
Сыворотки
применяют для экстренной профилактики чумы, сибирской язвы, раневых инфекций, столбняка, дифтерии и ботулизма.
Иммуноглобулины
применяют для профилактики сибирской язвы, оспы, клещевого энцефалита, вирусного
гепатита,
менингококковой
инфекции,
коклюша, гриппа, кори, бешенства
и полиомиелита.
Бактериофаги
применяют для экстренной профилактики холеры, брюшного тифа, паратифов, дизентерии, протея и коли – инфекции.
Химиопрепараты
применяют для профилактики гриппа, малярии, гельминтозов и туберкулеза.
Интерфероны
применяют для профилактики гриппа.
4.
Предупреждение и ликвидация ЧС
Правительство
Российской Федерации, правительства республик, краев и областей в составе
Российской Федерации, администрации городов и районов руководят предупреждением
и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Постановлением
Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. «О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в России создана Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Она функционально объединила федеральные и территориальные органы
исполнительной власти и службы, учреждения и формирования Министерства
здравоохранения и социального развития, Министерства обороны, Министерства
внутренних дел, Министерства транспорта и связи, Министерства по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий и другие министерства, службы и агентства.
Постановлением
Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» .№ 924 от 3 августа 1996 г.
определены силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Наблюдение
и контроль за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на
потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях осуществляют
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека Министерства здравоохранения и социального развития, Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского
хозяйства, геофизическая служба Российской академии наук, Федеральная служба по
атомному надзору, Министерства промышленности и энергетики, Федеральная служба
по надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных
ресурсов, учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской
обороны и Министерства обороны.
Ликвидацию
чрезвычайных ситуаций осуществляют военизированные и невоенизированные
противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные,
восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных и
территориальных органов исполнительной власти, формирования и учреждения
Министерства здравоохранения и социального· развития, Министерства сельского
хозяйства, Гражданской обороны, войск гражданской обороны и других войск и
воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
аварийно-технических центров Федерального агентства по атомной энергии, служб
поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации
Федерального агентства воздушного транспорта, военизированных служб по
активному воздействию на гидрометеорологические процессы, восстановительных и
пожарных поездов Федерального агентства железнодорожного транспорта,
аварийно-спасательных служб и формирований Федерального агентства морского и
речного транспорта и других федеральных и территориальных министерств, служб и
агентств.
Организуют
проведение мероприятий по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций
созданные при органах власти федеральные и региональные межведомственные
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, территориальные
и местные комиссии по чрезвычайным ситуациям, созданные при органах
исполнительной власти. На объектах отделы по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям. В составе комиссий представители всех министерств,
служб и агентств. Представителями здравоохранения в составе комиссий являются
руководители здравоохранения соответствующего уровня (министры здравоохранения,
директора департаментов, управлений здравоохранения, заведующие городскими
отделами или управлениями здравоохранения, главные врачи центральных районных
больниц, главные врачи медико-санитарных частей).
Оперативно-тактическое
руководство проведением мероприятий осуществляет Министерство по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС). МЧС имеет в своем составе части и формирования ГО,
аварийно-спасательные и транспортные службы, поисково-спасательные отряды; в
регионах - управления, в республиках РФ, краях и областях - штабы; в городах,
районах и на объектах - штабы ГО. МЧС работает в тесном контакте с комиссиями
по чрезвычайным ситуациям.
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы,
проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на сохранение
жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и
материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,
прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Работы
по ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняют спасатели. Спасатель - это
специалист, служащий учреждения или формирования, входящего в силы и средства
ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняющий обязанности по проведению
аварийно-спасательных работ, имеющий для этого соответствующую подготовку и
квалификацию, подтвержденные в аттестационном порядке в соответствии с
Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением
Правительства РФ № 1479 от 22 ноября 1997 г.
Страницы: 1, 2, 3
|