МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Страхование и риски в туризме

    У страховой компании "НАСТА" программы для горнолыжников обеспечены услугами швейцарской компании "ELVA Travel Insurance Company". Владельцам полиса путешественника гарантируется бесплатное медицинское обслуживание на любом горнолыжном курорте мира. Такое обслуживание включает госпитализацию, медицинские операции и транспортировки, а также поиск пострадавших в горах и их последующую перевозку в больницу с помощью вертолетов, самолетов санитарной авиации, других возможных средств медицинского транспорта.

    Страхование ответственности туроператора по договору на туристское обслуживание. Объектом страхования являются имущественные интересы туроператора, связанные с возмещением туристу убытков в результате неисполнения или неполного исполнения туроператором его обязательств по договору с туристом на туристское обслуживание за рубежом в указанные в договоре сроки. Довольно часто в течение туристического сезона туристы после возвращения из зарубежного путешествия пишут в турфирмы претензионные письма, обращаются с исками в уд и нередко выигрывают дела о защите своих прав, нарушенных не всегда по вине турфирмы (чаще по вине зарубежного туроператора, авиаперевозчика и др.). Многие турфирмы в своих сметах расходов отдельной строкой выделяют убытки от выплат туристам по претензиям. Страховые компании могут взять на себя гарантии страхования ответственности туроператоров перед туристами, что позволило бы сократить эту статью расходов. Причем российские страховые компании должны учитывать немалую степень риска при страховании этой программы: ответственность, не только за финансовые риски туроператора, но и его партнеров.

    1 июня вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" №12-ФЗ от 5 февраля 2007 года. Основная суть закона заключается в том, что для того, чтобы деятельность туроператора была законной, он должен быть внесен в федеральный реестр туроператоров. Одним из обязательных требований для попадания в реестр является наличие финансовых гарантий со стороны банка или страховой компании.

    Согласно закону, туроператор, работающий на международном рынке, должен с 1 июня 2007 года по 1 июня 2008 года подтвердить финансовую гарантию на 5 млн. рублей. По прошествии одного года эта сумма должна быть повышена до 10 млн. рублей. Для туроператоров, работающих на внутреннем рынке, сумма финансовой гарантии составляет 500 тысяч рублей. Туроператоры будут располагаться в реестре по следующей схеме: первые 100 номеров закреплены за туроператорами с банковской гарантией не менее 10 млн. рублей. Номера со 101-го до 500-го будут назначены туроператорам с банковской гарантией на сумму не менее 5 млн. рублей. Номера с 501-го по 1500-й займут туроператоры со страховой гарантией на сумму 10 млн. рублей. Номера выше 1501-го - для туроператоров со страховой гарантией не менее 5 млн. рублей.

    Данная схема дала понять, что банковская гарантия ценится чуть выше: получить ее сложнее, и процентные ставки в банках выше, чем в страховых компаниях. Федеральная служба страхового надзора утвердила "Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта" где определила тарифы. Базовый тариф по страхованию гражданской ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного и внутреннего туризма, составляет 2,4025% от страховой суммы, для операторов внутреннего туризма - 2,0530%. Страховщики могут применять к тарифным ставкам повышающие от 1,0 до 5,0 или понижающие от 0,4 до 1,0 коэффициенты, исходя из сроков осуществления туроператоской деятельности и ее объемов, направлений (стран), с которыми работает туроператор, наличие в прошлые периоды претензий туристов или иных заказчиков по заключенным с ними договорам и других факторов, влияющих на степень риска.

    Страховщик в праве применять к тарифу дополнительные повышающие коэффициенты от 1,1 до 2,0 при расчете страховой премии за восстановление размера страховой суммы до установленного законодательством Российской Федерации минимального размера страховой суммы по страхованию ответственности после выплат страхового возмещения по действующему договору страхования.

    Любая фирма, не внесенная в реестр и ведущая туроператорскую деятельность, совершает противозаконное деяние.

    Страховыми рисками в договоре страхования ответственности туроператора за нарушение договора на туробслуживание могут быть:

    финансовые риски (убытки) туроператора вследствие невыполнения обязательств его партнерами (авиакомпаниями, зарубежными партнерами, гостиницами и др.);

    финансовые риски, связанные с отсутствием у туроператора необходимых денежных средств на предоставление туруслуг по договору с туристам (например, ввиду банкротства туроператора).

    Страховая сумма должна обеспечивать покрытие стоимости поездки согласно договору на туробслуживание, проживания и питания туристов, расходов в стране временного пребывания, возмещение убытков туристов, расходов по их эвакуации на родину, расходов, связанных с деятельностью дипломатических представительств и консульских служб Российской Федерации по оказанию помощи туристам, и др. Туроператор должен иметь гарантийное свидетельство, удостоверяющее наличие страхового полиса для покрытия своей ответственности перед туристами по договору на туробслуживание.

    Свидетельство должно содержать следующие сведения:

    наименование туроператора, номер лицензии на туроператорскую деятельность, номер в федеральном реестре, его почтовый и юридический адреса;

    вид финансового обеспечения ответственности;

    наименование страховщика, осуществившего страхование гражданской ответственности за финансовое обеспечение туроператора;

    срок действия свидетельства, выдаваемого на срок страхования ответственности туроператора.

    Изменения, отраженные в новом законе, соответствуют современным требованиям рынка, они коснулись некоторых важных понятий о том, что такое туризм, туристический продукт и его потребитель. Новый закон призван повысить ответственность туроператоров за свою работу, укрепить защиту прав туриста, способствовать улучшению условий конкуренции и прозрачности рынка.

    Страхование профессиональной ответственности (далее в тексте СПО) представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного страхователем объекту страхования.

    При этом объектом страхования являются имущественные интересы физического лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с его обязанностью в установленном законодательством порядке возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с осуществлением застрахованным профессиональной деятельности. Как видно из формулировки, в отличие от зарубежной практики, согласно действующему законодательству Российской Федерации по виду "страхование профессиональной ответственности" может быть застрахована ответственность исключительно физических лиц - граждан, осуществляющих частную профессиональную деятельность.

    Основная особенность СПО состоит в том, что объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с ответственностью за вред, причиненный третьим лицам в результате ошибки или упущения, совершенных при исполнении профессиональных обязанностей. Риск ответственности за вред, причиненный при исполнении профессиональных обязанностей умышленно, не охватывается условиями (договором) страхования (ст.963 ГК РФ). Как правило, при страховании профессиональной ответственности факт наступления страхового случая признается после вступления в законную силу решения суда (общегражданского или арбитражного), устанавливающего имущественную ответственность страхователя за причинение материального ущерба клиенту и его размер.

    Из этого следует, что туристская организация как юридическое лицо может заключить договор страхования только своей гражданской ответственности, поскольку в соответствии со ст.1068 ГК РФ любое юридическое лицо обязано возмещать вред (ущерб), причиненный третьим лицам, при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

    Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривают законодательства большинства стран. На каждом виде транспорта действуют свои правила перевозки и условия страхования пассажиров и их багажа. Приняты международные конвенции о воздушных, морских, автомобильных и железнодорожных перевозках, в которых правила безопасности и страхования пассажиров занимают центральное место.

    Страхование гражданской ответственности перевозчиков имеет очень важное значение, так как путешествие за рубеж связано в первую очередь с надежностью транспорта. Перевозчик - организация, предприниматель, осуществляющие транспортное и экспедиционное обслуживание пассажиров транспортом всех категорий: автобусом, железнодорожным, морским и воздушным. Значительная часть страховых случаев происходит на этапе перевозки туристов в автобусах, по железной дороге, на морских и речных судах, самолетах и вертолетах. Однако в общем объеме перевозок страховые случаи составляют достаточно низкий процент, что не влияет на объем выезда-въезда туристов.

    К страхованию гражданской ответственности автотуристов - одному из видов того же страхования владельцев автотранспортных средств - в полном объеме применимы основные положения страхования гражданской ответственности. Это - страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного автотуристом объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного), связанные с его обязанностью в установленном гражданским законодательством порядке возместить нанесенный им третьему лицу ущерб в связи с использованием автотранспортного средства.

    На страхование ответственности владельцев автотранспортных средств приходится значительная доля в общем объеме страховых услуг за рубежом. При выезде за границу (автопутешествии) владельцы машин вынуждены застраховать свою ответственность, причем это должно быть оформлено международным страховым сертификатом.

    Среди государств, которые первыми приняли законы, обязывающие национальных владельцев автотранспортных средств заключать Договоры страхования своей гражданской ответственности перед третьими лицами, были Финляндия, Норвегия, Дания (1927), Англия (1930), Люксембург (1932), Ирландия (1934), Германия (1939). Однако установленные национальными законодательствами требования не решали проблему возмещения вреда потерпевшим (гражданам и юридическим лицам) иностранным владельцем автотранспортного средства.

    С ростом интенсивности автомобильных путешествий обострилась проблема финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного иностранными владельцами автотранспортных средств. Кроме того, в послевоенной Европе не были унифицированы правила дорожного движения и дорожные знаки, как это имеет место в настоящее время, и это зачастую приводило к наезду на пешеходов и транспортные средства. В результате возникали многочисленные судебные тяжбы, при которых потерпевший должен был самостоятельно взыскивать ущерб с причинителя вреда - иностранного гражданина или юридического лица. Реализация же права потерпевшего на возмещение вреда была во многих случаях затруднена тем, что виновное лицо обычно покидало страну до того, как претензия к нему была предъявлена.

    Этой проблемой занялась в конце 40-х годов (в мае 1948 г) Европейская экономическая комиссия. Комитету по внутренним перевозкам было поручено разработать положения международного соглашения (Универсального договора) по взаимному признанию страхового покрытия гражданской ответственности при международном автомобильном движении. К 1952 г. основные положения соглашения, которое получило название "зеленая карта" (GREEN CARD - по цвету страхового полиса), были сформулированы, и оно вступило в действие с 1 января 1953 г.

    Члены системы "зеленой карты" заключили двусторонние соглашения. Первоначально это были западноевропейские страны - члены ЕЭС (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция). В 1995 г. Универсальный договор объединял уже 40 государств, включая 18 западноевропейских, 7 ближневосточных, африканских и других стран, а также 10 бывших социалистических государств. Из стран бывшего СССР, членами этой системы на данный момент являются Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония и Республика Беларусь, присоединившаяся 1 января 2003 года. Вопрос вступления России в "зеленую карту" - дело времени. И хотя многое уже в этом направлении сделано, проблем остается предостаточно.

    Требования для вступления в систему "зеленой карты" одинаковы для всех соискателей: наличие в стране официально зарегистрированного бюро, правительственные гарантии беспрепятственного движения валютных средств через границу, обязательное страхование автогражданской ответственности для водителей всех видов транспортных средств и гарантии предоставления финансовых услуг. Кроме того, страна-соискатель должна быть членом ООН. По инициативе ВВС (Всероссийский Союз Страховщиков) в России была создана некоммерческая организация "Русское бюро "зеленых карт", которая прошла проверку комитета по антимонопольной деятельности, получила свидетельство департамента страхового надзора Минфина и зарегистрирована в соответствии с отечественным законодательством. Таким образом, вопрос заключается в предоставлении гарантий. Исходя из численности парка зарегистрированных в России автомобиле, размер гарантийного фонда должен составлять около 8 млн. евро. Причем эти средства должны быть предоставлены страховщиками, которые будут являться эмитентами полисов. Пока ВСС и РСА (Российский Союз Автостраховщиков - профессиональное объединение, отвечающее за реализацию Закона об ОСАГО) пытаются договориться с руководством "зеленой карты", но реальных и очевидных путей разрешения этой проблемы пока не видно. Ведь 8 млн. евро достаточно внушительная сумма для отечественных страховщиков, да и стоимость полиса "зеленая карта" не столь значительна, чтобы можно было рассчитывать на скорое возвращение вложенных средств.

    "Зеленая карта" является документом, подтверждающим факт наличия у автопутешественника страховых гарантий. В случае возникновения убытка (вреда) в результате страхового случая на территории иностранного государства его возмещает Бюро государства-участника соглашения, с последующим выставлением счета Бюро, выдавшему страховой полис. Правительства государств, являющихся членами системы, обязуются не препятствовать экспорту валюты, обусловленному выполнением обязательств Бюро данной страны.

    Купить "Зеленую карту" можно как для визита в конкретную страну, так и для поездки по всем странам евросистемы. Стандартные полисы продаются на срок от двух недель до одного года и стоят порядка 30-70 евро за месячный полис для легкового автомобиля. Забывчивые автопутешественники могут приобрести полис на границе, но на 10-20% дороже, чем в страховой компании. Размер максимальной компенсации при ущербе определяется сложившейся практики страны, где произошло ДТП, но для российского гражданина эти суммы вовсе маленькими не покажутся.

    В государствах Европейского союза минимальный размер материального ущерба составляет 500 000 евро, а вреда жизни и здоровью один миллион евро.

    В России бюро международной страховой системы существует более восьми лет, но наша страна пока не является ее членом, поэтому отечественные страховые компании самостоятельно выпускать "зеленые карты" и зарабатывают лишь на перепродаже полисов - как правило, Sovag, Garant или Bulstrad. По оценкам экспертов автотуристы ежегодно платят только иностранным компаниям около 50 миллионов евро в виде взносов за полисы "зеленой карты", а еще 10 миллионов оседает у страховщиков-посредников. Такое положение дел не совсем выгодно отечественным компаниям.

    При выезде за рубеж на своей машине лучше покупать "зеленую карту" страны, в которую вы не планируете заезжать. По условиям международного соглашения "зеленая карта" может действовать повсюду, кроме территории государства - эмитента карты (поскольку на территории страны-эмитента по договоренности с другими членами соглашения в силе только национальный полис гражданской ответственности). К примеру, выпущенные компанией Sovag грин-карты не действуют в Германии, а Garant - в Австрии. Если маршрут все-таки не пролегает по территории эмитента "зеленой карты", на границе придется купить еще и полис обязательного страхования автогражданской ответственности, действующий в данном государстве. Самые дешевые карты предназначены для путешествия по Восточной Европе, самые дорогие - для Западной Европы, где-то посередине находятся "зеленые карты" для Скандинавских стран. Стоимость грин-карты напрямую зависит от срока поездки. А вот от марки автомобиля, на котором вы совершите вояж, цена кары не зависит.

    При наступлении страхового случая страхователь должен совершить, в соответствии с законодательством страны посещения, следующие действия:

    1. Потребовать у компетентных органов государственной власти конкретной страны засвидетельствовать происшествие и выдать (подписать) соответствующий документ.

    2. Если страхователь вынужден подписать документ не на понятном для него языке, при подписании необходимо сделать запись: "Не понимаю язык".

    3. По возможности, записать имена и телефоны свидетелей происшествия, если таковые имеются.

    Если страхователь является ответственным за нанесенный ущерб, он должен предъявить пострадавшему свою "зеленую карту" и передать ему отрезок "зеленой карты" с надпись "дубликат". В документ, подтверждающий факт наступления страхового случая, необходимо внести номер и срок действия "зеленой карты". При наличии второго и последующих происшествий за время одного периода страхования, когда отрезок "дубликат" уже оторван, пострадавшей стороне предоставляется фотокопия оригинала "зеленой карты". Оригинал карты остается у страхователя для удостоверения наличия страховой защиты на оставшуюся часть поездки. Пострадавшие имеют право на возмещение за каждый страховой случай, наступивший во время срока страхования.

    После своего возращения Страхователь должен немедленно сообщить о наступлении страхового случая. Страхователь предоставляет письменное описание происшествия и экземпляр документа, выданного компетентными органами, подтверждающий факт события.

    Если во время поездки по чужой территории Страхователю был ущерб третьими лицами, то ответственность за возмещение ущерба несет компания, являющаяся страховщиком виновной стороны.


    3.4 Страхование риска отмены поездки


    В жизни каждого туриста наступает волнительный момент, когда пора упаковывать чемоданы и сумки, планировать свой отдых и ждать желанной даты, когда самолет оторвется от земли и унесет путешественника в теплые края, на долгожданный и заслуженный отдых.

    Но порой, к сожалению, дороги, которые мы выбираем, не всегда выбирают нас. И тур может сорваться в последний момент. Причины для этого могут быть разными: турист может сильно заболеть, или же в его семье случилось несчастье, скажем, смерть близкого родственника, или консульство страны, куда он собирается выехать, просто отказало в визе. Действительно, от подобного не застрахован никто. Произойти может все что угодно. Но что же будет с путевкой? Неужели деньги, которые потрачены на покупку тура, пропадут, и потребовать их будет не у кого.

    К счастью, существует возможность не потерять свои сбережения при возникновении форс-мажорных обстоятельств, оформив страховку от невыезда. Впервые эта страховка появилась на рынке несколько лет назад. Сейчас многие страховые компании и туристические агентства говорят о том, что туристы стали все чаще и чаще оформлять страховку от невыезда. Фактически она стала более востребована, причем, в основном в том случае, когда человек выезжает в "визовые страны". Кто хоть раз получал визу, знает, что в ее выдаче могут отказать в любой момент без объяснения причин: консульство может придраться к оформлению документов, или же может посчитать, что турист желает остаться в их стране нелегально, причин может быть масса. Результат один - отдыхающий остается дома.

    Многие туристические фирмы включают страховку от невыезда в общее число обязательных страховок, скажем, таких, как медицинская страховка. Ну а некоторые консульства в свою очередь требуют наличия этой страховки в наборе документов на получение визы.

    Каждая страховая компания предлагает свою страховую программу, с ориентировкой на покрытие наиболее распространенных рисков. Однако к ним обязательно будут относиться:

    смерть родственника или самого застрахованного - госпитализация родственника или самого застрахованного - отказ в визе - вызов в суд - призыв в армию - ЧП в доме или квартире застрахованного - пожар, ограбление и т.п.

    наличие медицинских противопоказаний для обязательной профилактической вакцинации, если такая требуется для въезда в страну временного пребывания.

    Как правило, договор страхования от невыезда заключается не менее чем за две недели до отъезда. Если путешественник не может совершить поездку по вышеприведенным причинам, то страховая компания возмещает ему стоимость тура. Ну а если он просто передумал, то никаких выплат по страховке ему не будет возвращено. Продажа таких программ требует от страховой компании специальной лицензии на страхование финансовых рисков в случае несовершения зарубежной поездки. Страхование от невыезда достаточно дорогой вид страхования. У "AIG-Россия" его стоимость составляет 3% от общей стоимости тура при максимальной страховой сумме в $2000 для туров по Европе и $4000 - по США. Тарифы "РЕСО-Гарантии" также увязаны с ценой поездки и колеблются от $10 до $150 (страховая сумма $500-$5000). "Ингосстрах" предлагает услуги страхования по тарифу - $3-60 при страховой сумме от $200 до$3500. "РОСНО" предлагает программы страхования с тарифами:


    Страховая сумма на одного человека

    Страховая премия с одного человека

    до 2000 USD

     30 USD

    от 2000 USD до 3000 USD

     50 USD


    По данным тарифам осуществляется факультативное страхование граждан, выезжающих во все страны, кроме Испании. Оформление полиса страхования граждан на время путешествий с условием страхования расходов, связанных с отменой поездки, производится не позднее даты подачи документов в консульские отделы Посольств иностранных государств для получения въездной визы. "AIG-Россия" эти риски не страхует из-за того, что у компании, отсутствуют статистические данные об отказах по визам. В этом случае страховой тариф снижается на один или полтора процента.

    Страховщики также вводят различные ограничения на реализацию полисов страхования от невыезда. "РЕСО-Гарантии", например, не продает их физическим лицам - только через турфирмы, работающие с ней по страхованию выезжающих за границу.

    Конечно, страховка от невыезда - это очень удобная услуга. И даже наверняка многие придут к выводу, что лучше немного переплатить за тур, чем потом безвозвратно потерять деньги, отданные туристическому агентству, так и не получив желаемое. Но, не смотря на это, считается, что лучшая страховка - это та, которой так и не представилось возможности воспользоваться.


    Заключение


    В отличие от экономически развитых стран, где страхование туристов развивается многие десятилетия, в России массовое страхование туристов фактически ведется последние 10-15 лет. Сейчас на этом рынке активно работают более 200 страховых компаний, причем большинство из них московские (Приложение). Для достижения своих целей страховые компании проводят активную маркетинговую политику, предоставляют клиентам дифференцированную страховую защиту, возможность выбора лимита ответственности и набора покрываемых полисом услуг, а также предлагают различные страховые продукты с участием разных зарубежных партнеров - страховых компаний или систем-ассистанса (международных сервисных служб).

    Наиболее известными на российском рынке партнерами отечественных страховщиков, предлагающих страховые услуги российским туристам за рубежом, являются "CORIS", "GESA-assistance", "Mercur", "AXA Colonia Krakenversicherung AG", "International SOS Assistance" и др. одной из самых активных в сфере работы с российскими туристами является французская компания "GESA-assistance". До недавнего времени она контролировала до 70% российского рынка медицинского страхования туристов. Постепенно этот процент стал снижаться в связи с активизацией ее конкурентов. А также из-за того, что на рынке туристических услуг происходит концентрация объемов услуг в рамках крупнейших туроператоров, предпочитающих сотрудничать со страховщиками, имеющими и других иностранных партнеров.

    Как отмечают эксперты на сегодняшний день практически завершился процесс очищения российского рынка страхования от "серых схем", и рынок в своей основе стал классическим. Тем не менее, рынок страхования в целом мог бы достичь и лучших результатов, ряд международных компаний показал гораздо более медленный рост объемов, чем ожидалось. В дальнейшем прогнозируется большее оживление на рынке, как долгосрочного страхования жизни и коммерческих рисков, так и в страховании туризма и грузоперевозок.

    Количественный рост и структурные изменения, происходившие на российском страховом рынке привели к тому, что Россия стала сверхпривлекательным рынком для иностранных игроков, одной из региональных арен конкурентной борьбы мировых страховых гигантов. Глобальные страховые компании рассматривают российский рынок как очень перспективное направление для инвестиций - на фоне близкого к нулевому росту западных страховых рынков даже 16% прироста по российской официальной статистике выглядят очень привлекательно, не говоря уже о 20-25% прироста реальных показателей (не искаженных псевдостраховыми операциями). Неудивительно, что иностранные инвесторы стремятся войти на отечественный рынок и закрепиться на нем, опередив конкурентов. Ожидаемые прибыли, с их точки зрения, значительно превышают страновые риски России. События начала 2008 года показали, что эта тенденция начала реализовываться в конкретные знаковые для всего рынка события даже раньше, чем прогнозировалось. Речь идет, прежде всего о покупке компаний РОСНО и НАСТА ведущими иностранными игроками (Allianz SE и Zurich Financial Service, соответственно). В ближайшее время стоит ожидать заключения еще целого ряда громких сделок с участием западных компаний - иностранные инвесторы готовы платить большие деньги за российских страховщиков.

    Приход "иностранцев" в Россию ускорил ряд ключевых для отечественного рынка процессов. В развитие страхования в современной России начал приобретать особую значимость фактор ценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция затруднена - дальнейшее снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможно. Лидеры рынка пришли к четкому пониманию, что "тарифные войны" - путь, ведущий в тупик. На первый план все более уверенно выходит фактор качества предоставляемых услуг - в условиях конкуренции со стороны иностранных игроков уровень сервиса становится вопросом выживания. И это очень хорошо стали понимать в компании РОСНО, где даже в самом маленьком офисе филиала в каком-нибудь заброшенном и Богом забытом городке России вам предложат весь спектр страховых услуг, который предлагают и для столичного жителя. Усилия ведущих страховщиков все в большей степени направляются не столько на привлечение новых страхователей, сколько на удержание старых, а это - задача более высокого уровня сложности, требующая внедрения новых методов и принципов работы, направленности на клиента, его индивидуальных запросов.

    Вложения в качество, как мы видим на примере компании РОСНО после ее покупки немцами, в развитие сервисной инфраструктуры требуют от страховщиков значительных финансовых ресурсов. В то время как у иностранных компаний ресурсы практически не ограничены (вопрос лишь в соизмерении издержек и выгод), российским страховщикам (даже с государственным пакетом акций) приходится искать источники финансирования, а это дается далеко не всем. По-прежнему, практически единственным реализуемым на практике способом финансирования страхового бизнеса (без потери контроля над управлением) остаются инвестиции со стороны собственника компании, но этот ресурс близок к исчерпанию - владельцы страховых компаний проявляют все меньшую готовность к масштабным вливания в них. Уже в ближайшее время лидеры рынка придут к необходимости рыночного привлечения средств для развития.

    Перспективный и вполне доступный путь развития - объединение страховых бизнесов. Укрупнение страховых компаний позволяет не только увеличить доступную страховую емкость и финансовую устойчивость, но и дает возможность повысить качество сервиса при объединении ресурсов нескольких компаний благодаря возникающему эффекту масштаба. Среди страхового сообщества постепенно созрело понимание того, что только консолидация и укрупнение позволят выжить в новой агрессивной конкурентной среде. Небольшим страховым компаниям все труднее находить для себя рыночные ниши: необходимость в страховых посредниках постепенно отпадает, сегмент страхования крупного бизнеса давно поделен, а в страховой рознице без развитой филиальной сети, отлаженной системы урегулирования убытков и раскрученного бренда обойти лидеров страхового рынка не удастся.

    В страховом бизнесе происходит почти тоже самое, что ранее происходило в банковском секторе: и федеральные, и региональные страховые компании активизировались на рынке слияний и поглощений: уже 2007 год был отмечен переходом отдельных небольших региональных страховщиков на положение филиалов компаний федерального уровня, поглощением крупными игроками рынка более мелких и созданием нескольких страховых групп. Та же тенденция, но в еще большем масштабе, прослеживается по итогам 2008 года.

    Объем рынка страхования выезжающих за рубеж является пока в России относительно небольшим. Всего за первое полугодие 2008 года было собрано совокупной страховой премии на сумму 1 млрд. рублей. данный рынок является наиболее динамично развивающимся из всех сегментов рынка добровольного личного страхования. Прирост взносов в 1-ом полугодии 2008 года по сравнению с 1-ым полугодием 2007 года составил 20% (14% в 1-ом полугодии 2007 г. по сравнению с 1-ым полугодием 2006 г). ускорение темпов роста рынка страхования выезжающих за рубеж связано с увеличением числа поездок российских граждан за рубеж. Эксперты прогнозируют еще больший рост объема данного рынка в связи с повышением страховых тарифов и расширением страхового покрытия.

    Рынок страхования выезжающих за рубеж является наиболее концентрированным сегментом рынка добровольного личного страхования. Сборы по страхованию выезжающих за рубеж десяти крупнейших компаний в 1-ом полугодии 2008 года составили 59,6% от данного рынка. (в 1-м полугодии 2007 г. - 56,2%).

    Основными игроками на рынке страхования выезжающих за рубеж являются ведущие российские универсальные страховщики. Бессменным лидером данного рынка (пока) является группа "Ингосстрах", затем следует РОСНО, обогнавшее в 1-м полугодии 2008 года компанию "РЕСО-Гарантия". Наибольшие темпы прироста взносов по данному виду страхования показывают группа "АльфаСтрахование", "Ренессанс-Страхование" и группа "УралСиб".


    Список использованной литературы


    1.     Конституция Российской Федерации (в ред. От 21.07.07). - М.: "Кодекс", 2008.

    2.     Гражданский кодекс РФ. Ч.1-4. -М.: "Кодекс", 2008.

    3.     Налоговый кодекс РФ. Ч.1-2. -М.: 2008.

    4.     Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". - М.: "Закон", 2007.

    5.     Федеральный закон РФ от 24.11.96 № 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации".

    6.     Указ Президента РФ от 7.071992 г. № 750 "О государственном обязательном страховании туристов". РГ от 11.07.92 г.

    7.     Указ Президента РФ от 06.04.94 г. № 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования". РГ от 12.04.94 г.

    8.     Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50644-94 от 21 февраля 1994 "Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов".

    9.     Положение Центрального Банка РФ от 24 сентября 1999 г. № 89-п "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков".

    10.           Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. - М.: Волтерс Клувер, 2008.

    11.           Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование: Учебник для вузов. -СПб: Питер, 2004.

    12.           Гвозденко А.А. Страхование в туризме. - М.: Аспект-Пресс, 2002.

    13.           Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    14.           Гуляев В.Г. Организация туристических перевозок. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    15.           Ермасов С.В. Страхование. - М.: Юнити-Дана, 2004.

    16.           Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    17.           Лайков А.Ю. Развитие страхового бизнеса в России в условиях действия системных ограничений. - М.: Страховое дело.7.2007.

    18.           Лайков А.Ю. Как обеспечить приоритет потребителей перестраховочных услуг". - Финансы, № 10, 2006.

    19.           Малкова О.В. Страхование в системе международных экономических отношений. - М.: Феникс, 2003.

    20.           Маринин М.М. Туристические формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2002.

    21.           Пинкин Ю.В. Справочник страховщика. - М.: Феникс, 2008.

    22.           Пфайфер К. Введение в перестрахование. - М.: Анкил, 2006.

    23.           Роик В.Д. Социальное страхование профессиональных рисков. - М.: Изд. РАГС, 2006.

    24.           Рябкин В.И., Тихомиров С.Н., Баскакова В.Н. Страхование и актуарные рсчеты. - М.: Экономистъ, 2007.

    25.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008.

    26.           Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. Страховое дело: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.

    27.           Туризм и туристическое хозяйство. Учебник / под ред. Чудновского А.Д. - М.: ЭКМОС, 2003.

    28.           Чернова Г.В. Страхование. - М.: Проспект, 2008.

    29.           Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. - М. "Дашков и Ко", 2003.

    30.           Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.3-е изд. перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001.

    31.           Юлдашев Р.Г. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. - М.: Анкил, 2002.

    Интернет-ресурсы:

    32.           #"#">www.ins-union.ru

    33.           #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]Богданов И.К. Итоги развития страхового рынка России за 2008 г. «Эксперт РА» 12.03.08, с.3.


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.