|
||||||
Таблица 2.3.2. Агрегированные показатели отчета о прибылях и убытках (форма № 2) | ||||||
Агрегат |
Статья |
Фирма А |
Фирма Б |
|||
П12 П13 П14 П15 П16 П17 |
Выручка от реализации Затраты на производство реализованной продукции Собственный капитал - нетто П6-(А8+П12) Отвлеченные из прибыли средства Прибыль (убыток) отчетного периода Брутто-доходы |
335
168 -17928 5 30 335 |
4136,6
2524 -2586,6 1658 706,6 4138,6 |
В целом можно сказать, что полученные данные хорошо характеризуют вид деятельности потенциальных заемщиков. Наличие собственного капитала и меньшая сумма оборотных средств характеризуют промышленное предприятие, а относительно малое наличие собственного капитала и большая сумма оборотных средств - торгово-закупочную организацию, что соответствует заявленной уставной деятельности этих предприятий.
Затем определим показатели пяти групп коэффициентов:
Коэффициенты финансового левереджа, то есть показатели, характеризующие отношение собственного и заемного капитала у предприятий. После небольших расчетов по формулам, описанным в Главе 1 мы получим следующие данные (Табл. 2.3.3.):
Таблица 2.3.3.
Коэффициенты финансового левереджа
Коэффициент
Фирма А
Фирма Б
Оптимум
К1 – коэффициент автономии
Экономическое содержание: независимость от внешних источников финансирования
0,6589
0,8098
К2 – коэффициент мобильности средств
Экономическое содержание: потенциальная возможность превратить активы в ликвидные средства
0,3199
0,6965
К3 – коэффициент маневренности средств (чистая мобильность)
Экономическое содержание: реальная возможность превратить активы в ликвидные средства
-0,4070
0,6140
К4 – отношение собственного капитала к общей задолженности
Экономическое содержание: обеспечение кредиторской задолженности собственным капиталом
1,9324
5,1099
К5 – коэффициент обеспеченности собственными средствами
Экономическое содержание: наличие собственных оборотных средств у предприятия
-0,4073
0,5366
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: по полученным данным более надежным является положение фирмы Б, так как она выдерживает все показатели, и доля заемных средств составляет меньше половины средств предприятия. А значение отношения собственного капитала к общей задолженности превышает оптимальный показатель в 5 раз. Практически противоположная ситуация у другого потенциального заемщика - фирмы А. Из всех показателей удовлетворяют условиям только два - отношение собственного капитала к кредиторской задолженности и коэффициент автономии. Это также подтверждает занятие определенным видом деятельности. Следующими рассмотрим коэффициенты прибыльности (Табл. 2.3.4):
Таблица 2.3.4.
Коэффициенты прибыльности
Коэффициент
Фирма А
Фирма Б
К9 – коэффициент рентабельности выручки от реализации
Экономическое содержание: рентабельность продаж
0,0896
0,1708
К10 – коэффициент рентабельности общего капитала
Экономическое содержание: рентабельность общего капитала
0,0012
0,3076
К11 – коэффициент рентабельности акционерного капитала
Экономическое содержание: рентабельность акционерного капитала
0,0019
0,3799
К12 – отношение отвлеченных из прибыли средств к балансовой прибыли
Экономическое содержание: способность самофинансирования
0,1667
2,3464
По данным показателям предпочтительней положение фирмы Б. В данном примере мы не можем проследить за динамикой изменения данных показателей, что могло бы рассказать об изменениях в деятельности фирм, но и в данном случае в сочетании с показателями финансового левереджа мы можем говорить о более устойчивом положении фирмы Б.
Теперь перейдем к определению и изучению взаимосвязанных показателей ликвидности и оборачиваемости. До этого еще раз обратимся к агрегированным балансам предприятий и для начала определим классы ликвидных активов предприятий. Фирма Б имеет большую сумму ликвидных активов 1-го класса (денежные средства) (304 тр против 22 тр), но уступает фирме А в сумме ликвидных активов 2-го (к/с дебиторская задолженность) и 3-го (ТМЗ) классов (94 и 603 против 4122 и 1634 соответственно). Коэффициенты ликвидности и покажут нам, насколько покрывают эти ликвидные средства обязательства предприятий (Табл. 2.3.5 и 2.3.6).
Таблица 2.3.5.
Коэффициенты ликвидности
Коэффициент
Фирма А
Фирма Б
Оптимум
К13 – коэффициент покрытия задолженности
Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в перспективе
0,7107
2,5907
К14 – коэффициент общей ликвидности
Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в ближайшее время
0,5114
0,9341
К15 – коэффициент текущей ликвидности
Экономическое содержание: текущая ликвидность
0,0027
0,8352
К16 – соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
Экономическое содержание: способность рассчитаться с кредиторами за счет дебиторской задолженности
0,5029
0,2582
Таблица 2.3.6.
Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)
Коэффициент
Фирма А
Фирма Б
К6 – отношение выручки от реализации к сумме немобильных средств
Экономическое содержание: фондоотдача – объем реализации на 1 рубль немобильных активов
0,0184
3,0551
К7 – коэффициент деловой активности
Экономическое содержание: эффективность использования совокупных активов
0,0139
1,8009
К8 – отношение выручки от реализации к сумме мобильных средств
Экономическое содержание: оборачиваемость мобильных средств
0,0575
4,3866
Данные показатели рисуют нам неприглядную картину положения фирмы А - ни один из показателей ликвидности не удовлетворяет оптимальному значению. И при этом показатели оборачиваемости также более низкие по отношению к фирме Б, у которой не соответствует требуемому уровню только показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, но при этом размер этой задолженности ниже, чем у фирмы А. На основании выше изложенного можно сказать, что даже наличие большей суммы ликвидных активов у фирмы А не повышает класс кредитоспособности этого потенциального заемщика.
И, в заключение анализа по коэффициентам, определим показатель обслуживания долга, показывающего, какая часть выручки у предприятия относится на обязательства, то есть на кредиторскую задолженность. Опять мы видим, что у фирмы А практически нет свободных средств для развития предприятия, она практически еле "сводит концы с концами". Уже на данном этапе мы можем сделать вывод о том, что для банка предпочтительней кредитовать фирму Б, потому что при кредитовании фирмы А возникнет огромный риск невыполнения взятых на себя фирмой обязательств.
Но так как целью нашего исследования является практическое использование методов оценки кредитоспособности клиента, мы продолжим наше исследование и проанализируем потенциальных заемщиков с помощью моделей "Z-анализа" Альтмана и модели надзора за ссудами Чессера, описанных в первой главе данной работы.
После всех расчетов получим следующие данные:
- По модели «Z-анализа»:
Фирма А – 2,068476
Фирма Б – 6,874162
Это значит по используя данную модель фирму А можно смело отнести к группе банкротов так как ее показатель ниже требуемого значения 2,675. Фирма Б относится к группе надежных заемщиков.
- По модели надзора за ссудами Чессера:
Фирма А – 0,095
Фирма Б – 0,017, при требуемом уровне не более 0,5.
Математическая модель "Z-анализа" подтверждает вывод, который был сделан нами ранее. По модели Чессера фирма А отнесена к группе надежных с неплохим показателем.
И в заключение анализа кредитоспособности клиентов проведем рейтинговую оценку заемщиков, которая также была описана в Главе I. На основании полученных данных фирме А присвоен рейтинг в 40% (предельный уровень кредитования), а фирме Б - 90% (хорошее состояние).
Полученными данным необходимо пользоваться кредитному инспектору для составления прогнозной оценки рискованности кредитования клиента, но особенность настоящей экономической ситуации в России такова, что при решении вопроса о выдаче кредита обязательно должно учитываться также личное знакомство и беседа с потенциальным заемщиком. А иногда они имеют решающее значение в согласовании вопроса о выдаче кредита. Так, данные для проведенного выше анализа взяты из реальной бухгалтерской отчетности и можно заметить, что "потенциальному заемщику фирме А" выдан кредит под залог ТМЦ, который в настоящий момент своевременно и в расчетном объеме погашается.
Все методы управления кредитными операциями коммерческих банков можно разделить на две большие группы: это методы, используемые Центральным банком страны и методы управления, которыми пользуется каждый конкретный коммерческий банк. Так как объектом данной работы является коммерческий банк, то мы не будем подробно останавливаться на инструментах управления кредитными операциями со стороны государственных органов, ограничившись кратким описанием их. Это связано с тем, что использование тех или иных методов регулирования со стороны Центробанка влечет за собой возможное изменение в кредитной политике коммерческих банков.
Кредитно-денежная политика Центральных банков различных стран в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум.
Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитной политики:
- общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом.
- селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.
К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как::
Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.
Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIХ — начале ХХ в. В 30 — 40-х г.г. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику “дешевых денег”, то есть низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. — 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремлении обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях и в период после второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах активизировалось использование учетной политики. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось. Но в то же время в России данный метод регулирования имеет большое значение, так как многие ставки по кредитам банков формируются на основе учетной ставки Центробанка России и могут даже изменяться вслед за изменением этой ставки.
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.