МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характеристика рынка ценных бумаг

    3       Саморегулирование, осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

    4       Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

    К органам государственного регулирования и надзора финансового рынка относятся: Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам и т.д.

    К саморегулируемым организациям относятся объединения профессиональных участников рынка, таких как Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Совет крупнейших регистраторов и депозитариев (СКРО), Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организций (ОПИАК) и др.

    Рынок ценных бумаг не может существовать без хорошо развитой инфраструктуры: правовой, информационной, депозитарной, а также расчетно-клиринговой и регистрационной сети. Инфраструктуру финансового рынка создают организации, обслуживающие рынок, которые включают в себя: организации, обеспечивающие заключение сделок; организации, обеспечивающие исполнение сделок клиринговые организации, депозитарии, регистраторы); информационные агентства.

    Основными признаками развитого рынка ценных бумаг являются стабильность нормативно-правовой базы, достаточно большой круг участников рынка, информационная прозрачность операций и участников рынка и хорошо развитая инфраструктура. Наличие этих признаков обеспечивает участникам рынка быстрое и эффективное осуществление операций с ценными бумагами.

    1.4 Участники рынка ценных бумаг

    Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) – это физические и юридические лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг.

    Всех участников рынка ценных бумаг условно можно разделить на профессиональных и непрофессиональных участников. В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические лица, которые осуществляют следующие виды деятельности:

    1)    брокерскую деятельность;

    2)    дилерскую деятельность;

    3)    деятельность по управлению ценными бумагами;

    4)    расчетно-клиринговую деятельность;

    5)    депозитарную деятельность;

    6)    деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

    7)    деятельность по организации торговли ценными бумагами.

    В зависимости от позиции, которую занимают участники на рынке ценных бумаг по отношению к рынку, их делят на продавцов, покупателей и организации, обслуживающие операции с ценными бумагами на рынке.

    В своей книге В.С. Торкановский и В.И. Колесников разделяют участников рынка ценных бумаг на четыре группы:

    1)    главные участники рынка ценных бумаг (государство, муниципалитеты, крупные национальные и международные компании), ценные бумаги которых высоконадежны, но не всегда обеспечивают высокие доходы;

    2)    институциональные инвесторы – финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (банки, страховые общества, пенсионные фонды и т.п.);

    3)    индивидуальные инвесторы – частные лица, в том числе владельцы небольших предприятий венчурного бизнеса;

    4)    профессионалы рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры и т.п.).

    В зависимости от функционального назначения всех участников рынка ценных бумаг можно подразделить на: 1) эмитентов; 2) инвесторов; 3) фондовых посредников; 4)органы регулирования и контроля; 5) организации, обслуживающие рынок.

    1. Эмитенты ценных бумаг – это хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ устанавливает, что эмитент – это «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими».

    Эмитент – всегда продавец, который поставляет на рынок ценную бумагу, качество которой определяется его статусом, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности. В состав эмитентов входят:

    1       государство (центральное правительство, региональные и муниципальные органы власти);

    2       акционерные общества (корпорации производственного сектора, кредитной сферы, биржи, финансовые структуры и др.);

    3       частные предприятия;

    4       частные лица.

    11. Инвесторы – физические и юридические лица, имеющие временно свободные средства и желающие вложить их для получения дополнительных доходов. Инвесторы приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет.

    Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что инвестор – это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец).

    Имеются следующие виды инвесторов:

    1       институциональные (коллективные) инвесторы – государство, корпоративные инвесторы (акционерные общества), специализированные институты: специализированные фонды и компании (банки, страховые компании, пенсионные фонды), инвестиционные институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды);

    2       профессионалы рынка – фондовые посредники (брокеры, дилеры);

    3       индивидуальные инвесторы физические лица, использующие свои сбережения для приобретения ценных бумаг;

    4       прочие инвесторы организации.


             В зависимости от цели инвестирования различают следующие основные инвестиционные стратегии:

    1       стратегическую - долгосрочные вложения, покупка ценных бумаг на срок от месяца до нескольких лет с целью получения прибыли от продажи в конце срока инвестирования;

    2       спекулятивную – рассчитана на краткосрочные и частые операции купли/продажи ценных бумаг, как в течение дня, так и на срок до месяца с наибольшей прибылью от каждой сделки;

    3       страхование – использование ценных бумаг для страхования от возможных убытков в бизнесе или при инвестировании на финансовых рынках.

    111. Фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие взаимоотношения между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. К ним относят брокеров и дилеров.

    Важным финансовым посредником в распределении денежных ресурсов на фондовом рынке считается брокер. Брокер – это зарегистрированный агент по купле-продаже различных видов ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление этого вида деятельности. Брокер лицензируется Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.

    Брокер всегда заключает сделки за счет клиента, действуя на основе договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок. Он получает в свое распоряжение ценные бумаги и продает их новому инвестору либо приобретает ценные бумаги по поручению клиента.

    Брокер может оказывать также консультационные и информационные услуги, заниматься дилерской деятельностью. Сделки, осуществляемые брокером по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

    Дилер – это хозяйствующий субъект, совершающий финансовые операции от своего имени и за свой счет.

    На российском рынке может быть инвестиционная компания, одной из функций которой является вложение средств в ценные бумаги, осуществление сделок с ними от своего имени, в том числе путем их котировки. Такие профессионалы рынка ценных бумаг, как банки и инвестиционные компании, могут совмещать брокерскую и дилерскую деятельность.

    Доверительный управляющий – это коммерческая организация, которая занимается управлением имуществом клиента и выполнением других услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверительного лица, имеющая лицензию на право осуществления деятельности по трастовому (доверительному) управлению имуществом.

    Наличие лицензии не требуется, если доверительное управление связано только с осуществлением, управляющим прав по ценным бумагам.

    В мировой практике принято выделять две модели траста – английскую и континентальную. Английская модель предполагает, что все субъекты траста – его учредитель (собственник), выгодоприобретатель и управляющий – в определенной мере и объеме обладают правомочиями собственника. В континентальной модели при передаче имущества в доверительное управление не происходит смены собственника, а доверительный управляющий, получая имущество, принимает на себя обязательства осуществлять управление в интересах учредителя. В РФ распространена континентальная модель траста.

    1V. Следующей группой участников рынка ценных бумаг являются органы регулирования и контроля.

    1.     Органы государственного регулирования. Регулированием рынком ценных бумаг на государственном уровне занимаются:

    1       высшие органы власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство;

    2       государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня: Банк России, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по страховому надзору и др.

    2.     Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРОПУРЦБ) – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации, созданное для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

    Деятельность СРОПУРЦБ регламентируется различными законодательными актами, например: Законом РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ, Законом РФ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ, Законом РФ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ.

    Вопросами саморегулирования на рынке ценных бумаг занимаются: Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), Совет крупнейших регистраторов и депозитариев (СКРО), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций (ОПИАК) и др.

    V. Следующими участниками рынка ценных бумаг являются организации, обслуживающие рынок. Это организации, выполняющие все функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи ценных бумаг. Их можно разделить на:

    1.     Организации, обеспечивающие заключение сделок. Организаторами торговли на рынке ценных бумаг являются профессиональные участники рынка, осуществляющие деятельность по организации торговли, которая заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Организатором торговли является фондовая биржа.

    2.     Организации, обеспечивающие исполнение сделок. К ним относят клиринговые организации, депозитарии, регистраторы (реестродержатели).

    Клиринговые организации - организации, осуществляющие деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Они должны иметь соответствующую лицензию.

    Депозитарии – профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, т.е. деятельность, связанную с предоставлением услуг по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной и бездокументарной формах, и учетом перехода прав на них. Депозитарием может быть только хозяйствующий субъект.

    Регистратор (держатель реестра) – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, которая состоит в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Он не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых он осуществляет.

    Деятельность регистратора включает ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц, ведение учета ценных бумаг на эмиссионном и лицевом счетах эмитента, хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр, учет начисленных доходов по ценным бумагам. Задача регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставлять реестр эмитенту.

    Функцию регистратора могут выполнять само акционерное общество (если число владельцев ценных бумаг не превышает 500 человек) либо сторонняя организация – профессионал по ведению реестра (это может быть банк, специализированный регистратор, т.е. юридическое лицо).

    Особую роль на рынке ценных бумаг играют информационные агентства. Существует множество информационных агентств, каждое из которых не только аккумулирует информацию, но и предлагает различные способы ее доставки и обработки.



    2. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

    2.1 ВВЕДЕНИЕ


    Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р. С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

    К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации. В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

    Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

    Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

    В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР России предлагает 12 приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

    1. Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры.

    2. Формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг.

    3. Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг.

    4. Создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов.

    5. Расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка.

    6. Внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций.

    7. Развитие коллективных инвестиций.

    8. Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

    9. Развитие и совершенствование корпоративного управления.

    10. Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.