Предоставление услуг физическим лицам коммерческим банком
Предоставление услуг физическим лицам коммерческим банком
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ КОММЕРЧЕСКИМ
БАНКОМ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
1.1 Сущность и функции коммерческого банка
1.2 Понятие и развитие услуг коммерческих банков
1.3 Характеристика основных видов услуг,
предоставляемых коммерческим банком
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УХТИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 4053 СЕВЕРНОГО
БАНКА СБЕРБАНКА РОССИИ
2.1 Краткая характеристика Дополнительного офиса № 4053/067
Ухтинского отделения № 4053 Северного банка Сбербанка России
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности Ухтинского
отделения № 4053 Северного банка Сбербанка России
3. КОМИССИОННЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИМ
ЛИЦАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОФИСОМ № 4053/067 УХТИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 4053 СЕВЕРНОГО
БАНКА СБЕРБАНКА РОССИИ
3.1 Анализ комиссионных услуг, предоставляемых
физическим лицам Дополнительным офисом № 4053/067 Ухтинского отделения № 4053
Северного банка Сбербанка России
3.2 Предложения по усовершенствованию банковских услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
С переходом к системе рыночных
отношений в банковском деле одной из актуальных становится проблема детального
изучения роли и места банковских услуг в общей совокупности операций
коммерческих банков, причин появления и развития новых услуг, а также их
влияния на показатели доходности и ликвидности банков. Поиски ответов на эти
вопросы будут способствовать развитию банковского дела в нашей стране, более
полному удовлетворению потребностей субъектов экономики и государства в
банковских услугах.
В последние годы отмечается
динамичное развитие российского банковского сектора (растут активы банков,
объем привлеченных вкладов, капитализация банковской системы). Одним из таких
направлений в современных условиях может стать розничный банковский бизнес. Это
вызвано рядом причин. Во-первых, крупные корпоративные клиенты уже охвачены
банковскими услугами, и конкуренция в секторе корпоративных услуг сложилась
жесткая. Рынок розничных банковских услуг только формируется и имеет огромный
потенциал роста. Во-вторых, сбережения населения являются важным источником
ресурсов для банков. В-третьих, кредитование населения способствует росту
потребительского спроса, который выступает одним из факторов экономического
роста. Кроме того, расширение услуг населению позволяет диверсифицировать
банковскую деятельность и снизить банковские риски в целом.
Таким
образом, актуальность темы исследования обусловлена:
1. Важным социально-экономическим
значением розничных услуг для банковской системы и общества;
2. Необходимостью совершенствования
деятельности банков в сфере розничных услуг;
3. Недостаточностью комплексного
исследования темы.
Тема является актуальной еще и
потому, что для поддержания прибыльности деятельности банка и ее увеличения
необходимо наращивать объемы предоставляемых банком услуг и совершенствовать
уже имеющиеся.
Услуги,
которые оказывают (производят) банки и принимают (потребляют) их клиенты, можно
отнести к числу фундаментальных экономических ценностей современного общества.
Без этих услуг хозяйственная жизнь общества немыслима, и она замирает, как
только с оказанием или получением данных услуг происходят какие-либо сбои.
Целью
дипломной работы является анализ услуг, предоставляемых физическим лицам
Дополнительным офисом № 4053 / 067 Ухтинского отделения № 4053 Северного банка
Сбербанка России.
Для
достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1.
Рассмотреть
теоретические и методологические аспекты анализа услуг коммерческого банка,
предоставляемых физическим лицам;
2.
Дать
краткую характеристику Дополнительного офиса № 4053 /067 Ухтинского отделения №
4053 Северного банка Сбербанка России;
3.
Провести
анализ финансовых показателей деятельности Ухтинского отделения № 4053
Северного банка Сбербанка России;
4.
Провести
анализ услуг, предоставляемых физическим лицам Дополнительным офисом № 4053/067
Ухтинского отделения № 4053 Северного банка Сбербанка России;
5.
Разработать
и экономически обосновать предложения по усовершенствованию банковских услуг.
Объектом
исследования настоящей дипломной работы является Ухтинское отделение № 4053
Северного банка Сбербанка России.
Предметом
исследования являются услуги банка и финансовые показатели деятельности Ухтинского
отделения № 4053 Северного банка Сбербанка России за 2006-2008 годы.
Дипломная
работа состоит из введения, трех глав основной части, выводов (заключения),
списка литературы и приложений. Каждая глава соответствует задачам,
поставленным в работе.
Во
введении обоснована актуальность выбора темы, определены объект, предмет
исследования, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы источники
информации.
В
первой главе рассмотрены теоретические и методологические основы анализа услуг,
предоставляемые коммерческим банком физическим лицам.
Во
второй главе представлена краткая характеристика Дополнительного офиса № 4053
/067 Ухтинского отделения № 4053 Северного банка Сбербанка России и проведен
анализ его финансовой деятельности за 2006-2008 годы.
В
третьей главе проводится анализ перспектив и тенденций развития услуг
коммерческих банков, предоставляемых физическим лицам, сделаны выводы и внесены
предложения по внедрению новых экономически обоснованных видов банковских
продуктов и услуг.
Информационной
основой исследования являются законодательные и нормативные документы,
действующие в Российской Федерации: Федеральный Закон от 02.12.1990 №395-1
(ред. от 28.02.2009) «О банках и банковской деятельности», Федеральный Закон от
10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 10.01.2009) «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» (Принят ГД ФС РФ 27.06.2002), специальная учебная
литература по исследуемой теме (О.И. Лаврушин, Е.Ф. Жуков, Г.Н. Белоглазова и
другие), материалы периодической печати (журнал «Деньги и кредит», журнал
«Хозяйство и право» и др.), справочная и энциклопедическая литература, а также
интернет-ресурсы (www.szbsbrf.ru,
#"_Toc230443444">1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
Банковская система Российской Федерации включает в
себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства
иностранных банков.
Главным звеном банковской системы
любого государства является центральный банк страны. Центральные банки являются
регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с
укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости
национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам,
развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и
бесперебойного осуществления расчетов [2].
Кредитная организация - юридическое лицо, которое на
основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской
Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции,
предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
В соответствии с этим
законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения,
совершающие широкий круг операций на финансовом рынке. Среди них:
1. Привлечение во вклады денежных средств физических
и юридических лиц.
2. Размещение указанных средств от своего имени и за
свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.
3. Открытие и ведение банковских счетов физических и
юридических лиц.
4. Предоставление различных по видам и срокам
кредитов.
5. Покупка-продажа и хранение ценных бумаг,
иностранной валюты [1, с. 5].
Основное назначение банка
- посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от
продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на
рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения:
инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д.
Банк
отличается от небанковских специальных институтов (прочих "кредитных
учреждений") тем, что он с позиции законодательства становится таковым
только в случае, если выполняет три вытекающих из его сути операции, которые и
получили название чисто банковских. Это депозитная, кредитная и расчетная
операции. Банком считается такое учреждение, которое выполняет все три операции
одновременно.
Однако
законодательно в РФ не запрещено любому юридическому лицу заниматься кредитной
деятельностью - эти операции не являются монополией только банков. Но для этого
необходимо получить соответствующую лицензию.
Деятельность
коммерческого банка не ограничивается тремя операциями. К числу банковских
операций (кроме вышеперечисленных) относятся: кассовое обслуживание, инкассация
денежных средств и платежных документов, привлечение во вклады и размещение
драгоценных металлов, выдача банковских гарантий.
Кроме того, в соответствии с
российским банковским законодательством коммерческие банки помимо перечисленных
выше банковских операций вправе производить следующие сделки:
1. Выдачу поручительств за третьих
лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме.
2. Приобретение права требования по
исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме.
3. Оказание консультационных и
информационных услуг.
4. Предоставление в аренду физическим
и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для
хранения документов и ценностей.
5. Лизинговые операции.
Кредитная организация также вправе
выполнять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Все банковские операции и сделки
осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России и
в иностранной валюте.
Законодательно
банкам в РФ запрещено заниматься производственной, торговой и страховой
деятельностью. Это может быть связано с тем, что банки, обладая значительными
финансовыми возможностями, могут монополизировать соответствующий сектор
"небанковского" бизнеса.
Современные коммерческие банки -
банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также
население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном
банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки
являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят
коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков -
получение максимальной прибыли.
Коммерческие
банки представляют собой второй уровень банковской системы. Они концентрируют
основную часть кредитных ресурсов, осуществляют широкий диапазон банковских
операций и финансовых услуг юридическим и физическим лицам. Сегодня к группе
коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной
структурой и разным отношением к собственности. Главным их отличием от
центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди
коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные
банки. Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают
ведущее место в платежном механизме экономики.
Первым
и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в
пределах реально имеющихся ресурсов, т.е. коммерческий банк должен обеспечивать
не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными
вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике
мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других.
Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады
краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в
долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим
обязательствам (т. е. его ликвидность) оказывается под угрозой. Коммерческий
банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков,
предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах
остатка средств на своих корреспондентских счетах.
Вторым
важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков,
является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и
экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.
Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными
средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и
вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.
Экономическая
ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами, а
распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк
отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в
соответствии с действующими законодательством может быть наложено взыскание.
Весь риск от своих операций коммерческий банк берёт на себя.
Третий
принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими
клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды,
коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности,
риска и ликвидности. Ориентация на "общегосударственные интересы" не
совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него
кризисом ликвидности.
Основными
функциями коммерческого банка являются:
1.
Мобилизация (привлечение) временно свободных денежных средств и превращение их
в капитал.
2.
Кредитование государства, населения и предприятий.
3.
Выпуск кредитных денег.
4.
Осуществление расчетов и платежей в хозяйстве.
5.
Эмиссионно-учредительская функция.
6.
Консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.
Одной
из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите,
которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно
высвобождающих в процессе кругооборота фондов предприятии и денежных доходов
частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в
том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их
использования заемщиком.
Вторая
важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве.
Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на
использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений
хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть
средств, необходимых для формирования экономики. Коммерческие банки, выступая
на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только
максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать
достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения
текущего потребления.
Наряду
со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность
информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они
могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он
должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому
оценить риск будущих вложений.
Третья
функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными
субъектами - при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях
государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между
субъектами этой собственности проводились через единственный государственный
банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности
сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке
и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов
выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые,
однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих
банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим риском,
которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные
документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на
совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные
документы по форме являются внутри банковскими документами.
Во
всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в
платежном механизме экономики.
В
связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция
коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки
имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут
осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника
(инвестиционного брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании
и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки
выполняют посреднические (агентские) функции при купле продаже ценных бумаг за
счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Как
инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим
клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя
роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных
бумаг и выдачей гарантии по их размещению в пользу третьего лица; куплей
продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем
котировки ценных бумаг, т.е., объявляя на определенные ценные бумаги "цены
продавца" и "цены покупателя", по которым он обязуется их
продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от
своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от
изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет
акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым
условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка
специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат
Министерства финансов РФ, дающий право на совершение операций с привлечением
средств граждан.
Коммерческие банки выступают прежде
всего как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны,
привлекают временно свободные средства хозяйства, а с другой - удовлетворяют за
счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности
предприятий, организаций и населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|