Организация процесса кредитования юридических лиц в Республике Беларусь
Административное
влияние в экономике вылилось в неэффективность как реального, так и кредитного сектора.
Это проявляется в том, что государство, желая активизировать процессы в
экономике, жестко воздействует на направление и стоимость кредитных потоков. Но
эта политика дешевых денег для неэффективного реального сектора не дает
должного эффекта, в результате чего кредитные потоки превращаются в скрытое
финансирование и субсидирование неэффективного реального сектора, что влияет на
эффективность кредитного.
Таким
образом, в данный момент мы имеем экономическую систему, в которой государство
контролирует как реальный сектор, так и кредитный. Реальный сектор не однороден
по своей структуре, но в общем можно сказать, что он не является эффективным.
На данный
момент развития экономики Республики Беларусь банки являются основным
источником кредита для предприятий. Если учесть опыт развитых и развивающих
стран в построении кредитно-финансовой системы, то можно сделать вывод, что для
стабильной работы и развития банков и предприятий необходимо усиление функции
участия кредитора, т.е. банка в управлении предприятием. Это должно быть
выражено в реализации соответствующей модели поведения банка и предприятия.
Анализ
зарубежной практики показывает, что можно различать две модели взаимоотношений
банка и предприятия, которые можно условно назвать «на вытянутой руке» и
«непосредственное вмешательство» [24, с.35].
Первая
представляет собой модель, в которой реализуется управление по целям. Согласно
ей, банки не вмешиваются в стратегические решения, принимаемые на предприятии,
до тех пор, пока предприятия платят в соответствии с обязательствами. Банку нет
необходимости проводить мониторинг предприятия, потому что выданные кредиты
вернутся в случае неудачи кредитополучателя в виде залога. Такая модель
поведения в большей степени подходит для стабильной экономики.
Наиболее приемлемым
является развитие банковской системы Республики Беларусь в направлении модели,
ориентированной на контроль, часто называемой «управлением при непосредственном
вмешательстве». Суть этой модели заключается в том, что предприятия могут
сотрудничать с банком в процессе управления и принятия ключевых управленческих
решений, так как у предприятий нет других источников финансирования на данный
момент.
Так, в
соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.03.2000г. №124 банки
получили право направлять своих представителей в качестве наблюдателей за
хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременный
возврат кредитов в иностранной валюте; осуществлять контроль за движением
средств в иностранной валюте и белорусских рублях по всем счетам юридических
лиц; взыскивать в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей и
поручителей средства в иностранной валюте в счет погашения просроченных
кредитов в иностранной валюте. Чтобы вследствие реализации такой модели банковскую
сферу республики не поразил финансовый кризис «плохих» кредитов, построение ее
связано с выполнением ряда условий. Выполнение этих условий очень важно для
построения эффективной системы. Рассмотрим ключевые из них.
Во-первых,
несомненной проблемой для банков остается отсутствие оперативной, достоверной и
полной отчетности о реальном состоянии потенциального кредитополучателя.
Во-вторых,
крайне необходимо соответствующее законодательное обеспечение и работающие на
практике процедуры возврата долга. Без эффективной системы возврата долга
кредитополучатели теряют дисциплину, поток кредита ограничивается, и кредиторы
вынуждены для того, чтобы выживать, покрывать свои убытки за счет удорожания
кредита остальным кредитополучателям, что негативно отражается на состоянии
предприятий, а в конечном итоге — банков.
Так как
основным собственником является государство, то процедуры возврата долга (реализация
залога и санация предприятий) не получили должного развития. Все это не
стимулирует кредитный сектор направлять свои средства на длительный срок в
реальный сектор.
Проблемой
так же является и процесс возврата просроченных кредитов через суд, так как это
может занимать месяцы и годы. Основной причиной такого положения вещей является
несовершенство законодательства, дающее очень много поводов для проволочек в
судебном разбирательстве, а также позиция судов. Как правило, суд склонен
принимать сторону ответчика, который в силу «объективных» причин не может
вовремя расплатиться с банком-кредитором.
Таким
образом, для успешной реализации этой модели необходимо развитие
информационного пространства, в котором работают кредиторы и кредитополучатели;
соответствующее законодательное обеспечение и работающие на практике процедуры
возврата долга, основным элементом которой должна стать добровольная или
принудительная санация предприятий.
Несомненно,
что весомым источником кредита являются и свободные средства предприятий. К
сожалению, на увеличении свободных средств предприятий не самым благоприятным
образом сказывается то, что убытки предприятий увеличиваются, а так же
предприятия прячут часть валютной выручки в иностранных банках за пределами
Республики Беларусь, тем самым, увеличивая ресурсную базу других стран. Другим
немаловажным фактором является инфляции, которая вынуждает предприятия как
можно быстрее переводить имеющуюся у них стоимость из денежной формы в
натуральную, тем самым, увеличивая запасы сырья и материалов.
Формирование
клиентской базы для любого банка является важнейшей задачей, которую невозможно
решить просто за счет рекламы. Более того, с крупнейшими предприятиями всех
отраслей деятельности и всех форм собственности порой проводится активная
работа по переводу счетов. Однако у банка — держателя счета есть свои плюсы.
Во-первых, это наличие у большинства клиентов силы привычки, то есть нежелание
менять обслуживающего операциониста, и другие субъективные причины. Во-вторых,
банк — держатель счета при существовании заинтересованности в клиенте имеет
возможность улучшить условия его обслуживания, что может оказаться решающим
фактором в принятии клиентом решения.
Качество
кредитного портфеля банка прямо пропорционально зависит от размера проблемной
задолженности. Поэтому для повышения качества кредитного портфеля банк должен
работать с проблемными кредитами: не только с существующими, но и проводить
работу по предотвращению их возникновения.
Из числа
наиболее часто встречающихся недостатков в банковской деятельности Республики
Беларусь, свидетельствующих о серьезных проблемах в отношении управления
кредитными операциями, можно выделить следующие: отсутствие в банке документа,
излагающего кредитную политику банка; недостаточный анализ кредитуемой сделки;
поверхностный финансовый анализ; завышенная стоимость залога; отсутствие
контроля за использованием кредита; недостаток контроля за документальным
оформлением кредитов; неполная кредитная документация; неумение проводить
эффективный контроль и аудит кредитного процесса.
Таким
образом, для отечественных банков в настоящее время вопросы управления
кредитными операциями весьма актуальны, в связи с чем необходимо уделять
внимание следующим направлениям:
- анализ
кредитного рынка, разработка мероприятий по привлечению и отбору наиболее
выгодных для банка кредитных заявок;
- анализ
финансового состояния кредитополучателей;
- анализ
обеспечения возвратности кредитов;
-
обязательности соблюдения принципов кредитования (срочности, целевой
направленности, обеспеченности);
-
периодические проверки выданного кредита на предмет его возвратности:
мониторинг состояния кредитополучателя, целевых рынков; экономической ситуации
и т. д.;
- анализ
структуры кредитного портфеля, разработка и выполнение мер по реструктуризации
кредитного портфеля;
- выявление
проблемных кредитов и проведение мероприятий по ликвидации задолженности.
заключение
Кредитование
юридических лиц является важным моментом в работе банка, данный вид размещения
ресурсов один из самых прибыльных для банка, но в то же время и наиболее
рискованный. Поэтому особенно важно правильно организовать процесс кредитования
в банке, чтобы еще на стадии рассмотрения заявки клиента исключить возможность
выдачи кредита, который имеет высокий риск невозврата.
При решении
о выдаче кредита банком проводится тщательный анализ всей деятельности
предприятия, которое должно предоставить банку полный комплект необходимых для
анализа документов.
Проведенный
в работе анализ по оценке возможности выдачи кредита предприятию ОАО ЛМЗ
«Универсал» показал, что по предприятию имеется отклонение от нормативного
значения по показателю ликвидности , по состоянию на 01.11.2005 он составил 1,4
при нормативном значении 1,7 однако, учитывая выполнение остальных показателей
платежеспособности, финансовой устойчивости, а также репутацию данного
предприятия в республике, а также после проведения рейтинговой оценки данного
предприятия принято решение о возможности выдачи кредита в размере 100000000
белорусских рублей.
Анализ
кредитного портфеля филиала 633 АСБ «Беларусбанк» выявил следующее:
- филиал
занимается в основном кредитованием юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, доля которых, в общей сумме выданных кредитов составила 72,5%
, по физическим лицам 27,5%. За 2005 год кредиты юридическим лицам возросли на
84,4%, а по физическим лицам – на 15,6%, что свидетельствует о продолжении
наметившейся в банке тенденции по увеличению кредитования юридических лиц;
-
наибольшее количество кредитов выдано филиалом в долларах США, они составляют
62,9%, в белорусских рублях выдано 35,6% от общей суммы кредитной
задолженности, низкий удельный вес выдачи кредитов в российских рублях и евро
объясняется отсутствием спроса на кредитование в данных видах валют у клиентов
банка;
- одним
наиболее положительных моментов является улучшение в 2005 году структуры
кредитного портфеля. В результате оперативной работы по снижению проблемной
задолженности по филиалу, по сравнению с началом года ее размер снизился на
9,43% и составил 15,09% от общего кредитного портфеля, хотя данный показатель
является еще достаточно высоким и филиалу усилить работу с возвратом проблемных
кредитов.
Таким
образом, можно определить основные задачи филиала № 633 АСБ «Беларусбанк» на
2006 год:
1)
Формирование качественного и доходного кредитного портфеля в соответствии с
принципами и нормами кредитной политики и стратегии развития АСБ «Беларусбанк»,
снижение проблемной задолженности в общей структуре кредитного портфеля до 7%
2)
Привлечение на обслуживание и предложение банковских услуг новым клиентам,
показатели которых соответствуют нормативам выдачи кредитов в АСБ «Беларусбанк»
3)
Внедрение новых банковских инструментов – аккредитивные формы расчётов,
факторинг, банковские гарантии, микрокредитование – с целью управления
ликвидностью банка.
4)
Комплексное изучение потребностей и возможностей клиентов с целью предложения
им таких услуг, которые позволят банку минимизировать кредитные риски, а
заёмщику сократить затраты, формируя стабильный и рентабельный бизнес.
Следует
отметить, что первостепенное влияние на качество кредитного портфеля оказывает
общее состояние экономики государства в целом. Большинство потенциальных
заемщиков АСБ «Беларусбанк» имеют неустойчивое финансовое положение,
обусловленное общим спадом производства в республике, взаимными неплатежами,
критической нехваткой оборотных средств.
Для решения
данных проблем и повышения эффективности организации процесса кредитования в
целом, необходимо разработать в республике более действенную и стабильную
законодательную и нормативную базу, которая не подвержена такому большому
количеству изменений за короткий период, зачастую требования к кредитованию
юридических лиц меняются за период кредитования несколько раз. Банку же
необходимо тщательнее относиться к организации процесса кредитования, чтобы
снизить до минимума возможность невозврата кредита еще в процессе рассмотрения
документов на его выдачу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Банковский кодекс Республики
Беларусь от 25 октября 2000 г. N 441-З // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь 31.10 2000.- N 2/219
2.
Указ Президента Республики Беларусь
от 10 сентября 2005 г. N 438 Основные направления денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на 2006 год // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь 13. 09.2005. N 1/5845
3.
Постановление Правления
Национального банка Республики Беларусь 24 мая 2001 г. № 116 Правила размещения
банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь 31.05.2001 г. N 4/318
4.
Постановление правления
Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 226 Об
утверждении инструкции о порядке предоставления (размещения банками денежных
средств в форме кредита и их возврата в ред. постановлений Нацбанка от
23.03.2004 N 36, от 28.06.2004 N 103, от 28.07.2004 N 117, от 30.06.2005 N 95
// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 23 января 2004 г. N
8/10459
5.
Протокол заседания Правления АСБ
«Беларусбанк» 26 мая 2005 г. № 19.14.Порядок кредитования юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей с изменениями и дополнениями по состоянию на
26.05.2005.
6.
Протокол заседания Правления АСБ
«Беларусбанк» от 17.01.2004 года. Полномочия учреждений АСБ «Беларусбанк» при
проведении активных банковских операций с юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями.
7.
Протокол заседания Правления АСБ
«Беларусбанк» 26 мая 1999. № 19.16. Указания по кредитованию инвестиционных
проектов в системе АСБ «Беларусбанк» с изменениями и дополнениями по состоянию
на 26.05.2005 г.
8.
Протокол заседания Правления АСБ
«Беларусбанк» от 26.11.1998г. № 36.17 с изменениями и дополнениями на 14.
07.2003
9.
. Положение о порядке
приобретения, разработки и сопровождения программного обеспечения в системе АСБ
«Беларусбанк».
10.
Протокол заседания Правления АСБ
«Беларусбанк» от 12.12.2005 г. №49. Кредитная политика АСБ «Беларусбанк» на
2006 год.
11.
Протокол заседания Правления АСБ
«Беларусбанк» от 26.12.2005г. № 51.10. Рекомендации по рейтинговой оценке
предприятий.
12.
Анализ деятельности банков. Учеб.
Пособие. Под общ. ред. И.К. Козловой. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 240с.
13.
Балабанов И.Т. Банки и банковское
дело: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
14.
Банковское дело. Под редакцией
Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.
15.
Банковские операции. Учеб.
Пособие. Под общ. ред. С.И. Пупликова, – Мн.: Выш. шк., 2003. – 351с.
16.
«Беларусбанк» переходит на
централизованную IT-систему. Новик В. // Вестник Ассоциации белорусских
банков. – 2004г. – №13. – С.20-26.
17.
Белый А. Средний класс: станет ли
он опорой государству? // Свободная экономическая зона. 2005.- №3-4. - С.9-11.
18.
Белых Л.П. Устойчивость
коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. – М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1996. – 192 с.
19.
Гуринович Т. Актуальные проблемы
практики краткосрочного кредитования промышленных предприятий // Вестник
Ассоциации белорусских банков. –2005. – № 8. – С.32-33.
20.
Егоров А. Методические
рекомендации по организации проведения лизинговых сделок в коммерческом банке
// Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2003. – № 4. – С.5-23.
21.
Жуков С.Ф. Деньги. Кредит. Банки.
- М.: Бек, 1999. - 445 с.
22.
Игнатьев Л. Договор
поручительства: исторические, практические, сравнительно-правовые аспекты //
Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2000. – №31. – С.26-28.
23.
Колб К.М. Диагностика финансового
состояния предприятия // Директор. – 2002. – № 11. С.35-42
24.
Коцко С.О некоторых аспектах
работы банка по взысканию просроченной задолженности по предоставленным
кредитам // Вестник АСБ «Беларусбанк». Ежеквартальный информационный бюллетень.
– 2001. – № 4. – С.30.
25.
Кредитование предприятий в
условиях переходной экономики Республики Беларусь. И. Камалов. Проблемы
реализации кредитной политики коммерческих банков на современном этапе. Т.
Гуринович. // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2004. – №1-2. – С.22-26.
26.
Кредитная либерализация. Д.
Калимов, Р. Томкович. // Национальная Экономическая газета, – 2004. - № 10 –
С.6.
27.
Лустова Л. Кредитование
юридических лиц: реалии и перспективы // Вестник АСБ «Беларусбанк».
Ежеквартальный информационный бюллетень. –2005. – № 2. – С.6-7.
28.
Лебедев В.Н. Факторинговый кредит
// Экономика. Финансы. Управление. – 2005. – № 10. – С.78-83.
29.
Марков О.М. Коммерческие банки и
их операции: Учеб. пособие. – М.: Гелиос, 1999. – 239 с.
30.
Москвин В.А. Кредитование
инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 240с.
31.
Мудунов А.С., Алиев М.А. Проблемы
кредитования и финансирования малого предпринимательства на современном этапе
// Финансы и кредит. – 2004. – № 15. – С.81-86
32.
Наварко Г. Кредитование реального
сектора экономики // Банковский вестник. – 2004. – №6. – С.17-19
33.
Овейко С. Банковская гарантия:
комментарий к главе 20 Банковского кодекса Республики Беларусь // Белорусский
банковский бюллетень. – 2002. – № 8. – С.163.
34.
Ольшанский А.И. Банковское
кредитование: российский и зарубежный опыт. – М.: Русская деловая литература,
2003. – 352 с.
35.
Организация деятельности
коммерческих банков: Учеб. / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.;
Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Мн: БГЭУ, 2001. – 512 с.
36.
О проектах развития банковских
технологий в АСБ «Беларусбанк». В. Калашников. // Вестник Ассоциации
белорусских банков. – 2005г. – №17. – С.15-19.
37.
.Петрова И. Залог как форма
обеспечения кредита // Банковский вестник. – 2004. – №4. –С.18-19.
38.
Пузиков В.В. Некоторые аспекты
предотвращения невозврата кредита // Вестник Ассоциации белорусских банков. –
1999. – №23. – С.5-10.
39.
Степанова Г.Н. Кредитные операции
// Вестник АСБ «Беларусбанк». Ежеквартальный информационный бюллетень. – 2005.
– № 4. – С.21.
40.
.Усоскин В.М. Современный
коммерческий банк: управление и операции. - М.: Эко, 1998. - 320 с.
41.
Ясинский Ю.М. Основы банковского
дела: Учеб. Пособие. - Мн.: Тисей, 1998. - 448 с
Приложение 1
Рейтинговая оценка клиента
Таблица П.1.1
Рейтинговая оценка ОАО ЛМЗ «Универсал»
Название
показателя
|
01.11.2005
|
Уровень
критерия
|
Кол-во
баллов
|
Основные
показатели.
|
Коэффициент
Независимости
|
0,76
|
>0,5
|
10
|
Коэффициент
тек.ликвидности
|
1,5
|
От
1,7 до 1,0
|
40
|
Коэффициент
Обеспеченности
СОС
|
0,33
|
>0,3
|
20
|
Дополнительные
показатели.
|
Прибыльность
|
-
|
-
|
0
|
Соотношение
темпа роста балансовой прибыли с темпами роста реализации и темпами роста
активов
|
186,47>
101,04<102,7
|
Тбп>Тр>Тк
|
5
|
Формирование
портфеля заказов
|
-
|
-
|
0
|
Размер
дебиторской задолженности
|
-
|
-
|
0
|
Доля
неденежных расчётов в объёме реализованной продукции
|
-
|
-
|
0
|
Итого
|
|
|
75
|
|
Приложение 2
Структурный состав кредитов
в национальной валюте
Таблица
П.2.1 Структурный состав кредитов филиала 633 АСБ «Беларусбанк» за 2005 год в
национальной валюте.
Показатели
|
01.01.2005
млн. руб.
|
Уд. вес,
%
|
01.01.2006
млн. руб.
|
Уд. вес,
%
|
Отклонение
млн. руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Кредиты юр. лицам,
всего
|
8001
|
100
|
31992
|
100
|
23991
|
1. в тек. Деятельность
|
2724
|
34,0
|
8995
|
28,1
|
6271
|
1.1 векселя
|
175
|
2,2
|
225
|
0,7
|
50
|
1.2 факторинг
|
254
|
3,2
|
6353
|
19,9
|
6099
|
2.Инвестиционные
кредиты
|
5157
|
64,5
|
22396
|
70,0
|
17239
|
3. Лизинг
|
120
|
1,5
|
601
|
1,9
|
481
|
Приложение 3
Структурный состав кредитов год в иностранной валюте
Таблица
П.3.1 Структурный состав кредитов за 2005 год в иностранной валюте.
Показатели
|
01.01.2005
тыс.
долларов США
|
Уд.
вес,
%
|
01.01.2006
тыс.
долларов США
|
Уд.
вес,
%
|
Отклонение,
тыс.
долларов США
|
Кредиты
юр. лицам,
Всего
|
10908
|
100
|
26873
|
100
|
15965
|
1.
в тек. деятельность
|
9626
|
88,2
|
20933
|
77,9
|
11307
|
1.1
векселя
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1.2
факторинг
|
-
|
-
|
2372
|
8,8
|
2372
|
2.инвестиционные
|
1282
|
11,8
|
5940
|
13,3
|
4658
|
3.
лизинг
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приложение 4
Структура кредитного
портфеля по видам валют
Рисунок П.4.1 Структура
кредитного портфеля филиала 633 АСБ «Беларусбанк» в разрезе валют на
01.01.2006.
Приложение 5
Состав кредитного портфеля по характеру задолженности
Таблица
П.5.1 Состав кредитного портфеля филиала 633 АСБ «Беларусбанк» по характеру
задолженности за 2005 год.
Показатели
|
На 01.01.2005г.
|
На 01.01.2006г.
|
Сумма, тыс.руб.
|
Уд.вес,%
|
Сумма, тыс.руб.
|
Уд. вес, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Срочная задолженность
|
36323146,31
|
75,34
|
76360178,62
|
84,91
|
Пролонгированная
|
10591288,30
|
21,97
|
8172222,61
|
9,09
|
Просроченная
|
179465,90
|
0,37
|
5135007,65
|
5,71
|
Сомнительная
|
1052475,92
|
2,18
|
262454,73
|
0,29
|
Валовый кредитный
портфель
|
48211981,90
|
100
|
89929863,62
|
100
|
Отчисления в резерв на
покрытие возможных убытков
|
1052475,92
|
-
|
262454,73
|
-
|
Чистый кредитный
портфель
|
47159505,98
|
-
|
89667408,89
|
-
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|