МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственные ценные бумаги: сущность и значение

    С, – сумма фиксированного купона,

    при этом,


    C=N*К*180/360,


    где, К, % – значение фиксированного годового купона, определенного при размещении.

    Индекс потребительских цен публикуется ежемесячно Агентством Республики Казахстан по статистике. В случае, если индекс инфляции за истекший купонный период равен отрицательному значению, то значение индекса инфляции принимать равным нулю. Аналогично осуществляется выплата индексированного купона по долгосрочным индексированным казначейским обязательствам – МУИКАМам.

    В процессе заимствования средств заемщик должен продумать, как он будет погашать займ, а кредитор должен учитывать вероятность того, что его средства могут к нему не вернуться. Оба должны, таким образом, решить, какая процентная ставка должна выплачиваться по займу. Совершенно очевидно, что заемщик хочет получить средства по наименьшей возможной ставке, а кредитор хочет предоставить средства в кредит по наивысшей возможной ставке. Для того чтобы обе стороны могли найти ставку, которая лежит где-то посередине, необходимо учесть ряд факторов:

    Кредитоспособность;

    Стабильность государства;

    Прогноз инфляции.

    С целью защиты пенсионных активов накопительных пенсионных фондов Минфином РК выпускаются специальные валютные государственные облигации АВМЕКАМы со сроком обращения пять лет в бездокументарной форме номинальной стоимостью 100 долларов. Владельцы АВМЕКАМ имеют право на получение их номинальной стоимости при погашении и на получение вознаграждения в размере 6,14% годовых.

    Следующим типом государственных ценных бумаг являются НСО – национальные сберегательные облигации.

    Размещение НСО среди инвесторов осуществляется путем проведения подписки через финансовых агентов, которыми являются банки второго уровня, выполняющие роль субдепозитариев депозитария генерального финансового агента. Все затраты финансовых агентов по субдепозитарному обслуживанию НСО, выплате процентов и погашению номинальной стоимости облигаций компенсируются комиссионными вознаграждениями, которые оговариваются в агентских соглашениях, заключаемых с генеральным финансовым агентом, и выплачиваются МФ РК одновременно с выплатой квартальных процентов. При этом комиссионные вознаграждения не должны превышать пяти процентов годовых от размещаемого ими объема облигаций.

    Финансовые агенты принимают заявки и оплату за приобретаемые НСО от инвесторов до достижения объемов, оговоренных в агентских соглашениях. Оповещение инвесторов о выпуске и начале подписки на национальные сберегательные облигации производится МФ РК за две календарные недели до начала подписки на очередную эмиссию облигаций через средства массовой информации и финансовых агентов. Информация должна содержать: инструкцию по подписке и приобретению НСО, порядок их обращения, дату и номер эмиссии, срок обращения, дату выплаты процентов и погашения, метод расчета процентной ставки, минимальный и максимальный объем приобретения НСО единичным инвестором, список финансовых агентов, через которых может осуществляться подписка, условия признания выпуска НСО состоявшимся. Подписка продолжается в течение десяти календарных дней и заканчивается за три банковских дня до начала обращения НСО.

    При осуществлении подписки инвесторы заполняют заявку, в которой указываются полные данные об инвесторе, количество приобретаемых облигаций, дату и время подачи заявки, наименование финансового агента, обслуживающего данного подписчика. Инвестор одновременно с подачей заявки производит оплату в сумме, соответствующей количеству облигаций, указанному в заявке.

    На НСО начисляются плавающие проценты доходности, которые выплачиваются ежеквартально. Плавающая процентная ставка устанавливается равной средней ставке доходности трехмесячных государственных краткосрочных казначейских обязательств по средневзвешенной дисконтированной цене, сложившейся на аукционах, проводимых МФ РК совместно с Национальным Банком РК, за период соответствующего квартала, включая первую неделю обращения облигаций для первого квартала и недели выплаты процентов для последующих кварталов начисления процентов. Погашение номинальной стоимости облигаций производится одновременно с выплатой последней процентной ставки дохода в течение тридцати календарных дней после установленной даты. После окончания этого срока сумма невостребованных инвесторами процентных выплат и номинальной стоимости облигаций аннулируется и перечисляется в доход республиканского бюджета.

    Все операции с НСО прекращаются за семь дней до объявленной даты выплаты процентов и погашения. В течение этого времени генеральный финансовый агент должен представить в Министерство Финансов РК сводную ведомость на погашение, включающую сведения о количестве НСО, по которым производится погашение процентов и погашение к сумме выплаты отдельно по каждому финансовому агенту. Затем средства, необходимые для выплаты квартальных процентов и погашения облигаций, перечисляются Министерством Финансов РК на корреспондентские счета финансовых агентов за один банковский день до объявленной даты выплаты.

    Подписка на НСО была ориентирована в основном на население, однако, как показывает анализ, физическими лицами НСО приобретаются лишь на небольшие суммы.

    Наиболее популярными государственными ценными бумагами являются краткосрочные ноты Национального Банка РК со сроком обращения от 7 дней до 91 дня номинальной стоимостью 100 тенге. Краткосрочные ноты представляют собой инструмент денежно-кредитной политики Национального Банка, предназначенный для регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке. Краткосрочная нота представляет собой обращаемую эмиссионную государственную дисконтную бездокументарную ценную бумагу, которая размещается Национальным Банком по дисконтированной цене, а погашается по номинальной стоимости.

    Условия выпуска и размещения, а также срок обращения краткосрочных нот определяются в соответствии с целями денежно-кредитной политики, проводимой Национальным Банком РК.

    Национальный Банк по согласованию с первичным агентом вправе произвести досрочное погашение вылущенных им краткосрочных нот как в полном объеме, так и частично, если в условиях выпуска и размещения было закреплено данное право и указана дата досрочного погашения.

    Размещение краткосрочных нот Национального Банка РК осуществляется следующими методами:

    -        методом аукциона, проводимого Национальным Банком РК;

    -        методом продажи Национальным Банком по дисконтированной

    цене, согласованной с первичными агентами;

    -        методом доразмещения.

    Аукционный метод размещения краткосрочных нот заключается в том, что удовлетворение заявок начинается с наибольшей дисконтированной цены, указанной в заявках первичных агентов, и заканчивается по цене отсечения. Национальному Банку РК предоставлено право покупать и продавать выпускаемые им краткосрочные ноты на вторичном рынке государственных бумаг в целях оперативного воздействия на состояние финансового рынка. Приобретая или продавая ноты, НБ РК тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность, либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО – важнейший денежный ориентир денежного рынка. Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков – учётной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.


    Показатели по первичному размещению нот НБК

    Срок обращения нот НБК

    Дата аукциона

    Объем, установленный

    Минфином, НБК,

    Фактич.

    спрос

    Удовлетворенный объем,

    Доходность номинальная

    Эффективная

    доходность

    Ноты 28 дней

    01.02.2008

    25 000,00

    31 272

    31 173

    6,16

    6,34

    Ноты 26 дней

    02.09.2007


    100 000,00


    39 420


    39 221


    5,35


    5,48


    Ноты 91 день

    13.07.2007


    200 000,00


    165 804


    200 000


    5,41


    5,52


    Ноты 180 дней

    22.06.2007


    200 000,00

    109 476


    108 337


    5,95


    6,04


    Ноты 363 дня

    11.05.2007


    200 000,00


    87 445

    75 880


    6,50


    6,50



    Обращение краткосрочных нот начинается со дня, установленного Национальным Банком для оплаты первичными агентами за приобретенные краткосрочные ноты, и завершается за один рабочий день до даты погашения или даты досрочного погашения.

    Владелец краткосрочных нот имеет право передавать их в залог, проводить операции РЕПО и обратного РЕПО, продавать и покупать их на вторичном рынке. Объем биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке в 3 квартале 2007 увеличился на 9,19% по сравнению с началом года, в связи с увеличением объема сделок «репо» на 8,17% и объема первичных размещений – на 0,37%, соответственно. На долю сделок «репо» в общем объеме сделок с государственными ценными бумагами приходится 94,47%.


    Объемы сделок на KASE с государственными ценными бумагами


    за 1 квартал

    2007 года

    за 2 квартал

    2007 года

    за 3 квартал

    2007 года

    изменения за 3 квартал, в %

    Объем сделок, в том числе:

    4 794 355

    5 454 649

    5 956 126

    9,19

    первичные размещения

    19 809

    40 135

    40 282

    0,37


    Государственные ценные бумаги, находящиеся в обращении на территории Республики Казахстан


    на 1 октября 2006 года

    на 1 января 2007 года

    на 1 апреля 2007 года

    на 1 июля 2007 года

    на 1 октября 2007 года

    Всего в обращении в т.ч.

    611 774

    906 076

    1 235 740

    1 308 925

    885 803

    Ноты Национального Банка

    243 374

    533 103

    837 492

    867 530

    404 439

    Ценные бумаги Министерства финансов

    362 740

    368 280

    393 555

    438 002

    477 971

    ценные бумаги местных исполнительных органов

    5 660

    4 693

    4 693

    3 393

    3 393


    Всего, на 1 октября 2007 года в обращении на территории Республики Казахстан находилось государственных ценных бумаг на сумму 885 803 млн. тенге.

    Как любые ценные бумаги, государственные ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым они поддаются анализу. Первый из них – надёжность. Надёжность государственных ценных бумаг по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, представляется достаточно высокой, поскольку агентом выступает Национальный Банк РК, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые выпуски. Так, что надёжность государственных ценных бумаг исключительно высока.

    Что касается ликвидности, т.е. возможности быстро продать и быстро купить, то пока проблем с государственными ценными бумагами практически не было. А когда у ценной бумаги высокая надёжность и высокая ликвидность, то доходность её бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя первыми замечательными качествами. Известно, чем больше риска, тем больший доход платит эмитент.

    Рынок государственных ценных бумаг – оптовый, профессиональный, хотя в нормально отлаженной экономике население, конечно же, имеет право покупать государственные ценные бумаги, но подавляющее большинство населения никаких государственных ценных бумаг не покупает, а свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки – это уже профессионалы на рынке ценных бумаг – работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика.

    Хотя, принимаются меры по популяризации рынка ценных бумаг среди населения путем публикации статьей в СМИ, участия в интервью, конференциях, круглых столах. Также были подготовлены видеоролики для телеканала «Хабар». Кроме того, Агентством по регулированию и надзору РК подготовлены брошюры-памятки для начинающих инвесторов на рынке ценных бумаг, распространение которых планируется, как посредством размещения на веб-сайте Агентства, так и среди населения.

    В целях упрощения доступа населения к финансовым продуктам и услугам Агентством пересмотрены требования, предъявляемые к трансфер-агентской деятельности. Данные меры способствовали появлению на рынке ценных бумаг первых трансфер-агентов. Так, в мае 2006 года лицензии на осуществление трансфер-агентсткой деятельности были выданы АО «Казпочта» и ТОО «C-n-D Express».

    Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики РК. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов.

    Таким образом, создание за короткое время устойчивого рынка государственных ценных бумаг следует признать успехом, но его нынешние особенности создают известные проблемы, одна из которых заключается в повышении расходов государства по обслуживанию долга. Недобор «штатных» доходов правительство пытается возместить увеличением займов внутри и вне страны. Малодоступность или неприемлемость альтернативных источников финансирования в настоящее время не позволяет сокращать эмиссию государственных ценных бумаг.

    Между тем интенсивное наращивание эмиссии государственных ценных бумаг существенно увеличивает затраты по обслуживанию государственного долга. Издержки обслуживания госдолга постепенно приближаются к возможностям налоговой базы бюджета. На 1 февраля 2007 г. сумма государственного долга Казахстана, выпущенного в виде государственных ценных бумаг, включая муниципальные облигации, составила вместе с обслуживанием в текущих ценах 1 449,3 млрд. тенге, или эквивалент 11 480,4 млн. долларов по курсу 126,24 тенге за доллар. С 1 по 31 января 2007 года общая сумма долга в тенговом эквиваленте выросла на 332,7 млрд, в долларовом на 2 688,3 млн. Соответствующие показатели изменения долга в декабре 2006 года составляли +178,3 млрд. тенге, или 1 460,3 млн долларов.

    Одной из мер по снижению стоимости обслуживания внутреннего государственного долга является реструктуризация госдолга в пользу относительно более «длинных» ценных бумаг. В то же время реструктуризация должна сопровождаться соответствующими мерами денежно-кредитной и налоговой политики, направленными на повышение привлекательности вложений в другие сектора экономики и инструменты финансового рынка. Среди факторов, характеризующих рынок государственных ценных бумаг, важную роль играют особенности организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг, их ликвидность и доходность.

    Одно из условий эффективного развития государственного рынка ценных бумаг – организация устойчивого первичного рынка ценных бумаг. Поэтому необходимо расширять круг держателей государственных ценных бумаг, регулировать операции по продаже, диверсифицировать инструменты государственного долга. Однако на увеличение объемов первичного рынка государственных ценных бумаг влияет не только привлекательность его инструментов, но и степень учета интересов отдельных его участников. Предпринимаемые усилия привлечь население к финансированию государственного долга не дают заметных результатов. Физические лица предъявляют ограниченный спрос.

    Одно из условий расширения круга держателей государственных ценных бумаг – наличие успешно функционирующего и ликвидного вторичного рынка, основными характеристиками которого являются большой объем обращающихся государственных ценных бумаг с четкой и объективно регулируемой. Развитие первичного рынка государственных ценных бумаг способствует повышению активности и на вторичном. Вторичный рынок растет более быстрыми темпами. Его доля в рынке государственных ценных бумаг составляет 49,17%. Как на первичном, так и на вторичном рынке основная доля сделок приходится на ноты Национального банка. Соответствующие показатели равны 58,4% и 49,9%. Объяснить перевес нот Национального банка и ГКО‑З можно их более высокой ликвидностью и коротким сроком погашения. В секторе среднесрочных и долгосрочных облигаций Министерства финансов наибольшим спросом пользовались бумаги со сроком погашения от 731 до 1825 дней.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.