Страхование государственных служащих
Проанализировав современные
тенденции развития российского страхового рынка можно сделать следующие выводы:
В первом квартале 2008 года
страховой рынок продолжил активное развитие. Среди тенденций прошлого квартала,
можно выделить следующие основные:
·
дальнейшее сокращение числа страховых компаний; активные действия
надзора по борьбе с недобросовестными страховщиками;
·
структуризация рынка в связи с отраслевой специализацией;
·
укрупнение компаний; сохранение высокой активности по сделкам
M&A; активное формирование и реструктуризация страховых и финансовых групп;
·
постепенное развитие классического страхования жизни на фоне
очищения рынка страхования жизни; рост убыточности в отдельных секторах общего
страхования.
По итогам 1 квартала 2008 года
число страховых организаций продолжает сокращаться. На 31 марта их
зарегистрировано в Государственном реестре 842.
Динамика основных показателей
страхования жизни свидетельствует о стабильном процессе улучшения в данном
секторе страхового рынка.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКАМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ
Современный российский страховой
рынок функционирует в крайне непростых условиях. На протяжении ряда последних
лет и без того крайне незначительная доля реального страхования в ВВП неуклонно
снижалась, что являлось индикатором невостребованности обществом и нежизнеспособности
сложившейся в стране модели страховых отношений.
Сегодня трудности развития
отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом. В
настоящее время стоит задуматься не столько о развитии, сколько о выживании
страхового бизнеса.
Кризис, с одной стороны, усугубляет
итак достаточно плачевную ситуацию с возможностью получения инвестиционных
доходов российскими страховщиками, а, с другой, - серьезно подрывает
существующий платежеспособный спрос, являющийся главным источником
существования страхового бизнеса и страхования в целом. Это воздействие на
спрос характеризуется существенным сокращением доступа к кредитным средствам и
возникновением проблемы неплатежей вследствие увеличения общей неопределенности
в отношении состояния контрагентов. В итоге не торопятся расставаться с
деньгами и пока еще платежеспособные клиенты. Из-за падения покупательской
активности могут увеличиться складские запасы производителей товаров
потребления, что будет способствовать росту страхового мошенничества.
В свою очередь, в условиях сокращения
сборов страховых премий выживание страховщиков возможно только в результате
экономии на издержках. Первым шагом к обеспечению этой экономии явилось
прошедшее по большинству компаний сокращение штата сотрудников. Поскольку серьезного
увеличения производительности труда в краткосрочной перспективе от оставшихся
сотрудников ожидать не стоит, то следующим шагом, скорее всего, будет
сокращение выплат.
Последнее, в свою очередь, как
известно из проводившихся ВЦИОМом социологических опросов, также способствует
росту страхового мошенничества. 96% клиентов предпочитают не жаловаться на
плохое обслуживание ни в рамках самой страховой компании, ни в рамках судебных
разбирательств. При этом каждый недовольный страхователь передает негативную
информацию о компании не менее 12 знакомым. В результате, еще до кризиса 44%
россиян не считало преступлением обман страховой компании, считая это
«возмездием» за обман со стороны страховщика. Ухудшение благосостояния
страхователей вкупе с экономией на выплатах страховщиком способны серьезно
увеличить эту цифру в ближайшей перспективе.
Исследования и опыт показывают, что
многие представители корпоративного сектора российской экономики рассматривают
страхование не как механизм защиты от рисков, а либо как «налог», размер
которого надо любым способом «сократить», либо как инструмент обновления
устаревших основных фондов, когда страхуют изношенное оборудование в надежде
заменить его на новое за деньги страховщика при наступлении страхового случая.
Такое отношение страхователей к
страховым компаниям обусловлено спецификой существующих источников формирования
ими спроса на страховую услугу. Наиболее значимыми источниками на протяжении
значительного времени являлись обязательное страхование, страхование, являющееся
условием кредитования и активное использование страховщиками административного
ресурса.
При этом исследование НАФИ,
проведенное по итогам 2008 года, выявило, что 83% страхователей – физических
лиц пользуется только обязательным медицинским страхованием, а еще треть
респондентов покупает полисы ОСАГО. Локомотивом роста рынка розничного
страхования стало низкорентабельное и даже убыточное страхование автокаско,
которые было непосредственно связано с развитием потребительского кредитования
в России. В то же время, понятно, что в условиях кризиса, прекращения кредитной
«накачки» экономики и падения доходов домашних хозяйств, перспективы
дальнейшего развития розничного страхования должны быть также основательно
скорректированы в сторону снижения.
Таким образом, при сохранении
сложившихся тенденций, вследствие нарастания взаимного оппортунизма и недоверия
сторон страховых отношений, добровольное страхование в обозримом будущем
сохранится лишь в «кэптивно-вмененной», фактически принудительной форме.
Перспективы развития различных видов
обязательного страхования также остаются туманными. Опыт реализации ОСАГО
показывает, что они будут осуществляться без должного учета интересов
страхователей. Так, в очередной раз переносятся сроки вступления в силу
поправок о прямом урегулировании и упрощенной процедуре оформления ДТП.
Внесенные не так давно изменения о возмещении УТС и износа в ОСАГО приводят
закон в соответствие с реальностью, и это «всего лишь» спустя 4 года с введения
этого вида страхования. Многочисленные проблемы по-прежнему не решены, о чем
свидетельствует, в частности, устойчивый рост жалоб страхователей по ОСАГО в
ФССН. Широкое распространение этого не вызывающего доверия у потребителей вида
страхования способствует росту недоверия к страхованию вообще и к страховому
бизнесу в частности.
Представляется, что в сложившихся
условиях такая модель развития страховых отношений, сочетающая лишь
обязательное и вмененное страхование, имеет объективные границы. Ее дальнейшая
реализация будет приводить к все большему росту недоверия потребителей, что
будет неизбежно способствовать «отторжению» от страховщиков все большего
количества благонадежных страхователей, усиливать стремление к мошенничеству и
увеличивать убыточность страховых операций в условиях снижения притока премий.
Могут также участиться случаи краж бланков полисов из офисов страховых компаний
с целью их дальнейшей реализации для выполнения формальных требований
контролирующих органов.
Падение платежеспособного спроса и
необходимость снижения издержек должны привести страховщиков к пониманию
необходимости изменения подходов к формированию качества и процессу реализации
страховых услуг. Страхователь должен изменить свое отношение к страхованию в
пользу понимания необходимости его использования в качестве эффективного
инструмента борьбы с рисками и оптимизации за счет этого своих издержек. Но это
требует от страховщика, часто концентрирующего свое внимание на моменте продажи
и игнорирующего дальнейшее профессиональное обслуживание своих клиентов,
кропотливой работы и отказа от ожидания «моментальных» результатов.
Кризис требует от страховщиков
большей эффективности при меньших затратах, что достижимо в современных
условиях лишь при одном условии – лояльности клиента. А эта лояльность, в свою
очередь, достигается при возможности конструктивного диалога со страховщиком на
всех этапах подготовки, заключения и реализации договора страхования, включая,
конечно, и урегулирование убытков.
Проанализировав российский рынок
страховых услуг, а так же систему страхования государственных служащих в России
и за рубежомпредлогаем реализацию ряда мероприятий по совершенствованию системы
страхования государственных служащих в России.
Мероприятия по предупреждению
несчастных случаев при страховании государственных служащих:
- разработка новых средств и
приспособлений, обеспечивающих безопасные условия труда;
- обеспечение всех монтируемых
объектов проектами производства работ или технологическими записками с
освещением в них вопросов техники безопасности и осуществления строгого контроля
за выполнением требований охраны труда;
- обеспечение строгого контроля
за техническим состоянием и исправностью всех механизмов, приспособлений и
инструментов, используемых при выполнении монтажных работ;
- своевременное проведение
периодических испытаний всех находящихся в эксплуатации механизмов и
оборудования;
- проверка, окраска и испытание
грузозахватных приспособлений, тары, механизмов и станочного оборудования;
- инструментальная проверка
контуров заземления электроустановок;
- анализ случаев травматизма
прошедшего года с целью исключения их повторения в будущем;
- обеспечение должностными
инструкциями инженерно-технических работников, ответственных за безопасное
производство погрузочно-разгрузочных работ, а также стропальщиков, выполняющих
эти работы.
Спецодежда и спецобувь,
выдаваемые рабочим, должны отвечать требованиям ГОСТов и техническим условиям,
быть исправными и соответствовать росту рабочего. Спецодежда не должна стеснять
движений работающего, быть легкой и удобной в носке, а также гигиеничной. Сроки
носки спецодежды устанавливаются со дня фактической выдачи ее рабочим. Если
спецодежда пришла в негодность до истечения срока носки по причинам, не
зависящим от рабочего, администрация обязана заменить или отремонтировать
спецодежду на основании акта, составленного администрацией с участием
представителя профорганизации. Администрация имеет право продлить срок носки
спецодежды, если по истечении установленного срока носки она оказалась
пригодной к дальнейшему использованию.
Для рабочих предприятий и строек
законодательством установлен ряд льгот и компенсаций, направленных на улучшение
условий труда и профилактику профессиональных заболеваний, а именно:
- дополнительный отпуск
- сокращенный рабочий день
- дополнительные перерывы
- выдача молока
- лечебно-профилактическое
питание
- повышение тарифных ставок
(окладов)
- снижение пенсионного возраста
- обеспечение специального
питьевого режима и др.
Размер ущерба нетрудоспособным
лицам
Размер ущерба нетрудоспособным
лицам при потере кормильца определяется из расчета среднемесячного заработка
кормильца, за вычетом доли самого погибшего и суммы пенсии, назначенной каждому
нетрудоспособному. Если установлена смешанная ответственность за несчастный
случай, то размер возмещения уменьшается на сумму, соответствующую степени вины
пострадавшего.
Заявление о возмещении ущерба
подается руководителю. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
заключение врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) о степени утраты
трудоспособности в процентах; копия пенсионного удостоверения или другой
документ, выданный органами социального обеспечения, о размере пенсии;
заключение ВТЭК о нуждаемости в дополнительных видах помощи.
Для составления перспективного
плана на уровне современных требований необходимо провести тщательный анализ
состояния производственного травматизма по годам, периодам года, по видам
работ, возрастным группам рабочих и другим факторам. В первую очередь должны
учитываться требования, предусматриваемые планами научной организации труда
(НОТ).
На основании перспективного плана
улучшения условий труда, поступивших предложений от коллектива рабочих,
инженеров и служащих, а также данных обследований и анализа производственного
травматизма инженер по технике безопасности совместно с комиссией охраны труда
постройкома (завкома) составляет проект годового плана, который подписывается
инженером по технике безопасности, рассматривается на заседании профсоюзной
организации и утверждается главным инженером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гарантированное государственным служащим обязательное
государственное социальное страхование на случай заболевания или потери
трудоспособности регламентируется ст. ст. 236 - 241, 243 ТК и Положением о
порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию,
утвержденным Президиумом от 12 ноября 2004 г., с последующими изменениями и
дополнениями.
При заболевании, трудовом или ином увечье, в том числе при
бытовой травме, карантине и протезировании, государственному служащему
выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Основание выплаты - больничный лист (листок нетрудоспособности), выданный в
соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке выдачи
документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.
Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до
ее восстановления или до определения медико-социальной экспертной комиссией
группы инвалидности.
Особо
федеральное законодательство регулирует социальное страхование государственных
служащих, размеры обеспечения по которому строго дифференцируются в зависимости
от условий наступления нетрудоспособности и трудового стажа, Таким образом,
правовое регулирование труда государственных служащих во многом
предопределяется правовым положением государственных служащих на
административно-иерархической лестнице страны и проводится в строгом
соответствии с теми требованиями, которые предъявляются мексиканской буржуазией
как к отдельным работникам ее государственного аппарата, так и к деятельности
этого аппарата в целом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием
12.12.1993 - М.: Юрид. лит., 1993.
2.
Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской
Федерации // Государство и право. 2003. № 9.
3.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М., 2002. С. 177.
4.
Сборник законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
5.
Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование
отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-юрист. 2004. № 6.
6.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 110.
7.
Сборник законодательства Российской Федерации. 2008. № 22. Ст. 2063.
8.
Шаманаева И.И. Вопросы соотношения российского законодательства о
социальной защите государственных служащих с международными актами о правах
человека // Правовое регулирование труда государственных служащих в России и
Франции. Екатеринбург, 2006. С. 107-108.
9.
Сборник законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.
10.
Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 2003. С.
26.
11.
Государственная служба / Отв. ред. А.В.Оболонский. М., 2007. С. 209.
12.
Любовный В. Я., Ром В. Я. Новые территориальные формы интеграции науки и
производства. // Российские реформы: социальные аспекты. – М.: ЭКО. – 2003. –
320 с.
13.
Отчет мэра муниципального образования «город Свирск» о работе
администрации за I полугодие 2006 г.
14.
Попов В. Г. Специфика социального развития и управления ЗАТО. / В. Г.
Попов, К. И. Зубков, В. М. Копылов. // ЧиновникЪ. – 2006. – № 41 С. 34-39
15.
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник
для техникумов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 315 с.
16.
Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.
– М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.
17.
Справка МЛУ «Больница города Свирска» от 03.04.2006 г.
18.
Стоянова Е. Д. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2002. – 235 с.
19.
Тургель И. Д. Моноспециализированный город: теория и практика
стратегического управления социально-экономическим развитием. – Екатеринбург:
Изд-во УрГГГА, 2001. – 259 с.
Страницы: 1, 2, 3
|